Вы - -й посетитель этой странички 

Переворот в сознании?

А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров,
Москва

Любая концепция жива лишь тогда, когда ее читают, обсуждают, комментируют, “приспосабливают под себя”. В противном случае она стоит немногим больше бумаги, на которой она написана. Заканчивается учебный год, и хочется надеяться, что во время “Жаркого лета” у читателей еженедельника будет возможность не спеша перелистать материалы концепции, опубликованной в № 17/2001 . Хочется верить, что к этому их подвигнет и опубликованная редакцией “Информатики” статья А.Н. Петрова.

    Эта статья хороша своим полемическим задором и заинтересованностью. Автор “переворачивает” текст концепции в своем сознании и тем самым побуждает читателей воспринимать материал, опубликованный в № 17, не как нечто отвлеченное и чужое, а как совокупность идей, имеющих прямое отношение к повседневной работе учителя информатики.
    Цель настоящей заметки не в том, чтобы дебатировать с А.Н. Петровым (на это у нас будет время осенью) или посоветовать новым критикам материала (хочется надеяться, что таковые обязательно появятся) “сбавить тон”, сколько в попытке ввести обсуждение в более конструктивное русло. Для этого предлагается придерживаться нескольких очевидных допущений. Давайте исходить из того, что:
    — среди читателей и авторов еженедельника “Информатика” нет никого, кто ставит своей целью запретить какой-либо категории учителей преподавание информатики, удалить компьютеры из школы и/или запретить обучение детей разработке алгоритмов (а если таковой найдется , то пусть об этом заявит открыто…),
    — среди нас нет никого, кто ставит своей целью запретить кому-нибудь использование информационных технологий в образовательном процессе всех форм и видов, в жизни учителей и учащихся, даже если в школе, где это происходит, нет учителя информатики,
    — вести занятия по информатике можно и нужно с теми техническими средствами, которые есть в школе,
    — необходимо интенсифицировать процесс оснащения школ всеми средствами работы с информацией (прежде всего — компьютерами, периферийным оборудованием, программным обеспечением),
    — учитель информатики делает все от него зависящее, чтобы все имеющиеся технические средства использовались как на уроках информатики, так и при изучении других учебных предметов.
    Если принять эти посылки, то вывод автора статьи о том, что “…данная концепция возводит непреодолимую преграду к включению информатики в Федеральный базисный учебный план” (коли он ему кажется верным), было бы желательно заменить указаниями на то
    — какой именно материал концепции (или его отсутствие) может породить (или порождает) подобные опасения,
    — что надо предпринять, дабы этого не случилось.
    Аналогично, заявление о том, что “концепция разрушает уже существующее”, желательно сопровождать указанием на то, каким именно образом и что именно ценное нам из нашего светлого прошлого текст (наличный или отсутствующий) концепции разрушает и как сделать так, чтобы эту частицу прошлого сохранить (и/или преумножить). Например, как сделать так, чтобы учитель информатики, который (не от хорошей жизни) только и учит всех своих школьников, как писать программы на Фокале, не стал в концепции объектом осуждения (возможно, такое решение существует).
    Если же автор(ы), участвующие в обсуждении, напротив, хотели бы что-то запретить или разрушить из того, что происходит сейчас в школе (например, преподавание информатики учителем начальной школы или историком), то и об этом надо говорить конкретно.
    Все мы хотим, чтобы процесс информатизации школы шел быстрее, чтобы учитель информатики (как и другие учителя школы) вместе со своими учениками имели возможность работать с современной техникой, чтобы лицо отечественной школы наконец стало изменяться к лучшему. Обсуждение концепции информатики дает реальную возможность каждому подумать о своей школе в рамках ближайшей общей перспективы, представить, как эти изменения впишутся в процессы целостного развития образования в стране. В этом году впервые за десятилетие идет массовая централизованная поставка компьютеров в школу. Хочется верить, что на этом процесс не закончится. Обсуждая концепцию, попробуем сделать все от нас зависящее, чтобы этот процесс оказался максимально осмысленным.
    Мы все хотим “как лучше”. Давайте же сделаем все от нас зависящее, чтобы не получилось “как всегда”…