Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №9/2009


Мнения

Еще раз про ЕГЭ

С беспощадной неизбежностью надвигается на российскую школу ЕГЭ по информатике. На тему ЕГЭ я уже писал в № 4 нашей газеты. Снова вернуться к ней побудили два события, произошедшие в моей жизни с того времени. Во-первых, назначение меня председателем предметной комиссии ЕГЭ по информатике в Пермском крае. Несмотря на большую занятость, отказываться я не стал. Связано это с тем, что из всех пермских вузов единственный, который объявил о приеме результатов ЕГЭ по информатике при поступлении, оказался Пермский госуниверситет, а факультет в нем — механико-математический, на котором я работаю профессором кафедры Прикладной математики и информатики. По сути дела, это вступительный экзамен на мой родной факультет. Как тут отказаться!

Вторым событием, побудившим взяться за статью, стало мое участие в работе семинара для председателей предметных комиссий ЕГЭ, который проводился в Москве 24–25 марта. Задача семинара состояла в подготовке председателей предметных комиссий в качестве тьюторов, которым предстоит готовить членов своих комиссий к работе во время экзамена.

Сразу хочу подчеркнуть свое, в целом положительное, отношение к введению ЕГЭ в систему общего образования, и особенно — к введению ЕГЭ по информатике.

Наконец-то за 20 с лишним лет существования информатики в школе появился реальный контроль результатов обучения! Наверное, ни в одном другом школьном предмете нет такого произвола в содержании обучения в различных регионах, школах, классах. И происходит это, несмотря на существование с 2004 года федерального компонента ГОС, министерской Примерной программы, учебников, содержание которых выдержано в соответствии с нормативными документами. Позиция некоторых учителей информатики выражается тезисом: “Учу, чему хочу!”. А не тому, чему нужно учить! Нередко на выбор содержания обучения информатике оказывает влияние давление родителей, которые, как они считают, лучше знают, чему надо учить их ребенка на уроках информатики. Их тезис часто звучит так: “Учите работать на компьютере! А все эти системы счисления никому не нужны!” Возможно такое по отношению к математике или русскому языку? Нет, конечно! А по отношению к информатике возможно!

И вот, наконец, появилась контрольная точка (как говорят программисты) в виде ЕГЭ. Нравится вам или не нравится преподавать системы счисления, логику, кодирование данных, программирование и другие темы — придется, иначе детям не сдать ЕГЭ.

Предвижу волну возмущения учителей на эти мои слова. И возмущение справедливое! Основная аргументация будет такой: согласно БУПу 2004 г., информатика как обязательный предмет изучается только в 8–9-х классах. В 10–11-х классах обучение информатике происходит лишь на отдельных профилях: на базовом уровне — на трех профилях и на профильном уровне — на двух. В других старших классах информатика не изучается вообще. Следовательно, знания и умения учеников из последней группы остаются на уровне основной школы. А если учесть процесс забывания за два последних года, когда информатики не было, то в головах таких выпускников мало что остается от когда-то выученного.

Кроме того, на мое “провокационное заявление” учителя скажут: содержание и уровень заданий ЕГЭ не соответствуют ни стандарту для основной школы, ни стандарту для полной средней школы базового уровня. Кстати, в последнем стандарте программирования нет вообще! Единственное, с чем согласуются КИМ (контрольно-измерительные материалы) ЕГЭ, — это ГОС профильного уровня. Вот так! И получается, что школа готовит к сдаче ЕГЭ по информатике лишь выпускников физико-математических и информационно-технологических классов, где информатика изучается по 4 часа в неделю. А если выпускник класса другого профиля захочет сдавать ЕГЭ по информатике, как быть ему?

Есть один выход: это организация обучения таких детей элективному курсу “Подготовка к ЕГЭ по информатике”. Снова слышу возражения учителей: “В этом году у нас не было времени для организации такого курса!” Действительно, в начале учебного года этой проблеме в большинстве школ большого значения не придавали. Паника прошла по школам, когда во многих вузах среди четырех вступительных экзаменов, принимаемых в форме ЕГЭ, была объявлена информатика. Впрочем, скоро волна спала, после того как вузам было разрешено сократить число вступительных экзаменов до трех. В массовом порядке вузы стали отказываться от информатики даже на профильных к этому предмету специальностях. Причина — проблемы, о которых говорилось выше; понимание реальной ситуации с преподаванием информатики в школе. Можно сказать и так: и школы, и вузы “испугались” ЕГЭ по информатике.

Значит ли это, что вузам не нужны выпускники школ, хорошо подготовленные по информатике? Нет, конечно! В настоящее время в перечне вузовских специальностей, готовящих IT-специалистов, около трех десятков названий. Специальности этого направления имеют высокий рейтинг среди поступающих в вузы. Для обучения на таких специальностях не нужны “абитуриенты-нулевики” по информатике. Причем нужны абитуриенты, не только умеющие набирать тексты на клавиатуре и копировать файлы, но и знающие системы счисления, логику, программирование и прочие теоретические темы курса.

В документе под названием “Спецификация экзаменационной работы по информатике и ИКТ единого государственного экзамена 2009 г.” о назначении ЕГЭ по информатике сказано: “Назначение экзаменационной работы — оценить общеобразовательную подготовку по информатике и ИКТ выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений с целью проведения итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и конкурсного отбора абитуриентов в учреждения среднего и высшего профессионального образования”. Несоответствие этих слов реальной ситуации очевидно. О какой “итоговой аттестации” по информатике может идти речь, если предмет не является обязательным для всех 10–11-х классов? Кроме того, результат ЕГЭ по выбору вообще не влияет на итоговую оценку в аттестате.

Приведенная фраза присутствует и в спецификациях для других предметов, которые в обязательном порядке изучаются в старших классах. Но по отношению к информатике такое утверждение делать нельзя. По отношению к информатике надо было честно написать, что ЕГЭ — это экзамен для конкурсного отбора абитуриентов. И тогда исчезает двусмысленность и все встает на свои места!

Вопросы возникают при чтении следующего раздела “Спецификации”: “Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

1. Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

2. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).

Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики и ИКТ, в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по информатике, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования и науки Российской Федерации”.

Странно сейчас ссылаться на нормативные документы 1999 г. Что касается ГОСов 2004 года, то необходимо разделять базовый уровень и профильный уровень. В информатике между ними различие очень существенное. Как уже отмечалось выше, КИМ ЕГЭ полностью согласуются лишь со стандартом профильного уровня 2004 г. для 10–11-х классов.

Несмотря на “откат” многих вузов от ЕГЭ по информатике, желающих сдавать экзамен оказалось не так уж мало. По моим сведениям, в Москве — около 6 тысяч выпускников школ, в Свердловской области — около 3 тысяч, в Пермской — около 1,5 тысяч. В других регионах примерно в той же пропорции к населению.

При всех проблемах с организацией ЕГЭ по информатике в этом году, экзамен необходимо провести качественно, без сбоев. Хотелось бы, чтобы нормативные документы были приведены в соответствии с реальностью. ЕГЭ по информатике нужен как средней, так и высшей школе. Если в следующем году вузы вернутся к обязательному приему четырех вступительных экзаменов, то информатика будет востребована гораздо шире, чем в этом году. Положительный опыт организации ЕГЭ по информатике в этом году очень нужен на будущее. Важно, чтобы вузы поняли, что ЕГЭ по информатике — это в их интересах. Отсюда вывод: вузы должны не только участвовать в работе предметных комиссий по приему экзамена, но и активно помогать школам в подготовке выпускников к ЕГЭ. Это будет способствовать “подтягиванию” уровня школ в обучении информатике и повышению возможностей вузов в качественной подготовке IT-специалистов.

И.. Г.. Семакин

TopList