Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №15/2008


Началка

Изучаю компьютер

От редакции

В новом учебном году мы познакомим наших читателей с газетным вариантом новой книги А.А. Дуванова “Изучаем компьютер”. А в этом номере представлен, используя терминологию кино, трейлер. Надеемся, новая книга заинтересует читателей, тем более что ее демонстрационный вариант можно скачать уже сейчас (ссылка ниже), не дожидаясь осенних номеров “Информатики”.

Вступление

Согласитесь со мной, ведь замечательно, когда педагогический продукт обладает следующим набором потребительских свойств:

· раскрывает тему, опираясь на фундаментальные представления науки, к которой данная тема относится;

· излагает сложные вопросы доступно, с учетом возраста и подготовки ученика;

· материал для чтения содержит интерактивность (есть возможность во время чтения провести немедленные испытания излагаемых фактов);

· все теоретические вопросы поддержаны практическими заданиями;

· продукт позволяет контролировать обучение при помощи системы интеллектуального тестирования.

На протяжении многих лет автор пытается создавать такие педагогические продукты для средней и старшей школы. В этой заметке описан новый опыт — представлен электронный учебник, созданный для дошкольников и учеников младших классов.

“Изучаю компьютер” — это электронный учебник-лаборатория — компьютерное гипертекстовое приложение, в котором обучающая среда содержит интерактивные тексты для чтения, практикумы и контрольные тесты (“зачетные классы”).

Рис. 1. Титульная часть электронной книги

Учебник является практическим введением в компьютерный интерфейс, реализуемый с помощью физических устройств (мышь, клавиатура) и системы экранных объектов, предназначенных для взаимодействия с программным обеспечением (значки, окна, курсоры, меню).

Автор книги - Дуванов Александр    Александрович

Рис. 2. Автор книги

Автор книги — Дуванов Александр Александрович — разработчик курсов: “Роботландия”, “Азы информатики”, “Web-конструирование”, “Азы программирования”. Организатор, руководитель, преподаватель и разработчик курсов Роботландского сетевого университета (Переславль-Залесский).

Аудитория книги — школьники младших классов и одаренные дошкольники, работающие под руководством наставника (родителя, гувернера, воспитателя детского сада, школьного учителя).

Позиция автора: фундаментальным вещам лучше учить на практике и так, чтобы ученик не заснул над страницами учебника.


Рис. 3. Вася Кук
Вася Кук, персонаж книги, всегда приговаривает: “моя голова помнит лишь то, что делают мои руки”. Автор вкладывает в руки Васи, а через них в головы учеников базовые понятия информатики. Эти капитальные стены возводятся на фундаменте практической деятельности, вытекают из нее, как естественное обобщение, не повисая в воздухе в виде абст­рактных кружев.

Эта книга — введение в компьютерный интерфейс, но она не является справочником по командам, которыми можно управлять компьютером при помощи мыши и клавиатуры. Хотя, безусловно, учит и этому, но как конкретному приложению системы представлений о пользовательских интерфейсах (компьютерных и не компьютерных), вместо бездумного “кнопконажимательства”.

Об интерфейсах не компьютерных. Это интерфейс с кухонной плитой (кнопки, регуляторы), автомобилем (руль, педали, переключатели), телевизором (пульт ДУ), автовокзалом (расписание рейсов), рестораном (меню блюд)…

Уроки в книге начинаются обычно не с компьютера. Тем самым демонстрируется распространенность интерфейсов в обыденной жизни. Компьютерный интерфейс рассматривается как естественный рядовой вариант.

О практической работе учащихся на страницах книги. Интерактивность присутствует по контексту материала для чтения, но основная работа выполняется на отдельных страницах с названием “Практикум”. Кроме того, книга содержит страницы с автоматическими зачетами (“Зачетные классы”).

Ученики, для которых сделана книга, столь юны (дошкольники и младшие школьники), что самостоятельная системность обучения им недоступна.

Автор полагает, что найдется наставник (родитель, воспитатель, учитель), который будет курировать работу ребенка, в частности, читать вслух (или пересказывать) тексты и дополнительно пояснять трудные слова, которые неизбежно встретятся на страницах. Ведь книга эта — не комиксы, она предполагает серьезную работу. Серьезность, однако, не означает скуку. Автор надеется, что ребенку и его наставнику будет интересно.

Наставник озвучивает тексты и руководит работой ребенка. А вот зачеты и практикумы ученик должен выполнять самостоятельно. Вероятно, он будет делать это с большим удовольствием.

Содержание книги

Книга состоит из 28 занятий, распределенных по 9 темам. Кратко об основных идеях тематических разделов.

Старт

В этом вводном разделе даются рекомендации по работе с книгой, объясняется, как можно перемещаться по ее страницам (щелчки мыши на ссылках) и решать зачетные классы при помощи флажков.

Тема 1. Знакомство с компьютером

Ученики знакомятся с основными и дополнительными частями компьютера, разделяя их на устройства ввода, устройства вывода и устройства ввода/вывода.

Кроме того, обсуждаются вопросы безопасной работы с компьютером.

Тема 2. Компьютер — наш помощник

Повествование, начинаясь с палки, лопаты и плуга (орудия труда), постепенно выстраивает фундаментальную цепочку рассуждений:

Компьютер — орудие умственного труда.

Некоторые устройства работают по программам.

Программа — это подробный план действий.

Программа может обеспечивать работу устройства без участия человека. Такие устройства называются автоматами.

В компьютере можно менять программы, и число их не ограничено конструкцией компьютера. В силу этого компьютер является универсальным прибором. А часы, холодильник и стиральная машина — нет.

Программы для компьютеров записывают на специальных языках программирования.

Процесс написания программы называется программированием.

Программист — человек, занимающийся разработкой программ для компьютера, то есть занимающийся программированием.

Разговор о принципах работы компьютера подкрепляется практикумом, в котором дети решают задачи по составленному плану (программе).

Тема 3. Рабочий стол

Учащиеся знакомятся с принципами работы графических операционных систем и методах взаимодействия с ними при помощи манипулятора “мышь” (щелчки, перетаскивание). Урок подкреплен упражнениями по открытию документов, значки которых лежат на Рабочем столе, и занимательным практикумом в программе Извозчик.

Дети естественным образом подходят к абстрактному понятию “объект”, который в дальнейшем активно используется в книге:

Этим словом в научной литературе часто называют предметы и явления.

Объектом изучения сегодня на уроке стал компьютер.

Мы будем много работать с объектами на экране монитора (экранные объекты). Обычно это картинки, на которых изображены кнопки, значки, прямоугольные области.

Термин “объект” очень удобен: им можно заменять несколько слов сразу. Можно говорить: “на экране мы видим три объекта”, — вместо того чтобы длинно перечислять: “на экране находятся две нарисованных кнопки и одна прямоугольная область с текстом внутри”.

Тема 4. Курсор

Тему открывает рассказ об указателях, которые встречают нас на улице и в зданиях (“они порой без всяких слов сообщают нужную информацию”). Затем разговор переходит в сферу компьютерных указателей и подкрепляется практикой работы с курсорами разного типа:

Рис. 4. Классификация указателей

Практикумы содержат работу с курсором мыши (операция “зависание”, двойные щелчки, изменение размеров окна) и текстовым курсором (набор цифр, ввод текста, исправление ошибок ввода).

Тема 5. Пиктограмма

Тема также начинается не с экрана компьютера.

Пиктограммы привычны на улицах, вокзалах, стадионах. Их можно встретить в больнице, библиотеке, в зоне отдыха. Они “поселились” на упаковках вещей и продуктов. Язык пиктограмм понятен без перевода и американцу, и русскому, и даже малышу, который совсем не умеет читать!

Пиктограммы на экране компьютера продолжают тему, которая подкреплена большой работой с приложением Пиктограмма. В нем, помимо компьютерных пиктограмм, ученики работают и с другими, привычными в нашей обычной некомпьютерной жизни.

Параллельно продолжается работа по осваиванию приемов набора текста с клавиатуры.

Тема 6. Программа и ее окно

Тема закладывает понятийные основы функционирования оконных операционных систем и объясняет принципы работы с такими системами. Урок поддержан обширной практикой на 17 интерактивных испытателях.

Тема 7. Меню

Тема начинается с репортажей из школьной столовой и кафе — здесь меню привычны и предельно понятны.

Обобщаем привычное и замечаем, что:

Меню — это не только список блюд в столовой, кафе, ресторане. Так называют прием, с помощью которого из нескольких вариантов можно выбирать нужные.

Меню — основа компьютерного интерфейса. Урок демонстрирует, объясняет и организует практику работы с компьютерными меню разного типа:

Рис. 5. Типы простых меню, рассмотренных в книге

Рис. 6. Сложное меню папок

Тема 8. Может ли компьютер думать?

Раскрывается алгоритм работы программы Привет, которая на первый взгляд демонстрирует творчество, подобное творчеству человека (сочиняет сказки).

Кроме того, ученики работают с программами Перевозчик и Конюх, решая логические задачи.

Тема заканчивается понятным (после всех рассмотрений) ответом на вопрос:

Может ли компьютер думать?

Вероятно, после знакомства с планом, по которому Привет “сочиняет” сказки, ответ вам понятен — нет!

Думает человек. Человек составляет планы и переписывает их в виде программ для компьютера.
А компьютер, не раздумывая, следует заданным инструкциям.

И ничего, кроме этого.

Тема 9. Контрольная работа

Завершающая тема содержит конспект пройденного материала и три итоговые зачетные работы.

Благодарности

Эта книга появилась благодаря усилиям Людмилы Юрьевны Еремеевской. Людмила Юрьевна не просто убедила меня в необходимости такого издания, но разожгла костер интереса, с которым книга и была написана!

Автор художественных заготовок — Александр Артурович Русс. Из них, как из кирпичиков, автор собирал иллюстрации для книги.

Книга эта появилась не на пустом месте. В ее основе — материал первой части курса А.А. Дуванова “Азы информатики” под названием “Знакомство с компьютером”.

Совпало так, что предложение Людмилы Юрьевны (написать книгу про компьютер для дошкольников) появилось как раз в то время, когда автор вместе с Ниной Дмитриевной Шумилиной работал над вторым изданием “Знакомство с компьютером” (учебник для 3–5-х классов). Правки одной книги и написание другой стали влиять друг на друга, меняя содержание и качество двух этих продуктов. Поэтому моя благодарность Нине Дмитриевне, выраженная в книге “Знакомство с компьютером”, с нежностью переносится и на эти страницы.

Выражаю также благодарность Валентине Алексеевне Козловой (за счастливые годы совместной работы), Сергею Львовичу Островскому (за профессиональную и моральную поддержку), школьным учителям (за предложения и замечания).

Отдельная теплая благодарность моему пожизненному другу Александру Николаевичу Домнину, поддержкой и одобрением которого я так дорожу.

Олегу Геннадьевичу Какаулину, Валентине Владимировне Немилостивой — моим старинным и добрым товарищам — благодарность за радость общения и то упоение работой, которой мы вдохновенно предавались десять лет в Благовещенске.

Автор выражает глубокую благодарность коллегам, с которыми он на заре становления школьной информатики работал над созданием концепции, учебника, пособия и компьютерной поддержки курса “Роботландия”. Атмосфера радостного творчества царила в коллективе благодаря основным его участникам:

  • Гольцман Михаил Александрович
  • Дроздов Николай Борисович
  • Зайдельман Яков Наумович
  • Первин Юрий Абрамович
  • Русс Александр Артурович

Бывают ли неодаренные дети?

Нина Дмитриевна Шумилина, познакомившись с новой книгой, высказалась о ней так (из личной переписки, с разрешения корреспондента):

Школьный возраст отличается появлением учебной деятельности. До школы главное — игра, в школе начинаем учиться. Одни дети готовы к учению еще до школы, другие не готовы и после формального включения в ряды школьников. Новая книга — мостик к учению. Потому что так можно и полезно учить на первых порах. Но пока так “компьютеру” не учили!

Это форма индивидуального обучения. Причем предполагается, что системного, не разового. А это по плечу только расположенному к обучению ребенку. Одаренность дошкольника означает это? Как вы трактуете “одаренность”?

Достаточно ли здесь игры для дошкольника? Возможно, что нет. А вот для младшего школьника, мне кажется, вариант очень подходящий. Главное, чтобы наставник был настроен на совместную работу. А не на то, чтобы посадить ребенка за компьютер и заниматься своими делами, как это бывает.

Действительно, а каких дошкольников я считаю одаренными (ведь они указаны в адресе читателя наряду с младшими школьниками).

Задумавшись, решил, что понимаю одаренность прежде всего как тягу к познанию. Одаренному ребенку интересно узнавать, и он способен для удовлетворения этой потребности потрудиться. Для него обучение — особый вид игры (дети способны, например, продолжительное время кропотливо собирать сложный конструктор).

Скорее всего неодаренных детей не бывает.

Те родители, которые так не считают, — не работают со своими детьми. Значит, книга не для них (к сожалению). А те, которые уделяют время малышу, будут ей рады.

Все мои знакомые занимаются своими детьми. Гордятся успехами и считают своих питомцев самыми замечательными и, безусловно, одаренными.

“Изучаю компьютер” и “Знакомство с компьютером”

Книга “Изучаю компьютер” ориентирована прежде всего на индивидуальную работу наставника с ребенком младшего школьного или старшего дошкольного возраста. Можно, конечно, использовать учебник в режиме коллективного обучения, но в этой книге нет методических рекомендаций для проведения таких занятий.

Для работы в школьном классе лучше подойдет аналогичный электронный учебник “Азы информатики. Часть I. Знакомство с компьютером” (автор А.Дуванов, второе издание).

В авторском разделе Нины Дмитриевны приводятся сценарии 21 урока, которые она в течение нескольких лет проводила в гимназии № 6 города Твери.

На своих страницах Нина Дмитриевна излагает оригинальную методику проведения занятий и иллюстрирует ее репортажами из школьного класса.

Учитель найдет в этом разделе много методических изюминок, педагогических советов и практических рекомендаций. В частности, Нина Дмитриевна обосновывает необходимость бумажных зачетов наряду с электронными и приводит их тексты в формате Word (чтобы было легко менять и распечатывать).

Нина Дмитриевна Шумилина

Рис. 7. Нина Дмитриевна Шумилина

Второе издание содержит подробный методический раздел, написанный школьным учителем из Твери и кандидатом педагогических наук — Ниной Дмитриевной Шумилиной.

Кроме методического раздела Нины Дмитриевны, книга “Знакомство с компьютером” содержит наборы вопросов, домашних заданий и авторский слой для учителя с дополнительным материалом по темам учебника.

Но книга “Знакомство с компьютером” ориентирована на детей постарше — учеников 3–5-х классов. Например, в дополнение к упрощенному понятию “сложное меню” в этой книге вводится непростое понятие “иерархия”, поддержанное практикумом и зачетом.

Знакомство с демоверсиями и заказ книг

Демоверсии электронных книг

Скопировать демоверсии книг можно по адресам, указанным ниже.

“Изучаю компьютер”

ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/reclam/comp.zip (1.3 Мб)

“Азы информатики. Знакомство с компьютером”

ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/azinfd.zip (5.8 Мб)

Заказ электронных книг

Заказать электронные книги можно при помощи формы на странице www.botik.ru/~robot/sale или обратившись к автору по адресу kurs@robotland.pereslavl.ru.

А.. А.. Дуванов,
г. Переславль-Залесский

TopList