Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №19/2009


Только в номере

Их нравы: велонравы

Уже несколько лет в теплое время года каждый день у входа в мою школу обязательно стоят или, чаще, лежат — парковать-то их особо негде — несколько велосипедов. На них приезжают не только ученики, но и учителя. Не могу сказать, что год от года количество велосипедов существенно увеличивается, может быть, лишь на один-два. Количество велосипедистов на московских улицах тоже не впечатляет. Хотя мегаполис задыхается (иногда в прямом смысле слова) от пробок, а велосипед зачастую — самый быстрый и удобный вид транспорта, желающих пересаживаться на двухколесного друга не много. Почему?

Видимо, основная проблема — велосипедная инфраструктура. Это как раз то, о чем я хочу рассказать сегодня в очередной заметке про “их нравы”. Напомню, что в двух предыдущих заметках, посвященных летнему автомобильному путешествию по Скандинавии, я рассказал об “их” дорогах и “их” парковках.

Как ни банально это звучит, но велосипед в Скандинавии — точно не роскошь, а самое распространенное средство передвижения. Из трех стран, по дорогам которых я проехал, самой двухколесной, без всяких сомнений, является Дания. И вообще, чем ближе к Дании (например, по дороге из Швеции), тем больше велосипедистов и совершеннее соответствующая инфраструктура, которая, в частности, состоит из:

·  велосипедных дорожек и выделенных полос на обычных автомобильных дорогах;

·  велосипедных парковок;

·  выделенных мест для перемещения велосипедов в общественном транспорте;

·  “фенечек” в виде развешенных по городу ремкомплектов и устройств для подкачки шин.

Несложные поломки велосипеда можно устранить прямо на дороге. Ремкомплекты развешены прямо на столбах

Внимание, конкурс! Зачем нужна штука, изображенная справа? Догадаться сложно: она считает количество проехавших мимо велосипедистов. С левой проще — это просто бесплатная подкачка шин

С велосипедами — сюда. Кстати, удивительно, но в законопослушной Дании распространены граффити весьма сомнительного качества.

Смысл этого знака: не зевай и не мечтай. Будь осторожен! Эта дорога предназначена не только для пешеходов, но и для велосипедистов.

Велосипедист в Скандинавии — полноценный участник дорожного движения. В таком качестве его воспринимают автомобилисты, пешеходы и другие велосипедисты. Но еще более важно, что так он себя воспринимает сам. На дороге велосипедисты строго следуют правилам дорожного движения — пропускают пешеходов, останавливаются на светофорах, предписанными жестами обозначают повороты. Практически все используют велосипедные шлемы (я, к сожалению, не понял, является ли это обязательным требованием, — видимо, все же нет).

Правила для велосипедистов и автомобилистов на дороге общие, причем в большинстве случаев велосипед имеет преимущество перед машиной. Например, об этом надо помнить при повороте: если на дороге имеется полоса для велосипедов, то перед поворотом направо надо пропустить велосипедистов. Для нас это очень непривычно. Зато велосипедисты не могут поворачивать налево на регулируемом перекрестке. Им надо выполнить маневр, который запрещен для автомобилей, — повернуть вправо и немедленно развернуться. Логика в этом, разумеется, есть: велосипедные полосы всегда расположены справа, а поворачивать налево можно лишь из левой полосы — туда велосипедистам соваться запрещено.

Парковки для велосипедов в Скандинавии повсюду. У жилых домов имеются небольшие парковочки, у офисных зданий и торговых центров — огромные парковки. В редких случаях велосипеды паркуют и просто так — где придется, но чаще всего это запрещено знаками. Эвакуируют ли велосипеды и выписывают ли их владельцам штрафы, не знаю, видеть не довелось. Также имеются парковки, иногда — многоярусные, у станций и остановок общественного транспорта. Сотрудник отеля, с которым я разговорился, рассказал мне, что благодаря этому многие пользуются двумя велосипедами — доезжают из дома до станции, оставляют велосипед, на поезде доезжают до станции назначения, берут там свой второй велосипед и отправляются на работу. На обратном пути проделывают то же самое.

Если же по какой-то причине необходимо загрузить велосипед в поезд — нет проблем. Главное — использовать для этого специально обозначенные двери — рядом с ними имеются места для размещения велосипедов. Как я понял, перевозить велосипеды можно только в поездах и на паромах. В автобусах нельзя — ведь туда, куда может доехать автобус, велосипедист может добраться своим ходом.

Не могу не сказать и о том, что меня удивило. Широкое использование велосипедов на удивление никак не сказывается на средней физической форме людей. Я-то ожидал, что все должны быть стройными, подтянутыми, спортивными. Ничего подобного. Все очень обычно, все, как у нас. Педали крутят люди разной комплекции, и как-то не видно, чтобы велосипед влиял на комплекцию или комплекция на навыки езды :) .

Се. Ль. Островский

TopList