Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №22/2009


Информация

Книга бумажная и электронная: немного о будущем книгоиздания

ХХII Московская международная книжная выставка-ярмарка с несколько забавным сокращенным названием “ММКВЯ” и эмблемой в виде “Премудрого пискаря”, проходившая со 2 по 7 сентября 2009 г. в Москве на ВВЦ, стала настоящей Меккой для книголюбов, целыми толпами осаждавших стенды с книгами самых разнообразных жанров и сюжетов. Однако среди представленных экспонатов были и такие, которые заставляют задуматься о будущем самого книгоиздания в целом (причем — о будущем достаточно близком, измеряемом, может быть, всего лишь несколькими годами). Именно с этими экспонатами, а также с некоторыми возможными прогнозами упомянутого будущего и хотелось бы познакомить читателей.

Сканер-робот, или Как сделать бумажную книгу электронной

Сканировать книги или другие бумажные источники информации (как рукописные или графические, так и печатные), наверное, доводилось практически всем, кто читает эти строки. И обычно это связано с достаточно заметными хлопотами — необходимо вручную ровно разместить книгу на рабочем столе планшетного сканера (что не всегда удается, особенно если книга — достаточно толстая); затем — правильно подобрать контраст и яркость (хотя эти параметры потом и поддаются редактированию, лучше, чтобы уже при сканировании они находились в некотором допустимом диапазоне, иначе позже сложно будет удержать требуемое качество изображения даже при больших стараниях в хорошем графическом редакторе, — а при использовании программы оптического распознавания текста контраст и яркость и вовсе оказывают иной раз определяющее влияние на качество распознавания); кроме того — надо обеспечить ровное освещение всей страницы (а для толстых книг возле корешка всегда получается область и с недостаточной яркостью, и с недостаточной четкостью, если только не “поломать” книгу по корешку)…

Одним словом, такое “ручное” сканирование приемлемо только если требуется перевести в электронный формат какой-то сравнительно небольшой фрагмент печатной книги или брошюры, — но как быть, если требуется выполнять такую операцию по оцифровке книг массово1, например, в какой-то крупной библиотеке? Можно, конечно, попытаться облегчить себе работу, используя цифровую фотокамеру на штативе или, что еще лучше (но только если позволяют финансовые возможности) — док-камеру: тогда книгу можно просто перелистывать страницу за страницей и “щелкать кнопкой”, — но и в этом случае “ручной работы” остается достаточно много.

И вот, похоже, хотя бы для крупных организаций или библиотек эта проблема успешно решена. Корпорация ЭЛАР (“Электронный Архив”) представила вниманию заинтересованной публики целый роботизированный сканирующий станок — установку ЭЛАРобот, реализующую технологию “сканирующего листания”.

Автоматический книжный сканер корпорации ЭЛАР действительно выглядит как промышленный станок и имеет довольно значительные размеры — с небольшой, узкий книжный шкаф. Рабочий стол (или, как его нежно называют сами разработчики, “колыбель”) в нем — не плоский, как обычно, а V-образный; в его проем и укладывается сканируемая книга толщиной до 12 см, полураскрытая на первом ее развороте на угол в 60 градусов. Сама же сканирующая каретка представляет собой узкий вертикальный клин (или “призму” — кому как нравится), на “лезвии” которого с обеих сторон располагаются линейки фотодатчиков. Этот клин при сканировании погружается в полураскрытую книгу и считывает сразу обе страницы текущего ее разворота, а затем клин снова поднимается и “рука” робота-манипулятора аккуратно переворачивает страницу книги, чтобы клин, опускаясь, отсканировал следующий разворот. И так — полностью автоматически и без участия оператора — до конца книги, разворот за разворотом, тратя на каждый разворот 10–15 секунд (точнее — до 2500 стр./час, в зависимости от длины страницы, — как это указано в технических характеристиках чудо-сканера).

Ну а далее уже, как говорится, “дело техники”. Отсканированная книга может быть сохранена в одном из популярных графических форматов (скажем, в формате DjVu) или преобразована в текстовый вид при помощи программы оптического распознавания и сохранена, например, в формате FB2 или в каком-либо другом из множества существующих сегодня форматов хранения электронных книг.

Рис. 1. ЭЛАРобот: общий вид

Рис. 2. ЭЛАРобот сканирует разворот книги

Рис. 3. После сканирования очередного разворота ЭЛАРобот готовится перелистнуть страницу (справа от сканирующего клина видна "рука" манипулятора)

Книга на заказ, или Как сделать электронную книгу бумажной

Оцифровка бумажных книг — это лишь одна сторона проблемы. Ведь далеко не все готовы читать книги с экрана дисплея, а карманные компьютеры (КПК) и тем более — устройства для чтения электронных книг, реализованные на базе технологии “электронная бумага”, есть пока еще не у всех. А кое-кто из читателей, возможно, и вовсе до конца своей жизни будет оставаться ярым приверженцем обычной, бумажной книги. Поэтому важно реализовать и “обратный” оцифровке процесс — преобразование книги из электронной в бумажную.

Конечно, кто-то из читателей наверняка уже готов возразить, что такой процесс давным-давно уже реализован: и как простая распечатка на принтере, и как промышленная печать книг в типографиях с электронного макета (скажем, в формате PDF).

Однако оба этих способа хотя и являются сегодня традиционными, но обладают целым рядом недостатков. Распечатка на принтере — достаточно медленная, а кроме того, в результате пользователь получает… именно распечатку, т.е. пачку отпечатанных листов, которую еще надо как-то сложить, а еще лучше — переплести, чтобы было удобно читать такое “произведение печатного искусства”. А что же касается типографии, то здесь недостатки в основном получаются финансовые.

Вспомним, какие этапы проходит книга — после ее написания автором, редактирования и верстки — на пути к читателю. Сначала электронный макет книги издательство передает в типографию, где за немалые деньги, которые издательство должно заплатить типографии единовременно, будет напечатан некоторый тираж. Причем заранее далеко не всегда можно предсказать, насколько быстро будет раскуплен этот тираж (т.е. насколько быстро издательство хотя бы окупит расходы по выпуску книги), так что книгоиздание всегда сопряжено еще и с некоторым финансовым рис­ком — который издательство чаще всего так или иначе перекладывает на плечи (вернее — на кошелек) читателя, увеличивая цену других книг. Далее напечатанный тираж надо вывезти из типографии и разместить на складе издательства (соответственно, платя кому-то за аренду складского помещения). Затем тираж или какую-то его часть нужно доставить в книжный магазин, — который тоже вынужден платить арендную плату и за склад продукции, и за обширный торговый зал, в котором потенциальные покупатели смотрят и выбирают желаемые книги. А в итоге — сверх себестоимости книги (затрат на оплату гонорара автору, на редактирование и верстку и на печать в типографии) в ее цену “накручивается” довольно-таки значительная дополнительная сумма, платить которую опять-таки приходится читателям.

Решение этой проблемы (по крайней мере — для издательств с небольшими тиражами, т.е. выпускающих не “бестселлеры”, а научную и учебную литературу, а также для крупных книжных магазинов с большим ассортиментом книг при сравнительно малых объемах продаж по каждой позиции этого ассортимента) предложила всем известная компания XEROX, представившая на ММКВЯ свой проект “On-line-типография” — целый комплекс решений для оперативной печати книг по заказу покупателя, включающий в себя монохромный и цветной принтер/копир, а также машины для брошюровки, термоклейки переплета, накидки обложки и обрезки книг.

Ознакомиться с возможностями, предоставляемыми мини-полиграфическим комплексом фирмы XEROX, мог любой посетитель, зарегистрировавшийся на стенде проекта электронного книгоиздания “КНИГАБАЙТ” и получивший бейджик со своей фамилией и двумерным штрихкодом.

Прежде всего желающему получить книгу предлагалось воспользоваться специальным дисплеем с тактильным (чувствительным к нажатию) экраном, где содержалась “виртуальная книжная полка” — ряд изображений корешков книг, хранящихся в памяти компьютера в виде PDF-макетов. “Стукнув” кончиком пальца по выбранному корешку, можно было посмотреть обложку книги, а затем аналогичным способом раскрыть эту книгу, “виртуально” листая ее страницу за страницей.

Убедившись, что выбранная книга — это именно то, что нужно, достаточно было лишь нажать пальцем единственную кнопку на экране, чтобы дать команду на оформление заказа, а затем — встать так, чтобы закрепленная над дисплеем видеокамера “увидела” бейджик и имеющийся на нем персональный штрихкод. А далее — оставалось только подождать 5–7 минут (для книги объемом в 250–300 страниц), чтобы получить в руки свой персональный, лично для данного читателя отпечатанный экземпляр книги, ничем внешне не отличающийся (ни по внешнему виду, ни по качеству) от того, который можно было бы купить в обычном книжном магазине (за исключением вложенной в самом начале специальной рекламной странички, удостоверяющей факт печати персонального экземпляра по заказу данного читателя). Стоимость же печати такого экземпляра книги, по заверению работников стенда, составляет (для книги объемом в 250–300 страниц) всего 1,5 доллара (т.е. 45–50 руб.), — конечно, без учета затрат на редактирование и верстку и на выплату гонорара автору.

Что же дает такая технология “книгопечатания на заказ”? Очевидно, — значительную экономию накладных расходов, поскольку издательству (или заключившему с ним договор книжному магазину) уже не потребуются ни аренда склада (поскольку книги будут храниться на диске компьютера), ни обширный торговый зал (потому как поиск и просмотр книг тоже будет производиться на компьютере), ни затраты на перевозку книг, поскольку эта операция, по сути, заменится простой пересылкой файла-макета по электронной почте. И эта экономия, очевидно, не только покроет собой чуть большую стоимость вывода книги на печать при помощи цифровых принтеров/копиров (по сравнению с типографской печатью), но и позволит существенно снизить цену книг для покупателей, а значит, сделать книги более доступными для всех! Единственное, что несколько “охлаждает пыл” желающих обзавестись такой поточной линией (занимающей, кстати, сов­сем немного места — одну большую комнату в 10–15 квадратных метров), — это цена, заявленная на уровне 300 тысяч долларов. Поэтому, конечно, можно ожидать, что первыми покупателями и “внедренцами” технологии “печати на заказ” станут именно крупные книжные магазины, для которых эта разовая затрата окажется выгоднее, чем постоянная плата за аренду помещений.

Немного о будущем

И вот теперь, наконец, можно немного пофантазировать о будущем книгоиздания и книгопродажи, — о том, как библиотеки и книжные магазины будут выглядеть в самые ближайшие годы, если описанные выше технические новинки получат широкое распространение.

Издательство + типография + книжный магазин: “все в одном”

Очевидно, что, обладая описанной выше поточной линией для “печати на заказ” и имея достаточную по обороту собственную торговую точку, издательство перестанет нуждаться и в услугах типографии, и, во многом, в сотрудничестве с книжными магазинами. Издательство сможет накапливать в своей базе данных макеты всех сверстанных им когда-либо книг и продавать их заказчикам (покупателям) поштучно; соответственно, при этом заодно отпадают и риск нераспроданного тиража, и проблема, связанная с доизданием старых книг (когда, например, есть желающие купить книгу, тираж которой уже распродан, но количество таких желающих слишком мало для выпуска нового тиража).

Книжный магазин нового типа

Обладая поточной линией печати на заказ, крупный книжный магазин может напрямую с издательствами заключать договора на выпуск и продажу книг, получая от издательств и храня в своей базе данных соответствующие PDF-макеты. При этом покупатели могут производить поиск и предварительный просмотр интересующих их книг как через Интернет, пользуясь сайтом интернет-магазина, так и непосредственно на месте — используя установленные в “торговом зале” (вернее — в небольшом офисе, который заменит собой нынешние громоздкие торговые залы) интерактивные терминалы.

Рис. 4. Место цифровой печати в современном книгоиздании (рисунок из рекламного буклета Xerox)

Выбрав книгу, покупатель сможет, по своему желанию:

а) Приобрести ее за более низкую цену в электронном виде, например, в виде файла PDF, защищенного от несанкционированного копирования (подобная технология уже существует и довольно неплохо отработана, например, компанией Starforce — http://www.star-force.ru/solutions/all/content/). Просмотр защищенного PDF-документа производится при помощи специального “вьювера”, устанавливаемого однократно для нескольких просматриваемых файлов. Дистрибутив этого “вьювера” может передаваться пользователю вместе с самими PDF-файлами, либо пользователь может переписать этот дистрибутив самостоятельно и бесплатно с сайта Starforce, — а затем для просмотра PDF-файла достаточно будет только ввести соответствующий серийный номер (“код активации”). При заказе в интернет-магазине такой PDF-файл (и “вьювер”) может быть оплачен при помощи средств электронных платежей (типа “Яндекс-Деньги”) или отправкой SMS и получен немедленно по электронной почте или прямым переписыванием по предоставленной ссылке. При покупке же в офисе магазина такой файл может предоставляться покупателю на компакт-диске (если речь идет о нескольких файлах) или же просто переписан ему на принесенную флэшку или сразу на требуемое устройство для чтения электронных книг (например, по Bluetooth или на вынутую для этого из устройства карточку флэш-памяти), — со всем этим вполне может “справиться” сам интерактивный терминал в автоматическом режиме.

б) Заплатив несколько больше, понравившуюся книгу можно будет заказать и в печатном виде. Тогда при заказе, сделанном непосредственно в офисе, покупателю потребуется лишь немного подождать, пока ему принесут заказанную книгу, и выпить чашечку кофе J. При использовании же онлайн-заказа через сайт покупатель может затем приехать в магазин уже за готовой книгой или же, как это и заведено в интернет-магазинах, получить свой заказ с доставкой на дом.

Библиотеки нового типа

Скорее всего значительные изменения коснутся и работы библиотек. Если сегодня, работая с бумажными книгами, библиотеки тоже сталкиваются с необходимостью аренды огромных площадей для их хранения, а заодно — и с проблемой, когда какой-либо требуемой книги нет в конкретной библиотеке и надо заказывать эту книгу через межбиблиотечный абонемент из центрального филиала или даже из другой библиотеки, то переход на электронные форматы хранения позволит решить обе эти проблемы разом.

Во-первых, оцифрованные книги могут централизованно храниться в некоторой единой федеральной базе данных и при необходимости извлекаться оттуда по запросу пользователей напрямую. Либо каждая библиотека сможет создавать у себя “филиал” этой центральной базы данных и хранить на своем сервере копию части книг (по своей тематической направленности, наиболее часто спрашиваемых и пр.), — хотя если какой-то книги в подобной “локальной” базе данных вдруг не окажется, то получить ее копию из центрального хранилища тоже будет делом нескольких минут. Заодно, кстати, отпадет и необходимость в выделении значительных помещений для хранения книг, поскольку для оборудования “серверной” достаточно будет и небольшой комнаты.

Во-вторых, работа читателей с электронными книгами может осуществляться как в “электронном читальном зале”, оснащенном компьютерными терминалами (обычными — “дисплей + клавиатура + мышь” либо терминалами по типу “электронных киосков” с тактильным экраном), так и, возможно, непосредственно через Интернет. При этом чтение книги может быть бесплатным (либо с чисто “символической” платой за библиотечный абонемент), но без возможности копирования текста: терминалы будут попросту лишены соответствующих аппаратных средств (разве что кто-то попытается переснимать страницы с экрана цифровым фотоаппаратом, но вряд ли такое “копирование” станет особо массовым), а в Интернете уже наработаны технологии, защищающие содержимое web-страницы от копирования / сохранения в файл по крайней мере стандартными средствами.

В-третьих, такая библиотека сможет при желании своих пользователей оказывать также и платные услуги по продаже выбранных книг — опять-таки в виде электронной копии в защищенном файле PDF или же, чуть подороже, — в виде бумажного экземпляра, отпечатанного на заказ. А соответствующие отчисления от уплаченных сумм пойдут издательствам и авторам…

“Самиздат” XXI века

Особый случай представляет собой “самиздат” — явление, “родившееся” еще в сталинские 1930-е годы и существующее до сих пор (уже не столько из-за ограничений на “свободу слова”, сколько по банальным финансовым причинам — издательства привыкли не рисковать и брать в работу только рукописи, от которых ожидаются большие тиражи и, соответственно, большие прибыли, либо автору приходится издаваться за свой счет, оплачивая работу издательства и типографии). Само его название, кстати, говорят, родилось благодаря советскому поэту Николаю Глазкову (1919–1979), который, изготавливая свои поэтические тетради для друзей и знакомых, обычно писал — там, где должно было стоять название издательства, — “сам-себя-издат” J . Позже, среди диссидентов, такое “обозначение издательства” стало достаточно популярным и сократилось до привычного теперь “самиздата”.

В настоящее время почти идеальной трибуной для “самиздата” стал конечно же Интернет — от создаваемых самими авторами сайтов со своими произведениями до “блогов” или участия в коллективных проектах типа “Википедии”. Однако в большинстве своем такие публикации хотя и обходятся автору бесплатно (или почти бесплатно), но и дохода никакого не приносят, поэтому занимаются таким “онлайн-самиздатом” только отдельные энтузиасты. Теперь же можно ожидать, что в Сети будут появляться очень оригинальные “самиздатские” интернет-магазины, в которые любой автор сможет предложить (за небольшой гонорар в виде отчислений с каждой покупки) любое свое творение, а желающие читатели смогут приобретать их как электронные книги (тоже, например, в виде защищенных или даже простых файлов PDF) либо заказывать такие книги в бумажном виде, если подобный интернет-магазин обзаведется оборудованием для печати книг на заказ…

Таким образом, нетрудно уже сегодня почувствовать, что в “книгосфере” грядут поистине революционные перемены, которые можно сравнить разве что с изобретением книгопечатания взамен рукописных книг. К чему это приведет в итоге, — сегодня спрогнозировать трудно. С одной стороны, это безусловные плюсы, связанные с удобством и доступностью приобретения, хранения и чтения книг большинством читателей. С другой — возможны и безусловные минусы, связанные (особенно на первых порах) с нарушениями авторских прав, — а кроме того, может быть, кто-то из читателей “старой закалки” пожалеет и о том, что “настоящие” старинные книги (не оцифрованные и не отпечатанные заново на поточной линии Xerox “новоделы”) можно будет скоро увидеть только лишь в музеях или спецхранилищах центральных библиотек.

Опасения высказывают и многие работники издательств (а тем более типографий): смогут ли они найти себе место в меняющейся книжной отрасли, если авторы смогут легко и просто продавать свои творения как “самиздат”? Да, возможно, конечно, и такое, — и в этом случае нас может ожидать “засилье” низкопробных, усеянных даже банальными орфографическими ошибками “недокниг”. Однако думается, что сами издательства только лишь изменят свою специфику, перейдя на выпуск электронных книг взамен обычных бумажных и научившись работать в новых технологических и социальных условиях. Одним словом, поживем — увидим…


1 Вопросы соблюдения при этом авторских прав, конечно, тоже возникают, и немалые, однако пока давайте договоримся не затрагивать эту область, ограничиваясь рассмотрением только технических сложностей, — поскольку юридические тонкости не только заслуживают отдельного рассмотрения, но и еще не решены окончательно (и, наверное, вряд ли будут полностью решены в ближайшее время). — Прим. авт.

Дм. Юр. Усенков

TopList