Содержание

На основную страницу приложения
  • СПЕЦВЫПУСК

      ПРАКТИКУМ ПО ТУРБО ПАСКАЛЮ

      ВЫПУСК 2

      И.А.Бабушкина,
      Н.А.Бушмелева,
      С.М.Окулов,
      С.Ю.Черных

       

     

     

     

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПУБЛИКАЦИИ. (См. 22/99)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Эмоциональное вступление. Книг по языку, который был создан Никлаусом Виртом, издано великое множество, и вы, открыв эту скажете: опять?! ну сколько можно! Вы и правы, и не правы. Во-первых, язык программирования Паскаль неисчерпаем с точки зрения возможностей развития аналитического ума школьника, так что можем вас огорчить или обрадовать — эта книга не последняя. Во-вторых, подобные книги по большей части представляют собой вариации на тему описания языка. Представим ситуацию: учителю необходимо подготовиться к занятию или школьнику нужно проработать самостоятельно какую-либо тему. Достаточно ли для этих целей описания языка программирования, одного или двух примеров? профессионал в образовании даст только один ответ: нет. Данная книга потому и называется конспектами занятий, что она содержит материал по изучению языка, а не просто очередной вариант его описания. В-третьих, язык программирования Паскаль — это не только прекрасное средство образовательной информатики, но и, как показала история компьютерной науки, основа современных профессиональных систем программирования, например, Delphi. Можно продолжить, но, думается, достаточно.

В книге обобщен более чем семилетний опыт преподавания Паскаля. Резюмируя его, выделим следующие основные положения. Вы не найдете чисто теоретических уроков. Мы полагаем, что информатике они противопоказаны. Превращение уроков информатики по своей структуре в традиционные, такие же, как уроки по истории, математике, при наличии новой дидактической составляющей — КОМПЬЮТЕРА — это переход от авиации к гужевому транспорту. Наша установка очень проста. Если теорию или то, что мы называем теорией, нельзя изложить за 10—15 минут урока и связать с последующей работой за компьютером, самостоятельной работой ученика под руководством учителя, то такую теорию излагать не следует.

Кому адресована эта книга? В первую очередь учителю информатики и, конечно, школьнику и студенту. В каждом разделе содержится материал как для проведения теоретической пятнадцатиминутки, так и для последующей работы с задачами. Школьник и студент найдут в этой книге задачи, решение которых действительно позволит им освоить язык. Количество разобранных задач таково, что читатель не окажется брошенным на произвол судьбы.

Что содержится в этой книге? В первой главе — начала Паскаля. Особенность главы в том, что в “ускоренном режиме” вводятся основные управляющие конструкции языка. Цель — рассмотрение более содержательных задач в дальнейшем. При изучении материала первой главы рекомендуется в полном объеме использовать режим пошагового выполнения программы. Вторая глава начинается с темы “Процедуры и функции”, затем рассматриваются файловый тип данных и все основные типы данных Паскаля. Такое построение материала обусловлено следующим: знание первых двух тем закрепляется последующим материалом, обогащает этот материал и позволяет последовательно формировать то, что в информатике называют структурной парадигмой мышления. Третья глава традиционна — “Методы сортировки и поиска данных”. В четвертой главе повторно изучается рекурсия. Пятая глава посвящена изучению динамических структур данных: списки; реализация стеков и очередей; деревья.

Что вам должно быть известно и что вы будете знать? Конечно, хорошо бы уметь работать в среде LOGO, но можно начинать и с нуля. В результате вы не только получите знания по системе программирования Паскаль, но и достигнете определенного уровня понимания предмета информатики.

TopList