|
Человек-арифмометрМатематика можно представить себе по-разному: погруженным в решение задачи, увлеченно доказывающим теорему на доске или внимательно набирающим формулу на компьютере. А нельзя ли его вообразить, например… артистом? Наверное, можно, если он виртуозно, красиво, эмоционально и зажигательно преподносит свою науку. И все-таки это — весьма условная характеристика. Ведь математик — это ученый, а артист вряд ли интересуется серьезной математикой. Между тем в истории России XX века известно имя человека, который был и артистом, и математиком одновременно. Это — Роман Семенович Арраго. Современники называли его “живой счетной машиной”. Он и правда считал как машина: извлекал кубические корни из чисел с двенадцатью знаками, возводил в квадрат четырехзначные числа, за несколько секунд перемножал многозначные числа. “Как вам это удается?” — спрашивали его на выступлениях пораженные зрители. Чудесные концерты-вычисления он объяснял по-детски наивно: “Я просто вычисляю в уме”. Уникальные способности мальчика
проявились очень рано. Родился будущий известный
артист в 1883 году на Украине в г. Конотопе в
многодетной семье мелкого ремесленника. Отец был
уверен, что Роман продолжит его дело. Однако сына
тянуло совсем к другому делу — к числам. На
уроках, переменах, прогулках и даже ночами он
вычислял, запоминая всякие хитроумные приемы,
позволяющие производить быстрые числовые
операции. В его аттестате об окончании школы —
одни пятерки, кроме оценки по поведению. Умному и
независимому ученику было трудно уживаться в
атмосфере мелких придирок и архаичных порядков
реального училища. Тройка по поведению в то время
— это закрытая дверь в мир высшего образования.
Из-за этой злосчастной тройки пришлось пойти
работать в контору оптового торговца
мануфактурой, тем более что дела отца резко
пошатнулись. Изнурительная однообразная работа.
Правда, скучной и монотонной она казалась другим
работникам. Роман быстро вычислял аршины,
копейки, фактуры. Это было для него
удовольствием. Хозяин не чаял в работнике души. А
мальчик мечтал об учебе. Первый концерт Арраго на родине проходил в московском ресторане “Яр” в 1912 г. Это место славилось купеческими пирушками и скандалами. “Кому нужны мои вычисления? Что можно вычислять под стук ножей и звяканье бокалов?” — думал артист, готовясь к первому выступлению на родине. Сеанс начался далеко за полночь. Перед пьющей и жующей публикой появился невысокий худой человек. Он представился. Потом начал выполнять нечто необычное: умножать, делить, называть любого из присутствующих по дате рождения. Казалось, что зал сейчас закричит, затопает ногами, прогонит прочь математического жонглера и потребует у хозяина нового модного куплетиста. Но публика молчала, с интересом наблюдая за тем, что происходит на эстраде. Остались в стороне недопитые бокалы, ресторанные яства, привычные разговоры. Из притихшего внимательного зала на сцену летели числа — трехзначные, четырехзначные, семизначные… Расчеты, примеры, ответы… Удивленные, восторженные возгласы. Зал взорвался аплодисментами… Однажды Арраго выступал в Киеве. Один
из местных профессоров предложил ему извлечь
квадратный корень из очень большого числа
485?765?786?891. Обычно это действие математик-артист
выполнял около минуты. А тут неожиданно возникло
какое-то затруднение, и считал он дольше
обычного. В голове стремительно летели цифры и
знаки. Он покрылся потом, дрожали руки, кровью
налились глаза… Казалось, что наступил провал.
Тогда Арраго попросил уточнить профессора,
действительно ли из этого числа корень
извлекается. Профессор настаивал на своем:
корень из данного числа извлекается нацело.
Артист вновь кинулся в омут многозначных чисел,
потянулись тягостные минуты ожидания. И вдруг
отчаянно и громко произнес: “Вы ошибаетесь,
профессор: вместо последних 891 должны стоять 961,
тогда остатка от деления не будет!”. Коварный
ученый самодовольно в ответ произнес: “Да,
совершенно верно. Я нарочно сказал 891, чтобы
затруднить вам работу. После Октябрьского переворота2 жизнь Арраго изменилась. Теперь он выступал в учебных заведениях, клубах, домах культуры. А советские невропатологи, психологи и математики устраивали консилиумы в надежде понять удивительный феномен Арраго. В результате их работы даже появился научный доклад “Тайник мозга Арраго”. Ученые пришли к выводу, что, помимо постоянной тренировки, подобный человек должен обладать природными математическими способностями. Словно в подтверждение этой мысли произошло событие из ряда вон выходящее. Как-то Арраго выступал на сцене, где стоял арифмометр — прадедушка современного калькулятора. Арифмометр по тем временам был самый лучший — немецкий. Да и случай этот произошел в Берлине. При возведении больших чисел в квадрат “железный соперник” отставал от математика на целых 8 секунд. Человек победил машину. Опять колоссальный успех! Интерес к артисту-математику не ослабевал ни на минуту — ни в России, ни за рубежом. Во время каждого сеанса Арраго как будто становился маленькой вычислительной машиной, которая работала безупречно, как швейцарские часы. На одном из концертов Арраго сделал неожиданное публичное заявление, в котором просил передать после смерти свой мозг Институту имени Бехтерева. Этот добрый и скромный человек умер в возрасте 66 лет в 1949 г. Профессор Л.Л. Васильев позже писал о необычном артисте-математике: “В Бехтеревском институте мозга мне довелось участвовать в обследовании феноменального счетчика Арраго. Представьте себе классную доску, на которой кто-либо из присутствующих пишет колонку из 10–12 пятизначных или шестизначных чисел. Требуется подсчитать сумму написанных чисел. Арраго делал это с невероятной быстротой. Едва кинув взгляд на доску, он буквально “выпаливал” ответ с такой скоростью, что его едва удавалось записывать. “Простой же смертный” выполнял эту счетную операцию с мелом у доски не раньше чем за несколько минут, да и то нередко с ошибками. Замечательно, — добавляет профессор, — что феноменальная способность к устному счету проявляется у таких одаренных счетчиков как бы в готовом виде, обычно очень рано — еще в дошкольном возрасте”. Литература 1. Громов А. “Артист-математик” // “Наука и жизнь” № 5/1968. В статье использована фотография с сайта http://www.vn.ru/29.09.2007/citynews/88471/ 1 Настоящая фамилия артиста — Левитин.2 Так когда-то называлось событие, которое теперь называют “Октябрьской революцией”. — Прим. ред.А.. И.. Азевич |