Введение

 На протяжении ряда лет авторы использовали задачи на построение и исследование различных фрактальных объектов при работе со школьниками старших классов. В этой публикации рассматривается несколько таких задач.

В процессе подготовки данного номера его структура кардинально изменилась. Сначала был подготовлен большой материал, включавший в себя, помимо того, что от него осталось (это вы и получили), большую главу, посвященную IFS-фракталам, раздел, в котором описывались математические основы фрактальной геометрии, дополнительный раздел о фрактальных кривых и т.д. Однако, когда мы попробовали "впихнуть" подготовленный материал в реальный номер, выяснилось, что у нас практически не осталось места на иллюстрации. Номер, посвященный фракталам, получался сухим и "текстовым". Поскольку этого допустить мы не могли, примерно половина материала была нещадно вычеркнута. Мы надеемся, что если данная тема заинтересует наших читателей, мы вернемся к ней в будущих номерах, а вот если бы мы не вычеркнули половину, этот номер уж точно никого не заинтересовал бы).

Обратим внимание читателей еще на один вопрос. Считается (и совершенно справедливо), что фрактальная геометрия — весьма сложная область математики, некоторые; ее вопросы и сегодня находятся "на переднем крае" математических исследований. Но привлекательность задач на построение фрактальных изображений состоит не только в том, что эти изображения очень красивы, но и в том, что строятся они посредством простых алгоритмов, которые могут быть записаны "в несколько строчек" практически на любом языке программирования. Наши программы написаны на Си, но мы специально "перевели" одну из них на Бейсик, чтобы продемонстрировать, что выбор языка программирования не является существенным. Для реализации алгоритмов построения фрактальных изображений вовсе не нужно "раскапывать" всю ту сложную математику, которая под большинством из них "зарыта". Вполне можно рассматривать данные задачи как разной степени сложности (от совсем простых до довольно сложных) упражнения, которые можно использовать при изучении компьютерной графики. А желающим "копнуть глубже" фракталы оставляют необъятное поле для творчества.

Замечание редактора сервера:

Этот номер - первый номер "Информатики", вышедший в полноцветном варианте. Он содержит 39 иллюстраций, из которых 27 - цветных. Если бы они были помещены даже со средним качеством, то объем странички со статьей превысил бы 1 Мб. Поэтому в самом тексте цветные иллюстрации приведены в черновом изображении. Для их просмотра со средним качеством нажмите на них указателем "мыши".

Переход на основной текст

 

TopList