Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №17/2009


Живой журнал

Изучение информатики или подготовка к ЕГЭ?

В этом номере:

· История проекта

· ЕГЭ-2009

· Новинки списка литературы? Новинки источников информации!

· Idea worth spreading

Добрый день, уважаемые коллеги!

Рада возможности поздравить вас с началом нового учебного года! Задала себе вопрос: почему слова “первое сентября” оказывают особое влияние практически на каждого человека? Ответ возник сразу — потому что каждый раз, каждый год они связаны с началом, новым “чистым листом”, новыми возможностями. А начало — это надежда. И конечно же надежда на лучшее, на успех. Дорогие друзья! Успехов вам и вашим воспитанникам!

История проекта

Продолжаем наш проект — серию публикаций, идущих под рубрикой “Живой журнал”. В прошлом учебном году некоторые читатели назвали эти заметки “дневником”, и это отражает особенности идеи: записи, день за днем описывающие работу учителя информатики, работающего в старших классах.

Для тех, кто по каким-либо причинам не знаком с материалами, опубликованными в течение прошедшего учебного года, поясню, что цель “Живого журнала” — описание обучения старшеклассников информатике в условиях перевода ЕГЭ “в штатный режим”. Описание подготовки уроков, их проведения, анализ полученных результатов. Размышления о том, как влияет, как отражается введение ЕГЭ на методику обучения предмету. Поэтому действительно этот проект подчинен стилистике дневниковых записей.

Название заметок “Изучение информатики или подготовка к ЕГЭ?” выбрано не случайно: проблему выбора или объединения так или иначе решает каждый учитель. Для одних выпускников систематическое изучение информатики заканчивается в школе с последним звонком, другие выбирают экзамен по информатике для поступления в вуз. В дополнение к традиционной ответственности за обучение школьников основам информатики на учительские плечи легла ответственность за подготовку выпускников к единому экзамену. Как соотносятся ЕГЭ и курс обучения информатике? Серия этих публикаций является попыткой дать ответ на этот вопрос.

Реальными участниками проекта являются ученики двух классов тверской гимназии № 6, которые в прошедшем учебном году были десятиклассниками, успешно перешли в 11-й класс и стали выпускниками. Обучение происходит по авторской программе и учебникам И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера.

ЕГЭ-2009

Новости

Количество публикаций о “едином” чрезвычайно велико. Каждый день источники информации предоставляли и предоставляют те или иные сведения о ходе подготовки, сдаче, результатах, проблемах ЕГЭ. Однако “обсуждение в СМИ темы ЕГЭ не способствовало формированию в обществе позитивного отношения к этой новации”. Фонд “Общественное мнение” на основании результатов опроса, проведенного 20–21 июня в 44 регионах России, сообщил, что одобряют ЕГЭ 21 процент россиян (новостная лента федерального портала “Российское образование”).

В течение мая–июля 2009 г. мы радовались успехам своих подопечных, их верным решениям, огорчались промахам и вместе разбирали допущенные ошибки. Все мы стали свидетелями нарушений процедуры проведения экзамена (ох уж эти сотовые телефоны!), признания ошибок в оценке работ (выборочная перепроверка 100-балльных работ) и других весьма неприятных событий.

Хотелось бы отметить тот факт, что работа по приему в вуз фактически перешла в школьные стены. Тем самым нагрузка на школьного учителя, безусловно, возросла.
И по процедуре подготовки школьников к экзамену, и непосредственно по процедуре его проведения. Интенсивность труда учителя растет. Вузы самостоятельно проводят приемные испытания только для абитуриентов заочной и платной форм обучения.

Однако мы должны помнить, что экзамен по информатике во многих вузах не проводился в этом году временно, поскольку вуз имел право принять в этом году собственное решение для части вступительных испытаний. А на следующий год количество абитуриентов, которым необходимо будет сдавать ЕГЭ по информатике, увеличится. То есть работа в режиме подготовки к ЕГЭ не просто продолжится, а станет еще интенсивнее.

Поэтому отслеживание новостей чрезвычайно важно. А опыт прошедшего года в итоге для меня лично реально материализовался в двух новостных лентах:

федерального портала “Российское образование”: http://www.edu.ru/

и новостей образования сайта ИД “Первое сентября”: http://news.1september.ru/

Ежедневное отслеживание сообщений этих двух источников дает достаточно полную картину событий и сообщений как нормативного, так и оценочного характера. Для получения содержательной информации по предмету у нас есть еще два очень важных источника:

ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений, разработчик экзаменационных заданий): www.fipi.ru;

официальный информационный портал единого государственного экзамена: http://www.ege.edu.ru/.

Зачастую первые два источника дают ссылки на материалы двух последних. Таким образом, обозначенные четыре источника информации вполне достаточны для полноценной картины и отслеживания ситуации по ЕГЭ и в целом, и по предмету.

Знаете ли вы?

То, что информатику в “первую волну” сдали хуже других предметов, знают многие. А вот результаты “второй волны” оказались значительно хуже первой, но и здесь информатика на первом месте: 30% неудовлетворительных результатов.

Автоматизированная система приемной кампании ТвГУ 2009 г.

В силу специфики нашего предмета, безусловно, было интересно увидеть варианты того, как вузы страны обеспечат абитуриентов своевременной информацией о ходе подачи документов, о конкурсной ситуации, об on-line-трансляции списков абитуриентов и зачислении на 1-й курс в необычной ситуации этого года (трехэтапное зачисление в вузы). Конечно, не берусь утверждать, что смогла познакомиться с сайтами достаточного количества вузов, но из того, что удалось увидеть, очень удобный и наглядный вариант реализован в Твери.

Давайте рассмотрим информацию, которую предоставляет автоматизированная система приемной кампании ТвГУ (http://university.tversu.ru). Для примера на картинке показан фрагмент данных о поступающих на специальность “Информационные технологии” факультета прикладной математики и кибернетики.

В таблице отражаются результаты экзаменов в следующем порядке:

1. Математика (профильный экзамен)

2. Русский язык

3. Информатика и ИКТ

В соответствии с правилами приема в ТвГУ действует приоритетная система приема. Ранжирование абитуриентов в рейтинг-листах происходит по следующим критериям:

1. Сумма баллов за экзамены

2. Олимпиады

3. Профильный экзамен

4. Средний балл аттестата

На основании правил приемной комиссии возможно изменение экзаменационного балла по предмету (начисление максимального балла ЕГЭ победителям и призерам не только заключительного, но и регионального этапа всероссийской олимпиады). Приведенная картинка иллюстрирует как раз подобную ситуацию: абитуриент № 3 как победитель областной олимпиады получил 100 баллов по предмету Математика. Средний балл аттестата сыграет роль только на уровне четвертого по порядку критерия. То есть медаль для поступления не является приоритетом.

Информация по каждому абитуриенту известна, открыта и уточняется от момента подачи документов до момента зачисления (фамилии абитуриентов на картинке удалены). Система учитывает приоритет выбранной абитуриентом специальности и также отображает эту информацию (П — подлинник документов в последней колонке в отличие от К — копия).

Очень удобная в использовании система, максимально открытая информация по всем абитуриентам. Поступающему нет необходимости лишний раз посещать приемную комиссию. Необходим только доступ в Интернет.

О технологии определения минимальной нижней границы

При оценке результатов государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ устанавливается минимальное количество баллов по каждому предмету, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего образования (http://www.edu.ru/, 12.06.2009).

Минимальное количество баллов по информатике определяется комиссией по шкалированию с учетом различных показателей. С точки зрения содержания предмета это означает: “демонстрирование возможностей работы на уровне воспроизведения знаний (и отчасти на уровне умений применять свои знания в стандартной ситуации) со следующим материалом:

· единицы измерения информации;

· принципы кодирования;

· системы счисления;

· моделирование;

· понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

· основные алгоритмические конструкции;

· основные элементы программирования;

· основные элементы математической логики;

· основные понятия, используемые в информационных и коммуникационных технологиях”.

Замечание “по ходу дела”. Мое видение уровня воспроизведения и применения знаний в стандартной ситуации, видимо, расходится с подходами составителей заданий. Воспроизведение знаний представляется именно воспроизведением, по памяти — дат, определений, соотношений и т.п. А вот использование этих соотношений для дальнейших действий, вычислений на основе воспроизведенного знания — это уже применение. Поэтому, с моей точки зрения, работа по информатике содержит подавляющее количество заданий на применение знаний в стандартной ситуации.

23 июня в РИА “Новости” прошла пресс-конфе­ренция руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л.Н. Глебовой на тему: “Итоги ЕГЭ основной волны”. На этой конференции был задан вопрос о технологии определения минимальной нижней границы. Вот как ответила Г.С. Ковалева, заместитель директора Федерального института педагогических измерений. “Минимальную границу мы определяем исходя из требований к базовой подготовке учащихся, исходя из стандартов базового уровня. Поэтому мы приняли статистически обоснованное такое правило, что если выпускник выполняет успешно 50% заданий базового уровня” (цитата из выступления, опубликованного на http://www.edu.ru/ 26.06.2009).

Действительно, известно, что минимальное количество баллов единого государственного экзамена по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2009 году, составило 36 тестовых баллов. По шкалам перевода, которые опубликованы на портале ЕГЭ, это соответствует 9 выполненным заданиям базового уровня, т.е. получению 9 первичных баллов.

Таким образом, зная технологию определения минимальной границы, учитель сможет заранее самостоятельно оценить, прикинуть порог получения положительной оценки после публикации спецификации следующего, 2010 года. В этом документе обычно приводится таблица распределения заданий по уровням сложности. Из нее можно определить необходимое количество баллов для получения положительной оценки.

ЕГЭ и творчество

Одним из пунктов высказываемого критического отношения к ЕГЭ является мнение о невозможности проверки и оценки творческого начала будущего студента. Кроме этого, возможны ситуации с детьми, имеющими определенные склонности к той или иной области знаний или деятельности, для которых, например, экзамен по математике даже на минимальном уровне может оказаться непреодолимым барьером для окончания школы, т.е. для получения аттестата. А тем самым для дальнейшего продвижения в выбранной профессиональной области (например, филолог, журналист). Об этом говорится в заметке М.Белого на сайте Би-би-си http://www.bbc.co.uk/russian/interactivity/2009/07/090623_blog_belyi_talents.shtml. Конечно, описываемая ситуация совершенно конкретна, но она очень точно показывает возможные реальные проблемы “нестандартных” детей. Она, при переходе к системе ЕГЭ, соприкасается с озабоченностью, высказываемой частью ректоров вузов о возможной потере талантливых ребят, проявивших себя в том или ином профессиональном направлении.

Соглашусь, что проверить с помощью ЕГЭ творческое начало абитуриента не представляется возможным. Проверить некоторые знания и умения — да, можно.
И если программа обучения и проводящийся экзамен будут хорошо “состыкованы”, то это будет соответствовать проверке определенной части знаний.

Новинки источников информации

В течение летнего периода мои личные печатные и цифровые ресурсы пополнились новинками. Приобрела пособие “Единый государственный экзамен-2009. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся”, выпущенное под редакцией В.Р. Лещинера / ФИПИ. М.: Интеллект-Центр, 2009. Оно имеет уже традиционное устройство и послужит дополнительным подспорьем при рассмотрении заданий ЕГЭ.

В прошедшем учебном году не пришлось активно использовать на уроках специально разработанные программы подготовки по информатике или к ЕГЭ. По разным причинам, в том числе и содержательного характера. И вот теперь приобрела две, на мой взгляд, интересные новинки.

1. Тесты по информатике, подготовленные корпорацией “Диполь” и ООО “Новый Диск”.

Девиз этого диска звучит заманчиво: “Готовимся к ЕГЭ грамотно!”. Особенностью программы является использование вопросника Хони и Мамфорда (1992) по стилям обучения. То есть сначала предлагается определить, к какому стилю из четырех предложенных ближе всего находится ваш стиль обучения: Деятель, Рефлексирующий, или Мыслитель, Теоретик, Прагматик.

Определения Хони и Мамфорда являются удобным инструментом для выяснения способа, которым человек предпочитает преобразовывать полученную информацию в действия. Каждый из стилей обучения можно соотнести с краткими описаниями и фразами:

Деятель (конкретный опыт). Все в жизни нужно попробовать! 

Мыслитель (наблюдение, осмысление). Мне нужно немного времени, чтобы подумать об этом!

Теоретик (построение моделей теорий). Каким образом это согласуется с полученными нами результатами?

Прагматик (проверка моделей в новой ситуации). Что это означает с практической точки зрения?

В соответствии с полученной информацией о ваших склонностях в обучении авторы выдают рекомендации, как именно вам лучше работать с тестами. Далее можно переходить собственно к тестированию.

Тем по курсу выделено 9. Для пробы я выбрала тему “Информация и кодирование”. Предлагается 2 режима тестирования: самопроверка и контрольное тестирование.

В режиме самопроверки без ограничения времени предлагается 20 вопросов, на каждый из которых надо выбрать один ответ из четырех.

Предлагаются задания на:

· информационный объем текста;

· системы счисления;

· кодирование;

· единицы измерения информации.

В процессе ответов программа сообщает, верный ли дан ответ. Если ответ ошибочный, то указывается верный. У меня тест занял примерно 20 минут, можно получить распечатку текстов заданий, верных и предложенных ответов. Вопросы можно пропускать. Они будут заданы вновь в конце тестирования.

В контрольном варианте время ограничено, в отчете будут представлены только ваши ответы. Таким образом, можно пройти два указанных выше варианта тестирования:

· по каждой теме;

· по всему курсу;

· подготовки к ЕГЭ (вот оно, явное отличие: “Изучение информатики или подготовка к ЕГЭ”! :).

Задания теста в режиме самопроверки хорошо согласуются с тем, как мы с ребятами осваивали эту тему, с теми заданиями, которые решали на уроках и дома. Каких-либо ошибок в заданиях не встретила, а это всегда приятно. Из предложенных заданий отметила бы следующие.

1. “Световое табло состоит из трех лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях (“включено” или “выключено”), и двух лампочек, каждая из которых может находиться в трех состояниях (“включено”, “мигает” или “выключено”). Какое наибольшее количество сигналов могут передавать эти лампочки?”

Подобные задания мы рассматривали, но сочетания двух и трех состояний с аналогичным количеством объектов (2 и 3) позволит однозначно проверить (или заставить разобраться) умение определять количество различных комбинаций.

2. “Какое минимальное число может быть закодировано семью битами информации?”

Ответ зависит от объекта кодирования — например, рассматриваем ли мы целые числа со знаком или без знака. В тесте ответ выбирается однозначно, и в любом случае ошибки не будет. А вот независимо от теста этот вопрос хорош для повторения.

По другим темам задания даются в другом режиме: ввод ответа в текстовое поле.

По итогам предварительного, беглого знакомства, моя оценка программы положительная. Более того, появилась идея использовать эти тесты для первого урока в новом учебном году (как вариант). Первый урок — это всегда что-то не совсем стандартное.

Программа легко устанавливается и не требует наличия диска. Можно предложить ребятам парами выполнить тест в режиме самопроверки. Для быстрых и шустрых — дополнительно поработать в контрольном режиме. Для тех, кто интересуется психологией, будет интересно познакомиться с тестом Хони и Мамфорда. Неплохо для начала, правда?

2. Репетитор-2009 по информатике Кирилла и Мефодия.

Не знаю, помнят ли читатели, что этот диск был в “поле зрения” в прошлом году, но сразу приобрести его не получилось.
И вот теперь он прошел предварительную “обкатку” :).

Чем привлекателен этот вариант при рассмотрении? Более 1950 тестовых заданий по 24 темам. Конечно, это много. Кроме того, имеется справочник по 70 терминам. В режиме “ЕГЭ” можно пройти 10 вариантов экзаменационных заданий.

Например, по теме “Кодирование и измерение информации” можно пройти “свободный тренинг” в виде тестирования с выбором одного ответа из четырех, с наводящими вопросами, с подсказками и показом правильного ответа.
В этом режиме предлагается 277 заданий. В режиме “свободный экзамен” предлагается 20 заданий по теме. Задания не слишком сложные. Практически выполняются “в уме”.

Начинаю знакомиться и отвечать на вопросы. Одна из первых задач: “Какое количество символов можно закодировать восьмиразрядным двоичным кодом?” Каких символов? Различных? Какое количество? Максимальное?

Поскольку начало текста для каждого из заданий в “свободном тренинге” видно на экране, то глаз сразу “ухватил” задание про фальшивые монеты. Помните задачу про 64 монеты в пособии “Готовимся к ЕГЭ по информатике”, разбор которой сделан в № 1 “Информатики” за 2009 год? В условии той задачи было точно сказано, что фальшивая монета легче. И вопрос был поставлен следующий — “Найти фальшивую монету за максимальное количество взвешиваний” :(.

Здесь условие формулируется следующим образом: “Из 128 монет одна фальшивая. Она отличается от других своим весом. Вес можно определить путем взвешивания на аптекарских весах. Какое максимальное число взвешиваний достаточно для того, чтобы определить вес монет?”

Вчитайтесь внимательно в условие задачи. Что хотят авторы от школьника? Определить вес всех монет? Но как понимать определение веса на аптекарских весах?
У аптекарских весов есть “гири”, и с их помощью в принципе можно определить вес всех монет. Очевидно, что формулировка несовершенна. А правильный ответ, который дают авторы, можно было предсказать — 7.

Присматриваюсь к другим заданиям с использованием весов. Вижу “очень знакомые” формулировки — про кошек и котят, про раковины и бусины — но это же Я.И. Перельман, “Веселые задачи”. Прекрасные задачи, только ссылок на автора нет. Более того, сказано, что “содержательная часть “Репетитора по информатике” включает более 1950 оригинальных тестовых заданий”.

Не буду приводить другие замеченные несоответствия. На самом деле на диске много интересных заданий. Только придется очень внимательно вчитываться в условия и вместе с детьми доводить их “до ума”. Этот диск пока, с ходу, не проработав, советовать детям для подготовки не стала бы.

Idea worth spreading

А завершить настоящие заметки хочется возвратом к обозначенной выше теме — о воспитании творческой “жилки” в наших детях. В связи с этим обратилась к материалам ежегодной конференции TED (Technology Entertainment Design — Технологии Развлечения Дизайн), проводящейся в США.

Миссия конференции состоит в распространении уникальных идей (Ideas worth spreading — “идеи, достойные распространения”). Задача каждого спикера — в течение максимум 18 минут в простой и понятной форме донести до аудитории важную для него идею.

Видеозаписи выступлений публикуются на сайте
TED.com. Существует русскоязычное сообщество TEDґRU.

Впервые конференция TED прошла в 1984 году. Уровень ее более чем значителен. На ней были представлены только что выпущенный компьютер Macintosh и созданный компанией Sony компакт-диск. Математик Бенуа Мандельброт продемонстрировал практическое применение созданной им теории фракталов, специалист по искусственному интеллекту Марвин Минский разъяснил новую модель разума.

В 2006 г. Кен Робинсон в выступлении на конференции предложил создавать образовательные системы, нацеленные на развитие (http://www.ted.com/talks/lang/rus/ken_robinson_says_schools_kill_creativity.html):

“…дети умеют рисковать; если они не уверены в чем-то, они все равно пробуют, не боятся ошибиться. Я, разумеется, не утверждаю, что творить и ошибаться — одно и то же, однако нам известно, что тот, кто не готов ошибаться, не способен творить”;

“…наши системы государственного образования построе­ны на нетерпимости по отношению к ошибкам. В результате мы отучаем людей от способности к творчеству”.

Наша нынешняя забота и переживания о ЕГЭ — это забота о поступлении детей в вуз, поскольку таковы правила приема. Для тех ребят, кому это действительно необходимо. И поэтому мы должны научить детей основам, азам и действительно беспокоимся о том, чтобы они не ошиблись в ответах на поставленные задачи. Но, кроме основ и азов, должно быть еще нечто иное, и за заботами о текущих проблемах мы не должны терять ориентиры на перспективу. Обучить основам, дать простор творчеству! Так для себя формулирую задачу.

Вам же, уважаемые коллеги, и вашим ученикам хочу еще раз пожелать успехов не только в освоении основ, но и в творческих начинаниях!

Продолжение следует…

Н.. Д.. Шумилина

TopList