Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №20/2009


Предлагаю коллегам

Разработка шаблона для подготовки текстов в MS PowerPoint

Тесты в PowerPoint

В минувшем учебном году довелось участвовать в качестве эксперта во втором российском фестивале IT-активных педагогических работников “PRO-движение” (http://www.online-festival.ru/). В одном из заданий первого тура этого виртуального мероприятия необходимо было подготовить и представить интерактивный учебный ресурс в виде презентации в MS Power Point или Flash. Из предложенных на суд жюри около пятисот работ подавляющее большинство было создано в среде MS Power Point, причем более половины из них представляли собой тесты, для реализации которых участники фестиваля использовали большой арсенал всевозможных приемов и ухищрений, доступных в этом мультимедийном приложении. Однако почти все тесты больше напоминали тренажеры, так как сразу же подтверждали или отрицали правильность выбора ответа на тот или иной вопрос, а подсчет количества верных ответов встречался только в некоторых тестах, созданных в Adobe Flash, да еще в двух работах в PowerPoint, где эта задача решалась с помощью простейших макросов. Большой проблемой оказалось и автоматическое выставление итоговой оценки. Следует отметить, что не было представлено ни одной мультимедийной презентации, в которой бы использовались традиционные для тестирования управляющие элементы — флажки и переключатели.

Приложение MS PowerPoint — одно из самых широко используемых в педагогической среде. Им владеют многие учителя-предметники. Как выяснилось по итогам фестиваля, есть стремление использовать это приложение с его богатейшим мультимедийным потенциалом для создания тестов самой различной тематики с разнообразным наполнением, включая тексты, таблицы, формулы, звуки, изображения, анимацию и видеоролики. Педагоги готовы даже идти на серьезные трудозатраты для их реализации.

Проблемы реализации

Большинство тестовых заданий можно свести к единственному или множественному выбору из предложенных вариантов ответов. В электронных тестах обычно в первом случае используются такие управляющие элементы, как переключатели, а во втором — флажки. Почему же подобные тесты в PowerPoint большая редкость?

При исследовании этого вопроса выяснилось, что вообще-то такие тесты существуют [1, 5] (например, http://www.rusedu.info/Article675.html), но:

— во-первых, зона выбора у элементов имеет довольно маленькую площадь, что не совсем удобно, особенно для детей младшего возраста, которые не очень уверенно владеют мышкой;

— во-вторых, сами элементы выглядят невзрачно, палит­ра для выбора их окраски ограничена, да к тому же, чтобы закрасить управляющий элемент, необходимо иметь представления об объектно-ориентированном программировании и немного знать английский язык. При желании палит­ру можно расширить, если знать, что вводить шестнадцатиричный код цвета можно вручную, причем начинать надо с байта синего цвета, а заканчивать красным;

— в-третьих, для использования даже готового кода на языке VBA (Visual Basic for Application) для подсчета количества верных ответов и настройки управляющих элементов необходимо понимание сути этого кода, чтобы привязать его к соответствующим элементам, имена которых неочевидны, что может стать проблемой даже для некоторых учителей информатики. К тому же код и его логика для переключателей существенно отличается от кода для флажков;

— в-четвертых, код для работы с управляющими элементами обычно пишется в окне кода соответствующего слайда, а чтение или изменение параметров элементов ActiveX из модуля не фиксируется при автоматической записи макросов и представляет некоторую проблему.

Эти аргументы стали отправными пунктами для поисков решения задачи о простом и доступном даже для учителя с не очень глубокой подготовкой в области информационных технологий способе создания тестов в среде MS PowerPoint. Результаты этой работы можно загрузить с портала газеты “Информатика”: http://inf.1september.ru/download/test_pp.rar — или воспользовавшись ссылкой: http://www.rosinka.vrn.ru/dinex/test_pp.rar. Предлагаемые файлы снабжены инструкциями, а их макросы доступны для изучения и сопровождаются подробными комментариями.

В основу проекта был положен предыдущий собственный опыт разработки шаблона для создания тестов в MS Excel [2] (http://www.rosinka.vrn.ru/dinex/tests.htm) и тестов в Adobe Flash (http://it-n.ru/attachment.aspx?id=37960). Понятно, что следовало создать некую заготовку, шаблон, в котором основные проблемы решались бы методами копирования, вставки, удаления лишнего. Решено было основную часть кода VBA, не подлежащую редактированию пользователя, сосредоточить в модуле, а его действия с макросами ограничить простейшими, понятными операциями правки коротеньких, единообразных подпрограмм, размещенных в окне кода соответствующих слайдов. Однако вышеназванные проблемы флажков и переключателей, особенно последняя, оказались существенным препятствием на пути реализации задуманного.

Флажки и переключатели

Позже в процессе экспериментов задачу управления из модуля элементами ActiveX удалось решить. Так, например, чтобы отметить из модуля переключатель OptionButton1 на первом слайде, можно использовать следующую команду:

ActivePresentation.Slides.Item(1).

Shapes("OptionButton1").OLEFormat.Object.

Value = True

Но на начальной стадии ситуация казалась безвыходной, вплоть до того, что появилась мысль создания собственных флажков и переключателей. Идея оказалась плодотворной. Она позволила не только решить вопрос с управлением, но и увеличить площадь зоны выбора, а также выполнять их закраску, вплоть до градиентных и других способов заливки, обычными средствами PowerPoint.

Как предлагаемые флажки, так и переключатели состоят из одного и того же количества элементов, объединенных в группу. Так, например, флажок представляет собой группу, состоящую из прямоугольника, лежащего в основании, в который добавлен текст — порядковый номер флажка, двух квадратов разного размера с градиентной диагональной заливкой, варианты которой отличаются относительным поворотом на 180°, еще одного квадрата с однородной белой заливкой и “галочки”, нарисованной с помощью инструмента “Полилиния”.

Рис. 1. Конструкция флажков и переключателей

Последние два элемента с помощью диалогового окна “Настройка действия” привязаны к соответствующей подпрограмме для обработки выбора флажков и переключателей.

Еще одним достоинством таких управляющих элементов является то, что их размеры можно изменять, при этом в отличие от стандартных флажков и переключателей меняется и площадь зоны выбора.

При выборе другого шаблона оформления или цветовой схемы меняется и дизайн управляющих элементов, но если вас не удовлетворяет их цветовая гамма, ее можно переделать по своему вкусу. Перекраска и масштабирование всех элементов выбора даже на одном слайде — дело хлопотное. Для облегчения участи пользователя эта процедура автоматизирована. Так, чтобы видоизменить флажки на слайде копии шаблона, нужно в режиме просмотра отметить один из них так, чтобы метка в центре была видна, затем, перейдя в режим редактирования, удалить остальные. Выполнив операции по преобразованию оставшегося флажка, следует сочетанием клавиш + F8 вызвать диалоговое окно “Макрос” и, нажав на кнопку “Запуск”, восстановить с помощью выделенного в верхней строке макроса Copy_FP полный комплект обновленных флажков.

Обновление переключателей производится аналогично.

Не рекомендуется разгруппировывать управляющие элементы, но при необходимости изменения относительных размеров их компонентов эта операция допустима. До ее выполнения следует также оставить только один флажок и только один переключатель с активными метками. После разгруппировки и видоизменения составляющих форм следует их все снова сгруппировать, не нарушая порядка. Для восстановления остальных обновленных управляющих элементов необходимо воспользоваться вышеописанной процедурой запуска макроса Copy_FP, только в этом случае образец флажка или переключателя должен быть предварительно выделен.

Допускается удаление порядкового номера на элементах реализации выбора или замена его, например, буквами алфавита и даже текстом (при увеличении размера подложки).

Имена объектов

В VBA к одному и тому же объекту можно обратиться разными способами:

— с помощью идентификатора — уникального порядкового номера, присваиваемого при создании объекта;

— с помощью индекса — порядкового номера слоя, на котором находится объект, считая от заднего плана к переднему;

— с помощью собственного имени объекта, автоматически присваиваемого в момент создания и состоящего из названия фигуры или группы на английском языке и соответствующего индекса.

Все эти возможности малопригодны для программирования поведения объектов, которые будут создаваться пользователем даже при копировании уже существующих форм. Дело в том, что в этом случае заранее практически невозможно определить их идентификаторы. Та же проблема с индексами, а значит, и с именами, так как при операциях изменения порядка или группировки, исключить которые со стороны пользователя нельзя, индексы после копирования непредсказуемо изменятся.

Но не все так безнадежно. Оказывается, в VBA объектам можно давать пользовательские имена, которые при копировании не изменяются. Если такие объекты находятся на одном слайде, то это может привести к неопределенности, но в нашем случае они будут располагаться на разных слайдах, что позволит решить задачу обращения к элементам. Правда, в PowerPoint графического интерфейса для переименования не существует, но это можно сделать с помощью макросов.

Для этого сочетанием клавиш + F11 переходим в окно встроенной в офисные приложения среды Visual Basic for Application и если в проводнике проекта отсутствует модуль, вставляем его через контекстное меню, в котором выбираем Insert — Module. Выполнив двойной щелчок мышью на появившемся значке модуля, перейдем в окно редактирования его кода.

Сначала определяем имя объекта. Это можно сделать с помощью подпрограммы, которая в данном случае выводит имена всех объектов на активном слайде в порядке от заднего плана к переднему:

Sub Name1()

Set Sh = ActiveWindow.Selection.

SlideRange.Shapes

Im = ""

For Each fr In Sh

Im = Im & fr.Name & vbCrLf

Next

MsgBox Im

End Sub

Чтобы ее запустить, следует вернуться в приложение PowerPoint, сочетанием клавиш + F8 вызвать диалоговое окно “Макрос”, выделить в нем имя приведенной подпрограммы и нажать кнопку “Запуск”. Появится окно сообщения, в котором будут выведены названия всех отдельных фигур и групп на данном слайде.

При затруднениях с определением нужного имени объекта из полученного списка или из группы нужно воспользоваться другой процедурой, которую предварительно с помощью диалогового окна “Настройка действия” необходимо привязать к соответствующей фигуре, а затем в режиме просмотра презентации сделать по ней щелчок:

Sub Name2(nSh As Shape)

MsgBox nSh.Name

End Sub

Если, например, фигура называется Oval 7, то пользовательское имя Fig_1 ей можно задать макросом:

Sub Name3()

ActiveWindow.Selection.SlideRange.

Shapes("Oval 7").Name="Fig_1"

End Sub

Все объекты, к которым приходится обращаться в подпрограммах данного шаблона, имеют собственные имена, присвоенные этим способом. Имена управляющих элементов, дабы польстить тщеславию автора, состоят из его инициалов и порядкового номера. У флажков и переключателей с одинаковыми номерами имена совпадают, что упрощает код шаблона, но так как они располагаются на разных слайдах, то проблем с идентификацией не возникает. Программно же элементы различаются по второму компоненту в группе: у переключателей это кружок (Oval), а у флажков — квадрат (Rectangle).

При разгруппировке объекта его имя утрачивается, а при повторной группировке составляющих элементов образуется новый объект, которому автоматически присваивается имя вида Group N, где N — очередной индекс. Именно по этой причине не рекомендуется разгруппировывать флажки и переключатели или включать их в состав других групп. Упоминавшийся макрос Copy_FP позволяет не только копировать управляющие элементы, но и восстанавливать их пользовательские имена.

Слайды

В шаблоне всего четыре слайда, а в тесте, созданном на его основе, может быть от трех и до… трудно сказать, какого количества, но оно превосходит тысячу. Все слайды теста можно классифицировать как неудаляемые (некопируемые) — это титульный (первый), слайд результатов (последний) и удаляемые (копируемые) — слайды с заданиями и информационные. Различаются слайды с единственным (с переключателями) и с множественным (с флажками) выбором. Информационные — образуются из слайдов с заданиями удалением элементов реализации выбора, что является их признаком при идентификации в подпрограммах.

Рис. 5. Виды слайдов в тесте

Титульный слайд

На первом слайде, кроме заголовка теста, размещается поле ввода фамилии и имени тестируемого, а также панель, на которой содержится информация о количестве заданий в тесте и времени тестирования, если такое ограничение установлено. Здесь же находится кнопка “Начать тестирование”, которая в режиме просмотра презентации запускает процедуры начальной инициализации и осуществляет переход на следующий слайд.

Рис. 6. Титульный слайд

В режиме редактирования презентации двойной щелчок по этой кнопке приводит к переходу в редактор VBA на страницу кода первого слайда, где содержится следующая коротенькая подпрограмма:

Private Sub CommandButton1_Click()

test_t = 10

k = 1.5

fm = 0

ft = 0

fo = 0

Pusk

End Sub

Здесь комментарии опущены, но реальный макрос в шаб­лоне содержит примечания и пояснения к каждой строке.

В правой части команд присваивания можно редактировать значения. В первой команде задается время тестирования в минутах. Если установить test_t = 0 , то элементы учета времени, оставшегося до конца тестирования, на всех слайдах будут скрыты.

Итоговая оценка в шаблоне теста вычисляется по формуле:

oc = Int((ver / Kz) ^ k * 5 + 0.5)

— где ver — количество верных ответов, а Kz — количество заданий в тесте. Степень требовательности к оценке задается с помощью коэффициента k . В примечании к мак­росу приводится небольшая таблица для ориентировки.

Если учителя не устраивает уровень строгости, заданный по умолчанию, коэффициент можно изменить, воспользовавшись приведенной таблицей.

По умолчанию задание с множественным выбором считается выполненным, если отмечены все правильные ответы, но, заменив “0” на “1” в следующей строке, можно настроить тест на учет доли выбранных правильных ответов, что, естественно, скажется на результативности.

Предлагаемый шаблон позволяет создавать не только обычные, но и обучающе-контролирующие тесты. Информационные слайды в шаблоне предусмотрены прежде всего именно для этой цели. В этом случае можно не учитывать время, затраченное на усвоение материала, представленного на них. Для остановки учета времени на информационных слайдах следует установленное значение флага ft заменить на 1.

Для обеспечения сохранности и достоверности результатов тестирования предусмотрена возможность вывода их в скрытый текстовый файл с тем же именем, что и файл теста. Чтобы воспользоваться такой возможностью, надо значение флага вывода fo также исправить на 1. Дополнение к шаб­лону — Менеджер тестирования (файл MenTstPP.xls), позволяет при наличии локальной сети читать и обрабатывать сведения, запечатленные в таких файлах.

Вернуться в презентацию из редактора VB можно аккордом + F11 .

Слайды заданий

Слайды для заданий содержат текстовое поле для ввода вопроса, по шесть флажков или переключателей и соответствующих им текстовых полей для ввода вариантов ответа и панель, на которой отображается номер текущего задания, время, оставшееся до конца тестирования, и располагаются кнопка “Далее” для фиксации результатов выбора и перехода к следующему заданию и кнопка в виде треугольника для возврата на предыдущий слайд. На панели слайдов с флажками дополнительно размещено предупреждение о необходимости выбора всех правильных ответов, так как только в этом случае задание считается выполненным правильно.

Рис. 7. Слайд с заготовкой для задания с множественным выбором

Чтобы задать варианты правильных ответов, надо на каждом таком слайде выполнить в режиме редактирования двойной клик по кнопке “Далее” и в открывшемся окне VBA внести правки в содержащуюся там подпрограмму обработки нажатия:

Private Sub CommandButton1_Click()

v(1) = 0

v(2) = 0

v(3) = 0

v(4) = 0

v(5) = 0

v(6) = 0

Next_Slide

End Sub

В правильных вариантах ответов необходимо в правой части команды присваивания исправить 0 на 1, а в неправильных оставить 0. Никакие строки удалять не надо.

Подпрограммы для заданий с единственным и множественным выбором совершенно идентичны. Отличие состоит только в том, что в первом случае будут внесены коррективы только в одну строку, а во втором — в несколько.

Информационные слайды

Информационные слайды окончательно обретают свой статус после удаления управляющих элементов и нажатия кнопки “Начать тестирование” в режиме просмот­ра презентации. При этом надпись “Задание” и поле для вывода его номера будут скрыты.

Как слайды для заданий, так и информационные слайды можно копировать, вставлять, удалять, произвольно менять их порядок. Если предполагается создание теста, в котором будут только задания с единственным выбором, то в копии шаблона можно сразу же удалить слайд с флажками.

Слайд результатов

На последнем слайде содержится информация о полученной по результатам тестирования оценке, количестве и проценте правильных ответов, перечисляются номера заданий, в которых допущены ошибки при выборе правильного ответа. На нижней панели выводится время, фактически затраченное на прохождение теста, и дублируется количество заданий. Здесь же находятся кнопки для запуска повторного тестирования или его завершения.

Рис. 8. Слайд вывода результатов тестирования

Возможность перехода между слайдами по произвольному щелчку мыши в шаблоне отключена. Она возможна только с помощью созданных кнопок и контекстного меню, а при отключенном таймере обратного отсчета времени и с помощью стандартных, появляющихся в левом нижнем углу, кнопок. По истечении заданного времени тестирования переход на последний слайд и вывод результатов осуществляются автоматически. При этом задания, на которые пользователь не успел ответить, считаются выполненными неверно.

Элементы

Все графические элементы, используемые на слайдах шаблона, можно распределить на неудаляемые и допускающие такую операцию. К первым относятся элементы, к которым в процессе выполнения теста происходит обращение из программного кода шаблона. Прежде всего это надписи с числом заданий и временем тестирования на всех слайдах, кроме того:

— на слайдах с заданиями и информационных слайдах это надпись “Задание” и кнопка “Далее” (на предпоследнем слайде кнопка “Итоги”);

Рис. 9. Неудаляемые элементы на слайде с заданиями

— на первом слайде надписи “Время тестирования” и “мин.”, кнопка “Начать тестирование”, а также поле для ввода фамилии и имени;

Рис. 10. Неудаляемые элементы на титульном слайде

— на последнем слайде надписи с числом правильных ответов, процентами, оценкой и перечнем номеров заданий, в которых допущены ошибки.

Рис. 11. Неудаляемые элементы на слайде вывода результатов

К неудаляемым элементам не следует применять операцию группировки, но можно перемещать, изменять размеры, цвет, редактировать и форматировать содержащийся текст.

Что касается флажков и переключателей, то их следует оставлять столько, сколько имеется вариантов ответа в каждом конкретном задании, остальные — удалять. Если в вашем тесте предполагается, что количество предлагаемых вариантов будет не более четырех, то лишние элементы реализации выбора на копии шаблона можно удалить сразу же.

Для реализации мультимедийных возможностей приложения PowerPoint на слайды теста можно добавлять как растровую, так и векторную графику, звуки, GIF-анимацию, видеоролики, использовать эффекты анимации.

Справедливости ради надо отметить, что с анимацией и видео не все так просто, как хотелось бы. При отключенном таймере обратного отсчета проблем не возникает. Они могут появиться при необходимости учета времени, оставшегося до конца тестирования. Запущенный таймер конфликтует со стандартными средствами реализации анимации, так как отнимает значительные ресурсы процессорного времени. В случае необходимости использования и того и другого рекомендуется размещать анимированные объекты на информационных слайдах, предварительно отключив учет времени на них так, как это было описано в настройках первого слайда. Время демонстрации такого слайда можно ограничить стандартными возможностями PowerPoint.

Алгоритмы

При нажатии на кнопку “Начать тестирование” запускается подпрограмма обработки нажатия на эту кнопку, которая читает заданные при создании теста параметры его выполнения и вызывает процедуру Pusk. Та, в свою очередь, обращается к подпрограммам начальной инициализации и очистки результатов, запоминает фамилию и имя пользователя, переводит заданное время тестирования в секунды, фиксирует момент начала тестирования, выдает команду перехода на следующий слайд и, если это предусмотрено в настройках, запускает таймер обратного отсчета.

Подпрограмма начальной инициализации:

— инициирует класс событий приложения для возможности реагирования на смену слайдов и выход из режима просмотра;

— определяет количество слайдов в презентации;

— создает и заполняет массив меток видов слайдов;

— определяет цвета заливки и заголовка в используемой цветовой схеме и окрашивает в них кнопку “Далее”;

— выводит на слайды с заданиями их порядковые номера, скрывая эти атрибуты на информационных слайдах;

— очищает поле вывода времени тестирования, и если это задано в настройках, то скрывает его;

— на предпоследнем слайде для предупреждения пользователя надпись “Далее” на кнопке меняет на “Итоги”.

Вслед за этим создается массив, куда будут заноситься результаты выбора, и вызывается подпрограмма обработки первого слайда. Ее назначение — скрыть или отобразить элементы вывода времени и установить цвет кнопки “Начать тестирование” и текста на ней в соответствии с выбранной цветовой схемой. Затем вступает в действие процедура скрытия меток на флажках и переключателях, очистки массива результатов выбора и информации из текстовых полей вывода на последнем слайде.

Событийная процедура, реагирующая на смену слайдов, записана в модуле класса. Ее основное назначение — запуск таймера, а также вызов подпрограммы для определения переменных окружающей среды: номера слайда и номера задания, а при переходе на последний слайд — вывода результатов. Здесь же находится еще одна процедура, реагирующая на прерывание режима просмотра вызовом подпрограммы очистки результатов.

Так как в режиме отладки теста нередко выполняется запуск презентации на просмотр с произвольного слайда, то для этого случая предусмотрена подпрограмма проверки инициализации при начале просмотра. Она вызывается всякий раз, как только выполняется щелчок на флажке, переключателе или кнопке “Далее” и в случае, если инициализация теста не осуществлялась, вызывает необходимые для этого процедуры.

Выбор флажка или переключателя вызывает подпрограмму обработки этого события. Сначала идентифицируется управляющий элемент: определяется его имя и номер, затем решается вопрос: переключатель это или флажок. В первом случае вызывается процедура очистки переключателей, ставится метка в выбранном и делается отметка в массиве. Во втором — решение осуществляется на основании предыдущего состояния выбранного флажка: если он уже был отмечен, то метка скрывается, а значение в массиве обнуляется, иначе — флажок метится.

Нажатие на кнопку “Далее” приводит к чтению данных в массив регистрации правильных ответов текущего слайда и вызову процедуры проверки выбранного ответа. На основании сравнения данных в массивах правильных и выбранных ответов определяется количество совпадений и в массив учета результатов выбора заносится отношение числа совпадений к числу вариантов правильных ответов с точностью до сотых долей. Затем выполняется переход на следующий слайд.

Процедура обработки результатов тестирования:

— находит сумму набранных баллов в соответствии с установленным параметром учета долей множественного выбора и количество полностью правильных ответов;

— формирует отчет о номерах заданий, в которых допущены ошибки;

— формирует отчет о номерах заданий, в которых не заданы правильные ответы;

— вычисляет процент верных ответов;

— определяет итоговую оценку по пятибалльной шкале;

— находит время, фактически затраченное на прохождение теста, и выводит всю эту информацию на последний слайд.

При обнаружении заданий с незаданными правильными ответами выводит окно сообщения с перечнем их номеров.

Если установлен флаг вывода результатов тестирования в текстовый файл, то вызывается соответствующая подпрограмма.

Эта подпрограмма:

— определяет адрес файла выполняемого теста и его имя;

— конструирует на его основе имя тестового файла;

— открывает файл для вывода в той же папке, где и файл теста;

— выводит в него фамилию и имя тестировавшегося, затраченное время, количество заданий, результаты ответов на каждое задание, число и процент верных ответов, оценку, отчет об ошибках с указанием номеров заданий, в которых допущены ошибки;

— определяет и выводит дату и время создания файла;

— устанавливает на файл атрибуты “Скрытый” и “Только чтение”.

Таймер обратного отсчета времени можно было бы кратко представить в виде следующего макроса:

Public Sub Countdown()

Stop_t = Timer + ost_t

Do While Stop_t > Timer

DoEvents

If Timer = Int(Timer) Then

Call Out_tim(Stop_t)

End If

Loop

End Sub

Здесь определяется время завершения тестирования и, пока оно больше текущего, проверяется наличие системных событий и каждую секунду вызывается подпрограмма вывода времени.

В действительности же эта процедура получилась наиболее объемной, так как она обременена множеством условий, начиная от режима работы, вида текущего слайда и кончая проверкой текущей версии приложения PowerPoint, в которой выполняется тестирование. Последнее условие также пришлось учитывать при разработке шаблона.

Совместимость версий

Принцип обратной совместимости при разработке приложений обычно декларируется и исповедуется фирмами-разработчиками, в том числе и корпорацией Microsoft. Он означает способность новых версий программы работать с файлами, созданными в более ранних версиях этой же программы. При работе в MS Office 2007 с обычными документами, созданными в предыдущих версиях, никаких проблем с их открытием и использованием не возникает. Но не все так просто на уровне макросов. Если вызвать справку о версии VBA, встроенного в Office 2003 и Office 2007, то в обоих случаях получим один и тот же результат: “Microsoft Visual Basic 6.3 Version 1020 VBA: Retail 6.5.1020 Forms3: 12.0.4518.101”.

Однако на деле выясняется, что в двенадцатой версии офисного пакета от Microsoft из VBA куда-то исчез класс объектов “FileSearch” для работы с внешними файлами, и это не единственная потеря. Оказывается, что иначе ведут себя и циклы. Если в версии 2003 года возможен досрочный выход из цикла по условию изменения значения глобальной переменной в период его исполнения, то в версии 2007 года циклы словно “слепнут”, не реагируя на такое событие. Похожая странность возникает и при попытке обращения к элементу копии объекта с целью определения имени группы, в состав которой он входит с помощью указателя ParentGroup. Его использование не дает результатов и приводит к зависанию макросов. Но стоит файл документа сохранить, закрыть и открыть снова, как ситуация выправляется. Ничего подобного в предыдущих версиях MS Office не наблюдается. Еще одна ситуация: ранее к элементу группы можно было обратиться по его имени как напрямую, так и с указанием группы, в состав которой он входит. В последней версии допускается только последний вариант.

Трудно сказать, в чем причина таких внешне скрытых проблем совместимости: то ли это недоработки Microsoft, то ли смена идеологии, однако их наличие при создании шаблона потребовало отказаться от некоторых простых и красивых решений, нормально работающих в Office 2003, и искать более сложные алгоритмы на основе совместимых средств, для того чтобы шаблоном можно было пользоваться как обладателям PowerPoint 2007, так и пользователям более ранних версий.

Технология создания теста

Для того чтобы шаблон и созданные на его основе тесты работали на вашем компьютере, требуется разрешить исполнение макросов в PowerPoint.

Открыв файл шаблона, его необходимо сохранить под именем будущего теста. Дальнейшая работа выполняется с этим файлом.

Лишние управляющие элементы, поля для текстов ответов и даже слайд с флажками можно удалить.

Дизайн можно переделать по своему вкусу, используя шаблоны оформления и цветовые схемы. При выборе цветов заливки, линий и текста, отличных от предлагаемых в цветовой схеме для обновления переключателей и флажков, рекомендуется пользоваться макросом Copy_FP. Так как кнопки “Начать тестирование” и “Далее” являются внедренными объектами технологии ActiveX, то цветовая схема к ним применяется только с помощью макроса инициализации, который запускается в режиме просмот­ра при нажатии на первую из них.

Добавлять заготовки новых слайдов с заданиями следует копированием нужного слайда и вставкой необходимого количества, используя панель “Слайды” (слева). Лишние слайды при этом можно удалить.

Для создания информационного слайда надо удалить с копии слайда с заданиями все переключатели. Остальные элементы над нижней панелью можно удалить тоже. Размножение этих слайдов также выполняется копированием заготовки и последующей вставкой.

Порядок следования слайдов разрешается произвольно менять, но титульный слайд всегда должен быть первым, а слайд вывода результатов — последним.

Задания и варианты ответов теста вводятся или копируются в соответствующие текстовые поля. Лишние переключатели (флажки) и заготовки для ответов удаляются. Для восстановления нечаянно удаленного элемента допускается копирование соответствующего элемента с другого слайда и вставка его из буфера обмена в нужное место.

Затем вставляются иллюстрации, распределяются и компонуются объекты на слайдах, выполняются необходимые настройки.

Для выравнивания и обеспечения одинаковых интервалов между объектами рекомендуется их выделить и использовать в PowerPoint 2003 на панели рисования: Рисование — Выровнять/Распределить, а в PowerPoint 2007 на ленте: Главная — Упорядочить — Разместить объекты — Выровнять.

Правильные ответы на каждом слайде задаются в заготовке событийной процедуры, которая открывается двойным щелчком по кнопке “Далее”.

Аналогично с помощью кнопки “Начать тестирование” на первом слайде указываются параметры выполнения тестирования. Они будут применены при запуске презентации на просмотр и нажатии на эту кнопку.

Завершив работу по наполнению, редактированию и форматированию теста, следует проверить корректность его работы, а заодно инициировать окончательный его вариант.

Сохранять файл теста рекомендуется в формате демонстрации: в Power Point 2003 с расширением .pps, а в PowerPoint 2007 с расширением .ppsm (с поддержкой макросов).

В файлах этого типа учащимся не так-то просто получить доступ к сведениям о правильных ответах. Для полной гарантии можно установить пароль на просмотр макросов.

При затруднениях постарайтесь более внимательно перечитать эту статью и инструкции, приложенные к файлам. С вопросами и предложениями можно обращаться к автору.

Автоматизация тестирования

Предложенный шаблон и тесты, созданные на его основе, являются самодостаточными, но организация тестирования не сводится только к процессу создания тестов. Их еще необходимо разместить на компьютерах учащихся, до поры до времени ограничивать доступ к ним. По завершении тестирования получить и обработать достоверные сведения о результатах, удалить использованные файлы тестов, выставить оценки, проанализировать ошибки, а порой и представить отчет администрации.

На всю эту уйму забот может уходить не более минуты времени, если однажды, потратив десять минут, создать на каждом компьютере учащихся папку свободного доступа с одним и тем же названием и воспользоваться предлагаемым менеджером тестирования, созданным в приложении MS Excel специально для работы с файлами тестов, конструируемых на основе данного шаблона. Работа с ним не потребует от вас знания программирования и владения электронными таблицами, но исполнение макросов в этой среде необходимо разрешить.

В отличие от аналогичного продукта, ранее разработанного для обработки тестов, созданных в электронных таб­лицах на основе авторского шаблона, данный файл значительно модифицирован, что обусловлено прежде всего изменением среды. Переписаны и адаптированы почти все алгоритмы подпрограмм. Претерпело видоизменение и оптимизацию большинство используемых формул. Появилась возможность работать не только с файлами, но и с папками. Копии отчетов стали автономными. Для их обновления нет необходимости возвращать параметры, существовавшие в момент создания.

Рис. 13. Титульный лист менеджера тестирования

Менеджер не чувствителен к месту расположения и может работать из любого каталога и не только на компьютере преподавателя. Для его настройки под свою локальную сеть необходимо на титульном листе заполнить имена ученических компьютеров и название папки свободного доступа на них.

Рассылаемые по сети файлы или папки необходимо предварительно поместить в каталог, где находится менеджер тестирования, а их имена (с расширениями) вписать в ячейки для названий файлов теста.

Для рассылки следует отметить флажками нужные файлы или папки, а также компьютеры и нажать кнопку “Разослать”. При этом под заголовком появляется информационное окно, в котором комментируется процесс рассылки, а имена соответствующих компьютеров и файлов выделяются цветом.

Если тестируются несколько подгрупп, то рекомендуется разослать файлы тестов одинакового содержания со сходными названиями для каждой из них, присвоить им атрибуты “скрытый”, а затем отменять этот атрибут у того или иного файла, делая его доступным для соответствующей подгруппы учащихся.

Для сбора результатов тестирования с компьютеров учащихся по локальной сети и их обработки необходимо предварительно создать соответствующую форму отчета. Для этого следует:

— отметить флажками файлы тестов, результаты которых будут внесены в отчет, и компьютеры, с которых будет собираться информация;

— установить с помощью счетчика число заданий в тесте и нажать кнопку “Создать” форму отчета;

— в полученной форме отчета ввести с помощью счетчика коэффициент требовательности, заданный в тесте, и при необходимости заполнить строки заголовка таблицы;

— по завершении тестирования при включенной локальной сети нажать кнопку “Заполнить” форму отчета. Над кнопками открывается информационное окно, в котором комментируется процесс сбора сведений, а соответствующие строки в отчете выделяются цветом. При отсутствии доступа к файлу отчета на том или ином компьютере в поле “Фамилия имя” появляется надпись красного цвета “Нет доступа”.

Рис. 14. Лист формы для получения и обработки результатов тестирования

При наличии в тесте хотя бы одного задания с множественным выбором менеджер среагирует на этот факт и, по умолчанию, будет учитывать доли правильных ответов. Чтобы такое задание считалось выполненным только в том случае, когда выбраны все правильные ответы, надо снять отметку в соответствующем флажке под ячейкой ввода коэффициента требовательности. Правильные ответы отмечаются в диапазоне “Задания” единицами черного цвета, неправильные — красными нулями, а частично правильные — дробными числами оранжевого цвета. При снятом флажке значения меньшие 0,5 будут отображаться в виде оранжевых нулей, а большие либо равные — в виде оранжевых единиц, которые в этом случае при определении оценки и статистической обработке учитываться не будут.

При тестировании нескольких классов подряд рекомендуется создать форму, а из нее копию для каждого из них, а затем эти копии использовать для заполнения или обновления.

Фамилии, имена и диапазон “Задания” можно редактировать, а оценки корректировать, изменяя коэффициент требований.

Нажатием на кнопку “Фиксировать” из отчета удаляются строки с пустыми записями и недоступными данными, а также вся служебная информация, включая кнопки и счетчик. Сведения сортируются в алфавитном порядке по фамилиям учащихся.

Фиксированный отчет можно распечатать.

Менеджер тестирования адаптирован к работе как в Excel 2003, так и в Excel 2007.

Надеюсь, что предложенные шаблон для создания тестов и дополнение к нему для автоматизации их рассылки и обработки станут хорошим подспорьем в вашей работе для подготовки электронных заданий, сбора, проверки, анализа и документирования их результатов. Удачи вам!

Использованные источники информации

1. Архипова И.В., Рямзина С.А. Создание теста в PowerPoint с управляющими элементами. http://kollega13.narod.ru/PowerPoint1.htm.

2. Комаровский А.Н. Автоматизация создания и обработки тестов в MS Excel. “Информатика” № 5, 2008.

3. Комаровский А.Н. Проект “Машина времени”. “Информатика” № 7, 2009.

4. Смирнов Д.Ю. Шаблон для создания компьютерных тестов в PowerPoint. http://www.nachalka.com/test_shablon.

5. Ямкина Е.В. Тестирование на VBA в PowerPoint. http://www.rusedu.info/Article675.html.

6. Русский MSDN. http://msdn.microsoft.com/ru-ru/default.aspx.

7. Справочная система Visual Basic for Application.

А.. Н.. Комаровский,
Россошанская школа-интернат

TopList