Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №8/2009


В мир информатики
Задачник

Ответы, решения, разъяснения

к заданиям, опубликованным в газете
“В мир информатики” № 118 (“Информатика” № 24/2008)

1. Задача “Три очень умных попугая”

Напомним, что необходимо было определить, каким является каждый из трех говорящих и очень умных попугаев — всегда говорящим правду, лжецом или хит­рецом (отвечающим на вопросы согласно плате и настроению), если известны вопросы, которые задал им специалист по логике, и ответы птиц.

— Кто стоит рядом с тобой? — спросил он у первого попугая.

— Лжец, — ответил тот.

— А ты кто такой? — спросил специалист у второго попугая.

— Я хитрец!

— А кто стоит рядом с тобой? — спросил он у третьего попугая.

— Абсолютно честный попугай! — был ответ.

Ответ

Из ответа третьего попугая следует, что он не может быть абсолютно честным (ведь такой попугай только один, и одновременно с ним второй честным быть не может). Значит, честным является либо первый, либо второй попугай. Но второй им быть не может (он не ответил, что является честным). Следовательно, абсолютно честным попугаем является первая птица. Тогда из высказывания этого (правдивого) попугая следует, что второй попугай — лжец. Остается, что третий попугай то лжет, то говорит правду.

Ответы представили:

— Антонова Валерия, Климова Алена, Прилуцкая Валентина и Фокина Анна, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Бредихин Виктор, Москва, школа № 1399, учитель Юрасик Е.В.;

— Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Идрисова Александра, Республика Татарстан, г. Альметьевск, школа № 17, учитель Аристова Н.А.;

— Измайлова Дарья, Республика Татарстан, г. Казань, школа № 22, учитель Осипова А.А.;

— Катышева Елизавета, Синицын Никита, Тананаева Анастасия и Тананаева Ксения, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;

— Комогорова Мария, средняя школа поселка Ерофей Павлович, Амурская обл., Сковородинский р-н, учитель Красненкова Л.А.;

— Максимов Борис, средняя школа села Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;

— Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Нелюбин Александр, Тикка Анна, Царева Анастасия и Чурсина Наталья, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Слимов Никита, Москва, школа № 1399, учитель Шнейдер Е.В.;

— Стукалова Кристина, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, школа № 1, учитель Орлова Е.В.

2. Задача “Еще одна одинокая восьмерка”

Решение

Из того, как “сносятся” вниз цифры делимого, видно, что вторая и четвертая цифры частного — 8:

Так как при умножении делителя на 8 получается двузначное число, а при умножении его на первую и последнюю цифру частного — трехзначное, то эти цифры должны быть больше 8, т.е. они равны 9:

Теперь найдем делитель. Произведение его на 8 дает двузначное число, а на 9 — трехзначное число. Единственное двузначное число, обладающее такими особенностями, это 12 (12 ? 8 = 96, 12 ? 9 = 108). Итак, делитель равен 12. Умножая делитель на частное, получим делимое, равное 1 089 708.

Правильные ответы представили:

— Алексеев Денис, Иванова Сайгына, Киприянов Вячеслав, Кондратьев Леонид, Нестерова Диана, Олесова Анна, Олесова Наталья, Петрова Наталья и Федорова Кристина, средняя школа села Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;

— Антонова Валерия, Климова Алена, Прилуцкая Валентина и Фокина Анна, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

Галушкова Карина, поселок Надвоицы, Республика Карелия, школа № 1, учитель Богданова Л.М.;

— Касаткина Н. и Тоцкая Е., г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;

— Катышева Елизавета, Синицын Никита, Тананаева Анастасия и Тананаева Ксения, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;

— Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.;

— Малина Наталья, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Мячина С.А.;

— Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Нелюбин Александр и Царева Анастасия, Респуб­лика Карелия, г. Сегежа, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.

3. Задание “Цветные клетки,
или Почти судоку”

Задача имеет два решения:

Примечание. Буквами обозначены цвета клеток: К — красный, З — зеленый, С — синий и Ж — желтый.

Правильные ответы прислали:

— Авдеев Александр, Борисов Артем, Гребеньков Егор, Жих Александр, Засядько Александр, Качан Марина, Кириллов Роман, Кочкин Даниил, Кузьменко Алина, Машкин Дмитрий, Надворный Александр, Никифоров Алексей, Овсянников Антон, Попов Дмитрий, Праслова Анжела, Старцев Александр, Трофимова Елена, Чистиков Дмитрий и Шибков Максим, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Адамов Афанасий, Алексеев Денис, Ефремова Алгыстаана, Иванов Спиридон, Иванова Сайгына, Игнатьева Сахая, Игнатьева Ульяна, Киприянов Вячеслав, Кондратьев Леонид, Максимов Борис, Нестерова Диана, Олесова Анна, Олесова Наталья, Осинский Максим, Осипова Анастасия, Петрова Наталья, Тихонова Алина, Федорова Кристина и Федорова Снежана, средняя школа села Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;

— Аракелян Левон, Дунаева Анна и Стукалова Кристина, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, школа № 1, учитель Орлова Е.В.;

— Бичёв Евгений и Панков Алексей, Воронежская обл., поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.;

— Болдарева Анастасия, Голубцова Ольга и Туев Артем, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Булатов Рустем и Залеев Динар, Республика Татарстан, г. Бавлы, гимназия № 4, учитель Шафиков Н.Р.;

— Воронина Анастасия, Нагорный Алексей, Обудённый Александр и Шастин Эдуард, средняя школа поселка Дормидонтовка Вяземского р-на Хабаровского края, учитель Афиногенова Н.И.;

— Гаврилов Антон, Сухих Иван и Устенко Андрей, средняя школа села Средний Васюган, Томская обл., Каргасокский р-н, учитель Вторушина Н.А.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

Галушкова Карина, поселок Надвоицы, Республика Карелия, школа № 1, учитель Богданова Л.М.;

— Демидова Марина, Катышева Елизавета, Синицын Никита, Тананаева Анастасия, Тананаева Ксения, Чердакова Дарья и Шмуляев Андрей, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;

— Дуракова Маргарита и Степаненко Олег, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Мячина С.А.;

— Каганович Мария, г. Красноярск, школа № 11, учитель Латынцева Е.В.;

— Кондеева Ольга, Курова Александра, Мухамедшина Рузалия и Хайдарова Аделина, Республика Татарстан, г. Альметьевск, школа № 17, учитель Аристова Н.А.;

— Матыкина Анна, г. Новохоперск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Матыкин В.Ю.;

— Русаков Дмитрий, средняя школа села Казаткуль, Татарский р-н Новосибирской обл., учитель Карева О.В.;

— Сердюк Анастасия, Сотникова Валерия, Таукелов Максим и Чернышова Юлия, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Степаненко О.В.;

— Скоблин Константин, средняя школа села Тегульдет Томской обл., учитель Калмыкова Л.А.;

— Слимов Никита, Москва, школа № 1399, учитель Шнейдер Е.В.

4. Задание “Все десять”

Ответ:

Если допустить, что в двух расположенных рядом квадратиках первая цифра может быть нулем, то возможны и другие решения:

Ответы прислали:

— Адамов Афанасий, Алексеев Денис, Иванова Сайгына, Киприянов Вячеслав, Кондратьев Леонид, Максимов Борис, Нестерова Диана, Олесова Анна, Олесова Наталья, Петрова Наталья, Федорова Кристина и Федорова Снежана, средняя школа села Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;

— Антонова Валерия, Климова Алена, Прилуцкая Валентина и Фокина Анна, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.;

— Гаврилов Антон, Сухих Иван и Устенко Андрей, средняя школа села Средний Васюган, Томская обл., Каргасокский р-н, учитель Вторушина Н.А.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

 

Галушкова Карина, поселок Надвоицы, Республика Карелия, школа № 1, учитель Богданова Л.М.;

— Горбачев Юрий, средняя школа села Казаткуль, Татарский р-н Новосибирской обл., учитель Карева О.В.;

— Каганович Мария, г. Красноярск, школа № 11, учитель Латынцева Е.В.;

— Катышева Елизавета, Синицын Никита, Тананаева Анастасия, Тананаева Ксения и Шмуляев Андрей, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;

— Комогорова Мария, средняя школа поселка Ерофей Павлович, Амурская обл., Сковородинский р-н, учитель Красненкова Л.А.;

— Кондеева Ольга, Курова Александра, Мухамедшина Рузалия и Хайдарова Аделина, Республика Татарстан, г. Альметьевск, школа № 17, учитель Аристова Н.А.;

— Мидинец Анастасия, г. Лениногорск, Республика Татарстан, гимназия № 11, учитель Кашапова Р.Х.;

— Малина Наталья, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Мячина С.А.;

— Нелюбин Александр, Царева Анастасия и Чурсина Наталья, Республика Карелия, г. Сегежа, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Сердюк Анастасия и Степаненко Олег, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Степаненко О.В.;

— Слимов Никита, Москва, школа № 1399, учитель Шнейдер Е.В.;

— Стукалова Кристина, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, школа № 1, учитель Орлова Е.В.

Благодаря всех читателей, приславших ответ на это непростое задание, отметим ответ Олега Степаненко, разработавшего также с помощью программы Macromedia Flash ролик с решением. В нем Олег использовал встроенный язык сценариев ActionScript. Редакция решила наградить Олега дипломом.

Заметим также, что в ряде ответов одна и та же цифра использовалась более одного раза.

Программу (на языке программирования Visual Basic), предложенную для самостоятельной работы в статье “Фрактал из окружностей”, прислал Кузнецов Денис, ученик средней школы села Ириновка, Новобурасский р-н Саратовской обл., учитель Брунов А.С. Денис также будет награжден дипломом. Поздравляем вас, Олег и Денис!

Правильный ответ на так называемую “задачу Корнея Ивановича Чуковского” прислали также Акрамова Диля и Миндалина Евгения, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А. Эти же читатели правильно ответили на загадки, связанные с числом 12.

Тоцкая Екатерина, ученица этой школы, представила правильные решения двух задач — задачи на перекладывание спичек и задачи на формирование таблицы (Екатерина привела несколько вариантов таблицы).

Правильные ответы на задание “Логические формулы на естественном языке” прислали также Давыдова Ася, Коротаев Денис, Логачева Александра, Никитин Роман, Оленичев Валерий, Плакунов Василий, Побережец Виктория, Полосенко Илья, Саранский Виталий, Сидорова Кристина, Спиридонова Ольга, Спирина Анастасия, Струкова Александра, Таврало Анастасия, Тикка Яна, Фешова Стефания, Чурсина Наталья и Юрова Екатерина, Республика Карелия, г. Сегежа, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.

Александров Иван, Беляева Надежда, Вяткина Светлана, Руденко Андрей, Рысаков Юрий и Сухинина Инга, учащиеся средней школы поселка Сибирский Ханты-Мансийского р-на Тюменской обл., учитель Худякова Н.А., представили правильные ответы на указанные задачи, а также на задачу “Где находится принцесса?”.

Правильное решение задач “В немецкой школе” и “Кто разбил окно?” прислали также:

— Красильникова Виктория, Республика Татарстан, г. Альметьевск, школа № 17, учитель Аристова Н.А.;

— Слимов Никита, Москва, школа № 1399, учитель Шнейдер Е.В.

Ученики школы № 17 г. Альметьевска Кондеева Ольга, Курова Александра и Мухамедшина Рузалия (учитель Аристова Н.А.) представили ответ на задание “Сколько треугольников на рисунке?”.

TopList