Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №23/2009


Предлагаю коллегам

Школьная фотостудия? Это реально!

Несмотря на всеобщее увлечение цифровой фотографией и появление все более “мегапиксельных” и навороченных камер, в конце каждого учебного года в школах появляются так называемые “профессиональные фотографы”, и начинается время “большого чеса”. И не то чтобы все поголовно были удовлетворены их работой, скорее, наоборот, большинство недовольно ворчит, но сделать своими силами выпускной альбом школам все же не по силам. Фотоконкурс, проведенный год назад в нашей газете, это лишний раз наглядно показал.

Огромное число не просто посредственных, но откровенно плохих по качеству работ совсем не демонстрируют торжество цифровых технологий. Скорее — наоборот: в добрые старые времена, когда занятие фотографией требовало гораздо больше времени, терпения и кропотливой работы, качество фотографий, сделанных хорошими зеркальными камерами, было не в пример выше нынешнего “мыльного” потока, хотя по своим возможностям большинство цифровых камер среднего уровня (от 7 тыс. рублей) ни в чем (даже зачастую в оптике) не уступают тем же “Зенитам”.

Профессиональные же фотографы худо-бедно, но ухитряются обеспечить хотя бы сносное качество. Правда, и их работа от года к году становится все более халтурной, когда главным становятся не портреты, а внешний дизайн, разработанный сразу для всех школ. По моим наблюдениям, нынешние выездные фотографы зачастую даже не способны правильно поставить свет и обеспечить нормальную цветопередачу. Вот и получаются невыразительные плоские лица, рыжие волосы вместо черных, неудачные ракурсы…

До поры до времени наша школа тоже мирилась с таким положением дел, но когда по гранту “Цент­ра одаренности и технологий” г. Екатеринбурга мы получили цифровую зеркальную камеру начального уровня “Nikon D50” (стоимость — 16 тыс. руб.), стало просто любопытно: неужели, прикупив портативную фотостудию, мы не сможем делать портреты уровня пришлых фотошабашников?

Администрация школы, понимая всю важность вопроса и то, что возможности цифровой фотокамеры сильно ограничены без системы дополнительного освещения, купила следующее оборудование в дополнение к гранту:

1. Комплект переносного освещения “Rekam Digital Mini-Light Kit-3” в составе:

· вспышка Mini-Light 60Дж со встроенным светосинхронизатором, сменными отражателями и возможностью синхронизации со вспышками цифровых фотокамер;

· патрон для крепления вспышки Mini-Light и зонта;

· патрон для крепления вспышки Mini-Light с зажимом;

· зонт 60 см серебряный;

· четырехсекционный штатив, 210 см;

· инфракрасный фильтр для встроенной вспышки фотокамеры;

· комплект цветных фильтров для вспышек Mini-Light (5 цветов);

· сумка для комплекта осветительного оборудования.

Рис. 1. “Rekam Digital Mini-Light Kit-3”

(фото и информация с сайта производителя:
www.rekam.ru)

Стоимость комплекта — 8500 рублей.

2. Фон Ingrid серый 2,9 x 3 м (с запасом на фото небольших групп) — 2500 руб.

3. В дальнейшем очень нелишней оказалась внешняя вспышка. Мы купили “Nikon SB-800”, имея в виду, что она нужна и для съемок школьных мероприятий. Для фотостудии же вполне можно ограничиться самой простой SB-400 за 3500 руб. В крайнем случае хватит и вспышки фотоаппарата, но она долго заряжается, что не очень удобно в процессе фотосессий.

4. Объектив “Nikon 24-85” — один из лучших портретных объективов. В принципе запросто можно обойтись и более дешевым “китовым” объективом, тогда рекомендуется все же 55-200, а не 18-55.

Итак, общая стоимость студии (минимальная) — в пределах 25 000 рублей. Если же у вас уже есть цифровой фотоаппарат хотя бы среднего уровня — можно вписаться и в 10 000 руб.

Вообще говоря, такой набор был выбран, глядя на то, с чем в школу приходят профессиональные фотографы. Правда, их портативные наборы и фотокамеры все же существенно дороже. И вместо поджигаемых вспышек у многих — специальные фотопрожектора. Это, правда, не помогает, если нет пресловутой “божьей искры” или хотя бы ответственного отношения к делу.

Процесс работы с вышеописанным оборудованием довольно прост: надо расставить три вспышки вокруг снимаемого объекта, включить их, а затем сделать снимок со вспышкой самой фотокамеры. Именно она и включит три вспышки комплекта, обеспечив довольно качественное освещение (если, разумеется, изначальная расстановка ламп удачна).

Что касается размещения аппаратуры, приводим типичную схему, хотя, разумеется, возможны десятки вариаций (см. рис. 2).

Рис. 2. Примерная схема съемки

Располагаться необходимо довольно далеко от фона (1,5–2 метра), а вспышка без зонтика прекрасно удаляет возможные тени на заднем плане.

Довольно много времени ушло на то, чтобы определить оптимальные расстояния, которые обеспечивали бы хорошую освещенность без пересвета (это когда не видна фактура, скажем, белой рубашки — в лучшем случае или кожи — в худшем). Само собой, пересвет тоже может быть элементом художественного замысла (как и сверхкрупный план — см. рис. 3), но, как говорится, нужно знать, что делаешь.

Светотехническое оборудование, как показал опыт, довольно-таки важная составляющая для создания хорошего портрета. В процентном отношении — чуть ли не 40%… Представляю, как многие удивятся: есть хорошее освещение, неплохая камера — надави на кнопочку — и получишь хороший портрет. И вдруг — более 60% — это как раз искусство давить на кнопочку… И это вовсе не профессиональный снобизм фотографа. Чтобы не быть голословным, привожу две фотографии. Обе сняты одним и тем же фотоаппаратом и при одном и том же светотехническом оборудовании. Да и фон, как легко увидеть, совпадает. Несколько тяжелее понять, что и девушка была одной и той же…

Рис. 4. Максимка (фото Д.Чабанова)

Фото крупного плана специально сделано практически с пересветом. (Здесь и далее - фотографии выпускников 2008 г., сделанные в школьной фотостудии гимназии № 37 г. Екатеринбурга с использованием только оборудования, описанного в этой статье.)

 

Маша. Лучший из первых
    четырех снимков

Рис. 4. Маша. Лучший из первых четырех снимков

Одним словом, тот, кто считает “нажимание на кнопочку” пустяковым занятием, рискует всю жизнь получать портреты, аналогичные рис. 4, которые даже для фото на паспорт не очень-то подходят. И тут не спасут никакие супердорогие фотокамеры и системы освещения.

Собственно, далее мы и будем говорить об “искусстве нажимания на кнопочку”.

В подписи к рис. 4 не зря указано: “лучший из первых четырех снимков”. Именно столько (иногда 5–6) снимков одного человека делают профессиональные фотографы, ухитряясь за 40–50 минут “отщелкать” целый класс с учителями в придачу.

Маша. Лучший снимок
    фотосессии

Рис. 5. Маша. Лучший снимок фотосессии

В нашем случае фотосессия состояла из несколько большей серии кадров — от 40 до 160, и занимала от 30 до 80 минут на одного человека. Такое безумное количество времени и усилий оправданно по многим причинам:

1. Юные фотографы получили бесценный опыт портретной фотосъемки.

2. Опыт показал, что естественное выражение лица у нормального человека появляется ну никак не ранее 20–25-го кадра фотосессии. Разумеется, профессиональные фотомодели и фотографы снимают не просто портреты, а сюжетные сцены, где требуется хоть какое-то актерское мастерство. Мы же принципиально никому не предлагали каких-либо поз. А найти наиболее органичное выражение сразу не получается.

3. Вполне возможно, что у многих никогда уже не будет в жизни подобной фотосессии (и подобных портретов), и поэтому такая работа рассматривалась как своеобразный подарок выпускникам.

4. А что, мы куда-то торопимся? Альбом готовился с февраля по июнь.

Немного об организации фотосессий.

1. В один день производилась съемка только одного человека.

2. На “съемочной площадке” категорически запрещалось находиться посторонним: только фотограф(ы) и модель.

3. Первые 10–15 снимков делались только для того, чтобы постараться найти более-менее удачный ракурс и позу.

4. После совместного обсуждения начинались серии снимков под разными углами с разного расстояния. Одна серия из 6–12 снимков, как правило, соответствовала одной позе. Далее шло обсуждение серии и планировалась новая.

5. Обсуждение кадров шло за монитором компьютера, поскольку экран фотоаппарата слишком мал для качественной оценки кадра.

6. Каждой “модели” отдавался диск (или флэш-карта) с нарезанными фотографиями, из которых в дальнейшем выбирался лучший.

7. Да, чуть не забыл. Фото делались в формате RAW (NEF — для Nikon) и JPG (для моделей), а практически вся обработка — в Adobe Lightroom (Photoshop из комплекта “Первая помощь” практически не использовался).

Вот, наверное, и все. Возможно, по аналогии с рис. 4 и 5, вам будут любопытны и другие портреты. Интересно, что параллельный класс, заказавший альбом профессионалам, получил что-то очень похожее на нашу выборку из первых четырех фотографий.

Леха. Лучший кадр из первых
    четырех

Рис. 6. Леха. Лучший кадр из первых четырех

Леха. Лучший кадр серии

Рис. 7. Леха. Лучший кадр серии

Альфия. Лучший кадр из первых
    четырех

Рис. 8. Альфия. Лучший кадр из первых четырех

Альфия. Лучший кадр серии

Рис. 9. Альфия. Лучший кадр серии

Дюша. Лучший кадр из первых
    четырех

Рис. 10. Дюша. Лучший кадр из первых четырех

Дюша. Лучший кадр серии

Рис. 11. Дюша. Лучший кадр серии

 Саша. Лучший кадр из первых
    четырех

Рис. 12. Саша. Лучший кадр из первых четырех

Саша. Лучший кадр серии

Рис. 13. Саша. Лучший кадр серии

Наличие хорошего фотоаппарата и фотовспышки позволяет, помимо создания студии, организовать команду школьных фотографов, которые на хорошем полупрофессиональном уровне будут вести летопись. Так, в нашем гимназическом альбоме хранятся фотографии со всех мероприятий, начиная с 2002 года. Спектакли, конкурсы, спортивные состязания, выезды на природу — все находит в нем свое отражение. Сейчас там более 20 000 фотографий. Это открывает уникальную возможность “вернуться в прошлое”. В последние годы выпускники самостоятельно делают выборку из школьного альбома, получая в подарок памятный DVD-диск.

По ходу дела решается и вопрос качественных презентаций, которые постоянно нужны для различных открытых мероприятий и аттестации преподавателей.

Совсем нелишней является фотостудия и в преподавании компьютерных технологий. Так, вот уже который год шестиклассники готовят своим родителям новогодние подарки в виде календариков с собственным фотопортретом. Работа над композицией тоже делается с использованием файлов альбома. Большое количество пейзажных фотографий — неистощимый кладезь для коллажей и художественных эффектов.

Кстати, о пейзажах. Школьная фотостудия в принципе повышает общий уровень работы с фотоаппаратами. И у нас частенько открываются постоянно действующие выставки фотопроизведений учащихся. В настоящее время ими украшена главная школьная лестница, почти весь первый и часть третьего этажей. И это играет весьма значительную роль в эстетическом воспитании. Между прочим, именно качественная аппаратура позволила создать виртуальную арт-галерею в школьном Интранете, а издаваемая в гимназии газета — постоянный призер районных и городских смотров самиздата.

Одним словом, при не очень значительных финансовых вложениях и не таком уж большом времени, уделяемом учителем (фотоаппарат постоянно закреплен за одним из учеников старшей школы), школьная фотостудия открывает огромное поле для творчества. И, надеемся, эта небольшая статья убедила вас в этом.

Ал. Ив. Сенокосов

TopList