Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №22/2008


В мир информатики
Личности

Человек-арифмометр

Математика можно представить себе по-разному: погруженным в решение задачи, увлеченно доказывающим теорему на доске или внимательно набирающим формулу на компьютере. А нельзя ли его вообразить, например… артистом? Наверное, можно, если он виртуозно, красиво, эмоционально и зажигательно преподносит свою науку. И все-таки это — весьма условная характеристика. Ведь математик — это ученый, а артист вряд ли интересуется серьезной математикой. Между тем в истории России XX века известно имя человека, который был и артистом, и математиком одновременно. Это — Роман Семенович Арраго.

Роман Семенович Арраго

Современники называли его “живой счетной машиной”. Он и правда считал как машина: извлекал кубические корни из чисел с двенадцатью знаками, возводил в квадрат четырехзначные числа, за несколько секунд перемножал многозначные числа. “Как вам это удается?” — спрашивали его на выступлениях пораженные зрители. Чудесные концерты-вычисления он объяснял по-детски наивно: “Я просто вычисляю в уме”.

Уникальные способности мальчика проявились очень рано. Родился будущий известный артист в 1883 году на Украине в г. Конотопе в многодетной семье мелкого ремесленника. Отец был уверен, что Роман продолжит его дело. Однако сына тянуло совсем к другому делу — к числам. На уроках, переменах, прогулках и даже ночами он вычислял, запоминая всякие хитроумные приемы, позволяющие производить быстрые числовые операции. В его аттестате об окончании школы — одни пятерки, кроме оценки по поведению. Умному и независимому ученику было трудно уживаться в атмосфере мелких придирок и архаичных порядков реального училища. Тройка по поведению в то время — это закрытая дверь в мир высшего образования. Из-за этой злосчастной тройки пришлось пойти работать в контору оптового торговца мануфактурой, тем более что дела отца резко пошатнулись. Изнурительная однообразная работа. Правда, скучной и монотонной она казалась другим работникам. Роман быстро вычислял аршины, копейки, фактуры. Это было для него удовольствием. Хозяин не чаял в работнике души. А мальчик мечтал об учебе.
И этот счастливый день скоро настал. Франция. Париж. Сорбонна. Математический факультет. В 1902 г. после напряженного курса французского языка, сдачи экзаменов на аттестат зрелости он становится студентом этого знаменитого учебного заведения. За время обучения в Сорбонне Роман быстро завоевал популярность в студенческой и преподавательской среде. Ему приходилось демонстрировать свой талант на студенческих вечеринках, бывать в гостях у богатых господ, которые развлекались, наблюдая числовые опыты талантливого юноши. Он быстро стал известным далеко за пределами университета, посещал модные салоны. Бальмонт, Мережковский, Амфитеатров и другие русские литераторы с удовольствием наблюдали за “ловким математиком-фокусником”. Многочисленные частные уроки, которые приходилось давать в разных местах Парижа, не избавили его, как и многих других, от вечной болезни русского студенчества — нужды. После третьего курса, не имея возможности платить за обучение, ему пришлось оставить университет. “Идите на эстраду — там вы заработаете больше, чем в науке. Поверьте, вас ждет большой успех. Только возьмите какой-нибудь звучный псевдоним, например, Арраго”1, — посоветовал ему добросердечный преподаватель, видя, как мучается молодой человек. Главное выступление артиста-математика состоялось
23 ноября 1908 года в Брюсселе в модном театре “Скаля”. Он очень волновался, переживал, по спине бежал холодный пот. Только все это оказалось напрасным: успех был грандиозным. Восторженные овации, крики “Браво!”, заслуженный успех. Арраго стали приглашать в крупные европейские города, его имя не сходило со страниц газет. Потом многомесячные турне по Новому Свету: Аргентина, Уругвай, Бразилия. В Европу он вернулся известным артистом. Здесь, в чистой, уютной Голландии, ему не хотелось оставаться надолго: тянуло на родину, в Конотоп. Этот город стал для него местом периодического отдохновения от выступлений в России, Европе, Америке.

Первый концерт Арраго на родине проходил в московском ресторане “Яр” в 1912 г. Это место славилось купеческими пирушками и скандалами. “Кому нужны мои вычисления? Что можно вычислять под стук ножей и звяканье бокалов?” — думал артист, готовясь к первому выступлению на родине. Сеанс начался далеко за полночь. Перед пьющей и жующей публикой появился невысокий худой человек. Он представился. Потом начал выполнять нечто необычное: умножать, делить, называть любого из присутствующих по дате рождения. Казалось, что зал сейчас закричит, затопает ногами, прогонит прочь математического жонглера и потребует у хозяина нового модного куплетиста. Но публика молчала, с интересом наблюдая за тем, что происходит на эстраде. Остались в стороне недопитые бокалы, ресторанные яства, привычные разговоры. Из притихшего внимательного зала на сцену летели числа — трехзначные, четырехзначные, семизначные… Расчеты, примеры, ответы… Удивленные, восторженные возгласы. Зал взорвался аплодисментами…

Однажды Арраго выступал в Киеве. Один из местных профессоров предложил ему извлечь квадратный корень из очень большого числа 485?765?786?891. Обычно это действие математик-артист выполнял около минуты. А тут неожиданно возникло какое-то затруднение, и считал он дольше обычного. В голове стремительно летели цифры и знаки. Он покрылся потом, дрожали руки, кровью налились глаза… Казалось, что наступил провал. Тогда Арраго попросил уточнить профессора, действительно ли из этого числа корень извлекается. Профессор настаивал на своем: корень из данного числа извлекается нацело. Артист вновь кинулся в омут многозначных чисел, потянулись тягостные минуты ожидания. И вдруг отчаянно и громко произнес: “Вы ошибаетесь, профессор: вместо последних 891 должны стоять 961, тогда остатка от деления не будет!”. Коварный ученый самодовольно в ответ произнес: “Да, совершенно верно. Я нарочно сказал 891, чтобы затруднить вам работу.
Я хотел испытать вас…” Такие “испытания” случались часто. Публика требовала от артиста невозможного…

После Октябрьского переворота2 жизнь Арраго изменилась. Теперь он выступал в учебных заведениях, клубах, домах культуры. А советские невропатологи, психологи и математики устраивали консилиумы в надежде понять удивительный феномен Арраго. В результате их работы даже появился научный доклад “Тайник мозга Арраго”. Ученые пришли к выводу, что, помимо постоянной тренировки, подобный человек должен обладать природными математическими способностями. Словно в подтверждение этой мысли произошло событие из ряда вон выходящее. Как-то Арраго выступал на сцене, где стоял арифмометр — прадедушка современного калькулятора. Арифмометр по тем временам был самый лучший — немецкий. Да и случай этот произошел в Берлине. При возведении больших чисел в квадрат “железный соперник” отставал от математика на целых 8 секунд. Человек победил машину. Опять колоссальный успех!

Интерес к артисту-математику не ослабевал ни на минуту — ни в России, ни за рубежом. Во время каждого сеанса Арраго как будто становился маленькой вычислительной машиной, которая работала безупречно, как швейцарские часы. На одном из концертов Арраго сделал неожиданное публичное заявление, в котором просил передать после смерти свой мозг Институту имени Бехтерева. Этот добрый и скромный человек умер в возрасте 66 лет в 1949 г. Профессор Л.Л. Васильев позже писал о необычном артисте-математике: “В Бехтеревском институте мозга мне довелось участвовать в обследовании феноменального счетчика Арраго. Представьте себе классную доску, на которой кто-либо из присутствующих пишет колонку из 10–12 пятизначных или шестизначных чисел. Требуется подсчитать сумму написанных чисел. Арраго делал это с невероятной быстротой. Едва кинув взгляд на доску, он буквально “выпаливал” ответ с такой скоростью, что его едва удавалось записывать. “Простой же смертный” выполнял эту счетную операцию с мелом у доски не раньше чем за несколько минут, да и то нередко с ошибками. Замечательно, — добавляет профессор, — что феноменальная способность к устному счету проявляется у таких одаренных счетчиков как бы в готовом виде, обычно очень рано — еще в дошкольном возрасте”.

 Литература

1. Громов А. “Артист-математик” // “Наука и жизнь” № 5/1968.

В статье использована фотография с сайта http://www.vn.ru/29.09.2007/citynews/88471/


1 Настоящая фамилия артиста — Левитин.

2 Так когда-то называлось событие, которое теперь называют “Октябрьской революцией”. — Прим. ред.

А.. И.. Азевич

TopList