§1. Информация

Представьте себе, что вы ничего не видите, ничего не слышите, не ощущаете никаких запахов, ни холода, ни тепла, а вдобавок и вся пища абсолютно безвкусная...

Надо полагать, жизнь сразу бы потеряла для вас всю свою привлекательность. Ни тебе телевизора, ни компьютерных игр, ни музыки, ни чудесных цветочных ароматов, ни “удивительно устойчивых и свежих вкусов”! И все это потому, что нас лишили постоянного потока ИНФОРМАЦИИ - сведений, без которых немыслимо наше нормальное существование в окружающем мире. А они необходимы человеку, как воздух и вода.

Мало того, смело можно сказать, что человек тем и отличается от животного, что его потребности в информации неизмеримо выше. Вот только один пример. Около сотни детей по разным причинам выросли в окружении зверей, лишенные всего лишь обычной человеческой речи - одного из главных видов информации. Результат печален - в отличие от легендарного Маугли из них получились существа, почти не отличающиеся от животных.

Попробуем все-таки разобраться немного подробнее с таким жизненно важным предметом, как информация. Пусть ваш приятель принес видеокассету с самым новым захватывающим фильмом о космических приключениях. Вы ни секунды не сомневаетесь, что эта кассета гораздо ценнее, чем точно такая же, но с записью скучного и неинтересного фильма.

А, собственно говоря, почему? Фирма-производитель и марка кассеты совпадают, видеокассета со скучным фильмом даже новее кассеты с записью нового фильма... И вес у них одинаковый. И даже подробнейший физико-химический анализ не найдет особых отличий в составе вещества обеих кассет.

Так чем же нам так ценна именно кассета с записью космических приключений? Ну конечно же, ИНФОРМАЦИЕЙ.

Информация - это очень странный объект. Вы можете посмотреть один и тот же фильм с видеокассеты, с видеодиска, с компьютерного CD-диска, просто в кинотеатре, в конце концов... Информация одна и та же, но в рассмотренных случаях она находится на разных носителях. Как правило, нам совершенно неважно, на каком носителе находится информация, лишь бы было качественное ее воспроизведение.

Немного попозже в курсе физики вы узнаете, что все предметы вокруг нас характеризуются наличием в них вещества (грубо говоря, одни легче, другие - тяжелее) и энергии. Кто сомневается в наличии энергии, например, в холодном утюге - попробуйте уронить его себе на ногу (это чисто умозрительный эксперимент!). Но, кроме всего прочего, любой предмет содержит в себе еще и информацию.

Не говоря уж о видеокассете, даже самый маленький камешек, валяющийся на дороге, можно изучать, получая информацию о его химическом составе, физических свойствах породы, особенностях его образования в земной коре и т. п.

Ну и, кроме того, информация - это то, что нам предоставляют телевидение, радио, газеты, книги... Информация - это карты местности и картины художников. Информация - это миллионы научных трудов, созданных нашей цивилизацией. Информация - это ваши школьные учебники, без которых трудно стать образованным человеком.

Теперь поговорим немного о другом.

Оторвитесь на секунду от нашего учебника и выгляните в окно. Вы увидите дома и людей, солнце и небо, деревья и траву и автоматически переключитесь на анализ информации совсем другого сорта. Она очень сильно отличается от однообразных черных строчек с буковками, которые вы видите в книге.

Информация, получаемая с помощью букв и цифр, называется символьной; информация, получаемая с помощью зрительных образов окружающего мира, называется видеоинформацией.

И если раньше человек имел дело в основном с видеоинформацией, то современная цивилизация с ее книгами, статьями, газетами, научно-технической документацией, разнообразными расчетами - от орбит спутников до заработной платы - окружила нас бездонными морями символьной информации, способными поглотить любого в своих пучинах.

А человек создан природой, как мощный аппарат по переработке видеоинформации. Вспомните хотя бы пословицу “Лучше один раз увидеть чем сто раз услышать”. Сегодняшнее стремительное развитие новых технологий было бы невозможно, если бы не изобрели специальные устройства для покорения океанов символьной информации. Ими и стали компьютеры или электронно-вычислительные машины (ЭВМ). Итак, информатика это наука обо всех видах информации и инструментах ее обработки. Иными словами,

Информатика изучает процессы получения, хранения, переработки и передачи
информации и разрабатывает технологии этих процессов.

Человек и компьютер вместе с дополнительным оборудованием для компьютера (профессионалы бы сказали - периферийным оборудованием) - основные инструменты в этих технологиях. Пожалуйста, обратите внимание на то, что человек - это тоже мощнейший инструмент по переработке информации, где роль устройств по сбору информации выполняют его органы чувств; сохраняет и перерабатывает информацию мозг, а передача осуществляется самыми разными способами, из которых важнейшие - устная и письменная речь.

Вопросы и задания

  1. Что изучает информатика?
  2. О каких двух основных видах представления информации рассказано в этом параграфе?
  3. Какие способы передачи информации от человека к человеку вы знаете?
  4. Разузнайте подробнее, каким образом записывается информация о фильме на тех носителях, которые были перечислены в этой главе и сделайте об этом сообщение на уроке информатики.
  5. Приведите примеры, когда компьютер не может заменить человека в деле обработки информации.
TopList