§ 14. Компьютерная обработка графической информации.
Графические редакторы

Мы уже говорили о том, что современный мир немыслим без компьютерной обработки графической информации. Это необходимо не только профессионалам, создающим мультфильмы и спецэффекты, компьютерные игры и книжные иллюстрации.

Деловая графика, простейший пример которой вы видели в отчете тренера клуба “Шустрые Шиповки”, становится все более необходимой. Информация, поданная в привычной человеку форме, позволяет быстро принимать качественные решения в самых разных областях деятельности.

Даже перед операторами некоторых атомных электростанций на экране мониторов высвечиваются не только сотни цифровых показателей, но и сформированное компьютером человеческое лицо, каждый из элементов которого отражает какой-либо показатель работы станции. Скажем, поднимающиеся вверх брови говорят о повышении давления в трубопроводе. За долгие тысячелетия человек научился почти мгновенно анализировать выражение лица другого человека, пусть даже изображенного на экране монитора, поэтому даже мельчайшие изменения режима станции окажутся сразу же замеченными.

Быть может, некоторые из вас имели дело с компьютерными обучающими программами и смогли оценить присутствие иллюстраций, выводимых на экран монитора. Согласитесь, без них изучать предмет было бы гораздо скучнее.

Компьютерная графика все чаще используется на лекциях в университетах, на школьных уроках, на различных совещаниях.

И уж конечно без компьютерной графики немыслимы странички в “Виртуальной школе” и в Интернете. Именно графике обязан Интернет своим триумфальным шествием по планете.

В общем, работа с графикой на компьютере все больше становится элементом обычной компьютерной грамотности и скрывается за фразой “Требуется умение работать на ПК” (т.е. персональном компьютере) во многих объявлениях о приеме на работу.

Для ввода текста с помощью ЭВМ используется клавиатура с разнообразными наборами символов. Что же касается графики - тут, как правило, нечего предложить, кроме манипулятора “мышь”. Понятно, что им так же удобно рисовать, как и куском мыла (если бы существовал такой вид искусства). Конечно, есть люди (и их не так уж и мало), способные даже мышкой нарисовать неплохую картину (смотри, например, рис.23), но все же обычные карандаши, фломастеры, кисточки художникам гораздо привычнее.

Для того, чтобы успешно справиться с обработкой графической информации на компьютере, используя мышь, создано множество специальных программ. Они делятся на несколько групп:

Графические редакторы. Незаменимы, когда требуется нарисовать или подправить картинку.

Программы корректировки и преобразования фотографий. С их помощью можно добавить фотографии яркость или контрастность, отретушировать ее, создать те или иные эффекты (например, добиться иллюзии, что изображение находится на шаре или отчеканено на металле - и т.п.)

Программы создания графиков и диаграмм по имеющимся числовым данным.

Программы, с помощью которых текст и иллюстрации объединяются в книгу, журнал, брошюру или газету. Их еще называют программами компьютерной вёрстки.

Программы создания слайд-фильмов и мультфильмов.

image100.jpg (13976 bytes)

Рис 23. Рисунок, сделанный мышкой в графическом редакторе.
(М.Мезенцева, 10 класс, шк. №104, Екатеринбург)

Программы презентационной графики. По названию ясно, где эти программы используются. Графическое изображение и звуковое сопровождение объединяются с помощью этих программ и просто незаменимы, если надо быстро проиллюстрировать какое-нибудь выступление, будь то лекция, деловое совещание или реклама продукции.

Конечно, возможны самые разные варианты объединения вышеназванных программ в пакеты: и друг с другом, и с текстовыми редакторами, и с электронными таблицами, и с базами данных, которые мы будем изучать позже.

Знакомство с программами обработки графической информации мы начнем с изучения графического редактора. Отметим, что разнообразные графические редакторы не очень-то отличаются друг от друга, поэтому, освоив один, вы при необходимости быстро разберетесь, как работать и с любым другим. Впрочем, то же самое можно сказать и про другие виды программ.

Те из вас, кто внимательно читал предыдущие абзацы, не могли не задаться вопросом: а зачем вообще нужен графический редактор, если рисовать в нем не очень-то удобно? Не проще ли всегда и во всех случаях пользоваться сканером, переводя в электронный вид рисунки, подготовленные с помощью самых обычных карандашей, фломастеров, красок и кисточек?

Но давайте представим себе художника, который долго трудился над какой-нибудь картиной, написал ее масляными красками, а на следующее утро с ужасом понял, что вот не по душе ему бурый медведь на сосне. Лес, стало быть, радостный, солнечный, веселый, а мишка угрюмый, и забирается на сосну как бы нехотя, без молодецкого задора. Стирать надо медведя. Нарушает он настроение рисунка.

После такого решения почти наверняка не один час уйдет только на то, чтобы аккуратно замазать старого медведя, прежде чем рисовать нового. А если рисунок сделан акварелью, так и вообще придется переделывать все с самого начала. Не случайно так много времени уходит у художников на карандашные эскизы, которые легко править.

Но ведь ни по одному эскизу невозможно до конца понять, как будет выглядеть полноцветная картинка. А в графическом редакторе можно без особого труда изменять готовый цветной рисунок. И уже ради одного этого свойства он интересен.

Конечно, речь не идет о том, чтобы создавать шедевры живописи, используя компьютер и графический редактор (хотя, быть может, и здесь они бы пригодились - например, для отработки композиции). Мы говорим прежде всего о подготовке электронных и бумажных документов. И для их оформления графический редактор незаменим. А легкость корректировки - только одно из многих его полезных свойств. Как правило, схемы и графики, простейшие оформительские работы делаются в нем быстрее и качественнее, чем вручную.

Посмотрите на рис. 24. На нем показаны основные компоненты графического редактора, которые превращают его в незаменимого помощника художника-оформителя.

image102.gif (11817 bytes)

Рис. 24. Основные компоненты графического редактора.

Со всем, что изображено на рисунке, вы еще неоднократно встретитесь на практике, а пока давайте поговорим немного о другом.

Несмотря на то, что возможности различных графических редакторов довольно близки, среди них можно выделить две принципиально различные группы.

Чтобы понять разницу, вспомните свое светлое и беззаботное времечко в начальной школе, когда у вас был всего лишь один учитель, четыре урока в день и совсем крохотное домашнее задание.

Тогда на уроках рисования вас обучали различным видам художественного творчества. Вы рисовали фломастерами, цветными карандашами, акварельными красками... Но, кроме всего прочего, вам наверняка запомнился такой своеобразный вид создания рисунков, как аппликация.

Как ни странно, но очень многие графические редакторы устроены именно по принципу аппликации. Они называются векторными. Редакторы, работа в которых больше походит на рисование карандашом или кистью, называются растровыми (в частности, именно с помощью такого редактора сделан рисунок, показанный на рис.23).

Конечно, мы лишь весьма условно очертили различия между этими двумя типами редакторов. Немного попозже мы вернемся к тому, как они кодируют графическую информацию, и поймем, что они различаются гораздо существеннее.

Подведем итоги:

Вопросы и задания:

  1. Какие плюсы графических редакторов привели к их повсеместному распространению?
  2. Для каких видов художественных работ они подходят, а для каких - нет?

 

TopList