Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №6/2009


В мир информатики
Задачник

Ответы, решения, разъяснения

к заданиям, опубликованным в газете
“В мир информатики” № 116 (“Информатика” № 22/2008)

1. Задача “В немецкой школе”

Обозначим учителей предметов: математики — М, физики — Ф, химии — X, биологии — Б, немецкого языка — Н и истории — И, а также пронумеруем каждый известный факт:

1) учитель химии живет в одном доме с учителем математики;

2) Альтман младше Бренделя и Клаузнера;

3) учитель математики часто играет в шахматы с Клаузнером;

4) Брендель старше учителя физики, который, в свою очередь, старше учителя биологии;

5) старший из учителей живет дальше всех от школы, что можно обозначить так: старший ? Х и старший ? М (с учетом факта 1).

Составим таблицу:

М

Ф

Х

Б

Н

И

Альтман

Брендель

Клаузнер

Из факта 3 следует, что учитель математики — не Клаузнер, а из фактов 2 и 4 — что:

1) учитель физики не Альтман;

2) самый младший из коллег Альтман преподает биологию.

Поскольку Альтман младший, а Брендель — старший из коллег (см. факт 4), то “средний” по возрасту Клаузнер — учитель физики. Запишем найденную информацию в таблицу:

М

Ф

Х

Б

Н

И

Альтман

+

Брендель

Клаузнер

+

Далее, так как старшим из трех учителей является Брендель, то он не преподает химию и математику (факт 5):

М

Ф

Х

Б

Н

И

Альтман

+

Брендель

Клаузнер

+

По условию каждый учитель ведет по 2 предмета, значит, Брендель — учитель немецкого языка и истории:

М

Ф

Х

Б

Н

И

Альтман

+

Брендель

+

+

Клаузнер

+

Итак, все решение задачи:

М

Ф

Х

Б

Н

И

Альтман

+

+

Брендель

+

+

Клаузнер

+

+

Правильные ответы представили:

— Абраменкова Дарья, средняя школа села Ириновка, Новобурасский р-н Саратовской обл., учитель Брунов А.С.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Васьков Владимир, средняя школа села Кипцы, Саратовская обл., Екатериновский р-н, учитель Омельченко С.Ю.;

— Вылка Татьяна, основная школа поселка Каратайка, Архангельская обл., учитель Безумова В.А.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Галушкова Карина, поселок Надвоицы, Республика Карелия, школа № 1, учитель Богданова Л.М.;

— Говорушко Иван, Дементьев Виктор, Ильенко Юлия, Ненартович Ксения, Никитевич Николай, Ромушкин Александр, Рукавишникова Ирина и Черноусов Антон, г. Тайшет Иркутской обл., школа-интернат № 24 ОАО “РЖД”, учитель Авхадеева Р.И.;

— Горячкова Анастасия, Катышева Елизавета, Пантюхина Анна, Синицын Никита, Тананаева Анастасия, Тананаева Ксения и Шмуляев Андрей,
г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Елизаров Кирилл и Смирнов Дмитрий, г. Ярославль, школа № 33, учитель Цикина Е.Н.;

— Иванова Ирина и Холопова Кристина, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;

— Измайлова Дарья, Республика Татарстан, г. Казань, школа № 22, учитель Осипова А.А.;

— Карнаухова Ксения, Смоленская обл., г. Демидов, школа № 1, учитель Кордина Н.Е.;

— Когонович Мария, г. Красноярск, школа № 11, учитель Латынцева Е.В.;

— Комогорова Мария, средняя школа поселка Ерофей Павлович, Амурская обл., Сковородинский р-н, учитель Красненкова Л.А.;

— Корхов Александр и Нестеров Дмитрий, Москва, Центр образования № 1406 (школа для детей с нарушениями слуха), учитель Миронова А.А.;

— Мартиросян Артем и Стукалова Кристина, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, школа № 1, учитель Орлова Е.В.;

— Махнева Анна и Петрухан Валерия, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, гимназия № 5, учитель Пучкина С.А.;

— Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Овсянников Антон, Царева Анастасия и Чурсина Наталья, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Прилуцкая Валентина и Фокина Анна, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Фокеева Нина, г. Уфа, Республика Башкортостан, гимназия № 3 им. А.М. Горького, учитель Болдырева С.В.;

— Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В.

2. Задача “Кто разбил окно?”

Решение

Обозначим три высказывания первыми буквами имен их авторов и индексами 1, 2, 3, соответствующими номерам, под которыми высказывания приведены в задаче: А1, А2, А3, Б1, Б2, Б3, В1, В2, В3, М1, М2, М3.

Начнем с анализа высказываний Володи. Высказывания В1 и В3 утверждают одно и то же, поэтому они либо оба истинны, либо оба ложны. Но по условию задачи они не могут быть оба ложными. Следовательно, они оба истинны и ложно высказывание В2. Так как В3 истинно, высказывание Б3 ложно, а это означает, что Б1 и Б2 истинны. Так как Б2 истинно, высказывание М3 ложно. Следовательно, высказывания М1 и М2 истинны. Но если М2 истинно, то А1 ложно, А2 и А3 истинны. Итак, окно разбила Аня.

Ответы прислали:

— Баджадзе Вахтанг и Елизаров Кирилл, г. Ярославль, школа № 33, учитель Цикина Е.Н.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Болинова Ольга, Суроватихинская средняя школа, Нижегородская обл., Дальне-Константиновский р-н, учитель Салова Т.В.;

— Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.;

— Васьков Владимир, средняя школа села Кипцы, Саратовская обл., Екатериновский р-н, учитель Омельченко С.Ю.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Заварзина Екатерина, Мартиросян Артем и Стукалова Кристина, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, школа № 1, учитель Орлова Е.В.;

— Землянский Виталий, Лозовая Юлия и Побединский Виталий, Воронежская обл., поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.;

— Иванова Ирина и Холопова Кристина, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;

— Измайлова Дарья, Республика Татарстан, г. Казань, школа № 22, учитель Осипова А.А.;

— Карнаухова Ксения, Смоленская обл., г. Демидов, школа № 1, учитель Кордина Н.Е.;

— Катышева Елизавета, Пантюхина Анна, Синицын Никита, Тананаева Анастасия, Тананаева Ксения и Шмуляев Андрей, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;

— Комогорова Мария, средняя школа поселка Ерофей Павлович, Амурская обл., Сковородинский р-н, учитель Красненкова Л.А.;

— Корхов Александр и Нестеров Дмитрий, Москва, Центр образования № 1406 (школа для детей с нарушениями слуха), учитель Миронова А.А.;

— Махнева Анна и Петрухан Валерия, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, гимназия № 5, учитель Пучкина С.А.;

— Прилуцкая Валентина и Фокина Анна, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Токарь Любовь, средняя школа поселка Дормидонтовка Вяземского р-на Хабаровского края, учитель Афиногенова Н.И.;

— Топтыгина Елена (другие сведения не сообщены);

— Фокеева Нина, г. Уфа, Республика Башкортостан, гимназия № 3 им. А.М. Горького, учитель Болдырева С.В.;

— Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В.;

— Хусаинова Лилия (другие сведения также не сообщены);

— Царева Анастасия и Чурсина Наталья, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.

3. Задание “«Погремушки» для уроков информатики”

Ответы

“Погремушка” № 1

1. Перенос. 2. Символ. 3. Лист. 4. Текст. 5. Таблица.
6. Адрес. 7. Слово. 8. Относительная. 9. Ячейка. 10. Активная.

Слово в выделенных кружках — Бриклин (фамилия одного из программистов, создавших в 1979 году первую электронную таблицу Visicalc).

“Погремушка” № 2

1. “Паскалина”. 2. Абак. 3. Кобол. 4. Лебедев. 5. Вольт. 6. Телефон. 7. Нейман (фон Нейман). 8. НьюЙорк (Нью-Йорк). 9. Клавиатура. 10. Ада.

Слово в выделенных кружках — Клепсидра (название автоматических водяных часов, созданных учителем Герона Александрийского около 120 лет до н.э.).

Ответы представили:

— Алтынникова Алена и Прохорова Мария, средняя школа села Ириновка, Новобурасский р-н Саратовской обл., учитель Брунов А.С.;

— Антонова Валерия, Арнольд Александра, Кирюшина Ксения и Туев Артем, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Болинова Ольга, Воднева Кристина и Максимова Мария, Суроватихинская средняя школа, Нижегородская обл., Дальне-Константиновский р-н, учитель Салова Т.В.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Измайлова Дарья, Республика Татарстан, г. Казань, школа № 22, учитель Осипова А.А.;

— Мидинец Анастасия, г. Лениногорск, Республика Татарстан, гимназия № 11, учитель Кашапова Р.Х.;

— Фокеева Нина, г. Уфа, Республика Башкортостан, гимназия № 3 им. А.М. Горького, учитель Болдырева С.В.

4. Задача “Как исправить ошибку?”

Самое простое решение, не требующее ни одного перекладывания спичек, — перевернуть лист бумаги со спичками на 180 градусов:

— было:

— станет:

Правильные ответы представили:

— Авдеев Александр, Борисов Артем, Гребеньков Егор, Жих Александр, Качан Марина, Кириллов Роман, Кочкин Даниил, Леонов Александр, Машкин Дмитрий, Нефедов Алексей, Овсянников Антон, Пименова Екатерина, Попов Дмитрий, Царева Анастасия, Чистиков Дмитрий, Чурсина Наталья и Шибков Максим, Респуб­лика Карелия, г. Сегежа, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Антонова Валерия, Арнольд Александра, Кирюшина Ксения и Туев Артем, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Аствацатурян Эдуард, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Баджадзе Вахтанг, Елизаров Кирилл, Смирнов Дмитрий и Тихошков Андрей, г. Ярославль, школа № 33, учитель Цикина Е.Н.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Болинова Ольга и Воднева Кристина, Суроватихинская средняя школа, Нижегородская обл., Дальне-Константиновский р-н, учитель Салова Т.В.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Галушкова Карина, поселок Надвоицы, Республика Карелия, школа № 1, учитель Богданова Л.М.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Измайлова Дарья, Республика Татарстан, г. Казань, школа № 22, учитель Осипова А.А.;

— Корхов Александр и Нестеров Дмитрий, Москва, Центр образования № 1406 (школа для детей с нарушениями слуха), учитель Миронова А.А.;

— Крутей Александр и Кутугин Павел, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;

— Махнева Анна и Петрухан Валерия, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, гимназия № 5, учитель Пучкина С.А.;

— Мидинец Анастасия, г. Лениногорск, Республика Татарстан, гимназия № 11, учитель Кашапова Р.Х. (Анастасия привела несколько вариантов решения);

— Нурмухаметова Ирина и Фокеева Нина, г. Уфа, Республика Башкортостан, гимназия № 3 им. А.М. Горького, учитель Болдырева С.В.;

— Прохорова Мария, средняя школа села Ириновка, Новобурасский р-н Саратовской обл., учитель Брунов А.С.;

— Стукалова Кристина, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, школа № 1, учитель Орлова Е.В.;

— Тананаева Анастасия, Тананаева Ксения, Катышева Елизавета и Синицын Никита, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.

Отметим ответы Артема Борисова, Александра Жиха, Марины Качан, Романа Кириллова, Александра Леонова и Дмитрия Чистикова, разработавших презентации PowerPoint, иллюстрирующие решение задачи.

5. Задача “Потерянная гиря”

Пронумеруем имеющиеся гири в порядке возрастания размера. Произведем первое взвешивание: на левую чашку весов положим гири № 3 и 4, а на правую — № 7. Прежде чем рассматривать возможные случаи состояния весов, заметим, что гиря № 3 может иметь вес 3 или 4 кг, гиря № 4 — 4 или 5 кг, гиря № 7 — 7 или 8 кг (почему так — подумайте самостоятельно). Приведем также все возможные варианты сочетания этих гирь на разных чашках весов:

пп

Левая чашка весов

Правая чашка весов

Гири весом

Общий вес

Гиря весом

1

3 и 4 кг

7 кг

7 кг

2

3 и 5 кг

8 кг

7 кг

3

4 и 5 кг

9 кг

7 кг

4

3 и 4 кг

7 кг

8 кг

5

3 и 5 кг

8 кг

8 кг

6

4 и 5 кг

9 кг

8 кг

Итак, возможные случаи.

1. Весы в равновесии. Это может быть при вариантах 1 и 5. Можно увидеть, что в первом случае веса гирь соответствуют их номерам, т.е. потеряна гиря весом 7 кг, а во втором — потеряна гиря весом 8 кг (т.к. гиря № 4 весит 5 кг). Чтобы определить действительно потерянную гирю, надо на одну чашку весов положить гирьки № 1 и 3, а на вторую — № 4. Первая чашка перевесить не может. Если перевесит вторая чашка, то потеряли гирю весом 4 кг, в случае равновесия — весом 8 кг.

2. Если перевесит левая чашка весов, то, рассматривая варианты 3 и 6, можно установить, что потерянной может быть гиря весом 1, 2 или 3 кг. При втором взвешивании на первую чашку положим гири № 1 и 2, а на вторую — № 3. Если перетянет первая чашка, то потеряна гиря весом 1 кг, если вторая — весом 3 кг, если весы в равновесии — весом 2 кг.

3. Если перевесит правая чашка весов, то потеряна одна из гирь весом 5, 6 или 7 кг. На одну чашку положим гири № 4 и 7, на вторую — № 5 и 6. Если перевесит первая чашка, то потеряли гирю весом 7 кг, если весы в равновесии — весом 6 кг, а если перевесит вторая чашка — весом 5 кг.

Ответы представили:

— Аствацатурян Эдуард, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Елизаров Кирилл, г. Ярославль, школа № 33, учитель Цикина Е.Н.;

— Карнаухова Ксения, Смоленская обл., г. Демидов, школа № 1, учитель Кордина Н.Е.;

— Сосновцев Илья, средняя школа села Ириновка, Ново­бурасский р-н Саратовской обл., учитель Брунов А.С.;

— Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В.;

— Царева Анастасия, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.

Решение задач, предложенных для самостоятельной работы в статье “Работа с данными типа “время” в электронной таблице Microsoft Excel”, прислали:

— Аствацатурян Эдуард, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Богатырев Евгений, Бочков Евгений, Данильченко Инна, Жерякова Ольга, Новицкая Элина, Поздеева Анна, Поповских Юлия, Прилуцкая Валентина, Сапронов Никита, Сатюкова Наталья, Сергеев Дмитрий, Султанов Ринат, Фокина Анна, Хасанова Диана, Шавейников Денис и Шелехова Анна, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В.

Лучшими признаны ответы учащихся из Челябинска. Все они будут награждены дипломами. Поздравляем!

Анализ игры “Король на шахматной доске” и списки читателей, приславших ответ на вопрос, связанный с этой игрой, будут опубликованы в следующем выпуске нашей газеты.

TopList