Практикум № 9.

Создание кадров для мультипликации.

Напомним, что в §20 речь шла о достоинствах формата GIF. Одно из них - прозрачный фон - мы уже научились создавать в предыдущем практикуме. Со вторым познакомимся поближе сегодня.

Итак, в файле формата GIF хранится не просто одно изображение, как в файле с расширением JPG. И не просто изображение с палитрой. Оказывается, там можно расположить целый склад картинок с механизмом их извлечения на свет.

Схема этого склада приведена на рис. 81.

Рис. 81. Схема графического файла GIF-формата.

И если с картинками и палитрой вам, наверное, все более-менее понятно, то механизм управления показом картинок выполняет следующие действия:

  1. Определяет, сколько времени (в сотых долях секунды) данный рисунок находится на экране.
  2. Устанавливает, каким образом меняется картинка. Возможен такой случай, когда, скажем, рисунок №1 постоянно будет находиться на экране, а все остальные будут чередоваться на его фоне. Это очень часто используется в “движущихся” картинках, когда, например, неподвижный человечек машет рукой.
  3. Определяет, сколько раз будет повторяться показ всех картинок, начиная с первой. Возможно, эти повторения будут бесконечными.

У механизма есть и некоторые другие функции, с которыми вы, при желании, легко разберетесь и самостоятельно. Нам же пока хватит и этих трех.

Можно, конечно, расположить на этом своеобразном GIF-складе картинки, имеющие друг с другом мало общего. Ну, скажем, виды родного города. А можно (и это используют гораздо чаще) поместить картинки, представляющие фазы движения какого-либо предмета. Такие, например, как на нашем рисунке.

Как вы знаете, любой художественный фильм или мультик представляют собой набор неподвижных изображений-кадров, которые меняются с частотой 24-25 раз в секунду. Человеческий глаз воспринимает такое мелькание, как иллюзию движения, на чем, собственно говоря, и держится весь кинематограф.

Иными словами, если мы быстро сменим даже всего лишь две-три картинки, этого вполне достаточно для создания анимационного, или движущегося изображения.

По счастью, в нашем распоряжении находится целый склад самых разнообразных фрагментов веселых картинок. Он располагается в “Виртуальной школе” в папке DETALI. Из него вполне можно выбрать несколько картинок, объединить их и создать анимационный пакет - GIF - изображение.

В качестве примера возьмем, скажем, три фазы полета птички и одну голову (см. рис. 82). Конечно, вы можете взять и любые другие детали рисунков. Никто не мешает объединять их и с изображениями, находящимися в самых различных папках "Виртуальной школы".

Рис. 82. Исходные рисунки из папки "DETALI", взятые для создания анимированного GIF- изображения.

Перед нами, таким образом, стоит достаточно сложная задача:

  1. Необходимо присоединить изображение головы к изображению туловища.
  2. Обработать картинки так, чтобы они стали картинками с прозрачным фоном.
  3. Объединить картинки в соответствии с фазами движения в одном файле.
  4. Вставить картинку в собственную WEB-страничку.

Сегодня мы постараемся выполнить хотя бы первые две задачи.

Итак, запустите уже известную вам программу Adobe Photoshop и откройте в ней файлы со всеми четырьмя картинками.

Теперь обратим внимание на то, что размер полотен с птичьими “тушками” явно недостаточен, чтобы к ним пристыковать еще и голову. Щелкните мышкой по одной такой картинке и с помощью пункта меню Изображение, подпункта Размер изображения определите этот самый размер. Пусть, для примера, он оказался 285 пикселей в ширину и 119 - в высоту.

Значит, перво-наперво, нам надо создать три пустых полотна с размером несколько больше этого.

Выберите пункт меню Файл, подпункт Новый и создайте три новых полотна размером, скажем, 340х190 пикселей. Не забудьте при этом заказать прозрачную основу.

Теперь воспользуемся одним из пустых полотен для создания первого рисунка - объединения туловища и головы.

Конечно, вполне можно воспользоваться нашим предыдущим опытом и аккуратно вырезать туловище по контуру, используя инструмент прямоугольное лассо. Но в том случае, когда рисунок расположен на одноцветном фоне, можно добиться того же гораздо проще.

Для этого нам потребуется инструмент волшебная палочка. Он изображен на рисунке справа. Действует он следующим образом:

После того, как волшебной палочкой ткнули в какой-нибудь пиксель, отмечаются все граничные с ним пиксели того же цвета. Затем проверяются пиксели, лежащие рядом с граничными и так до тех пор, пока не будут отмечены, а затем и выделены в единое целое все пиксели того же цвета, что и исходный.

Для простоты представьте себе, что в большой праздничной толпе поступила команда взяться за руки всем людям в синих кепочках, начиная с какого-либо конкретного человека. Сходить с места при этом запрещается. И если таковых окажется много, в каком-то месте возникнет "толпа внутри толпы" людей, взявшихся за руки.

Вот такой процесс объединения и начинает волшебная палочка. В выбранную область при этом не попадут пиксели одного цвета с исходным, если их везде разграничивают пиксели других цветов.

Рис. 83. Выделение с помощью “волшебной палочки”

Итак, возьмите волшебную палочку и прикоснитесь к фону первой картинки. Вы получите нечто похожее на рис.83.

Видно, что выделилось вовсе не изображение тела птицы, а фон, его окружающий.

Для того, чтобы выделить нужные нам пиксели, воспользуемся пунктом меню Выделение, подпунктом Инверсия.

Вообще, слово "инверсия" означает "переворачивание, перестановка". В нашем случае те пиксели рисунка, которые не были выделены, станут выделенными и наоборот.

С помощью волшебной палочки и инверсии нам удалось чуть ли не мгновенно очертить контур птички безо всякого прямоугольного лассо. Повторяем, такое возможно лишь в том случае, когда фон картинки - одноцветный.

Теперь скопируем выделенный фрагмент в буфер обмена (Редактирование - Копировать), перейдем на одно из пустых полотен и вклеим его туда (Редактирование - Вклеить).

Если это необходимо, подправьте расположение вклеенного фрагмента с помощью известного вам инструмента перемещение и повторите операцию с волшебной палочной, инверсией, копированием и вклейкой, но теперь уже с изображением головы.

Если вы все сделали правильно, то в результате у вас должна получиться примерно такая картинка (см. рис. 84).

Рис. 84. “Тушка” птички с пристыкованной головой на прозрачном фоне

Теперь осталось только экспортировать эту картинку в формат GIF89a (Файл - Экспорт - GIF89a) и записать его в свою папку в виртуальной школе.

Повторите эту операцию еще два раза, и вы получите три фазы полета птички, на основе которых в ближайшем будущем мы создадим файл формата GIF, содержащий анимационную картинку.

TopList