Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе
О.Ф.Брыскина
Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе можно вводить во втором классе, начиная с самых первых занятий. Активное участие в подготовке и проведении информационных минуток должны принимать сами дети: "ученики делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах и информатике" [11]. Эффективность такого подхода к подготовке и проведению минуток во многом определяется социальным составом населения и соответствующим уровнем информатизации региона (особо остро этот вопрос встает в малых городах и сельских районах). Эти объективные обстоятельства накладывают определенные требования к подготовке учителя к уроку информационной культуры. Творчески работающий педагог не пойдет по пути наименьшего сопротивления (взять, да и отменить эти информационные минутки!), он будет учить детей "добывать" новую информацию.
Мы предлагаем основной формой проведения информационных минуток выбрать диалог, в котором направляющую и координирующую функции выполняет учитель. С самого начала учащиеся должны осознать значение словосочетания "информационная минутка": минутка — это ограничение по времени (дети уже привыкли к минуткам чистописания, физкультурным минуткам и т.п.), информационная — мы узнаем новую информацию.
Как показывает опыт работы в базовой школе-гимназии Чапаевского педагогического колледжа, школах № 3 и № 11 г. Чапаевска, проведение информационных минуток можно начинать даже с первого Класса, посвятив их расширению представлений детей об устройствах персонального компьютера. По программе курса "Информационная культура" ребята получат сведения о назначении устройств ЭВМтолькопосле изучения информационных процессов (3-й класс), а оперировать названиями основных устройств и блоков персонального компьютера: "дисплей", "клавиатура" и т.п. учителю приходится с первых уроков. Устранить это противоречие мы предлагаем за счет содержательного наполнения информационных минуток, вводя их во втором полугодии, когда дети уже достаточно бегло умеют читать.
В базовой школе-гимназии Чапаевского педагогического колледжа апробирован следующий вариант проведения информационных минуток.
В качестве основы для их проведения была взята книга В.Агафонова "Твой друг Компьютер" [1]. Был создан текстовый файл со стихотворным текстом, разделенным на определенные "порции", каждая из которых соответствовала рассказу о новом устройстве. Таким образом, определилась тематика минуток ("Что может компьютер", "Дисплей — отважный капитан", "Чудо-принтер" и т.п.).
На первом уроке все школьники получили по рисунку с изображением основных устройств компьютера. На каждом из последующих уроков — определенную "порцию" текста с пояснениями учителя. Дома ребята вклеивали эти фрагменты стихотворения в отдельную тетрадь или блокнот, и в конце полугодия у каждого была сделанная собственными руками (а это немаловажный фактор при работе с младшими школьниками) книжка, рассказывающая о назначении устройств персонального компьютера. Такая "порционность" информации (по сравнению с ситуацией, когда всем детям была бы закуплена такая книга) — положительный момент при работе с детьми: внимание концентрируется на конкретном устройстве, что обеспечивает более осознанное усвоение материала.
По ходу проведения информационных минуток необходимо, по возможности, показать источник информации (газету, журнал и т.п.), из которого учитель дочерпнул интересные сведения, иллюстрации в нем, зачитать фрагменты. Это позволит усилить значимость уроков информационной культуры, будет способствовать воспитанию у детей самоуважения (ведь мы уже читаем журналы для взрослых!), создаст дополнительную мотивацию.
Начав урок с яркой, интересной информационной минутки, можно обеспечить познавательную активность детей на протяжении всего урока.
Приведем примерное содержание информационных минуток.
(3-я четверть первого класса)
Информационную минутку целесообразно начать с диалога. Ребята должны, опираясь на личный опыт и знания, полученные на предыдущем уроке во время информационной минутки, ответить на вопросы:
• Зачем же, по вашему мнению, нужен компьютер?
• Где он применяется?
• Чем он помогает людям?
Учитель анализирует и обобщает (последнее слово должно быть за учителем) ответы учащихся, акцентирует их внимание на том, что компьютеры сегодня мы видим в банках (прежде всего для выполнения сложных расчетов), на вокзалах (чтобы подучить информацию о расписании поездов и ценах на билеты), в библиотеках, в больницах и т.п.
В конце беседы следует еще раз отметить способность компьютера хранить информацию и показать необходимость ее переноса с одного компьютера на другой (достаточно наглядно это можно сделать на примере игровых программ). Используя прием сравнения (с обычным бытовым магнитофоном), учитель говорит о том, что информация записывается на магнитные диски (дискеты). А чтобы прочесть информацию с таких дисков, необходимо дополнительное устройство, которое называется дисковод (подобно магнитофону, который считывает информацию с кассет). На этом этапе целесообразно провести лексический анализ слова "дисковод". .
Далее дети получают новую "порцию" стихотворения:
Вот,
Познакомьтесь — ДИСКОВОД!
Если с дисководом дружен—
То и справочник не нужен:
В упаковке, как конфета,
Быстро вертится дискета —
Там записаны программы
И для папы, и для мамы!
Там веселых игр десятки
Друг за другом, по порядку!
Беседу о дисководе (при наличии времени на этом или следующем уроке) можно продолжить по следующему плану.
• Наверное, вас очень интересует вопрос, сколько же информации можно уместить на такой дискете? Вот посмотрите внимательно, я принесла один том детской энциклопедии "Все обо всем" (это может быть любой знакомый детям школьный учебник). Так вот, на дискете уместятся примерно две такие книги (метод сравнения позволяет активизировать наглядно-образное мышление).
• В этой книге есть интересная статья, которая называется "Кто первым придумал алфавит?". Давайте вместе ее прочтем: "До изобретения алфавита человек, чтобы записать какие-либо события или передать сообщения, использовал рисунки..."
• Ребята, мы ведь до сих пор иногда так поступаем. Вспомните дорожные знаки или знаки, запрещающие в заповедных лесах рвать цветы, ловить бабочек (можно вспомнить уже знакомое детям понятие "пиктограмма"). Продолжим... "Изображение нескольких антилоп могло обозначать "здесь хорошая погода". Например, рисунок ноги мог обозначать глагол "идти". Но проблема с подобным Письмом заключалась в том, что послание разными людьми могло быть понято по-разному. Постепенно этот метод изменялся. И египтяне были первыми, кто создал алфавит, включив в него 24 знака, обозначающие различные звуки. Это было приблизительно 3500 лет назад (очень-очень давно!).
• Ребята, а как же мы называем знаки, из которых состоит алфавит? (Буквы)
• И вот сегодня мы с вами отправимся в чудесный мир, удивительную страну Букварию! (Логически последовательный переход к теме урока.)
(данную информационную минутку целесообразнее проводить, когда дети уже познакомились с информационными процессами и, в частности, с понятием информационного носителя (3-й класс).
Обращаясь к личному опыту учащихся (современные технологии создания фотографии сегодня доступны практически каждому — об этом говорит все возрастающее число фотосалонов), подводим их к выводу, что носителем информации является фотопленка:
• Ребята, вспомните, как вы провели прошлое лето. Что было интересного во время каникул? (Дети обмениваются яркими впечатлениями о лете.)
• Вы так хорошо помните события прошедшего лета! А если я попрошу вспомнить вас, что было 3—4 года назад? (По "смутным" воспоминаниям детей надо сделать вывод, что человеческая память недолговечна.)
• Как же поступают мамы и папы, чтобы оставить вам воспоминания о вашем детстве? (Ответы детей: фотографируют, записывают на видеокассеты и т.п.)
• Вот сегодня мы и поговорим о фотографии. Представьте, что будет, если любимая фотография потерялась? (Можно подвести к выводу, что это не так страшно, если сохранилась фотопленка с таким кадром.)
• И если вам очень понравится какая-то фотография (например, вы сфотографировались с обезьянкой в цирке), вы можете сделать несколько фотографий на память и даже подарить их бабушке с дедушкой и друзьям. Анализируя свойства фотопленки как информационного носителя, можно отметить, что для обеспечения сохранности информации с ней необходимо обращаться крайне бережно, что не всегда можно гарантировать (могут появиться заломы, пятна и т.п.).
Создав проблемную ситуацию, можно сообщить ребятам, что появились фотокамеры, в которых в качестве информационного носителя выступает дискета. О цифровой фотокамере "Mavika" от Sony подробно рассказывается на страницах журнала "Компьютерра" [6]. Однако сообщение не должно, по нашему мнению, содержать технические характеристики данного устройства (можно лишь отметить, что на одной дискете умещается порядка 40 снимков). Важно провести сравнительный анализ технологии хранения информации (показать преимущества дискеты и, может быть, недостатки) и получения самой фотографии. В ходе беседы необходимо акцентировать внимание детей на том, что для получения фотографии с дискеты уже не надо будет обращаться в фотосалон, а сделать ее можно будет на любом компьютере с принтером. Качество такой фотографии будет определяться возможностями принтера.
Компьютер в парикмахерской
Предлагаемый нами вариант проведения этой информационной минутки позволит познакомить детей с назначением сканера (даже если его и нет в кабинете информатики) и показать преимущества моделирования причесок на компьютере (поэтому данную информационную минутку можно проводить после знакомства детей с программами "Урожай", "Машинист" и т.п.).
• Сегодня я хочу начать нашу минутку с рассказа о посещении парикмахерской. В этой парикмахерской я бываю часто. Но в последний раз я увидела там что-то для себя неожиданное, а именно — компьютер. Как вы думаете, зачем его приобрели? (Как правило, дети отвечают, что он помогает считать зарплату. Но могут быть и правильные ответы, которые учителю необходимо прокомментировать.)
• Да, действительно, сегодня компьютер может даже помочь человеку выбрать прическу! Вот представьте, что девушка с длинными и светлыми волосами решила подстричь волосы или окрасить их в темный цвет, "но боится, что новая прическа окажется ей не к лицу. И вот тут-то на помощь приходит компьютер! Фотография клиента через специальное устройство, которое называется "сканер", передается в компьютер, и его лицо появляется на экране (при этом на доску можно вывесить нарисованное изображение). С помощью специальной программы к нему прикладываются различные прически. (Это тоже можно проделать на доске, предоставив право детям высказывать свое мнение: подходит или нет та или иная прическа. Как правило, дети активно включаются в обсуждение, что способствует повышению познавательной активности.)
Технологию подбора прически можно продемонстрировать разными способами, в зависимости от уровня техники и наличия программного обеспечения. Можно заранее отсканированное изображение (например, фотографию класса — вот будет сюрприз для детей!) отредактировать на глазах детей в графическом редакторе или воспользоваться специализированными программными продуктами. Но очень важно в конце информационной минутки напомнить ребятам, что графическое изображение переносится в компьютер с помощью сканера, и подчеркнуть преимущества моделирования причесок на компьютере (не надо проводить натурных экспериментов, результаты которых к тому же могут оказаться и неудачными).
При наличии программных продуктов типа ACDSee, на последующем уроке можно обратиться еще раз к возможностям сканера и устроить небольшое увлекательное путешествие по городам мира, показать известные произведения искусства или фотографии знаменитых людей.
Компьютер против преступников
Эта серия информационных минуток посвящена возможностям сканирующих устройств. Детям, конечно, уже известно, что преступники стараются не оставлять на месте преступления отпечатков пальцев. Давно известно, что рисунок папиллярных линий на ладони и подушечках пальцев у каждого человека уникален и не изменяется на протяжении всей жизни (анализ возможностей современных биометрических систем проведен в статье М.Попова "Биометрические этюды" [7] ). Этой теме может быть посвящено первое сообщение из этой серии. Далее рассказ учителя может включать информационные минутки "Секретные замки", "Детектор лжи" и др.
Секретные замки
• Ребята, я вас, наверное, немного огорчу, если скажу, что устройства для распознавания отпечатков пальцев имеют недостаток — им нужны только чистые руки. Отпечаток грязного пальца система может и не распознать. Но это не единственный способ "узнать"' человека. В этом случае может пригодиться система, анализирующая не рисунок линий на коже, очертание ладони, которое также носит индивидуальный характер, т.е. у каждого человека свой (чтобы понять принцип работы системы, можно попросить ребят обвести ладонь на бумаге).
• Такие системы можно даже использовать в качестве дверного замка. Подошел к двери, положил руку на устройство, и оно определит, открывать вам дверь или нет, сравнивая с заложенными в его памяти образцами. К такому замку ключ не подберешь!
• Эти устройства пока еще очень дороги, поэтому ставят их на очень секретных объектах (например, военных заводах).
• Но это не единственный способ создания секретных замков. Оказывается, одна из самых дорогих и надежных систем определения личности основана на распознавании рисунка радужной оболочки глаза (который тоже для каждого человека индивидуален). Вам достаточно будет приблизить глаза к этому устройству (на расстояние 20 см), и оно определит, стоит ли вас пропустить (можно также обыграть ситуацию на уроке).
В конце информационной минутки целесообразно еще раз остановиться на способах определения личности человека: по отпечаткам пальцев, по очертанию ладони и по радужной оболочке глаза. Желательно, чтобы эти способы назвали дети.
Детектор лжи
• Ребята, а вам часто приходится говорить неправду? Плохо это или нет? (Выслушав ответы детей, учитель может составить определенное мнение о своих воспитанниках, потому что дети, как правило, в таких непринужденных ситуациях говорят искренне.)
• А что говорит вам мама, когда догадывается, что вы лжете? (Необходимо подвести детей к расхожей истине "По глазам вижу!").
• Оказывается, что человек опускает или отводит в сторону глаза, когда ему приходится говорить неправду, не случайно. Дело в том, что человеку управлять мышцами верхней половины лица труднее, и по напряжению лицевых мускул вокруг глаз опытный психолог способен определить, говорит он правду или лжет [10]. Ученые Питсбургского университета решили это поручить компьютеру и научить его различать типичные варианты мимики людей по видеоизображению. Так можно "заставить" говорить правду преступника. И так как особенности мимики не зависят от возраста, ученые считают, что родители могут узнать о состоянии новорожденных детей и, например, об их отношении к питательной смеси (понравилась им новая пища или нет).
Чудо-ручка
Информационная минутка подготовлена на основе статьи А.Агамова "Проба пера" [9].
• Сегодня я вам расскажу о волшебной ручке — изобретении английских специалистов. Что же умеет эта ручка и что она из себя представляет? По размерам она практически не отличается от обычной (можно показать изображение ручки в журнале), но специалисты наделили ее способностью распознавать текст, написанный "от руки", и преобразовывать его в электронный текстовый формат (необходимо сравнить рукописный текст, написанный "не самым лучшим" почерком и отпечатанный на компьютере, показав преимущества последнего). В комплект входит специальная "чернильница", которая считывает данные с ручки и передает их на настольный компьютер или принтер (для хранения или распечатки). Следует обратить внимание детей, что распознавание рукописного текста осуществляется исключительно за счет определения ее положения в пространстве и, следовательно, писать можно даже по воздуху. Эту ситуацию желательно "проиграть" (это позволит еще раз отследить последовательность обработки информации):
• Представьте, что вам нужно записать адрес нового друга, прочитанную или услышанную информацию, а бумаги под руками не оказалось. Что вы будете делать? (Писать по воображаемой поверхности!)
• Что же произойдет дальше? С помощью специальной программы, заложенной в ручке, текст преобразуется в машинное представление. А далее с помощью специальной "чернильницы" дома (или в школе, у папы на работе и т.п.) вы можете передать этот текст на компьютер или получить распечатку на принтере.
• Текст можно посмотреть и прямо на ручке. На экране (как у Тамагочи или электронных часов, но только узком и продолговатом), поворачивая. ручку, можно читать достаточно большие тексты (вот вам и шпаргалка!).
• Ручка имеет и собственную память, которая вмещает столько информации (4 мегабайта), сколько уместится на трех дискетах (можно опять же использовать сравнение со школьным учебником или книгой — можно запомнить содержимое порядка 10 школьных учебников).
Учитывая большой объем информации, получаемой школьниками одновременно, учитель должен в конце информационной минутки сделать лаконичный вывод о возможностях подобной ручки. Вывод может заключаться в следующем: написанный такой ручкой текст уже.не надо будет "перебивать" на компьютере символ за символом и (о чудо!) отпадает необходимость в бумаге. Текст становится легко читаемым и его можно просмотреть сразу на экране ручки, сохранить на компьютере или распечатать на принтере.
О вирусах
• Сегодня мы с вами проведем необычную информационную минутку. Мы ,6удем говорить о болезнях. Скажите, ребята, а как распространяются болезни?
Ответы детей необходимо прокомментировать: через грязные руки (поэтому руки надо чаще мыть!) или по воздуху (помещение тоже необходимо проветривать!). Так вот, чаще всего разносчиками болезней являются микробы или вирусы.
• Вот и наш компьютер может заболеть. Вы, наверное, много уже слышали о компьютерных вирусах. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом и знаниями.
• Так что же представляет собой компьютерный вирус?
Основной вывод, который должен сделать учитель после ответов детей: компьютерный вирус — это программа. И распространяются, как правило, вирусы через программы на дискетах. После запуска зараженной програмы мы вирус может поразить и "здоровые" программы.
• Вирусы, как и все другие программы, создаются людьми, причем очень грамотными специалистами. И это тот случай, когда знания одних людей обращаются во вред другим людям. (Можно попросить высказаться детей о том, как они относятся к людям, которые создают программы-вирусы.)
•
Чтобы излечиться от какой-либо болезни, вы принимаете лекарства. Как же пролечить компьютер от вирусов? Есть много разных программ, которые следят за "здоровьем" наших компьютеров. Некоторые из них так и называются — программы-"доктора". И все знают людей, которые создают такие программы. Среди них Дмитрий Лозинский, Игорь Данилов и др. (можно показать фотографии этих людей [2] ). И все, кто работает с компьютерами, очень часто им говорят "спасибо": знают они очень много, и их знания служат людям, приносят пользу. А как вы относитесь к таким специалистам? (Выслушать мнение детей.)
Тамагочи-—компьютер?
Информационную минутку такого содержания целесообразно проводить после изучения информационной схемы компьютера, когда дети уже свободно оперируют понятиями "устройство ввода", "устройство вывода", "память" и т.п.
В начале урока можно создать мотивационную ситуацию:
• Сегодня на урок я пришла не одна, а со своим электронным другом! (Можно предложить детям отгадать, что принес с собой на урок учитель.)
После того, как дети назвали Тамагочи, можно попросить их поделиться опытом, как они ухаживали за своими электронными друзьями. Выслушав ответы детей, беседу можно продолжить, задав следующий вопрос:
• А как вы думаете, ребята, что общего между игрушкой Тамагочи и компьютером?
• Какие основные устройства компьютера вы знаете, и какие они выполняют функции? (Учащиеся должны назвать, что клавиатура служит для ввода информации; монитор — для вывода, процессор обрабатывает информацию, а память ее хранит.) Таким образом, по аналогии дети должны будут назвать, что для ввода информации служат специальные клавиши (с их помощью можно кормить "питомца", лечить его, играть с ним и т.п.), для вывода — маленький Дисплей (на нем можно наблюдать за реакцией виртуального друга).
• А есть ли у Тамагочи память?
Дети скорее всего ответят правильно ("Да, есть!"). Но можно попросить их доказать это. Скорее всего целесообразно подвести их к мысли, что игрушкой Тамагочи управляет определенная программа (периодически он "требует" играть, кормить его и т.п.). И именно эта программа хранится в памяти электронной игрушки. В нее же заносится информация (дали пищу, полечили и т.п.), которая обрабатывается специальным устройством и управляет воспитанником (аналогично процессору).
• Таким образом, мы с вами приходим к выводу, что Тамагочи очень похож на маленький компьютер.
Закончив "интеллектуальную разминку", можно сообщить интересные сведения из жизни их ровесников за границей. Так, например, в Венгрии Тамагочи не разрешают приносить в школу, поэтому там созданы "детские сады" для электронных питомцев, существует даже кладбище для Тамагочи.
В конце беседы целесообразно обратить внимание детей на их ответственность даже перед электронными друзьями: если уж вы приобрели подобную игрушку, старайтесь, чтобы вашему воспитаннику у вас нравилось.
Серию информационных минуток об электронных игрушках можно продолжить следующими сообщениями.
Так, американская компания Tiger Electronics разработала новую игрушку Furby [5], которая очень похожа на домашнее животное (есть определенное сходство и с Чебурашкой): она видит, слышит, двигается, говорит и даже гримасничает. Услышав музыку, Furby начинает танцевать, при понижении температуры чихает. Если не играть с Furby, он начинает сердиться, а ласковое поглаживание служит поощрением (Furby "запоминает", какое именно его действие понравилось хозяину).
Японская компания Sony [8] также приступила к выпуску механических конструкций, управляемых электроникой. Такой робот может гоняться за мячиком и играть с ним, словно котенок или щенок. Неведомы зверушки могут ходить, сидеть, делать стойку, ложиться на пол и кататься на спине. Обладатель такой игрушки может заменять ее основные части (модули) прямо на ходу (например, ноги — колесами) , и тогда у игрушки появляются совершенно новые свойства (в соответствии с информацией, заложенной в модуле).
Литература
1. Агафонов В.В. Твой друг Компьютер. М.: Новая школа, 1996, 16 с.
2. "Информатика". № 12/96.
3. "Информатика", № 2/97.
4. "Информатика". № 23/97.
5. "Компьютер в школе". № 1/99.
6. "Компьютерра". № 38/97.
7. "Компьютерра". № 1/98.
8. "Компьютерра". № 24—25/98.
9. "Компьютерра". № 41/98.
10. "Компьютерра". № 44/98.
11. Первин Ю.А. Информационная культура. Модуль: Класс 2, Самара — Переславль-Залесский, 1994, 226 с.