Виртуальная школа - 2А.И.Сенокосов |
Напомним вкратце, о чем шла речь в “Многотрудной истории...”(см. № 3, 5, 6, 9, 11/98). В школе № 104 г. Екатеринбурга создана локальная сеть, а в большинстве предметных кабинетов стоят мультимедийные комплексы на базе компьютера, TV-кодера и телевизора.
Поначалу комплексы использовались в трех вариантах:
1. (Самый ранний и самый простой.) Просмотр слайдов из общешкольной коллекции, насчитывающей их несколько тысяч. Коллекция постоянно пополняется за счет сканирования новых иллюстраций.
2. Использование текстового редактора IBM WORKS или графического CorelDRAW! как “электронной доски” с заранее подготовленными текстами и иллюстрациями, которые можно совершенно свободно передвигать по полю “электронной доски” во время урока.
3. Использование на уроке специализированных обучающих программ, рассчитанных именно на вариант мультимедиа-кабинета в нашем понимании (т.е. один компьютер с демонстрационным телевизором в классе).
4. ...
Вот как раз про четвертый вариант в “Многотрудной истории...” не было рассказано ничего. Постараемся хотя бы отчасти восполнить этот недостающий фрагмент.
Было бы смешно, имея общешкольную компьютерную сеть, не попробовать организовать в ней публикацию HTML-документов хотя бы в рамках изучения сетевых технологий в курсе информатики.
Собственно говоря, “Виртуальная школа” создавалась исключительно как учебное средство по теме “Гипертекстовый редактор”. Ею предполагалось заменить лабораторные работы для 7-го класса, использующие гипертекстовый редактор “LinkWay” (см. учебник “Информатика-7” — “Информатика” № 33/97).
Школа не имеет выхода в Интернет, изучать CGI-программирование изначально никто не собирался, поэтому “Виртуальная школа” использует протокол NetBEUI без установки Интернет-сервера. Говоря более простым языком, если у вас уже есть локальная сеть, достаточно указать программе-просмотрщику (Microsoft Internet Explorer или Netscape Navigator) в качестве основной странички HTML-файл, расположенный на сервере, чтобы система web-публикаций заработала.
Главный HTML-файл содержал поначалу лишь ссылки на странички классов, а странички классов, в свою очередь, содержали ссылки на странички учеников. Кроме того, исключительно для оживления работы на сервер была скопирована примерно тысяча картинок на самые различные темы: “Фантастика”, “Животные”, “Пейзажи”, “Фоновые рисунки”, “Машины”, “Виды города” и т.п.
Согласитесь, было бы несправедливо изучать этот материал только с седьмыми классами, обойдя вниманием старшие лишь потому, что в их “семиклассное” время никакой школьной сети не существовало.
Поэтому были изысканы необходимые резервы учебных часов в рамках учебной программы для обучения технологии web-публикаций всех классов.
Это дало начало процессу, который иначе как тихим массовым помешательством назвать нельзя. В дополнительное компьютерное время, которое всегда существовало в нашей школе, кабинет буквально ломился от желающих поработать, чего раньше никогда не было. Как легко понять, все занимались созданием собственных страничек, насыщенных картинками, фотографиями, текстами любимых песен, стихами...
Конечно, информатика в нашей школе и раньше-то была предметом, который не требовал постоянной “апелляции к мотивации” (т.е. заклинаний типа “Учите, а не то...!!!”). С появлением же “Виртуальной школы” ситуация существенно изменилась. И не просто в лучшую сторону. Стало возможно говорить о принципиально новом уровне в изучении предмета.
Во-первых, информатика оказалась чуть ли не единственным школьным предметом, в котором шаблонное мышление оказалось не только неприемлемым, но и общественно-осуждаемым. Попробуйте-ка создать свою страничку, почти не отличающуюся от страничек одноклассников, и приготовьтесь выслушать все, что они об этом думают. Если списывание на других предметах воспринимается, скажем так, не всегда резко негативно, то на информатике оно становится просто невозможным.
В общем-то это дело психологов — разобраться в неожиданном и буквально взрывном интересе к информатике при появлении “Виртуальной школы”, но вполне разумным объяснением можно считать резко возросшую возможность самовыражения, что фактически эквивалентно расширению области приложения творческого начала.
Конечно, можно считать творческое начало уделом избранных. Ребенок, скажем, рисуя домик, самовыражается, а Микеланджело, рисуя Мадонну, творит. Или, скажем, Пушкин творил свою поэзию, автор же справочного руководства по Windows опять же всего лишь самовыражался. Представляется достаточно бессмысленным спорить с такой точкой зрения, поэтому в качестве рабочей модели, вполне адекватно описывающей происходящие события, примем следующее объяснение:
Успех “Виртуальной школы” базируется на врожденной тяге любого человека к творчеству.
Имея локальную сеть и компьютер почти в каждом кабинете, было очень несложно направить бьющую через край творческую энергию школьников на создание HTML-страничек по заказам учителей.
Разумеется, учителям пришлось объяснить, что такое гипертекст, как его проектировать, а затем использовать в качестве наглядного материала на уроках. И на это потребовалось чуть ли не полчаса времени. По общему мнению, гипертекст оказался тем самым долгожданным визуальным, внешне привлекательным и эстетически состоятельным средством организации урока, которого до сих пор так недоставало.
Иллюстрации оказалось возможно снабжать не просто подписями, но и развернутыми комментариями, а тестовые задания — ответами. Добавим к этому очень большую гибкость в подаче компьютерных слайдов, возможность включать непосредственно в гипертекст файлы, подготовленные в редакторах Microsoft Word и CorelDRAW! с помощью механизма ActiveX, и вы получите чуть ли не идеальную систему организации компьютерного иллюстративно-текстового, видео- и звукового материала для различных уроков.
В отличие от специализированных обучающих программ, которые по плечу далеко не каждому ученику, создание гипертекстовых HTML-страниц вкупе с несложными JavaScript-программами доступно вообще любому. Мало того, элементы JavaScript-оформления достаточно прозрачны, и относительно сложные программы, обеспечивающие, например, анимационные эффекты появления слайдов, можно напрямую копировать, изменяя лишь их отдельные строчки.
Вернемся к делам нашим школьным. К концу учебного года наметилось явное нежелание учащихся расставаться с любимой игрушкой в виде “Виртуальной школы”. Справедливости ради заметим, что она стала не только игрушкой для учащихся, но и чуть ли не самым необходимым рабочим инструментом многих преподавателей.
Поэтому вполне логичной представлялась идея “вечного” продления этого удовольствия, разработав курс информатики и, соответственно, учебник, ориентированный именно на обслуживание “Виртуальной школы”.
Такой подход, как легко видеть из всего предыдущего рассуждения, позволяет в самой обычной школе в рамках самого обычного курса решить все задачи, стоящие перед школьной информатикой, кроме, разумеется, подготовки профессионалов в области ПОД, что является прерогативой углубленного курса.
Интернет-технология, таким образом, выступает не только как средство создания школьной Единой Информационной Среды, но и в качестве чрезвычайно гибкого инструмента, обеспечивающего, помимо всего прочего, и общеразвивающую функцию информатики. Безусловно, при этом в полной мере реализуются и требования “Образовательного минимума”.
Феномен “Виртуальной школы” в чем-то сродни феномену персонального компьютера. За счет использования очень простых, доступных любому ученику средств самими школьниками создается до предела визуализированная красочная учебно-игровая среда, что производит буквально революционный эффект в восприятии предмета “информатика” как такового и его места в школе.
Решение же “пятой задачи А.Ю. Уварова” (см. первую часть статьи) методами “Виртуальной школы” отличается от решения методом разработки обучающих программ на языках программирования, о котором часто говорят и пишут, в том числе и в нашей газете, абсолютно адекватно различию между мини-компьютерами и современными им первыми персональными.
“Если мини-компьютеры были созданы для профессионалов, то уже самые первые персональные компьютеры ориентировались на самого обычного человека. Конечно, поначалу никто не воспринимал всерьез “персоналки”, и крупнейшие фирмы-производители продолжали выпускать мини и супермини для профессионалов. Чем все это кончилось, мы прекрасно знаем”. (Впрочем, желающие могут прочитать об этом в книге Г.Р. Громова. (Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. М.: Наука, 1985).)
Обратившись к школьным проблемам,
можно заметить, что скоро исполнится
20 лет попыткам внедрить компьютер в другие
предметы с помощью полупрофессиональных
программ, написанных школьниками (опять же
полупрофессионалами) по заказам учителей. И
могут ли даже самые “продвинутые” в этом
направлении школы похвастаться тем, что хотя бы
треть уроков по предметам ведется с
использованием компьютеров? В Екатеринбургской
же школе № 104 уже сейчас 10—15% всех уроков
проводится с использованием мультимедийных
комплексов, а в ближайшие год-два планируется
довести это число до
50—70%. И эти планы более чем реальны.
Напомним при этом, что по вполне корректным расчетам эффективность каждого такого урока на 15—20% выше обычного. Видимо, в первом приближении это можно считать очень неплохим результатом при решении задачи интенсификации учебного процесса.
Заметим, что эта интенсификация идет отнюдь не за счет увеличения физических и умственных нагрузок на школьников или учителей. Напротив, серьезное повышение уровня наглядности преподавания приводит к заинтересованности и включению эмоционального сопричастия. Показательно, что ученики с нетерпением ждут мультимедийных уроков, а недавнее “затопление” школы талой водой с крыши стало всеобщей трагедией еще и потому, что привело к отключению комплексов в кабинетах математики и истории.
Учителя, разумеется, поначалу вынуждены тратить довольно много времени на подготовку “электронных досок”, разработку эскизов HTML-страниц, но, во-первых, Единая Информационная Среда сразу делает каждую разработку всеобщим достоянием, а во-вторых, уже на второй-третий годы работы с таким комплексом происходит значительное облегчение нелегкого учительского труда за счет наработанных ранее материалов. Впрочем, чисто психологически довольно легко затратить изрядное время на подготовку какой-либо темы, понимая, что
1) это делается раз и навсегда;
2) материал усваивается учащимися значительно лучше;
3) на уроке практически полностью отпадает вопрос дисциплины.
Тут уже начинает играть роль феномен не школьников, а учителей. Те, кому довелось хоть раз в своей учительской жизни увидеть горящие глаза детей, ловящих каждое твое слово, поймут, что ради этого не жалко никаких дополнительных временных затрат.
Пора подводить хотя бы первоначальные итоги.
Несмотря на умеренный скептицизм уже упомянутой статьи А.Ю. Уварова, объединение 1-, 2-, 4- и 5-й задач представляется вполне реальным без всякого головоломного дележа зон ответственности между предметами естественно-научного цикла и, соответственно, без пересмотра программ и безумно дорогостоящей разработки новых учебников.
Для этого даже не надо пересматривать “Обязательный минимум” по информатике, но совершенно необходимо разработать новый курс и новый учебник, ориентированные на создание Единой Школьной Информационной Среды.
Разумеется, требуются и некоторые чисто технические предпосылки в виде кабинета информатики, оснащенного компьютерами хотя бы на базе 486-го процессора, локальная школьная сеть и хотя бы один предметный кабинет с мультимедийным комплексом, подключенным к такой сети.
Наш опыт показывает, что это не такая уж и утопическая задача. Чтобы не быть голословными, в летних номерах “Информатики” вашему вниманию будет предложен учебник для седьмого класса “Информатика в виртуальной школе-7”.