Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №4/2009


В мир информатики
Задачник

Расхититель казны

Решение

Уже из первого сообщения детектива (“Казна больше чем на треть, чем все, что есть у первого и второго министров”) следует, что состояние каждого из указанных министров не превышает размер казны. Значит, первый и второй министры — не расхитители. Но это еще не означает, что им является третий министр. Чтобы установить его возможное “алиби” :), обозначим состояние каждого из министров соответственно С1, С2 и С3, а объем казны — К. Тогда на основе сказанного детективом можем записать:

1) К – (С1 + С2) > (С1 + С2), или К > 1(С1 + С2);

2) 2К = С1 + С2 + С3.

Вычтя из второго равенства первое неравенство, получим:

К < С3 – (С1 + С2).

А из полученного неравенства следует, что даже уменьшенное на некоторую сумму состояние третьего министра превышает размер казны. Значит, этот министр — расхититель.

В ряде ответов было также указано, что расхитителем является третий министр, однако обоснование этого не приведено или приведено ошибочное. Как правило, ошибка заключалась в математической записи первого сообщения детектива. Предлагаем читателям, использовавшим формулу, отличную от приведенной

(К > 1 (С1 + С2)), убедиться в ошибочности своих рассуждений.

Ответы прислали:

— Алюков Сергей, Ерош Татьяна, Климентьев Владимир, Кузьмин Евгений, Мельник Кристина и Митягин Александр, г. Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка, школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин М.А.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Болинова Ольга, Воднева Кристина, Максимова Мария, Суроватихинская средняя школа, Нижегородская обл., Дальне-Константиновский р-н, учитель Салова Т.В.;

— Бронетко Николай, Васильева Александра, Башкирова Владислава, Мегеря Марина, Пронская Ксения и Пилипчак Наталья, Тюменская обл., г. Новый Уренгой, поселок Лимбяяха, школа № 9, учитель Исакова И.С.;

— Быкова Анна, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Степаненко О.В.;

— Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.;

— Васьков Владимир, Горбачева Дарья и Калядина Дарья, средняя школа села Кипцы, Саратовская обл., Екатериновский р-н, учитель Омельченко С.Ю.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Говорушко Иван, Дементьев Виктор, Ильенко Юлия, Ненартович Ксения, Ромушкин Александр и Рукавишникова Ирина, г. Тайшет Иркутской обл., школа-интернат № 24 ОАО “РЖД”, учитель Авхадеева Р.И.;

— Головченко Михаил, Дияну Мария, Катышева Елизавета, Пантюхина Анна, Синицын Никита, Тананаева Ксения и Шмуляев Андрей, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;

— Елизаров Кирилл, Киселева Анастасия и Смирнов Дмитрий, г. Ярославль, школа № 33, учитель Цикина Е.Н.;

— Землянская Марина, Нестругина Анастасия и Побединский Виталий, Воронежская обл., поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.;

— Измайлова Дарья и Касимова Рузина, Республика Татарстан, г. Казань, школа № 22, учитель Осипова А.А.;

— Ильюхина Диана, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;

— Кузнецов Денис, средняя школа села Ириновка, Новобурасский р-н Саратовской обл., учитель Брунов А.С.;

— Куркин Иван, г. Ростов-на-Дону, школа № 109, учитель Суслина Т.И.;

— Лапина Каролина, Медведева Татьяна, Панин Антон и Салихов Мирзабек, Московская обл., Клинский р-н, поселок Нарынка, средняя школа им. 50-летия ВЛКСМ, учитель Метлевская Е.В.;

— Мишенина Ольга, Красноярский край, г. Норильск, гимназия № 48, учитель Брызгалова О.А.;

— Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Нелюбин Александр и Царева Анастасия, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Поздеева Анна и Сапронов Никита, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Школьная Наталия, Республика Бурятия, Мухоршибирский р-н, село Мухоршибирь, школа № 1, учитель Алексеева Н.Ф.

Расхититель казны. Задача 2

Один король заподозрил своих министров в расхищении казны. Решив, что тот, у кого денег больше, чем в казне, — виновен, он пригласил детектива для расследования. Однако каждый министр дал детективу взятку и попросил не называть сумму его состояния. Детектив взятки взял, но королю солгать не посмел. Он сказал так: “Казна больше на половину, чем все, что есть у первого и второго министров. Если же сложить имущество первого, второго и третьего министров, то эта сумма будет на три четверти больше казны”. Исходя из этого сообщения, король решил, что:

1) расхититель — второй министр;

2) расхититель — третий министр;

3) расхититель — первый министр;

4) определенно установить, кто расхититель, нельзя.

Какое решение короля верное?

TopList