Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №18/2008


Началка

Изучаю компьютер

Продолжение. См. № 15, 17

Тема 2. Компьютер — наш помощник

Состав темы:

· Занятие 4. Помощники человека

· Занятие 5. Как работает компьютер

· Занятие 6. Программирование

· Занятие 7. Профессии компьютера

Занятие 4. Помощники человека

Человек всегда создавал и использовал орудия труда — различные устройства (механизмы), помогающие выполнять работу.

 

Рис. 2.1. Устройства, помогающие человеку выполнять физическую работу

Устав копать землю палкой и руками, человек выдумал лопату. Потом он придумал плуг, экскаватор и другие полезные устройства. Копать стало легче и гораздо быстрее.

Лопата, плуг, экскаватор, автомобиль, подъемный кран — это устройства, помогающие человеку выполнять физическую работу.

Человек считал сначала устно, потом он придумал счеты, арифмометр и, наконец, компьютер. Считать стало легче и быстрее.

 

Рис. 2.2. Устройства, помогающие человеку выполнять умственную работу

Счеты, арифмометр, компьютер — это устройства, помогающие человеку выполнять умственную работу.

Устройства бывают разные по мощности, и человек для работы выбирает то из них, которое больше для этой работы подходит.

Грядку под морковь Вася Кук копает лопатой. А для вспашки морковного поля нужен трактор с плугом:

 

Рис. 2.3. Трактор с плугом

Когда Вася считает число лап у муравья, ему не нужен компьютер. А вот чтобы узнать, какая буква чаще встречается в тексте, компьютер очень полезен!

Что мы узнали:

Орудия труда — устройства, помогающие выполнять работу.

Одни устройства помогают выполнять физическую работу, другие — умственную.

Для конкретной работы человек выбирает орудие труда, наиболее подходящее для этой работы.

Компьютер — орудие умственного труда.

Тема 2/Помощники человека/Зачет

Отметьте все верные ответы.

Задания

1. Орудия труда:

а) устройство-помощник

b) лопата

c) морковь

d) вода

e) плотник Иван Петрович

2. Орудия труда:

a) бензин

b) молоток

c) молоко

d) автомобиль

e) компьютер

3. Помощники физического труда:

a) отвертка

b) тетрадь

c) компьютер

d) велосипед

e) ведро

4. Помощники умственного труда:

a) компьютер

b) пылесос

c) книга

d) карандаш

e) стиральная машина

5. Что правильно:

a) лопата мощнее трактора с плугом

b) подъемный кран мощнее ведра с веревкой

c) автомобиль быстрее велосипеда

d) три кирпича больше пяти

e) в двух стаканах молока больше, чем в одном ведре

Ответы

1. a, b

2. b, d, e

3. a, d, e

4. a, c, d

5. b, c

Занятие 5. Как работает компьютер

Компьютер настолько хороший прибор, что может выполнять работу с начала до конца самостоятельно, автоматически.

Так происходит, когда компьютер управляет станком на заводе или фабрике, и станок работает без участия человека.

На фотографии (рис. 2.4) показан вышивальный станок, который работает под управлением компьютера.

Рис. 2.4. Станок с компьютерным управлением

Устройства, которые способны выполнять работу самостоятельно, называются автоматами.

Автоматически могут работать не только компьютеры. Часы, холодильник, стиральная машина — это автоматы. Автомат может принимать от покупателя деньги, а взамен выдавать бутерброд, и при этом “живой” продавец не прячется в его механизмах.

Как же работает автомат? Откуда он знает, что делать сначала, что потом?

Устройство способно работать автоматически, если в него заложен подробный план действий — программа.

Программа для механического продавца заложена на заводе в конструкцию этого устройства. Монета, опущенная в щель, включает механизм подачи бутерброда голодному покупателю.

Программа работы механических часов тоже заложена в них на заводе. Эта программа задана системой шестеренок. Программа “объясняет” стрелкам, как нужно двигаться по циферблату.

Рис. 2.5. Программа будильника задана
системой шестеренок

Компьютер интересен тем, что программа не заложена в его конструкцию. Программы загружаются с диска, а значит, могут быть разными.

Рис. 2.6. Загрузка программы с лазерного диска

Чтобы автоматический станок вместо цветочного узора стал вышивать целую картину, достаточно с диска загрузить в компьютер другую программу.

Рис. 2.7. Вышивальные узоры по разным программам

Универсальными называют устройства, у которых не одно, а несколько назначений.

Например, обычным гаечным ключом можно откручивать гайки одного размера. Он не является универсальным инструментом.

Рис. 2.8. Обычный гаечный ключ

Разводной ключ способен откручивать гайки разного размера. Это универсальный инструмент.

Рис. 2.9. Универсальный гаечный ключ

Компьютер — универсальный прибор.

Почему? Потому что компьютер может работать по разным программам.

По одним программам компьютер может считать, по другим — рисовать, по третьим — быть партнером в игре.

По одним программам компьютер работает как автомат (управление станком), по другим — вместе с человеком (набор текста, рисование, вычисления, игры).

Что мы узнали:

Некоторые устройства работают по программам.

Программа — это подробный план действий.

Автомат — это устройство, которое работает без участия человека.

Любой автомат работает по программе.

Компьютер — универсальный прибор.

Компьютер может работать как автомат.

  Тема 2/Как работает компьютер /Зачет

Отметьте все верные ответы.

Задания

1. Автомат (работает без человека):

a)

b)

c)

d)

e)

 

2. Программа:

a)

b) подробный план действий

c) рецепт приготовления борща

b)

3. Откуда автомат знает, что делать сначала, что потом?

a) выполняет программу

b) спрашивает человека

c) действия описаны в программе

d) автоматом управляет человек

4. Универсальный инструмент (несколько назначений):

a)

b)

c)

d)

5. Что правильно:

a) компьютер может работать как автомат

b) компьютер — универсальный прибор

c) автомат работает по программе

d) по программе может работать только компьютер

e) автомат — это компьютер

Ответы

1. b, e

2. a, b, c

3. a, c

4. a, b

5. a, b, c

Занятие 6. Программирование

Программирование — это составление плана предстоящей работы, то есть составление программы.

Людей, которые занимаются программированием, называют программистами.

Для определения буквы, которая чаще всего встречается в тексте, Вася составил такой план:

План определения самой “частой” буквы

1. Подсчитай, сколько раз встречается каждая буква в тексте.

2. Среди полученных чисел выбери наибольшее.

3. Покажи на экране букву, которая соответствует наибольшему числу.

Вася проверил свой план на таком тексте:

Маша мыла раму.

Вася подсчитал, сколько раз встречается каждая буква в тексте. У него получилось так:

Среди полученных чисел Вася выбрал наибольшее — число 4.

Вася показал букву “а” — она соответствует наибольшему числу.

Вася легко выполнил свой план для короткого текста, а для длинного без компьютера не обойтись.

Компьютер не понимает обычных слов, задание для него пишут на специальных языках, которые называют языками программирования.

Вася переписал свой план на одном из таких языков — Паскале. Получилась программа.

Компьютерная программа — это план работы, записанный на языке, который понимает компьютер.

Вася запустил программу и подал на ее вход текст книги “Приключения Незнайки и его друзей” (текст был записан на диске).

Через несколько секунд на экране засветилось сообщение:

Рис. 2.10. Сообщение программы

Что мы узнали:

Программы для компьютеров пишут на языках программирования.

Процесс написания программы называется программированием.

Программист — человек, который пишет программы.

Для ввода ответа пользуйтесь списком:

План работы со списком

Нажать кнопку .

В открывшемся списке щелкнуть на нужной строке:

Решая задания, помните: если буквы в тексте нет, значит, количество этих букв в тексте равно числу 0.

Задание 1

Тема 2/Программирование /Практикум

Сколько раз в тексте встречается буква “а”?

Текст:

Поднял он короб и пошел дальше.

План решения

1. Просмотрите текст и подсчитайте количество в нем букв “а”.

2. Укажите полученный результат и проверьте правильность решения.

Задание 2

Тема 2/Программирование /Практикум

Каких букв: “а” или “о” — в тексте больше? На сколько больше?

Текст:

Жили-были дедушка и бабушка.

План решения

1. Подсчитайте количество букв “а” в тексте.

2. Подсчитайте количество букв “о” в тексте.

3. Сравните числа, полученные при выполнении предыдущих пунктов. Каких букв больше: “а” или “о”?

4. Найдите разницу полученных чисел.

Задание 3

Тема 2/Программирование /Практикум

Сколько раз в тексте появляются буквы из слова “лом”?

Текст:

А собака в мешке как зарычит!

План решения

1. Подсчитайте количество букв “л” в тексте.

2. Подсчитайте количество букв “о” в тексте.

3. Подсчитайте количество букв “м” в тексте.

4. Сложите все полученные числа.

Тема 2/Программирование/Зачет 1

Отметьте все верные ответы.

Задания

1. Программирование:

a) составление плана работы

b) выполнение работы

c) написание отчета о работе

2. Когда Вася занимается программированием?

a) составляет план выходного дня

b) проводит выходной день по плану

c) описывает, как провел выходной день

3. Когда Вася занимается программированием?

a) играет на компьютере

b) пишет письмо другу

c) рисует план комнаты

d) пишет рецепт заварки чая

4. Почему компьютер — универсальное орудие труда?

a) программу можно менять

b) работает очень быстро

c) работает по программе

d) может работать без перерыва на обед

5. Программа:

a)

b)

c)

Ответы

1. a

2. a 5. a

3. d

4. a

4. a

Тема 2/Программирование/Зачет 2

Выполните по пунктам план и укажите верный ответ.

Задания

1.

1. От 10 отними 4.

2. Прибавь 1.

3. Отними 3.

2.

1. Сложи 7 и 3.

2. Отбрось последнюю цифру.

3. Сложи с 2.

3.

1. Посмотри на картинку.

2. Если это корова, то запомни 1, иначе 2.

3. Сложи запомненное с числом 3.

4. Отметь полученный ответ.

4.

1. Посмотри на картинку.

2. Если это корова, то запомни 1, иначе 2.

3. Сложи запомненное с числом 3.

4. Отметь полученный ответ.

5.

1. Посмотри на картинку.

2. Если корова, то запомни 2, иначе 4.

3. Если собака, то добавь к запомненному 3.

4. Если пчела, то отними от результата 1.

5. Отметь полученный ответ.

Ответы

1. 4

2. 3

3. 4

4. 5

5. 3

Занятие 7. Профессии компьютера

Компьютер — хороший помощник для умственного труда. Означает ли это, что он бесполезен для труда физического? Давайте разберемся в этом вопросе.

Прежде чем выполнить любую работу, надо хорошо подумать, чтобы сделать все правильно, быстро и красиво. Это правило применимо и для посадки моркови на маленькой грядке, и для посадки космического аппарата на Луну.

Иными словами, при выполнении любой работы, даже физической, приходится думать, а значит, просчитывать варианты, выбирать лучший.

Доставить корабль на Луну — это физическая работа? Конечно! Но если неправильно рассчитать траекторию, корабль упадет на Солнце.

Рис. 2.11. Расчет траектории движения космического корабля

Вот и получается, что компьютер, как помощник для умственной работы, может использоваться человеком всюду — ведь думать надо всегда!

Когда Васю попросили сказать, где используются компьютеры, он ответил кратко: “везде”!

Вася прав! Компьютер помогает там, где приходится много считать и думать, а считать и думать приходится всегда!

Первые компьютеры создавались для вычислений.

Затем стали использоваться для хранения больших объемов информации — баз данных. Например, на компьютере можно хранить книги, как в библиотеке. Или альбомы с фотографиями.

Хранение на компьютере позволяет быстро найти то, что нужно, поэтому очень удобно.

Наконец, компьютеры так усовершенствовались, что стали нашими помощниками при выполнении самой разной работы.

При помощи компьютера можно:

· считать;

· записывать тексты и делать книги;

· рисовать и делать фотоальбомы;

· сочинять и слушать музыку;

· создавать и смотреть фильмы;

· проектировать одежду и автомобили;

· сочинять игры и играть;

· хранить информацию;

· делать многое другое.

Еще больше компьютеры стали использоваться с появлением Интернета.

Интернет — это объединение компьютеров по всему миру.

Рис. 2.12. Интернет — это объединение компьютеров
по всему миру

При помощи Интернета можно:

· писать письма;

· узнавать новости;

· заказывать и покупать товары;

· искать ответы на вопросы;

· обмениваться фото;

· делать многое другое.

Что мы узнали:

Компьютер может быть помощником в любой работе, как умственной, так и физической.

Компьютер стал обычным прибором, который используют и дома, и на работе.

Интернет позволил соединить компьютеры по всему миру.

Тема 2/Профессии компьютера/Зачет

Отметьте все верные ответы.

Задания

1. Что можно делать при помощи компьютера:

a) читать

b) считать

c) писать

d) рисовать

e) играть

2. Интернет:

a) телевизоры по всему миру

b) один компьютер

c) объединение компьютеров в одном доме

d) объединение компьютеров по всему миру

3. При помощи Интернета можно:

a) писать письма

b) заказывать товары

c) искать ответы на вопросы

d) передавать посылки с товаром

4. Программа:

a) план действий

b) действия по плану

c) результат выполнения плана

d) составление плана

5. Программирование:

a) план действий

b) действия по плану

c) результат выполнения плана

d) составление плана

Ответы

1. a, b, c, d, e

2. d

3. a, b, c

4. a

5. d

kurs@robotland.pereslavl.ru

А.. А.. Дуванов,
г. Переславль-Залесский

TopList