Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №18/2009


Живой журнал

Изучение информатики или подготовка к ЕГЭ?

Добрый день, уважаемые коллеги!

На официальном информационном портале ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/) 28 июля 2009 г. появилось сообщение о публикации для обсуждения проектов документов, регламентирующих разработку контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 года. Срок предложений и замечаний по указанным проектам указан — 24 августа 2009 года. Если вы узнали о проекте из этого номера газеты, активно включиться в обсуждение, что-либо изменить или добавить к нему, к сожалению, не удастся.

Несмотря на то что письмо это адресовано образовательным учреждениям высшего и среднего профессионального образования, давайте и мы познакомимся с этими материалами.

Первое, что сразу бросается в глаза после распечатывания всех текстов, — отличия кодификатора и спецификации от аналогичных документов 2009 г. И — примерное соответствие демонстрационных вариантов. Попробуем разобраться, в чем же конкретно состоят отличия.

Спецификация

1. Назначение экзаменационной работы

Цель ЕГЭ в виде итоговой аттестации по предмету снята. Что осталось?

“Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Результаты ЕГЭ по Информатике и ИКТ признаются… как результаты вступительных испытаний по Информатике и ИКТ”.

Отныне ЕГЭ по информатике — это вступительное испытание для поступления в ссузы и вузы, которое проводится в том числе в период итоговой аттестации выпускников школ. Акцентируем: проводится силами учителей и администраций школ.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

Это новый пункт Спецификации по сравнению с вариантом 2009 г., в котором обозначена очень важная информация: переход к Стандарту 2004 г. Однако при этом сразу же возник вопрос — почему в перечне документов присутствует обязательный минимум (приказ Минобразования России от 1999 г.)? По дальнейшему тексту не понятно, как конкретно учитывается содержание минимума.

Для сравнения я рассмотрела КИМы-2010 для других предметов. В них ссылок на документы 1999 г. не нашла. Определяющими являются только стандарты 2004 г.

3. Структура экзаменационной работы

Нет отличий.

4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, видам умений и способам действий

Раздел начинается с таблицы, в которой дается “Распределение заданий по разделам курса информатики”. Аналогично таблицам 2008–2009 гг. сделаны те же самые ошибки в числе заданий (в прошлом году это указывалось):

Далее идет анализ заданий с точки зрения видов проверяемой деятельности: воспроизведения, применения в стандартной и применения в новой ситуации. То, о чем я писала в предыдущем номере, — о своем несогласии с трактовкой авторов “уровня воспроизведения”, придется рассмотреть более подробно.

Фотоdrugoi. Венеция. Биеннале современного искусства-2009. Life Span, авторы Клэр Хили и Шон Кордейро.
195 774 видеокассеты формата VHS. Времени записи на эти кассеты хватит, чтобы показать (воспроизвести) жизнь человека в течение 66 лет.

Уважаемые коллеги! Чтение следующих фрагментов требует достаточного сосредоточения. Постарайтесь :)!

Беру на себя смелость высказать следующую мысль. Распределение заданий работы по видам проверяемой деятельности, как минимум, спорно. Кроме этого, произошло совмещение понятий уровня воспроизведения и базового уровня обучения, соответствующего стандарту. Постараюсь максимально пояснить эти утверждения.

Цитата п. 4 2010 г. “В КИМ по информатике не включены задания, требующие простого воспроизведения знания терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий КИМ от экзаменующегося требуется решить тематическую задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящее и применить его в известной или новой ситуации”.

Согласна, экзаменационная работа представлена совокупностью задач. Можно сказать по-другому. Применение знаний — это выполнение упражнений, решение задач. И с таких позиций работа ЕГЭ не содержит никаких заданий на явное воспроизведение.

Далее идет попытка обосновать проверку теоретического материала в процессе решения задач: “Знание теоретического материала проверяется косвенно через понимание используемой терминологии, взаимосвязей основных понятий, размерностей единиц и т.д., при выполнении экзаменуемыми практических заданий по различным темам предмета”. Согласитесь, что для любой задачи требуется понимание терминологии и знание определенных теоретических положений. Поэтому выделить некоторую совокупность заданий по этому признаку, на мой взгляд, невозможно.

В демонстрационном варианте 2010 г. к виду деятельности “Воспроизведение” отнесено 6 заданий. Из обобщенного плана работы находим, что это задания А1, А3, А13, А15, А16 и В1. Рассмотрим эти задания с точки зрения проверяемого вида деятельности.

А1. Дано A = 9D16, B = 2378. Какое из чисел С, записанных в двоичной системе, отвечает условию A < C < B?

Что необходимо для решения задачи? Вариант: перевести числа А и В в двоичную СС путем перезаписи каждой цифры “тетрадой” или соответственно “триадой” двоичных цифр. Найти из предложенных двоичных чисел то, которое удовлетворяет заданному условию. Задача на применение знаний в стандартной ситуации.

Если бы задача была сформулирована, например, так: “Как перевести число из 16-ричной СС в двоичную, не используя десятичную?”, то это было бы задание на воспроизведение правила перевода чисел из одной машинной СС в другую. Расширение его вопросом типа “Переведите шестнадцатеричное число 12 (А1, СВ
и т.п.) в двоичное” делает его заданием на применение имеющихся знаний.

Дополнительный аргумент. По теме “Системы счисления” в части А также дается задание А4:

“Вычислите сумму чисел X и Y, если X = 1101112,
Y = 1358. Результат представьте в двоичном виде”.

Это задание на проверку умения выполнения арифметических операций в двоичной СС. Оно относится к заданию на применение знаний в стандартной ситуации. А по сути (по рассматриваемым видам деятельности) задания А1 и А4 аналогичны.

А3. В таблице ниже представлена часть кодовой таб­лицы ASCII:

Каков шестнадцатеричный код символа “q”?

Конечно, мы должны вспомнить последовательность букв в алфавите. Мы должны просчитать, через какое количество символов после “b” следует символ “q”? А далее мы должны или перевести полученное десятичное число в 16-ричную СС, или сообразить, как изменится 16-ричный код последнего символа. Мы должны применить знания по переводу из десятичной СС в другую или из одной машинной СС в другую машинную.

A13. Для групповых операций с файлами используются маски имен файлов. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, в которых также могут встречаться следующие символы:

Символ “?” (вопросительный знак) означает ровно один произвольный символ.

Символ “*” (звездочка) означает любую последовательность символов произвольной длины, в том числе “*” может задавать и пустую последовательность.

Определите, какое из указанных имен файлов удовлетворяет маске: ?ba*r.?xt

1) bar.txt; 3) obar.xt;

2) obar.txt; 4) barr.txt.

Решение подобного задания — это пример применения правил, которые для однозначности изложены в условии задачи. Фактически это задание на поэлементное сравнение исходного объекта и четырех других.

А15. Для кодирования цвета фона web-страницы используется атрибут bgcolor = “#XXXXXX”, где в кавычках задаются шестнадцатеричные значения интенсивности цветовых компонент в 24-битной RGB-модели. Какой цвет будет у страницы, заданной тэгом <body bgcolor = “#00FF00”>?

В этом задании более, чем в других присутствует элемент использования памяти экзаменуемого: для кодирования цвета используется 1 байт памяти (электронной :), что фиксируется двумя 16-ричными цифрами. Первые две отвечают за красный (R), вторые — за зеленый (G), третьи — за синий (B) цвет.
“0” соответствует отсутствию того или иного цвета. Методом “пристального вглядывания” определяем, что искомый цвет — зеленый.

В принципе можно отнести эту задачу к воспроизведению знаний, если изначально в банке заданий предполагается только 5 вариантов заданий, на цвета: белый, черный, красный, зеленый, синий.

А16. В динамической (электронной) таблице приведены значения пробега автомашин (в км) и общего расхода дизельного топлива (в литрах) в четырех автохозяйствах с 12 по 15 июля. В каком из хозяйств средний расход топлива на 100 км пути за эти четыре дня наименьший?

Надо ли для решения этой задачи знать устройство ЭТ? Абсолютно не обязательно. Надо знать только понятие среднего. Так что проверяем: умение рассчитывать среднее? О каком воспроизведении знаний по информатике здесь может идти речь?

B1. Некоторое сигнальное устройство за одну секунду передает один из трех сигналов. Сколько различных сообщений длиной в четыре секунды можно передать при помощи этого устройства?

Конечно, задача не сложная. Но относить ее к уровню воспроизведения, а точнее, к минимальному уровню знаний и умений я бы не стала. Для минимального уровня вполне достаточно работы с двоичными сигналами.

Таким образом, мы видим, что распределение заданий работы по видам деятельности “воспроизведение” иди “применение” по меньшей мере спорно. Если судить более категорично, то строки с кодами 1 и 2 в табл. 3 Спецификации необходимо объединить в одну.

На мой взгляд, табл. 3 дает повод для ложного понимания качества заданий и оценивания работы по информатике.

Почему столь подробно я остановилась на пояснении рассматриваемых видов деятельности? А потому, что это имеет непосредственное отношение к определению минимальной границы суммы баллов за работу, которая означает отметку “удовлетворительно”. И связано это с новым пунктом Спецификации.

5. Минимальное количество баллов ЕГЭ

“После проведения экзамена Рособрнадзор устанавливает минимальное количество баллов ЕГЭ по информатике, подтверждающее освоение выпускником программы среднего (полного) общего образования по информатике”. Как мы теперь понимаем, это подтверждение работает только на уровне приема в ссуз или вуз.

Далее. “Экзаменуемый, достигший нижней границы удовлетворительной оценки на уровне воспроизведения знаний (и отчасти на уровне умений применять свои знания в стандартной ситуации), демонстрирует свои возможности работы со следующим материалом:

· единицы измерения информации;

· принципы кодирования;

· системы счисления;

· моделирование;

· понятие алгоритма, его свойств, способов записи;

· основные алгоритмические конструкции;

· основные элементы математической логики.

Такой экзаменуемый также демонстрирует знание базовых понятий информационно-коммуникационных технологий и базовые умения оперировать типами прикладного программного обеспечения”.

Понятно, что минимальное количество баллов удобно взять, используя подход: воспроизведение, применение в стандартной и в новой ситуации. Однако уже показано, что слишком слаба приведенная аргументация косвенной проверки теоретических знаний в разобранных шести заданиях.

Если же говорить о базовом уровне стандарта и минимальном количестве баллов, то повторюсь. В предыдущей публикации была ссылка на пресс-конференцию Рособрнадзора, на которой было озвучено: минимальная граница соответствует успешному выполнению 50% заданий базового уровня, в соответствии с базовым стандартом.

Значит, в Спецификации должно быть соотношение заданий по уровням. Оно есть в п. 5, аналогичном п. 5 Спецификации 2009 г. Однако это уровни сложности: базовый, повышенный, высокий. Имеет ли отношение, например, указанный базовый уровень сложности к указанному выше “базовому уровню в соответствии с базовым стандартом”? В явном виде такого утверждения нет.

Стоп! Но мы ведь уже работаем в рамках стандарта! И у нас есть столбец, показывающий это соответствие (в этой публикации он не приведен). Посмотрим, какие соответствия даны для наших шести заданий.

“Спотыкаемся” на первом же задании: А1 соответствует профильному уровню :(. Да, что-то здесь не так, пока продолжим рассмотрение спецификации дальше. Но зафиксируем: необходимо разобраться с соответствием заданий стандартам!

Пункт 4 дополнен информацией о распределении заданий с точки зрения деления их на две группы: “знать/понимать/уметь” и “использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни”. По мнению авторов, в работе всего 4 задания на использование приобретенных знаний и умений. Это задания (по плану):

А13 — про маски имен файлов (см. выше),

А14 — на связь данных в таблицах БД,

А15 — о кодировании цвета (см. выше),

В9 — о формировании IP-адреса.

По моему мнению, к этому классу заданий можно отнести задания

А10 — на умение работать с информационными моделями (например, с расписанием),

а также все задания, связанные со средствами ИКТ:

А16, А17 — на понимание работы ЭТ (но не для приведенного варианта А16),

В7 — на оперирование характеристиками каналов связи,

В10 — на технологию поиска информации.

Ведь логичные предложения, правда?

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Этот раздел в 2010 г. дополнен абзацем о заполнении свидетельства для предоставления его в ссузы и вузы.

Остальные пункты Спецификации остались без изменения. Уф :) !

Кодификатор

В 2010 г. кодификатор существенно изменился, что видно из следующей сравнительной таблицы.

Количество элементов отличается: 53 в 2009 г. и 43 в 2010 г. Элементы содержания теперь разбиты на три раздела:

· Информация и информационные процессы,

· Информационная деятельность человека,

· Средства ИКТ.

Выделены в отдельные подразделы:

1.2. Системные вопросы,

1.4. Системы счисления.

Логика “пересеклась” с алгоритмами, языки программирования “поднялись” в первую треть кодификатора. В принципе это понятные изменения.

Кроме того, для каждой позиции элементов содержания отныне указывается стандарт (основного общего или среднего (полного) общего образования) и его уровень (базовый или профильный). Однако к конкретным соответствиям для заданий минимального уровня обратимся чуть позже.

Интересно сравнивать формулировки элементов содержания. Думаю, что каждый учитель сделает это непременно. Поскольку одно дело — конкретный демонстрационный материал, и другое — кодификатор, т.е. множество элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ, при новом “стандартном” подходе. Следует отметить доработанные, более точные формулировки самих элементов нового кодификатора.

Кроме того, в кодификатор добавлен новый раздел 2: “Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на ЕГЭ по информатике и ИКТ”. Эти требования обобщенными блоками выглядят следующим образом:

Каждому требованию к уровню подготовки ставится в соответствие стандарт.

Значительно переработан, точнее приведен в порядок, перечень возможных алгоритмических задач, которые теперь относятся к разделу 1.1 Требований к уровню подготовки. Нынешний демонстрационный вариант содержит задания, похожие на вариант 2009 г. Однако данный перечень показывает достаточно большое разнообразие задач, к которому необходимо быть готовым.

Конечно, этот список необходимо иметь каждому учителю и ученику, который решает сдавать экзамен, поскольку при подготовке должны быть проработаны все приведенные типы задач. Приведу перечень полностью. Он отныне является некоторым обязательным минимумом в части подготовки по программированию.

· Нахождение минимума и максимума двух, трех, четырех данных чисел без использования массивов и циклов.

· Нахождение всех корней заданного квадратного уравнения.

· Запись натурального числа в позиционной СС с основанием меньшим или равным 10. Обработка и преобразование такой записи числа.

· Нахождение сумм, произведений элементов данной конечной числовой последовательности (или массива).

· Использование цикла для решения простых переборных задач (поиск наименьшего простого делителя данного натурального числа, проверка числа на простоту и т.д.).

· Заполнение элементов одномерного и двумерного массива по заданным правилам.

· Операции с элементами массива. Линейный поиск элемента. Вставка и удаление элементов в массиве. Перестановка элементов данного массива в обратном порядке. Суммирование элементов массива. Проверка соответствия элементов массива некоторому условию.

· Нахождение второго по величине (второго максимального или второго минимального) значения в данном массиве за однократный просмотр массива.

· Операции с элементами массива, отобранными по некоторому условию (например, нахождение минимального четного элемента в массиве, нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве).

· Слияние двух упорядоченных массивов в один без использования сортировки.

· Обработка отдельных символов данной строки. Подсчет частоты появления символа в строке.

· Работа с подстроками данной строки с разбиением на слова по пробельным символам. Поиск подстроки внутри данной строки, замена найденной подстроки на другую строку.

Какой же вывод можно сделать после столь напряженного рассмотрения экзаменационных материалов? Накопилось достаточное количество неясностей и вопросов.

Вернемся к малому — заданиям, входящим в “минимальный джентльменский набор”. Большинство школ работает по базовому уровню стандарта. И, казалось бы, можно было бы использовать требования к получению минимального количества баллов действительно как показатель “освоения выпускником программы среднего (полного) общего образования”.

Вот полный список соответствий стандарту. Что он нам показывает? Здесь использованы сокращения:

С — стандарт,

О — основного общего образования,

Б — базового уровня,

П — профильного уровня,

БП — базового и профильного уровней среднего (полного) общего образования

Из этой таблицы я понимаю, что задания А1 и А15 никак не могут входить в задания базового уровня, поскольку они соответствуют стандарту профильного уровня:

А1 — по содержанию,

А15 — по требованиям к уровню подготовки.

Из этой таблицы у меня возникают новые вопросы. Например, как определить, какому уровню стандарта соответствует конкретное задание, если в соответствии указаны все возможные варианты: СО, СБП?

Соответственно, как определить, относится ли то или иное задание к базовому уровню (для определения минимального уровня усвоения стандарта)?

Так действительно ли задания на воспроизведение определяют минимальное количество баллов по информатике? Какие требования к освоению программы среднего (полного) общего образования учитель реально может предъявить выпускникам, опираясь на КИМ ЕГЭ-2010?

Пока мне остается только написать письмо с вопросами в ФИПИ, по адресу, указанному для обсуждения проекта-2010. Может быть, мнение учителей будет учтено?

Продолжение следует…

Н.. Д.. Шумилина

TopList