Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №22/2008


В мир информатики
Microsoft Excel углублено

Работа я данными типа "время" в электронной таблице Microsoft Excel

Предисловие

В нашей газете (см. [1]) уже отмечалось, что в электронной таблице Microsoft Excel можно работать не только с числами и текстами, но и с датами. Даты можно сравнивать между собой, складывать и вычитать, а также использовать в других вычислениях. Например, можно вычислить число дней между двумя датами, определить, какой день недели приходился на ту или иную дату, и т.п.

В данной статье представлены задачи на обработку данных еще одного типа — “время”.

Для решения приведенных задач необходимо знать особенности внутреннего представления значений времени в программе Excel. Это можно сделать на примере следующего задания.

Введите в ячейки A1, A2 и A3 значения времени, равные соответственно 12, 6 и 9 часам, то есть 12:00, 6:00 и 9:00. Скопируйте диапазон ячеек А1:АЗ в В1:ВЗ. Измените формат представления данных в диапазоне В1:ВЗ на Общий. Проанализируйте появившиеся значения. Что вы можете сказать о внутреннем представлении времени в программе Microsoft Excel? Что представляет собой разность между двумя значениями времени, представленная в общем формате?

Прежде чем предлагать задачи, обратим внимание на то, что для того чтобы ввести в ячейку время, следует указать число часов, минут и секунд через двоеточие (10:12:45 и т.п.).

Задачи

1. В ячейке В2 получите число 0,75 (указанное число ни в одну из ячеек не вводить). Текущее состояние ячейки:

 

2. В ячейках В2 и ВЗ получите число 0,65659722 (указанное число ни в одну из ячеек не вводить).

 

3. В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько минут прошло между этими моментами времени.

4. В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько часов прошло между этими моментами времени.

5. В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько секунд прошло между этими моментами времени.

6. В одной из ячеек укажите некоторое время суток и определите:

а) сколько часов осталось до конца суток;

б) сколько минут осталось до конца суток;

в) сколько секунд осталось до конца суток.

7. В одной из ячеек укажите некоторое время и определите длительность отрезка времени (в виде “п час. m мин., s сек.”), оставшегося до конца дня.

8. В одной из ячеек указано время прибытия поезда на станцию по расписанию, в другой — фактическое время прибытия. Определите, на сколько минут опоздал поезд, если он прибыл на станцию в тот же день, в который должен был прибыть по расписанию.

9. Занятие продолжается с 9:00 до 11:30 без перерыва. Определите продолжительность занятия в минутах. Сколько академических часов оно продолжается (академический час равен 45 минутам)?

10. В ячейках В2 и ВЗ указано значение одного и того же момента времени, но в разных часовых поясах.
Определите, на сколько часов отличается время в этих часовых поясах (ответ получите в виде числа). Принять, что указанные в ячейках В2 и ВЗ значения относятся к одному и тому же дню.

11. Известно время вылета самолета из Москвы и время прибытия его в аэропорт назначения (оба значения — по московскому времени). Определите продолжительность рейса, если самолет прибыл в аэропорт назначения в тот же день.

12. Известно время отправления поезда из Москвы и время прибытия его на конечную станцию. Определите время нахождения поезда в пути. Следует учесть, что на конечную станцию поезд может прибыть на следующий день (при этом время нахождения поезда в пути меньше суток).

13. На обложке компакт-диска с музыкальными записями указано время проигрывания каждой записи в минутах и секундах: 6:50, 4:20 и 5:45. Вычислите общее время звучания в секундах.

14. В ячейках В2:В10 указано время проигрывания каждой музыкальной записи в минутах и секундах в виде ММ:СС, где ММ — число минут, СС — число секунд. Вычислите общее время звучания в минутах.

15. На листе указано время прибытия поездов по расписанию и величина опоздания каждого поезда:

 Необходимо определить фактическое время прибытия каждого поезда.

16. Известны результаты, показанные лыжниками на каждом из четырех этапов Кубка мира по лыжам:

 Время прохождения каждого этапа записано в таблице в формате время в виде ЧЧ:ММ:СС. Для каждого спортсмена определите общее время, затраченное на все этапы соревнований. Известно, что для каждого лыжника искомое значение меньше суток.

17. В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 19 час. 25 мин. 10 сек. Определите время через 0,1 суток после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС).

18. В одну из ячеек введите значение, соответствующее моменту времени 1 час 33 мин. 55 сек. Определите время через 22,5 часа после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС).

19. В одну из ячеек введите значение, соответствующее моменту времени 13 час. 3 мин. 5 сек. Определите время через 481 минуту после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС).

20. В одну из ячеек введите значение, соответствующее моменту времени 9 час. 15 мин. 30 сек. Определите время через 5000 секунд после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС).

21. В одной из ячеек указано время прибытия поезда на станцию по расписанию, в другой — на сколько минут опоздал поезд (в виде числа). Определите фактическое время прибытия поезда. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ).

22. На листе представлено расписание движения пригородных поездов:

 Необходимо определить время прибытия каждого поезда на конечную станцию (столбец D).

23. Предыдущую задачу решите для случая, когда время в пути задано в часах в виде вещественного числа (2,5; 3,15 и т.п.).

24. Оформите на листе расписание школьных звонков:

Указания по выполнению:

1. В качестве исходных данных необходимо использовать время начала первого урока, время окончания каждого урока и продолжительность перемен.

2. Время начала второго–восьмого уроков определить по формулам.

3. Значения в ячейках В6, В8, В10, В12, В14 и В16 получить путем копирования в эти ячейки формулы, введенной в ячейку В4.

25. Оформите на листе расписание школьных звонков:

Продолжительность урока (в минутах) должна задаваться в ячейке С18.

26. На листе представлены сведения о времени отправления поездов по расписанию и о величине задержки отправления, а также о времени прибытия их на конечную станцию по расписанию и о величине опоздания:

 

Для каждого поезда нужно определить время нахождения в пути. Принять, что каждый поезд прибыл на конечную станцию в день отправления.

Литература

1. Работа с датами в электронной таблице Microsoft Excel. / “В мир информатики” №?101 (“Информатика” № 1/2008).

TopList