Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №17/2009


Только в номере

Их нравы: дорога

Прошедшим летом мне посчастливилось реализовать давнюю свою мечту: проехать за рулем собственной машины от Москвы до датского Леголенда (и обратно, конечно :). Впечатлений — море. Я наверняка не смогу удержаться и, пользуясь служебным положением, хотя бы частью впечатлений обязательно поделюсь на страницах “Информатики”.

По дороге в Леголенд. Мост Great Belt Bridge (кстати, платный).

Подобная самостоятельная поездка принципиально отличается от обычного экскурсионного тура (я не говорю, что отличается в худшую сторону, просто констатирую — существенно). Во-первых, она ощутимо дешевле. С этого соображения когда-то и начались мои размышления на тему “почему бы не?..”. Скандинавия — это в любом случае достаточно дорого, и нужно использовать любую возможность сэкономить. Во-вторых (сейчас, постфактум, я бы переставил местами “во-первых” и “во-вторых”), в самостоятельной поездке ты живешь в другой стране — планируешь маршрут, изучаешь карты, особенности и расписания местной транспортной сети, паромов, графики работы музеев, решаешь мелкие бытовые проблемы — где остановиться, где перекусить, где и как заправиться, как справиться с этим чертовым парковочным автоматом, нередко просишь (и всегда немедленно получаешь!) помощь. И хотя в поездке мы (с женой и дочкой) посмотрели множество городов (почти каждый из них — особенный!), замков (некоторые — дивной красоты, и нет двух похожих друг на друга!), музеев (особенно запомнились скандинавские музеи современного искусства!), самые яркие впечатления связаны именно с обычной жизнью.

Мне, наверное, труднее всего было бы решить, с чего начать рассказ, — хочется рассказать сразу про все. Но мне улыбнулась удача :). Мне помог… Президент России. Я серьезно. Одной из новостных тем лета в России стала безопасность дорожного движения. Было сказано очень много правильных слов. Увы, после скандинавской прививки воспринимать эту тему начинаешь особенно остро. Почему? Клянусь — о качестве дорог ни слова! Хотя это первое сильнейшее впечатление для любого автомобилиста, пересекающего границу (да, да, и не надо рассказывать про климат —
в эпсилон-окрестности пограничного перехода он точно одинаковый для нас и для “них”).

Для начала факты: по самой Скандинавии я проехал без малого 5000 км. За это время я видел три незначительных ДТП. В этих же трех случаях я видел сотрудников дорожной полиции. Больше я их не видел. За 5000 км. Ни одного! Камер — море (имеются как камеры автоматической фиксации нарушений, так и обычные камеры наблюдения). Полиции (пока все нормально) нет вовсе. Как же они там ездят? Идеально ездят. Правила дорожного движения от российских почти не отличаются буквой. А вот поведение на дороге отличается духом. По моим житейским наблюдениям, в основе скандинавского автомобилизма лежат следующие принципы:

Правила соблюдаются неукоснительно. Всеми. “Крутизна” машины или водителя не играет никакой роли. Думаю, они даже не понимают, что такое крутизна в указанном смысле. Поэтому и соблюдать правила очень просто. Если посреди пустой дороги ты видишь знак 30 и соответственно снижаешь скорость, то точно так же поступят все впереди и позади тебя. На трассе Москва—Санкт-Петербург я в подобной ситуации ощущал себя просто сошедшей с ума белой вороной: меня обгоняли все — слева, справа, по обочинам, не забывая при этом красноречивыми гудками выразить отношение к моему идиотизму.

Задача дорожной полиции (которую, напомню, я не видел вовсе) — всеми силами предотвратить нарушения. У меня много раз возникало чувство благодарности к тем, кто так умно и заботливо расставлял знаки и наносил разметку. Как правило, информация всюду многократно дублирована (пример: до съезда 1000 м, 500 м, 300 м, 200 м, 100 м, съезд, если вы проехали съезд, разворот там-то). Большая часть наших “задачек” из экзамена на права там просто не имеют смысла — им не приходит в голову, зачем решать задачки (в ущерб безопасности), если можно просто поставить дополнительные знаки, схемы, нанести дополнительную разметку. В продолжение примера из п. 1: если ты видишь, допустим, знак 30, то, во-первых, можешь быть на 100% уверен, что он оправдан (и обычно его оправданность для тебя самого очевидна), а во-вторых, при первой возможности отмена ограничения будет также явно объявлена знаком.
И можно не ломать голову — был там уже перекресток или нет. На упомянутой уже трассе Москва—Питер я несколько раз ловил себя на мысли, что знаки специально расставлены так, чтобы вероятность правильного решения была сведена к минимуму, и абсолютно добропорядочный водитель был спровоцирован на нарушение.
И, думаю, был прав, т.к. на некотором удалении от таких “спорных” мест обязательно дежурил наряд ДПС.

На дороге все стараются вести себя так, чтобы другим участникам движения было максимально удобно. Если тебе нужно перестроиться, можешь включить поворотник, сосчитать до пяти и перестраиваться. Тебя точно пропустят. Это, конечно, шутка — никто не позволяет себе таких фокусов, — но она точно отражает дух дороги. При выезде на трассы имеются длиннющие разгонные полосы. Но если ты выезжаешь, то все участники движения обязательно перестроятся, освобождая тебе полосу для дополнительного разгона. Подобных примеров можно приводить много. Все они суть отражение одного: безопасность твоих “коллег” на дороге — это и твоя безопасность. Ты не в танке.

Тот самый “чертов парковочный автомат”. О системе парковок в Скандинавии я собираюсь рассказать отдельно.

Я очень доволен, что провел время на дороге именно за рулем, а не в кресле, допустим, автобуса, где ничего из перечисленного почувствовать, думаю, невозможно. Можно считать, что я увидел дорогу свой мечты. Когда-нибудь мы увидим такое и в России. Поскорее бы :).

Се. Ль. Островский

TopList