Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №9/2008


Внеклассная работа

"Перед уроком информатики" (пьеса)

Действующие лица:

Петя

Первый ученик
Второй ученик
Компьютер
Стражник
Король
Первый человек
Второй человек
Третий человек (Рыцарь)

На сцене — обстановка класса. Появляются Петя и Первый ученик.

Первый ученик. Сейчас урок информатики начнется.

Петя. Я опять домашнее задание не сделал. Дай списать.

Первый ученик. На — списывай (дает тетрадь). Только Анна Ивановна говорит, что информатика развивает логическое мышление. А так оно у тебя не разовьется.

Петя. Еще как разовьется! Представляешь, вызывают меня к доске. Мне отвечать — а я ничего не выучил! И тут начинаю думать. (Думает.) Думаю, думаю, думаю — думаю логически: что бы ответить? (Опять задумывается.)

Первый ученик. (Нетерпеливо.) И что?

Петя. (Возмущенно.) И в самой середине этого моего логического процесса Анна Ивановна говорит: “Сколько можно молчать? Садись. Два!”

Подходит Второй ученик.

Второй ученик. Так ты не только у доски молчишь, ты и за компьютером ничего не делаешь. В прошлый раз колотил мышкой по столу, а в позапрошлый начал по компьютеру стучать и обозвал его “безмозглой железякой”!

Петя. Так он же не работал!

Второй ученик. Это ты не работал! Ты с компьютером не умеешь обращаться!

Петя. Как это не умею? Я знаешь как дома в компьютерные игры играю!

Первый ученик. Играть в “стрелялки-бродилки” — это любой сможет, а вот чтобы с умом, логически…

Петя. А зачем мне это надо? Я вот вчера до ночи играл, играл, почти выиграл… (Зевает, потягивается. Садится за парту и засыпает.)

Появляется Компьютер.

Компьютер. Мальчик! Мальчик!

Петя вздрагивает и просыпается.

Петя. А! Что? Опять я к доске?

Компьютер. (С достоинством.) Вчера ты стукнул меня по системному блоку.

Петя смущается.

Компьютер. И обозвал безмозглой железякой.

Петя молчит.

Компьютер. У меня внутри чуть все микросхемы не перегорели от обиды. Но потом я решил, что ты все это делаешь не от большого ума.

Петя. Что?

Компьютер. Просто у тебя не развито мышление. Логическое.

Петя. Это у меня-то? Да что ты об этом знаешь!

Компьютер. Я все знаю. За все время, что ты за мной сидел, ты ни разу не смог правильно выполнить задание.

Петя. Просто я и не хотел выполнять! А на самом деле я все могу!

Компьютер. Проверим?

Петя. Давай!

Компьютер. Сейчас ты попадешь в мою страну. Страну, где компьютеры ценят и уважают! И никогда не обижают! И любят информатику! И всегда выполняют домашнее задание!

Занавес закрывается и через некоторое время опять открывается 1.

Петя и Компьютер оказываются в волшебной стране. Петя озирается.

Появляется Стражник.

Компьютер. (Пете.) Вот мы и на месте. О тебе здесь знают и считают тебя своим первым компьютерным врагом, который не любит информатику, не любит логически мыслить. Хорошо бы тебе доказать, что это не так! Не волнуйся — я буду рядом и буду тебе помогать. Будь сосредоточен и внимателен!

Стражник. Я его не пущу в наше царство.

Стражник угрожающе трясет алебардой. Петя пугается.

Петя. Да ну вас, я домой пойду.

Стражник. Э-э, нет, я тебя и обратно не пущу. Давно мы никого не казнили, и ты нам понадобишься.

Петя. Ну и влип же я!

Появляется Король. Усаживается на трон в центре сцены.

Король. А! Здравствуй, мальчик. Я тебя отпущу, если ты решишь несколько логических задач. Итак, первая задача. В этом городе (показывает по сторонам) живут рыцари и лжецы. Рыцари всегда говорят только правду, лжецы — только ложь. А вот и три жителя.

Выходят Первый человек, Второй человек и Третий человек.

Король. Что ответит каждый из них на вопрос: “Вы рыцарь или лжец?”?

Петя. (В зал.) Ребята, помогите!

Ответы из зала: “И рыцарь, и лжец ответят одинаково: «Я — рыцарь»”. При необходимости Компьютер задает зрителям “наводящие” вопросы: “Что ответит на такой вопрос рыцарь? А что ответит лжец?”.

Король. Правильно! (Первый человек, Второй человек и Третий человек кивают.) Теперь вторая задача. (Дает знак стражнику.)

Стражник (Первому человеку). Ты кто?

Первый человек бубнит что-то непонятное и, махнув рукой, уходит.

Стражник (Второму человеку). Что он сказал?

Второй человек. Говорит, что он лжец.

Третий человек. Не верьте, он врет!

Король. Вот беда с ними! (Пете.) Определи, кто из них рыцарь, кто лжец.

Петя. (В зал.) Чего им всем от меня надо? Компьютер, дорогой, помоги!

Компьютер. Помнишь, что на вопрос “Вы рыцарь или лжец?” и рыцарь, и лжец ответят одинаково: “Я рыцарь!”. Именно это и сказал тот человек.

Петя. И что?

Компьютер. Значит, он (показывает на Второго человека) солгал. А он (показывает на Третьего человека) сказал правду! Значит, ты (Второму человеку) — лжец. (Второй человек отрицательно качает головой.) А ты (Третьему человеку) — рыцарь. (Третий человек кланяется.)

Король. Правильно! (Первый человек, Второй человек и Третий человек кивают.) Теперь последняя задача. Есть три коробки (Первый человек, Второй человек и Третий человек приносят три совершенно одинаковых коробки. На их крышках есть надписи: “Два черных”, “Два белых”, “Черный и белый”).

В какой-то из них лежат два черных шарика 2, в какой-то — черный и белый, в какой-то — два белых. Известно, однако, что ни одна из надписей на коробках не соответствует действительности. Из какой коробки, не заглядывая в нее, нужно вынуть наугад один шарик, чтобы после этого определить, где какие шарики лежат?

Петя. Какой ужас! (Компьютеру.) Компьютер, дорогой, пожалуйста, верни меня в школу. (В зал.) Ребята, помогите еще раз!

(Ответ. Нужно вынуть любой шарик из коробки с надписью “Черный и белый”. Если вынутый шарик белый, значит, и второй должен быть белым. Тогда в коробке с надписью “Два черных” должны быть черный и белый шарики, а в ящичке с надписью “Два белых” два черных шарика.

Если же вынутый шарик черный, то и второй должен быть черным. Тогда в коробке с надписью “Два белых” могут быть только черный и белый шарики, а в коробке с надписью “Два черных” — два белых шарика.)

Король. А ведь верно! (Компьютеру.) Только все это было ему подсказано! И поэтому мальчишку мы все равно казним.

Компьютер. Да вы что, Ваше величество, разве так можно!

Король. Ладно. Дам ему еще один шанс, я ведь добрый! Вот сосуд. В нем две фасолинки. Одна из них светлая, другая — темная. (Пете) Вытянешь светлую — помилуем. А если темную — сам понимаешь… (Многозначительно молчит.)

К Пете незаметно подходит Третий человек (Рыцарь).

Рыцарь. Они положили две темных фасолинки!

Петя. Вот негодяи.

Компьютер. Прости, мальчик, я не знаю, что делать! Ведь этот человек — рыцарь и всегда говорит правду. Обе фасолинки темные! Тут логика не поможет…

Стражник. Тяни, счастливчик!

Петя вытаскивает фасолинку и быстро ее съедает.

Стражник. Эй, ты чего, как тебе не стыдно портить наш праздник!

Компьютер. Молодец, мальчик!

Петя. А чего вы испугались? Выньте фасолинку, которая осталась в кувшине. Если там осталась белая — значит, у меня была темная. Если там темная — мне досталась белая.

Стражник неохотно вытаскивает фасоль.

Стражник. Темная.

Все, кроме Стражника и Короля. Ура! Ура! Ура!

Компьютер. Хорошо, что ты такой умный. Побежали скорее домой.

Петя и компьютер убегают.

Занавес закрывается и через некоторое время опять открывается.

Петя сидит за партой. Компьютер стоит в углу.

Петя. Как я устал. (Зевает и засыпает.)

Появляются Первый и Второй ученики и расталкивают Петю.

Первый ученик. Ты чего разоспался, сейчас урок начнется!

Петя вскакивает.

Петя. Я в школе? Милая школа! Компьютер, друг мой дорогой! Сколько до звонка осталось?

Второй ученик. Пять минут.

Петя. Еще успею доучить! (Хватает тетрадь, жадно читает.)

Второй ученик. Да что с тобой? Тебя не узнать!

Петя. Надо мне мозги развивать. Они иногда нужны!

Конец


1 При отсутствии занавеса происходит быстрая смена обстановки на сцене.

2 Можно использовать шарики от настольного тенниса.

М.. В.. Агеева,
учитедь информатики школы №81, Москва

TopList