|
Работа я данными типа "время" в электронной таблице Microsoft ExcelПредисловие В нашей газете (см. [1]) уже отмечалось, что в электронной таблице Microsoft Excel можно работать не только с числами и текстами, но и с датами. Даты можно сравнивать между собой, складывать и вычитать, а также использовать в других вычислениях. Например, можно вычислить число дней между двумя датами, определить, какой день недели приходился на ту или иную дату, и т.п. В данной статье представлены задачи на обработку данных еще одного типа — “время”. Для решения приведенных задач необходимо знать особенности внутреннего представления значений времени в программе Excel. Это можно сделать на примере следующего задания. Введите в ячейки A1, A2 и A3 значения времени, равные соответственно 12, 6 и 9 часам, то есть 12:00, 6:00 и 9:00. Скопируйте диапазон ячеек А1:АЗ в В1:ВЗ. Измените формат представления данных в диапазоне В1:ВЗ на Общий. Проанализируйте появившиеся значения. Что вы можете сказать о внутреннем представлении времени в программе Microsoft Excel? Что представляет собой разность между двумя значениями времени, представленная в общем формате? Прежде чем предлагать задачи, обратим внимание на то, что для того чтобы ввести в ячейку время, следует указать число часов, минут и секунд через двоеточие (10:12:45 и т.п.). Задачи 1. В ячейке В2 получите число 0,75 (указанное число ни в одну из ячеек не вводить). Текущее состояние ячейки:
2. В ячейках В2 и ВЗ получите число 0,65659722 (указанное число ни в одну из ячеек не вводить).
3. В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько минут прошло между этими моментами времени. 4. В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько часов прошло между этими моментами времени. 5. В две ячейки введите два разных значения времени. Определите, сколько секунд прошло между этими моментами времени. 6. В одной из ячеек укажите некоторое время суток и определите: а) сколько часов осталось до конца суток; б) сколько минут осталось до конца суток; в) сколько секунд осталось до конца суток. 7. В одной из ячеек укажите некоторое время и определите длительность отрезка времени (в виде “п час. m мин., s сек.”), оставшегося до конца дня. 8. В одной из ячеек указано время прибытия поезда на станцию по расписанию, в другой — фактическое время прибытия. Определите, на сколько минут опоздал поезд, если он прибыл на станцию в тот же день, в который должен был прибыть по расписанию. 9. Занятие продолжается с 9:00 до 11:30 без перерыва. Определите продолжительность занятия в минутах. Сколько академических часов оно продолжается (академический час равен 45 минутам)? 10. В ячейках В2 и ВЗ указано значение одного и того же
момента времени, но в разных часовых поясах. 11. Известно время вылета самолета из Москвы и время прибытия его в аэропорт назначения (оба значения — по московскому времени). Определите продолжительность рейса, если самолет прибыл в аэропорт назначения в тот же день. 12. Известно время отправления поезда из Москвы и время прибытия его на конечную станцию. Определите время нахождения поезда в пути. Следует учесть, что на конечную станцию поезд может прибыть на следующий день (при этом время нахождения поезда в пути меньше суток). 13. На обложке компакт-диска с музыкальными записями указано время проигрывания каждой записи в минутах и секундах: 6:50, 4:20 и 5:45. Вычислите общее время звучания в секундах. 14. В ячейках В2:В10 указано время проигрывания каждой музыкальной записи в минутах и секундах в виде ММ:СС, где ММ — число минут, СС — число секунд. Вычислите общее время звучания в минутах. 15. На листе указано время прибытия поездов по расписанию и величина опоздания каждого поезда: Необходимо определить фактическое время прибытия каждого поезда. 16. Известны результаты, показанные лыжниками на каждом из четырех этапов Кубка мира по лыжам: Время прохождения каждого этапа записано в таблице в формате время в виде ЧЧ:ММ:СС. Для каждого спортсмена определите общее время, затраченное на все этапы соревнований. Известно, что для каждого лыжника искомое значение меньше суток. 17. В одну из ячеек введите значение времени, соответствующее моменту времени 19 час. 25 мин. 10 сек. Определите время через 0,1 суток после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС). 18. В одну из ячеек введите значение, соответствующее моменту времени 1 час 33 мин. 55 сек. Определите время через 22,5 часа после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС). 19. В одну из ячеек введите значение, соответствующее моменту времени 13 час. 3 мин. 5 сек. Определите время через 481 минуту после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС). 20. В одну из ячеек введите значение, соответствующее моменту времени 9 час. 15 мин. 30 сек. Определите время через 5000 секунд после указанного. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ:СС). 21. В одной из ячеек указано время прибытия поезда на станцию по расписанию, в другой — на сколько минут опоздал поезд (в виде числа). Определите фактическое время прибытия поезда. Результат представьте в формате время (в виде ЧЧ:ММ). 22. На листе представлено расписание движения пригородных поездов: Необходимо определить время прибытия каждого поезда на конечную станцию (столбец D). 23. Предыдущую задачу решите для случая, когда время в пути задано в часах в виде вещественного числа (2,5; 3,15 и т.п.). 24. Оформите на листе расписание школьных звонков: Указания по выполнению: 1. В качестве исходных данных необходимо использовать время начала первого урока, время окончания каждого урока и продолжительность перемен. 2. Время начала второго–восьмого уроков определить по формулам. 3. Значения в ячейках В6, В8, В10, В12, В14 и В16 получить путем копирования в эти ячейки формулы, введенной в ячейку В4. 25. Оформите на листе расписание школьных звонков: Продолжительность урока (в минутах) должна задаваться в ячейке С18. 26. На листе представлены сведения о времени отправления поездов по расписанию и о величине задержки отправления, а также о времени прибытия их на конечную станцию по расписанию и о величине опоздания:
Для каждого поезда нужно определить время нахождения в пути. Принять, что каждый поезд прибыл на конечную станцию в день отправления. Литература 1. Работа с датами в электронной таблице Microsoft Excel. / “В мир информатики” №?101 (“Информатика” № 1/2008). |