Барельеф Пушкина (4К)Пушкин и информатика

 

А.Г. Гейн

Странное на первый взгляд сочетание вынесено в заголовок этой заметки. Никакой информатики, разумеется, Пушкин не знал, да и самой информатики в его времена еще не было. И все же перечитаем следующие с детства знакомые строки:

Сами шлют гонца другого
Вот с чем от слова до слова:
“Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку”.
Как услышал царь-отец,
Что донес ему гонец,
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить…

Разве это не тема для обсуждения таких вопросов, прямо относящихся к информатике, как

— несет ли канал связи ответственность за содержание информации?
— всякая ли информация достоверна?
— какие есть средства, чтобы защитить информацию от преднамеренного (или непреднамеренного) искажения?
— верным ли было решение царя Салтана повесить гонца?

В последнем случае речь идет не об осуждении Салтана как антигуманиста, а о решении сменить плохо работающее средство связи. Ведь нередко мы так и поступаем с приборами, которые испортились. Я думаю, что учитель информатики найдет в этом фрагменте еще немало того, о чем можно побеседовать с учениками.

А мы пока почитаем дальше:

Но, смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
“Ждать царева возвращенья
Для законного решенья”.

Распоряжение царя с точки зрения информатики вполне грамотное — принимать управленческое решение только после того, как во всем сам разберешься. И насколько низкую информационную культуру демонстрирует царь, доверяя свой приказ каналу связи, в правильной работе которого он только что усомнился. Впрочем, с информационной культурой у царя Салтана, по-видимому, совсем плохо. Что он предпринял, вернувшись с войны и видя, что его бояре сделали совсем не то, что он приказывал? Небось повесил-таки гонца, вместо того чтобы выяснить, в чем причина искажения информации.

А что же бояре? О, это совсем другая информатическая история! С одной стороны, получив приказ

И царицу, и приплод
Тайно бросить в бездну вод,

они поступают как истинно формальные исполнители. Чем формальный исполнитель отличается от неформального? Если формального исполнителя, имеющего часы, спрашивают: “Можете ли вы сказать, который час?” — он отвечает: “Могу”. А неформальный в ответ сообщит, какое время показывают его часы.

Так же и тут. Сказано: тайно — значит, надо закрыть так, чтобы никто не видел, т.е. в ящик или бочку. Сказано: бросить в воду — бросили. Убивать не приказано. Хотя, конечно, бояре вполне понимали смысл царского приказа — недаром сказано, что выполнять приказ они пошли, сначала “потужив о государе”.

С другой стороны, приказ “тайно бросить в бездну вод” принадлежит к числу так называемых плохо поставленных задач. Вариант, предложенный в сказке, только один из множества возможных вариантов уточнения постановки задачи. Ведь слову “тайно” можно придать смысл “без огласки”, “секретно”. “Бросить в бездну вод” можно было толковать так, как это сделано в русской сказке о сестрице Аленушке и братце Иванушке, — с камнем на шее. И т.д. Бояре нашли весьма нетривиальное решение этой задачи. Ай да Пушкин!

Вот строки из другой, не менее известной сказки Александра Сергеевича:

Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Вам это ничего не напоминает? Ну конечно, запрос к информационно-поисковой системе. В запросе три признака, соединенных логической связкой И.
А зеркальце — этакий выход в Интернет: ведь поиск надо провести по всему свету. Без Интернета тут не обойдешься. Царевич Елисей тоже ведет поиск с помощью информационных сетей. Только в Интернет у него, по-видимому, доступа нет, поэтому он обращается лишь к некоторым сетям: солнечной, лунной и ветряной.

Конечно, все, здесь рассказанное, — это шутка. Но шутка дидактическая — в устах учителя она способна оживить урок, заставить взглянуть на вещи с иной, иногда весьма неожиданной, стороны. А это так важно в учебном процессе.

И все же перечитайте еще раз сказки Пушкина. В большинстве из них движущей пружиной сюжета является именно информационный аспект. Вся “Сказка о царе Салтане” построена вокруг сначала подслушивающего царя, затем искажения информации завистливыми сестрами, потом на информации, получаемой Гвидоном во время его сказочных полетов к отцу. И как только информационный хаос рассеивается — все всё узнают, — сказка кончается. В “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” все события тоже развиваются исключительно благодаря потокам информации. Что уж говорить про “Сказку о золотом петушке”, где заглавный персонаж имеет сугубо информационную функцию. Ни в русских народных сказках, ни в авторских сказках, созданных до А.С. Пушкина, вы не найдете такого. Гениальный Пушкин, видимо, ощущал, какая это мощная вещь — информация. И в его жизни именно информация сыграла роковую роль.

TopList