Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №4/2009


Только в номере

Циклы Эйлеровы, Гамильтоновы и Кондратьевские

Очень грустный эпиграф.

В школе на уроке мира перед детьми выступает Сталин. Видя, что от его речи школьники начинают клевать носом, он решил сменить монолог на диалог:

— У кого-нибудь из вас есть ко мне вопросы?

Тут встает Петя Иванов и говорит:

— У меня к вам три вопроса:

1) кто и за что убил товарища Кирова?

2) почему люди в стране такие нищие?

3) почему в стране постоянно нарушаются права человека?

Сталин чувствует, что его прошибает холодный пот, но тут звенит звонок, и дети стремглав выбегают из класса. В начале следующего урока Сталин опять спрашивает:

— У кого-нибудь еще есть ко мне вопросы?

Вовочка:

— У меня к вам пять вопросов:

1) кто и за что убил товарища Кирова?

2) почему люди в стране такие нищие?

3) почему в стране постоянно нарушаются права человека?

4) почему звонок прозвенел на 20 минут раньше?

5) где Петя Иванов?

Дело было на “олимпиадном” факультативе. Дети решали стандартный набор учебных задач на циклы в графе “в чистом виде”. До чего-то содержательного мы еще не дошли.

— Сергей Львович, можно вопрос?

— Техническую ошибку искать не пойду — замучили! Переменные инициализировать надо аккуратнее!

— Нет, с программой у меня все нормально. У меня другой вопрос: а что такое Кондратьевские циклы?

Я разные вопросы могу ожидать на олимпиадном факультативе. Но такой…

— К нашим задачам они отношения не имеют. А где ты про них слышал, и почему это тебя интересует?

— Слышал по радио, ничего не понял. Просто интересно.

— Хорошо, обсудим после занятия.

Этот факультатив закончился часа на два позже обычного. Наверное, что-то детям стало яснее. Но одного они не поняли точно — кто и за что убил выдающегося русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева.

Николай Дмитриевич Кондратьев родился 4 марта 1892 г. в деревне Галуевская Кинешемского уезда Костромской губернии. В 1911 году поступил в Петербургский университет на юридический факультет; после окончания университета работал на кафедре политической экономии и статистики. С 1918 г. преподавал в московском Кооперативном институте и Тимирязевской (до 1923 года — Петровской) сельскохозяйственной академии. В 1920–1923 гг. работал в Наркомземе начальником управления сельскохозяйственной экономии и политики в должности “ученого специалиста”.

В 1928 г. отстранен от должности, в 1930 г. репрессирован по “делу Трудовой крестьянской партии”; заключен в лагерь 26 января 1932 г. В 1938 году, после шести лет заключения, был приговорен военным трибуналом к смертной казни и расстрелян. Реабилитирован в 1987 году.

В середине 1920-х годов Н.Д. Кондратьев выдвинул теорию циклов экономической конъюнктуры длительностью 40–60 лет. Теория была создана без каких-либо серьезных оснований и построена исключительно на эмпирических наблюдениях. Во время своих исследований он проанализировал макроэкономические показатели стран Западной Европы и США с 1790 по 1920 гг. (более полной статистики на тот момент не было). Построив и сгладив графики, устранив краткосрочные колебания, он обнаружил, что значения этих показателей синхронно движутся в долгосрочном периоде. Максимумы достигались примерно в 1815 и 1873 гг., а минимумы — в 1845 и 1896 гг. Кроме того, во время подъема длинной волны возрастало количество войн и восстаний и происходило вовлечение новых стран и регионов в мировую торговлю и в мировое разделение труда. На основании этих наблюдений Кондратьев сделал долгосрочный прогноз до 2010 года, предсказав, в частности, Великую депрессию 1930-х годов.

1-й цикл — с 1779 до 1841–43 гг. (фаза роста — до 1814 г.; снижение — с 1814 до 1841–43 гг.).

2-й цикл — с 1844–51 до 1890–96 гг. (фаза роста — до 1870–75 гг.; снижение — с 1870–75 до 1891–96 гг.).

3-й цикл — с 1891–96 до 1929–33 гг. (фаза роста — до 1914 г., снижение — до 1929 г.).

4-й цикл — с 1929–33 г. (возможно, до конца 1930-х гг.) до 1973–75 гг. (возможно, до 1981 г.); высшая поворотная точка приходится на начало 1950-х гг.

5-й цикл — с 1973–75 до (прогноз) 2010–15 гг.; высшая поворотная точка приходится на середину 1990-х гг.

До сих пор так и не найдено объяснение подобной зависимости. Особенно непонятно, почему, несмотря на заметное изменение экономики по мере ее развития, ритм кондратьевских волн не меняется, хотя при этом меняются вовлеченные в колебательные движения экономические показатели. Скажем, в XIX веке, отмеченном в основном дефляционными течениями, волны проявлялись в уровне цен, а во времена Великой депрессии — уровнем инфляции.

Если говорить конкретно о каждой из фаз цикла, выясняется, что они весьма схематичны и показательны.

Фаза первая — рост. Часто начинается с войны или другой причины резкого увеличения правительственных расходов. Война имеет четко выраженных победителей, которые испытывают рост спроса, производства, расширение кредита. Также происходит рост темпов инфляции и номинальных процентных ставок. Массово внедряются изобретения, сделанные в фазе падения и депрессии. Активно развиваются молодые отрасли. Принципиально новых изобретений мало. Производства развиваются экстенсивно, за счет новых рынков. Поощряется конкуренция. Растет международная торговля. Кредиты ликвидны, предложение кредита превышает спрос, реальные процентные ставки отрицательны, так как инфляция больше номинальных ставок. Финансовая ситуация стабильна. Рецессии немногочисленны и коротки. В центре внимания экономистов, политиков и избирателей — вопросы долговременного экономического роста.

Фаза вторая — вершина. Почти всегда всплеск военной активности. Финансирование войн затруднено из-за недостатка ресурсов. Резкое повышение цен, особенно на энергоносители, и процентных ставок, в том числе и реальных. Происходит смена правительственной политики — с поддержки спроса на стабилизацию финансов. Высокая патентная активность, но изобретения сводятся к мелким усовершенствованиям — технических прорывов практически нет. Комплекс наиболее быстро растущих отраслей достигает максимального проникновения в экономику, в этих отраслях начинается монополизация. Смягчение нравов, подъем либерализма и пацифизма. Вершина волны не означает максимума экономического процветания, который приходится на вторую половину фазы подъема. Сильная инфляция, наоборот, приводит к застою экономики, но безработица не слишком велика. На вершине волны или в течение первой половины фазы спада усиливается тенденция к колебанию валют друг относительно друга (из-за разницы в инфляции в разных странах), выход разных стран из режима фиксированных курсов. Перепроизводство средств производства. В центре внимания общественности — международные вопросы.

Фаза снижения. Ситуация различна для разных волн, картина в дальнейшем довольно условна, но в последних двух волнах сценарий был именно таким. Первая половина фазы снижения — после преодоления последствий последней войны и высокой инфляции начинается экономический подъем. Инфляция и номинальные ставки снижаются, реальные ставки высокие, но тоже снижаются, что и вызывает экономический подъем. Рост экономики интенсивный, за счет снижения издержек. Дальнейшее снижение регулирования финансовых рынков. Рост движения спекулятивного капитала, инвестиции в реальное производство меньше портфельных. В центре внимания общественности — вопросы налоговой политики.

Вторая часть фазы снижения. Лопание спекулятивных пузырей. Переход значительной части кредитов в категорию безнадежного долга. Поляризация общества. Снижение спроса, переход в депрессию. Усиление протекционизма и национализма. Возведение таможенных барьеров (могут быть и не в форме пошлин, а в форме, например, ограничений на качество ввозимой продукции). Усиление регулирования финансовых рынков. Падение цен (там, где высокая конкуренция) и/или производства (там, где отрасль монополизирована). Дальнейшее снижение номинальных процентных ставок. Потеря интереса общества к политике в пользу экономики.

Фаза депрессии. Низкая инфляция, почти нулевые процентные ставки, но кредит ни давать, ни брать никто не хочет. Очень низкий спрос. Перепроизводство в устаревших отраслях экономики. В фазе снижения кондратьевской волны и на дне фазы депрессии делаются важные изобретения (не только технические, но и в области менеджмента), которые будут внедряться в начале фазы роста и создадут новые отрасли, новый технологический уклад. Новый уклад, кроме изменений в промышленности, обычно предполагает новую парадигму в образовании, новый вид энергоносителя, транспорта, новый способ связи. Постепенное уменьшение и нивелирование массы безнадежного долга, банкротства отживших свое секторов экономики, высвобождение ресурсов, высокая безработица.

Согласно теории Кондратьева, мы находимся в депрессивной фазе пятого цикла, хотя вследствие особенностей российской экономики не все характерные признаки этой фазы у нас присутствуют. Депрессия неизбежно продлится некоторое время (годы), но неизбежно сменится ростом. При этом начало пятого цикла уже доказало, что в современном обществе переход от депрессии к росту может быть мирным — глобальных потрясений или ужасных войн более не требуется.

Как ко всему этому относиться? Каждый решает для себя. Мое личное мнение: глобальные экономические тренды — объективная реальность. Времена не выбирают… Тем более что время, в которое мы живем, уж точно не из худших. Но глобальные тренды — сами по себе, а жизнь каждого конкретного человека и каждой конкретной семьи вовсе не обязана жестко следовать по руслу реки экономического времени и вместе с ним впадать в депрессию. Не дождетесь :)!

Успехов вам! Совершенно точно, все у нас будет хорошо. Только для этого надо работать.

Се. Ль. Островский

TopList