Решаем задачи в текстовом и графическом редакторах
Г.Г.Мангазеева
Известно, что одна из основных задач начальной школы — научить ребенка учиться, приспособить его к школьным требованиям, иначе ему будет очень трудно в средних классах. Необходимо сформировать устойчивый познавательный интерес, умения и навыки мыслительной деятельности, творческую инициативу и самостоятельность в поисках способов решения задач.
В нашей школе для этой цели используется пропедевтический курс информатики "Подружись с компьютером". Компьютер здесь — инструмент для решения задач, он естественно входит в набор других школьных инструментов. Возможности компьютера, его многофункциональность увлекают детей. В процессе обучения обогащается среда учебной деятельности, расширяется круг доступных для решения задач. Ребенок избавлен от рутинной работы, удовлетворяется его потребность в самоуважении, самореализации, развивается самостоятельность мышления. Обучение протекает активно, решаются разнообразные усложняющиеся задачи.
Какие же задачи наиболее полно соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста? Конечно, это в первую очередь задачи на конструирование. Конструирование из спичек и палочек, букв и слов, небольшого набора геометрических фигур, аппликации, танграмы и т.д.
Задачи на конструирование школьники решают очень эффективно в графическом редакторе. Конструирование рисунка из основных графических примитивов дети выполняют по образцу или словесному описанию, продумывая и проговаривая порядок действий. При построении сложных рисунков необходимо проанализировать объект, выделить примитивы, с помощью которых этот объект можно построить. Планируется последовательность действий, план выполняется по шагам, ребенок учится отдавать отчет своим действиям.
Уже в первом классе наши малыши знакомятся с текстовым редактором. На наш взгляд, обучение рабо-те в текстовом редакторе целесообразно начинать с учебного текстового редактора "Микрон", который входит в состав известного пакета "Роботландия" и имеется на всех видах школьной вычислительной техники. Набор действий в нем строго ограничен, но охватывает самые необходимые функции обработки текстов, доступные для освоения младшими школьниками. Творческая работа со словами и предложениями, основы логики высказываний, алгоритмы, шифровки, интеграция с курсами естествознания, русского языка и литературы, математики — все это становится доступным ученикам начальной школы при работе в текстовом редакторе.
Перед учителем информатики встает нелегкая задача — выделить навыки и умения, которые необходимо сформировать при работе в текстовом и графическом редакторах, отобрать учебный материал, спланировать процесс обучения по возрастанию уровня сложности.
Сейчас издается очень много учебно-методической литературы с развивающими заданиями. Мы попытались разработать, подобрать и систематизировать учебные задачи, которые помогут сделать процесс обучения работе в современных системах обработки текста и графики интересным, эффективным и познавательным.
Ряд использованных в этой работе идей и материалов предложен иркутскими учителями, работавшими в разное время по нашей программе. Это учителя информатики Наталья Эдуардовна Гельдерман (школа-гимназия № 25) и Людмила Владимировна Зенцова (школа № 47), а также учитель начальных классов Альбина Яковлевна Тереза (школа № 27).
Надеемся, что представленные в статье материалы будут полезны учителям в практической работе и помогут в разработке собственных оригинальных заданий.
Приглашаем посетить региональный сайт программы межшкольных связей по Internet в Иркутской области "Школьный автобус" (http://62.76.21.53), где можно не только почерпнуть что-нибудь новое для себя, но и поделиться своими находками и интересными материалами (e-mail: School@istu.irk.ru).
Дидактические материалы для работы в графическом редакторе
Рисуем на экране компьютера
Задание 1
Рисуем и закрашиваем круги
1. Нарисуйте посередине экрана круг и закрасьте его. Слева от него нарисуйте круг меньше, чем закрашенный. Справа от закрашенного круга нарисуйте круг больше, чем закрашенный. Сколько кругов нарисовано?
2. Нарисуйте по вертикали 4 разных по размеру круга. Закрасьте самый маленький и самый большой круги.
3. Каких кругов и на сколько больше (закрашенных или незакрашенных) ?
4. Сотрите ластиком половину любого закрашенного круга и половину незакрашенного круга.
5. Сотрите все круги (очистка экрана).
Задание 2
Какой месяц на рисунке возрастающий, а какой убывающий? Как это проверить? Нарисуйте месяц возрастающий и месяц убывающий. Как это сделать? (Рисуем пересекающиеся окружности, а потом стираем лишнее.)
Задание 3
Нарисуйте 9 кругов по 3 в каждом ряду, закрасьте их все, используя только три цвета так, чтобы в каждом ряду и в каждой строке все цвета были разными. Возможный вариант ответа:
Задание 4 "Грустная туча"
Задание 5
Рисуем линии разной толщины и наклона
1. Нарисуйте 1 вертикальную палочку, слева от нее палочку, наклонную вправо, справа палочку, наклонную влево.
2. Нарисуйте ряд из 5 разных по длине вертикальных палочек по возрастанию.
3. Нарисуйте ниже ряд из 4 горизонтальных палочек разной толщины.
4. Каких палочек получилось больше и на сколько (наклонных, горизонтальных, вертикальных)?
5. Очистите экран.
Задание 6
Какие бывают треугольники и как их построить?
1. Нарисуйте прямой, тупой и острый углы.
2. Дорисуйте по одной палочке так, чтобы получились треугольники. Какие треугольники получились?
Задание 7
Что можно нарисовать из треугольников?
Задание 8
Выберите елку, которая вам понравилась, и нарисуйте такую же. Объясните, как вы ее рисовали.
Задание 9
Нарисуйте цифры по образцу. Объясните, как рисовали.
Задание 10
Выберите картинку и нарисуйте такую же.
Задание 11
Постройте башни.
Задание 12
Выберите картинку и нарисуйте такую же.
2. Работа с графическими объектами
Задание 1
Нарисуйте треугольник. Скопируйте его два раза и сконструируйте елку. Сделайте лес из 8 елок. Сколько раз вы копировали? Закрасьте некоторые (любую, каждую, не первую) елку.
Задание 2
Нарисуйте домик из круга, треугольника и квадрата. Используя режим копирования, нарисуйте улицу из 6 домиков. Сколько раз вы копировали? Закрасьте любой из домиков одним цветом (по одному на каждой стороне улицы в два цвета).
Задание 3
Нарисуйте четыре одинаковых домика и раскрасьте двумя цветами так, чтобы они все были разными.
Задание 4
Напишите слово "мама". (Желательно изменить толщину линии.)
Задание 5
Нарисуйте город треугольников. Объясните алгоритм рисования.
3. Решаем задачи в графическом редакторе
Задание 1
Нарисуйте ракету. Разделите ее двумя отрезками прямых так, чтобы получилось четыре четырехугольника. Закрасьте эти четырехугольники разными цветами.
Возможный вариант ответа:
Задание 2
Нарисуйте рыбку. Разделите ее двумя отрезками так, чтобы получилось 4 четырехугольника. Симметрична ли получившаяся у вас рыбка?
Помогите рыбке. Поместите ее в море.
Задание 3
Нарисуйте квадрат и разделите его 4 линиями на 9 квадратов. Закрасьте полученные квадраты тремя цветами так, чтобы в каждом столбце и в каждой строке были разные цвета.
Задание 4
Нарисуйте предложенный орнамент (круг—квадрат). Измените его так, чтобы чередование было квадрат— круг. Объясните свои действия.
Задание 5
Найдите закономерность и дорисуйте фигуры.
Задание 6
Придумайте алгоритм рисования и нарисуйте картинку.
4. Сконструируйте оптическую иллюзию
Задание 1
Мюллер—Люэр (1889 г.)
Задание 2
Эвальд Херинг (1861 г.)
5. Игры с кругами
Подготовка к работе: нарисуйте треугольник, квадрат, круг. Скопируйте все фигуры по три раза. Закрасьте по одной фигуре каждого типа черным, серым и белым цветами. Нарисуйте рядом круг (два пересекающихся круга). Сохраните рисунок на диске.
Классификация по цвету
Задание 1
Перенесите в круг все серые фигуры. Какие фигуры остались вне круга?
Классификация по типу фигуры
Задание 2
Оставьте за кругом черные фигуры. Какие фигуры перенесены в круг?
Задание 3
Перенесите в круг все квадраты. Какие фигуры остались вне круга?
Задание 4
Оставьте за крутом все треугольники. Какие фигуры перенесены в круг?
Классификация по типу фигуры и цвету
Задание 5
Перенесите в серый круг все серые фигуры, а в белый круг все треугольники. Какие фигуры оказались вне серого круга, но в.белом? Какие фигуры оказались и в сером, и в белом кругах?
Задание 6
Перенесите в серый круг все закрашенные фигуры, а в белый круг все квадраты. Какие фигуры оказались и в белом, и в сером кругах?
6. Напишите стихотворение и нарисуйте к нему картинку
Вместо хвостика — крючок,
Вместо носа пятачок.
Пятачок дырявый,
А
крючок вертлявый.
Ну-ка, кто из нас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не
фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печет.
У него четыре лапки,
Лапки
— цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Он — гроза
для мышей.
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит,
Осень, осень, осень...
Дремлет солнце
Листья, словно птицы,
Стаей закружились над
землей.
И, как листья, стая птиц
кружится,
Спорит с небом, потеряв
покой.
Листопад, листопад.
Листья
желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
С хозяином дружит,
Дом
сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост
колечком.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.
Мы день не спим,
Мы ночь не спим,
И день и ночь
Стучим, стучим.
Свет с утра усталый,
День сырой и вялый,
Дождик косит, косит.
Наступила осень.
На селе костры — рябины гроздья
Занялись наперекор дождям,
По земле шагает осень-гостья
И разносит радость по домам.
Желтый двор, желтый дом,
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень — не весна.
7. Самостоятельная работа в графическом редакторе
Самостоятельные работы подготовила Л.В. Зенцова.
Задание 1. Рисуем зонтик
Чтобы нарисовать зонтик, необходимо:
1. Нарисовать большую окружность.
2. Удалить ее нижнюю часть.
3. Нарисовать окружность поменьше.
4. Скопировать три раза.
5. Удалить их нижние части.
6. Нарисовать ручку зонтика.
Задание 2. Натюрморт. Яблоко
Груша. Дольки апельсина (лимона)
Лимон. Листочек
Вишня. Ежевика. Виноград
Морковь
Натюрморт
Задание 3. Мои любимые животные
Задание 4. "В мире сказок"
Чиполлино
Посмотреть отрывок из мультфильма "Чиполлино". По какой сказке создан этот мультфильм? Кто ее автор? (По сказочной повести Джанни Родари "Приключения Чиполлино", а главного героя сказки зовут Чиполлино, что значит "луковка".)
Быть может, кто-нибудь из вас таким увидел веселого, бойкого и задорного Чиполлино:
Божья коровка
Винни-Пух
Посмотреть отрывок из мультфильма "Винни-Пух". По какой сказке создан этот мультфильм? Кто ее автор? (По повести-сказке А.А. Милна "Винни-Пух и все-все-все" ).
Попробуйте нарисовать предложенные рисунки или придумайте свои.
Дидактические материалы для работы в текстовом редакторе
1. Замена символов
Задание 1
Замените в каждом из следующих слов одну букву так, чтобы получилось
Название города: СОКИ, УХА, ТУЧА, БАКИ.
Название реки: УПАЛ, ОСА, КАША, ВОЛНА.
Новое слово: МАРКА, КОРЖ, БУЛКА, ЛАПКА, ЗУБЫ, ПЕСОК, ГАЛКА, КЛИН, ТОСКА, СВЕТ, ПОЛЕНО.
Задание 2
В приведенном ниже тексте замените цифры буквами. 1—0 2—А 3-Й 4 — Е
К1ГД2 С1СТ2РЗШЬСЯ, Х1ДЗ
П1 УЛЗЦ4 П4ШКШ.
Н4 Л43Ь В ТР2МВАЗ — ВСЕ
РАВН1
СПЯТЬ ПРЗД4ТСЯ Т2М.
3 НЫНЧ4 М2Л1 ДУР2К1В,
ЧТ1Б М4СТ1 УСТУП2ТЬ,
2 К Т4М Д2Л4КЗМ ВР4М4Н2М Н4 СТ2Н4Т ЗХ С1ВС4М.
Задание 3
Прочитайте забавные стихотворения Ванды Хотомской, замените числа числительными.
3 — три |
100 — сто |
Есть у нас 3
сесЗцы, Вы не знаете их? Как бы мне ухиЗться Рассказать о троих? У одной, что в СЗжове, Над окошком жил сЗж. СЗчь она мастерица — Приходи к ней, малыш! У другой, что в УсЗцах, Никаких усЗц нет, Но зато осе3ну Подают на обед! А у третьей, в БысЗце, БысЗна на реке, И резвятся Зтоны По ночам на песке. |
У про100го 100рожа
— Непро100рный дом: Ча100 в нем 100ножка Бродит под 100лом. Дорожит 100ножка Чи100тою ног И 100личной ваксой Чистит 100 сапог. Вме100 двух не про100 Вычистить все 100, Сразу 100лько обуви Не носил никто! У про100й 100ножки 100ит по100ять И у той 100ножки Опыт перенять!!! |
Удаление символа
Задание 1
Удалите лишнее число.
11, 10, 9, 5, 8;
2, 6, 5, 9, 8, 12, 11, 10, 15, 14.
Задание 2
Удалите лишнюю букву.
Р, А, Б, М, Ж, Щ.
Задание 3
Уберите в каждом слове одну согласную так, чтобы получилось новое слово:
ВСЛАСТЬ, КРАСКА, СКЛОН, ПОЛК, ТЕПЛО, БЕДА, ЭКРАН.
Задание 4
Расшифруйте стихотворение (уберите лишние буквы).
Есккли дрккуг твккой
саккмыккй луккчшккий
Покксккколккьзккнукклсккя и упккал,
Покккаккжи накк дрккугкка паккльккцеккм
И хвккатккайккся закк жикквоккт.
Пуккстккь онкк виккдиккт, леккжакк в луккже,—
Тыкк сокквсккемкк некк огккорккчеккн.
Наккстккояккшиккй дрккугкк некк люккбиккт
Огккорккчакктькк свккоиккх дрккузккейкк.
Задание 5
Удалите лишнее слово.
приставка, предлог, суффикс, окончание,
корень;
треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг;
дождь, снег, осадки, иней, град;
запятая, точка, двоеточие, тире, союз;
сложение, умножение, деление, слагаемое,
вычитание;
дуб, дерево, ольха, тополь, ясень;
секунда, час, год, вечер, неделя;
горький, горячий, кислый, соленый, сладкий;
футбол, волейбол, хоккей, плавание,
баскетбол.
Вставка символа
Задание 1
Вставьте пропущенные числа.
5, 15,___, 35,45;
2, 6, 10, ___, 18, 22,___, 30;
6, 12, 24, , 96.
Задание 2
Найдите закономерность и вставьте пропущенные слова.
багор (роса) тесак фляга (альт) жесть книга (аист) салат лоток (клад) лодка пирог (поле) слеза |
гараж ( ) табак косяк ( ) мираж порог ( ) омлет олимп ( ) катер рынок ( ) осада |
Задание 3
Вставьте в каждом слове одну букву так, чтобы получилось новое слово:
РОЗА, РУБКА, ЛАПА, ДАР, ШАР, СТОЛ, КЛАД, УКУС.
Задание 4
Вставьте пропущенные гласные буквы, сверяясь с образцом.
ПСТЬ Н ВДГ; ЛЖ В ЛЖ,
Т СВСЕМ Н РЧН -
НСТЯЩЙ ДРГ Н ЛБТ
ГРЧТЬ СВХ ДРЗЙ.
Образец:
ПУСТЬ ОН ВИДИТ,
ЛЕЖА В ЛУЖЕ,-
ТЫ СОВСЕМ НЕ ОГОРЧЁН.
НАСТОЯЩИЙ ДРУГ НЕ ЛЮБИТ
ОГОРЧАТЬ СВОИХ ДРУЗЕЙ.\
Задание 5
Вставьте слог.
БУКА (РЕН),КАША (ТАНК),
Л, ВА, ЛК, РОНА, ДА (ВО),.
ЗНИЕ, КАВА, КАРЕЙКА, KQMTA, КАТОХОДЕЦ (НА).
4. Смена регистра
Задание 1
Выделите прописными буквами два слова из тех, что в скобках, самые важные для описания слова перед скобками.
Сад (растения, садовник, забор, земля,
собака).
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода).
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила,
наказания).
Задание 2
Разбейте слова на слоги, первый слог каждого слова напишите прописными буквами, прочитайте слово из больших букв.
а) автомобиль, тормоз;
б) кора, лото, боксер.
5. Тренинг для малышей
Задание 1
Напишите шесть раз цифру 2. Каждую вторую цифру замените буквой О.
Первую цифру 2 замените на 14-ю букву алфавита, вторую цифру 2 замените на предыдущую букву алфавита (13-ю). Подумайте и замените последнюю оставшуюся цифру на букву, чтобы получилось всем известное слово.
Задание 2
Поставьте курсор на середину экрана и напишите слово РОБОТ.
Замените вторую букву алфавита двенадцатой, прочитайте получившееся слово. Первую букву слова замените буквой, стоящей в алфавите между буквами Х и Ч. Первую гласную букву замените на букву У, вторую гласную букву замените на букву А, прочитайте получившееся слово. Удалите последнюю букву в этом слове. Букву У замените на букву И, вставьте букву Р между буквами И и К, допишите в конце слова букву, схожую с цифрой 4, прочитайте получившееся слово.
Задание 3
В центре экрана напишите 5 раз букву О, удалите все буквы, кроме средней, над буквой О напишите букву Р, под буквой О напишите букву Г, прочитайте получившееся по вертикали слово. Слева от буквы О напишите букву, стоящую в алфавите перед буквой О, справа от буквы О напишите букву, стоящую в алфавите после буквы Р, прочитайте получившееся по горизонтали слово. Ниже напишите слово, которое получилось по горизонтали, справа от него напишите слово, которое получилось по вертикали, раздвиньте эти слова и вставьте букву О, прочитайте получившееся слово.
6. Копирование текста. Работа со строками.
Задание 1
Разбейте слова на слоги, второй слог каждого слова напишите большими буквами, скопируйте выделенные слоги и вставьте справа от текста, прочитайте полученное слово:
а) змея, рама;
6) пуговица, молоток, лава;
в) укор, бузина, тина.
Задание 2
Расставьте команды алгоритма в правильном rioрядке:
"Посади дерево"
Засыпь ямку
Поставь лопату и лейку на место
Выкопай ямку
Возьми лейку и полей саженец
Возьми лопату и саженец
Посади саженец в ямку.
Задание 3
Рассеянный наборщик перепутал все строчки стихотворения. Только первую оставил на месте. Помогите наборщику исправить ошибки.
Грустная история
Ветер, ветер, ветер,
В почерневший сад.
Тучи, тучи, тучи
Грустные сидят.
Льется дождь колючий
Мокрый листопад.
Взрослые и дети
По небу летят.
Задание 4
Здесь записаны вперемешку два стихотворения В.Левина строчка из одного и строчка из другого. Одно стихотворение автор назвал "Грустная песенка".
Разделите текст на два стихотворения, придумайте название второму.
Раз, два, три, четыре, пять,
Целый месяц под дождем
Кошка учится считать. Мокнет крыша, мокнет
дом,
Мокнут лужи и поля, Потихоньку, понемножку
Мокнет мокрая земля. Прибавляет к мышке
кошку.
И далеко от земли Получается ответ:
Мокнут в море корабли. Кошка есть, а мышки
нет!
Задание 5
Нерадивый наборщик взялся набирать пословицы и поговорки, да все перепутал. Помогите наборщику исправить ошибки.
Один за всех, а семеро с
ложкой.
Один с сошкой, все за одного.
Подальше положишь, так и поешь в охоту.
Поработаешь до поту, поближе возьмешь.
Пришла беда, как бы кошечка не съела.
Рано пташечка запела, отворяй ворота.
С миру по нитке, по волосам не плачут.
Снявши голову — голому рубашка.
Сила есть, пойду к другому.
Спасибо вашему дому — ума не надо.
Ум хорошо, а неученье тьма.
Ученье свет, а два лучше.
Худой мир лучше бесчестья.
Честь лучше доброй ссоры.
Работа с таблицей
Задание 1
Разместите слова в два столбца по числу букв:
Ваза, ухо, кот, гриб, ель, перо, стол.
Задание 2
Разместите слова в три столбца по числу слогов:
Мышь, корова, сова, нора, соловей, конь, хор, голова, перепел, пара, рана, рост.
Задание 3
Распределите названия растений в четыре столбца, выберите подпись к каждому столбику: кустарники, деревья лиственные, деревья хвойные, травы.
Одуванчик, шиповник, ель, береза, клен, сосна, орешник, тополь, лиственница, жимолость, дуб, колокольчик, сирень.
Задание 4
Прочитайте, что говорят Знайка и Незнайка. Заполните пустые ячейки в таблице.
|
|
Знайка | Незнайка |
Мы полетим на воздушном шаре | Мы не полетим на воздушном шаре |
Пончик и Сиропчик не любят сладкое | |
Все бабушки любят футбол | |
Некоторые мальчики носят длинные волосы | Все мальчики носят короткие волосы |
Некоторые дети не любят мультики | |
Все коротышки любят лето | |
Винтик и Шпунтик сделали автомобиль |
Задание 1
Допишите предложение:
Кастрюля — это посуда
для
Тарелка — это посуда для
Окончание — это часть слова, которая
Корень — это часть слова, которая
Конура — это дом для
Аквариум — это дом для
Задание 2
Как можно исправить ошибку, не заменяя и не удаляя символов?
Пример 1
10 < 10
Варианты исправления ошибок:
10 < 100,
10 < 10 + 1,
12 - 10 < 10
Пример 2
8== 7
Варианты исправления ошибок:
17—8=7,
8= 7+ 1
Пример 3
5 + 2 • 3= 21
Варианты исправления ошибок:
(5+ 2) • 3= 21.
5 + 2 • 3 = 21 - 10,
5+2 • (3+5) =21
Придумайте и напишите задания для своего товарища.
Задание 3
Исправьте ошибки.
Зимой в саду расцвели яблони.
Внизу над ними расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек деревьев и
тряталось за ним.
Сорняки шыпучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Задание 4
Прочитайте и озаглавьте текст, разделите его на предложения.
Однажды к школе подъехал грузовик кирпичи привез грузовик приехал, а рабочих нет шофер сам стал разгружать машину стал он сбрасывать кирпичи на землю это увидели ребята они выстроились цепочкой и передавали кирпичи из рук в руки быстро проходят кирпичи по цепочке аккуратно получается ни один кирпич не разбился.
Задание 5
Прочитайте текст, разделите его на предложения, придумайте название получившемуся рассказу.
у книг своя жизнь они тоже могут болеть жучки, плесень и грязь губят книги как лечат книги ученые изобрели особую бумажную массу в библиотеках ею пропитывают листы книги потом их выпрямляют и сушат с помощью специальной машины листы снова становятся прочными и белыми хорошая книга очень нужна человеку береги книгу.
Задание 6
Разделите текст на два рассказа, подберите к ним подходящие заголовки.
В воскресенье Маша отправилась с классом в цирк, а Алеша пошел в гости к своему приятелю Грише. Дома стали вместе обо всем рассказывать. Подождать не хотят, друг друга перебивают. И вот что у них получилось:
Грише подарили собачку. На середину арены поставили доску и парту. Вышел клоун, и вдруг выбегает черная собачка. Она такая беленькая, хорошенькая. Поставили ей в блюдечке молока, и она стала смешно лакать. Усадил ее хозяин за парту и стал писать на доске примеры. Собачка их решает. Потом залезла в сапог, а вылезти не может. Сколько получится в ответе, столько раз пролает. Ни разу не ошиблась. Вытащили ее оттуда. Все ей хлопают, а она раскланивается. Она рада, хвостиком виляет и опять к блюдечку бежит. Настоящая цирковая артистка.
Задание 7
Определите отношение или связь между предложенными двумя словами и допишите к третьему слову слово по аналогии.
Например: песня — композитор = самолет — конструктор
школа — обучение =
больница —
нож — сталь == стол —
лес — деревья = библиотека —
бежать — стоять = кричать —
утро — ночь == зима —
птица — гнездо = человек —
огурец — овощ = гвоздика —
учитель — ученик = врач —
перчатка — рука == сапог —
темный — светлый == мокрый —
Задание 8
Вставьте пропущенные слова (ВСЕ, НЕКОТОРЫЕ, ВСЕГДА, ИНОГДА) так, чтобы высказывания были противоположными, по смыслу
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
*** ЛЮДИ НЕ НОСЯТ ОЧКИ |
*** люди носят очки |
*** РЫБЫ УМЕЮТ ПЛАВАТЬ |
*** РЫБЫ НЕ УМЕЮТ ПЛАВАТЬ |
*** ДЕТИ НЕАЮБЯТМОАОКО |
*** ДЕТИ ЛЮБЯТ МОЛОКО |
*** ЛЕТОМ ИДЕТ ДОЖДЬ |
*** ЛЕТОМ НЕ ИДЕТ ДОЖДЬ |
*** ПТИЦЫ НЕ ЛЕТАЮТ |
*** ПТИЦЫ ЛЕТАЮТ Задание 9 |
Где лежит золотой ключик?
Заполните третий столбец верными надписями и ответьте на поставленный вопрос.
Коробка |
Надписи неверны |
Надписи верны |
красная |
Здесь — золотой ключик |
|
синяя |
Зеленая коробка пуста |
|
зеленая |
Здесь змея |
|
9. Из жизни птиц
Задание 1
Угадайте, что это за птицы, ответы запишите на экране.
(ПОПОЛЗЕНЬ, ДЯТЕЛ, ЗЯБЛИК, СИНИЦА)
Лесной доктор, а петь не умеет —
Лесной акробат и красиво поет —
Грудка с галстуком посередине, белоснежные щечки и черная шапочка на голове —
Перед ненастьем его удалая песня смолкает, он хохлится, будто зябнет, —
Задание 2
Прочитайте текст, подумайте, в чем ошибся автор, исправьте ошибки.
Весь день где-то неподалеку пел свои песни соловей. Трель, дудка, барабанная дробь, раскат, трещотка сменяли друг друга.
Задание 3
"В нашем лесу очень много разных птиц, но никто не может сравниться нарядом с птицей щеглом: боятся, что перещеголяет".
У щегла оперение яркое, скромное, серое, пестрое, нарядное, простое, праздничное, красивое.
Уберите лишние слова, которые не подходят к описанию щегла.
Задание 4
Расшифруйте предложение, если известно, что
А - 1;
Е - 2;
И - 3;
О - 4;
У - 5.
ПтЗцы кр1с4т1 н1ш2г4 л2с1, 2г4 м5зык1, 2г4 д5ш1.
10. Сконструируйте четверостишья
Ирина Пивоварова из слов: громко, тихо, гавкают, тикают, чистят, собаки, часы, чижики, носы — придумала забавные четверостишия. Вот одно из них:
Кулинаки-пулинаки,
Тихо тикают собаки,
Громко гавкают носы,
Чистят чижики часы.
Задание. Придумайте свои варианты четверостиший. Какое из них будет правильным?
Возможный вариант ответа: стихотворение Ирины Пивоваровой
Кулинаки-пулинаки
Кулинаки-пулинаки,
Тихо тикают часы,
Громко гавкают собаки,
Чистят чижики носы.
Кулинаки-пулинаки,
Громко гавкают носы,
Тихо тикают собаки,
Чистят чижики часы.
Кулинаки-пулинаки,
Чистят чижиков собаки,
Тихо гавкают часы,
Громко тикают носы.
Кулинаки-пулинаки,
Где часы, а где собаки?..
Только тот и разберет,
Кто ходит задом наперед.