les1.jpg (9403 bytes)Информатика для гуманитариев

В.Р.Лещинер

Информатика — один из фундаментальных предметов общеобразовательного цикла. Следовательно, существует проблема — как учить информатике гуманитариев?
С просьбой указать методическую и учебную литературу к нам обращаются учителя. Учебное пособие для гуманитарных факультетов педагогических вузов (Екатеринбург, 1995 г.) С.А. Бешенкова, А.Г. Гейна, С.Г. Григорьева “Информатика и информационные технологии” оказалось единственным изданием, адресованным этому кругу читателей.
По просьбе редакции книгу рецензирует В.Р. Лещинер, кандидат пед. наук, доцент ИПК и ПРНО Московской обл.

Прошло то время, когда абитуриент исторического или филологического факультета забывал про математику, физику и другие естественные науки сразу после окончания выпускных экзаменов в школе. Когда автор этих строк попытался в 1979 г. устроиться работать программистом в вычислительный центр педагогического института, где учился в тот момент на историческом факультете, проректор института отказывался верить в возможность такого сочетания профессий и отказывался подписать разрешение на совместительство. Сейчас даже первоклассник знает, что без компьютера не может обойтись ни один специалист, в том числе и самый далекий от техники гуманитарий. Поэтому появление учебника по информатике для студентов гуманитарных специальностей можно только приветствовать.

К сожалению, рецензенту неизвестны программа соответствующего курса и требования к уровню подготовки специалистов по данному предмету. Можно предполагать, что учебное пособие в целом соответствует программе. Тем не менее в подобного рода рецензии стоит отметить не только то, как то или иное положение изложено в книге, но и то, чего в учебном пособии нет, а должно быть. Начать, видимо, стоит с разбора существующего текста.

Пособие состоит из двух неравных частей. 27 параграфов первой части посвящены теоретическим вопросам информатики, 9 параграфов второй – “информационным технологиям”. Такая диспропорция может быть объяснена отсутствием в гуманитарных университетах компьютерной техники, пригодной для организации практических занятий по использованию информационных технологий. Видимо, единственное программное средство, имеющееся в распоряжении, – интерпретатор ПРОЛОГА-Д, причем какой-то конкретной модификации. Как иначе объяснить то, что из 32 страниц главы, посвященной инструментальным средствам, ПРОЛОГУ отводится 27 страниц. Вряд ли это инструментальное средство используется гуманитариями чаще, чем редактор текстов, описанию возможностей которого в пособии отводится ровно один абзац, хотя и имеется ссылка на возможную лабораторную работу. Параграф 30 состоит из трех коротеньких абзацев и сводится к сомнительному определению “Интеллектуальное обеспечение [компьютера] можно определить как совокупность интеллектуальных методов, приемов, технологий, обеспечивающих решение задач из данной предметной области при помощи компьютера”. Если учесть, что соседний 33-й параграф занимает 8,5 страницы, связь между структурой курса и структурой учебника становится не совсем очевидной. Короче, трудно поверить, что найдется хотя бы один студент, способный освоить информационные технологии при помощи данного пособия.

Первая часть пособия также не отличается внятностью и стройностью изложения. Помимо откровенно ошибочных суждений, вроде существовавшего в Иудее “минората” или не совсем адекватного изложения космологии Данте (круги ада не расположены непосредственно под раем, кроме того, существует и чистилище, которое, если прочесть текст буквально, расположено ниже ада), многое в учебном пособии кажется не совсем уместным или неточно изложенным. Не следует забывать, что учебник ориентирован на студентов гуманитарных специальностей, которые если не читали, то хотя бы слышали на лекциях изложение учений Платона, Аристотеля, Канта и Гегеля и понимают, как различаются родовые и видовые понятия, как связано между собой общее и частное, в чем состоит процесс познания и так далее. Невнятица начинается уже в первом параграфе, где сделана попытка объяснить различие между обозначением группы предметов и отдельным предметом на основе различения неопределенного и определенного артиклей. В связи с этим можно заметить, что отсутствие в русском языке артиклей не означает невозможности определить по контексту, идет ли речь о конкретном предмете или о множестве предметов. В то же время даже пятикласснику понятно, что в фразе “I hаvе а book” речь идет об одной книге, а не о множестве. Вообще это ли тема для первого (!) параграфа учебника информатики? Куда как лучше было бы посвятить его, как обычно, объекту, предмету и методам базовой науки.

Во втором параграфе содержатся противоречивые определения грамматики и языка, при попытке применения которых к естественному языку внимательный читатель сразу проникнется недоумением. Это недоумение не покинет его и при дальнейшем чтении книги. Так, на с. 6 имеется упражнение 3:

Роботу дана команда на русском языке: “взять большой красный шар”. Опишите возможные действия робота.

Я начал придумывать обоснования вложения циклов – сначала распознать шар, потом отобрать красный, потом проранжировать их по диаметру и найти наибольший, – а выяснилось, что робот “может действовать двояким образом: взять красный шар или начать перебирать все возможные “красные шары” (с. 63).

Нетрудно представить, каково должно быть недоумение преподавателя, которому поручено провести занятие по параграфу 16 “Еще раз об истине”. Привычка формулировать триединую цель урока (совокупность образовательных, воспитательных и развивающих задач) может сыграть с учителем злую шутку: как можно планировать цели образования и развития при изучении текста, к которому даже авторы не смогли придумать упражнений?

Хватит вести речь о существующем тексте, важнее сказать о том, чего нет в этой книге. Нет того, что действительно необходимо знать гуманитарию из области информатики и информационных технологий. Это прежде всего понятие кода, кодовой таблицы, алгоритмов кодирования и преобразования текстов, написанных на естественном языке, и графических образов, а отсюда ключевая для изучения прикладных пакетов тема форматов файлов и совместимости данных. Близко примыкает к данной теме группа вопросов, связанных с хранением информации, алгоритмами архивации, потерями и искажениями данных при передаче информации и протоколами обмена информацией. (Кстати, в параграфе 18, посвященном телекоммуникациям, есть термины “телематика”, “телетекст” и “видеотекст”, но нет понятий “протокол” и “электронный адрес”.) Важным с онтологической точки зрения, хотя и сложным для понимания, является разъяснение в учебнике архитектуры сети Интернет и общих принципов ее функционирования. Полезным является изложение общих принципов построения иерархических, реляционных и сетевых информационно-справочных систем с разбором реальных примеров. Все перечисленное выше составляет предмет науки информатики и может быть изложено чисто теоретически. Не уверен, что такой курс вызовет в силу своей сложности и сухости большой интерес у студентов-гуманитариев, но по крайней мере они отнесутся к нему с уважением.

При написании практической части курса, посвященной собственно информационным технологиям, у авторов возникнет естественная трудность, связанная с быстрым старением конкретных прикладных пакетов. Выходом из положения может быть структурирование курса на основе конкретных задач, решаемых с помощью компьютеров. В их числе форматирование текстов, вставка и замена с использованием буфера обмена, контекстный поиск и замена, обработка изображений, распознавание текста, связь и внедрение объектов, автоматизация расчетов, проектирование и моделирование сложных систем и так далее. Учебник в этой ситуации может содержать только теоретический материал, не привязанный к конкретному программному пакету, а реальное овладение изучаемой технологией будет осуществляться студентами в ходе лабораторных и практических занятий.

Хотелось бы видеть в учебнике информатики для гуманитариев также и третий раздел, посвященный использованию информационных технологий и количественных методов собственно в работе специалистов – историков, лингвистов и литературоведов. Современный специалист-гуманитарий должен знать основы математической статистики и теории вероятностей, иметь представление о способах вычисления средних величин, коэффициентов корреляции, оценке распределения и многом другом. В практику исследователей давно вошли построение математических моделей статистических процессов, контент-анализ литературных текстов и исторических источников, создание и использование реляционных баз данных и многое другое. Для всех этих методов требуется профессиональное владение компьютером и хорошее знание математики.

В заключение хочется сделать вывод, что при всей актуальности и практической значимости разработки курса информатики для студентов гуманитарных специальностей рецензируемое учебное пособие в силу низкого качества может сыграть лишь негативную роль, дискредитируя самое идею такого курса.

TopList