Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №24/2009


В мир информатики
Задачник

Ответы, решения, разъяснения

1. Задача “16 спичек”

 

Правильное решение представлено на рисунке:

Ответы прислали:

— Авдеев Александр, Герасенко Юлия, Гребеньков Егор, Кочкин Даниил, Нефедов Алексей, Никифоров Алексей, Попов Дмитрий, Праслова Анжела, Сизикова Полина, Старцев Александр, Харитончик Игорь и Шибков Максим, Республика Карелия, г. Сегежа, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Александрова Любовь, Дементьева Любовь, Кириллова Валерия и Хазов Филипп, г. Нижний Новгород, школа № 77, учитель Занозина Г.В.;

— Андрейко Анна, Горшенёв Денис, Киселева Полина, Логвина Руслана и Малина Наталья, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Мячина С.А.;

— Арасланова Руфина и Ахметова Диана, Респуб­лика Башкортостан, г. Стерлитамак, гимназия № 5, учитель Пучкина С.А.;

— Архипова Анастасия, Дармостук Татьяна, Ильясов Михаил, Кольцов Александр, Мануйлов Дмитрий, Медведок Виктор, Путкарадзе Натия, Титов Денис и Шевелей Роман, Красноярский край, г. Канск, школа № 5, учитель Павлова Н.Н.;

— Аствацатурян Эдуард, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Атапина Юлия, Баженов Андрей, Емелина Марина, Киселев Андрей, Фандин Александр, Щербакова Алена, средняя школа рабочего поселка Пинеровка, Саратовская обл., Балашовский р-н, учитель Пичугин В.В.;

— Березовский Егор, Болдин Иван, Илюхина Елизавета, Ланева Олеся, Макарова Ксения, Мандрыкин Александр, Прилуцкий Руслан, Рыбакова Екатерина, Сапунов Максим, Селихова Татьяна и Яшина Екатерина, г. Нижний Новгород, МОУ “Агнес”, клуб “Космос”, педагог Занозин Д.А.;

— Буланая Ольга, средняя школа села Осиновка, Приморский край, Михайловский р-н, учитель Пономаренко Г.И.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Гончаренко Анастасия и Логачева Александра, Республика Карелия, г. Сегежа, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Жгунова Ксения, Табатчикова Анастасия, Трофимова Алена, Тюкалов Андрей, Чичинова Ольга и Чичинов Сергей, Куминская средняя школа, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Кондинский р-н, учитель Шишигина О.В.;

— Землянский Виталий, Воронежская обл., поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.;

— Кулагин Павел и Миндалина Евгения, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;

— Ликинцев Михаил, в прошлом учебном году ученик 1-го (!) класса, Гражданкин Илья и Кащенко Ирина, Белгородская обл., г. Старый Оскол, школа № 17, учитель Ликинцева И.В.;

— Максимов Борис, средняя школа села Качикатцы Хангаласского улуса, Республика Саха (Якутия), учитель Яковлева М.Д.;

— Слимов Никита, Москва, школа № 1399, учитель Шнейдер Е.В.;

— Солдатенко Александр, г. Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка, школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин М.А.;

— Степаненко Олег, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Степаненко О.В.;

— Шигабетдинова Регина, Республика Татарстан, Актанышский р-н, село Актаныш, средняя школа № 2, учитель Гилязова Г.М.;

— Юнусова Гузель, г. Лениногорск, Республика Татарстан, школа № 8, учитель Кашапова Р.Х.

Отметим ответы учащихся из рабочего поселка Пинеровка, разработавших презентацию Microsoft PowerPoint, иллюстрирующую решение задачи, а также Олега Степаненко, создавшего ролик в программе Macromedia Flash 8 с использованием технологии свободного перемещения объектов (проверка перекрытия/пересечения клипов — метод hitTest).

В ряде ответов после перекладывания двух спичек одна из спичек получалась “лишней” (не использовалась ни в одном из квадратов).

Примечание. В начале приведена фотография, на которой за решением задачи запечатлены ученики школы № 17 г. Альметьевска, Республика Татарстан, учитель Аристова Н.А.

2. Задача “На олимпиаде по информатике”

Ответы представили:

— Акопян Самвел, Баринов Алексей, Баркова Дарья, Горшенёв Денис, Егорова Юлия, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Мячина С.А.;

— Архипова Анастасия, Дармостук Татьяна, Ильясов Михаил, Кольцов Александр, Мануйлов Дмитрий, Медведок Виктор, Путкарадзе Натия и Шевелей Роман, г. Канск, школа № 5, учитель Павлова Н.Н.;

— Буланая Ольга, средняя школа села Осиновка, Приморский край, Михайловский р-н, учитель Пономаренко Г.И.;

— Бекезина Кристина, Вадьковская средняя школа, Брянская обл., Погарский р-н, учитель Цыганкова И.Ю.;

— Бышок Лина, Иванова Ирина, Колесникова Елена, Пономарева Ирина, г. Воронеж, лицей № 2, учитель Комбарова С.И.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Гончаренко Анастасия и Логачева Александра, Республика Карелия, г. Сегежа, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Землянский Виталий, Воронежская обл., поселок Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.;

— Ильин Егор, г. Томск, Сибирский лицей, учитель Филатова В.Н.;

— Слимов Никита, Москва, школа № 1399, учитель Шнейдер Е.В.;

— Шигабетдинова Регина, Республика Татарстан, Актанышский р-н, село Актаныш, средняя школа № 2, учитель Гилязова Г.М.

Отметим ответ Егора Ильина, разработавшего двоичное дерево с возможными вариантами истинности и ложности высказываний каждого участника олимпиады.

3. Задача “Импульсы с планеты t-Кита”

Напомним, что с планеты t-Кита была получена последовательность сообщений вида:

X[1] = 000100001001010101100001

X[2] = 00010001000010010101010101100001

X[3] = 0001000100010000100101010101010101100001

и т. д.

Была выдвинута гипотеза: если сообщения X[i], i = 1, 2, 3, … подчиняются некоторому простому закону, то на планете живут разумные существа. Разумные ли существа живут на t-Кита?

Решение

Разбиение сообщений на полубайты (4 бита) дает следующее:

X[1] = 0001 0000 1001 0101 0110 0001

X[2] = 0001 0001 0000 1001 0101 0101 0110 0001

X[3] = 0001 0001 0001 0000 1001 0101 0101 0101 0110 0001

Дальнейший анализ удобнее проводить, переведя полубайты в десятичную систему счисления4:

Видна закономерность! Можно сказать, что сообщения представляют собой последовательность полубайтов вида (в десятичной системе):

Уже одно это говорит, что на планете живут разум­ные существа. Но какие числа обозначают полученные сообщения? Для ответа на этот вопрос вам придется вспомнить математику.

Правильные ответы прислали:

— Ахметова Диана, Республика Башкортостан,
г. Стерлитамак, гимназия № 5, учитель Пучкина С.А.;

— Баженов Виктор и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Власова Антонина и Ступина Галина, средняя школа поселка Дормидонтовка Вяземского р-на Хабаровского края, учитель Афиногенова Н.И.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Добак Павел и Лебедев Никита, г. Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка, школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин М.А.;

— Иванова Ирина и Холопова Кристина, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;

— Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В.

Ответы, решения, разъяснения

к заданиям, опубликованным в газете
“В мир информатики” № 127 (“Информатика” № 9/2009)

1. Задача “Третий прогноз погоды”

Ответ

Правильным является прогноз № 3: “снегопад, гололед, t = 1o”.

Такой ответ представили:

— Баженов Виктор и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Бекезина Кристина, Вадьковская средняя школа, Брянская обл., Погарский р-н, учитель Цыганкова И.Ю.;

— Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Колбасин Денис, Романенкова Юлия, Русанов Алексей, Федотова Татьяна и Шокурова Анжелика, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Мячина С.А.;

— Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В.

2. Статья “Еще раз о работе с датами”

Ответы прислали:

— Баженов Виктор и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Епифанова Екатерина, Колесникова Мария и Криволуцкая Жанна, средняя школа села Ложниково, Омская обл., Тарский р-н, учитель Коровин Д.В.;

— Мнацаканян Ашот, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.

Лучшими признаны ответы учащихся из средней школы села Ложниково, которые будут награждены дипломами. Поздравляем!

3. Головоломки “судоку”

Ответы представили:

— Александрова Любовь, Дементьева Любовь, Кириллова Валерия и Хазов Филипп, г. Нижний Новгород, школа № 77, учитель Занозина Г.В.;

— Аствацатурян Эдуард, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Баженов Виктор и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Белякова Ирина, Калинкин Валерий, Коробейникова Полина, Никифоров Евгений, Солдатенко Александр, Спирина Татьяна и Улитина Юлия, г. Лесосибирск Красно­ярского края, поселок Стрелка, школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин М.А.;

— Березовский Егор, Болдин Иван, Илюхина Елизавета, Ланева Олеся, Макарова Ксения, Мандрыкин Александр, Прилуцкий Руслан, Рыбакова Екатерина, Сапунов Максим, Селихова Татьяна и Яшина Екатерина, г. Нижний Новгород, МОУ “Агнес”, клуб “Космос”, педагог Занозин Д.А.;

— Болдырев Сергей, Выползов Олег, Парахин Олег, Солодов Дмитрий, Финк Андрей, Чудиновский Евгений, Шкарин Виктор и Шленкин Егор, средняя школа села Средний Васюган, Томская обл., Каргасокский р-н, учитель Вторушина Н.А.;

— Гончаренко Анастасия, Республика Карелия, г. Сегежа, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Иванова Анастасия, Маслова Валерия и Тюсина Оксана, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия
№ 1, учитель Мячина С.А.;

— Колесникова Мария, Криволуцкая Жанна и Курманов Эдуард, средняя школа села Ложниково, Омская обл., Тарский р-н, учитель Коровин Д.В.;

— Лепехина Наталья и Цаплина Ольга, г. Астрахань, школа № 33 им. Н.А. Мордовиной, учитель Лепехина С.М.;

— Попова Мария, средняя школа села Ошминское Тоншаевского р-на Нижегородской обл., учитель Попов Г.Н.;

— Юнусова Гузель, г. Лениногорск, Республика Татарстан, гимназия № 11, учитель Кашапова Р.Х.

Правильное решение задачи “У кого какая профессия” прислали:

— Бекезина Кристина, Вадьковская средняя школа, Брянская обл., Погарский р-н, учитель Цыганкова И.Ю.;

— Колбасин Денис и Русанов Алексей, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Мячина С.А.

Четыре друга

В Германии жили четыре друга. Звали их Альберт, Карл, Дитрих и Фридрих. Получилось так, что фамилии друзей были те же, что и имена, только ни у кого из них имя и фамилия не были одинаковыми. Кроме того, фамилия Дитриха была не Альберт. Определите имя и фамилию каждого мальчика, если известно, что имя мальчика, у которого фамилия Фридрих, есть фамилия того мальчика, имя которого — фамилия Карла.

Указание по выполнению. Исследуйте такую логическую зависимость:

(Фамилия Карла) -> (Имя какого-то мальчика, а фамилия последнего) -> (Имя мальчика по фамилии Фридрих), где символ “->” означает “определяет”.


4 Хотя и в двоичном виде можно увидеть закономерность, о которой пойдет речь ниже.

TopList