Вы - -й посетитель этой странички
Интернет-телефония
А.В. Орлов,
г. Екатеринбург
Идея использования телефонной линии для связи двух
компьютеров по меркам компьютерной эпохи стара. Основное техническое устройство,
используемое для такой связи, — модем.
Разумеется, международный звонок, для того чтобы соединить два компьютера и
передать сообщение, весьма разорительная операция. Именно поэтому-то и были
придуманы сервера, соединенные друг с другом высокоскоростными линиями связи и
служащие почтовыми ящиками для абонентов… Впрочем, об этом вы вполне можете
прочитать и в любом учебнике информатики.
Связь с сервером, находящимся в вашем городе, вещь не
очень-то дорогостоящая. Фактически вы платите лишь за время работы в Интернете.
А скорость такой связи в последнее время резко возросла, достигнув 52 Кбод. А
возможность обмена любыми данными неминуемо должна была привести к мысли
использования компьютера как обычного телефона.
Казалось бы, такое решение немного нелогично: использовать
телефонные линии для того, чтобы соединить компьютеры, для того чтобы компьютеры
использовать как телефоны… Но оно кажется таковым только до тех пор, пока вы не
сравните тарифы на Интернет с тарифами на междугородные, а тем более
международные переговоры. Можете проверить, что разница весьма значительна.
Разумеется, для того чтобы поговорить со своим другом,
скажем, в Австралии, необходимо войти в Интернет со скоростью не менее 12 Кбод и
одновременно запустить на ваших компьютерах специальную программу. Если же
скорость будет недостаточной, вряд ли разговор доставит вам удовольствие.
Иными словами, ситуация до определенного момента напоминала
ситуацию с модемами, когда для срочной пересылки
информации использовались прямые телефонные звонки от
абонента к абоненту. И, так же как и в случае электронной почты, решением стали
централизованные устройства, расположенные на серверах Интернета.
В марте 1996 г. было объявлено о
совместной программе VocalTec и крупнейшего производителя оборудования для
компьютерной телефонии — корпорации Dialogic (www.dialogic.com).
Цель программы: создание программно-аппаратного комплекса для Internet-телефонии
с возможностью использования обычного телефона. Проект получил название
Internet Telephony Gateway.
В результате был выпущен программно-аппаратный комплекс VocalTec Telephony
Gateway (VTG), который в своей работе использует голосовые платы
Dialogic в качестве интерфейса с обычными телефонными
линиями. При этом, учитывая, что сами голосовые платы
многоканальные, одна система VTG может поддерживать до 8 телефонных разговоров
через Интернет, проходящих одновременно и независимо друг от друга.
Кроме всех прочих достоинств, VTG также преодолевает еще одну
проблему Интернет-телефонии — адресацию. В программах, рассчитанных на домашнее
применение, чтобы позвонить удаленному пользователю, нужно было знать его
IP-адрес. Теперь же, чтобы вызвать удаленного пользователя, нужно знать только
номер телефона пользователя, все остальное VTG возьмет на себя.
Как работает VTG?
• VTG,
находящийся на городском сервере вызывающего абонента, соединен с телефонной
сетью.
• VTG, как компонент
серверного оборудования, соединен с Интернетом посредством высокоскоростного
канала. Это дает возможность быстро связаться с любым сервером Сети. Ширина
канала для передачи голоса, вообще говоря, должна быть не очень большая. Для
разговора одного пользователя доста-точно 11 Кбод.
• VTG принимает
стандартный телефонный вызов, оцифровывает и существенно сжимает речь абонента
(используя при этом возможности голосовой платы Dialogic), разбивает полученный
файл на пакеты для Интернета и отправляет их, исполь-зуя TCP/IP-протокол, к
адресату.
• VTG, находящийся в
районе вызываемого абонента, проделывает обратную операцию для пакетов,
приходящих из Сети, и выдает их в местную телефонную линию.
Операции передачи голоса (исходящий голосовой поток и поток,
идущий к телефонной сети) происходят одновременно, что позволяет вести
нормальный двусторонний диалог.
Фактически аппаратно-программный комплекс многократно
увеличивает эффективность использования линии связи, избегая монопольного
резервирования канала при прямом телефонном разговоре.
Почему использование VTG выгодно конечным
пользователям?
• Дешевые
телефонные звонки.
• Данные и голос
передаются по одной сети (сети передачи данных). Такую сеть проще обслуживать.
• Возможность пересылки
факсимильных сообщений.
Почему использование VTG выгодно провайдерам
Интернета?
•
Интернет-телефония — это вид передачи данных, принципиально не отличающийся от
других.
• За счет эффективного
сжатия голосовой информации дополнительная нагрузка на канал не очень велика.
• Пользователям
предлагается новая и очень полезная услуга.
• Реальная цена продажи
канала выше, чем просто предоставление выхода в Интернет.
Как можно использовать VTG?
Безусловно, самое важное использование VTG — это
реальный телефонный звонок с обычного телефона на обычный телефон. Так, большое
количество провайдеров в настоящее время предоставляют услуги Интернет-телефонии
для междугородней и международной связи.
VTG, кроме всего прочего, может быть подключен не только
непосредственно к городским телефонным линиям, но и к одной из внутренних
добавочных линий, которые имеются в каждом офисе, использующем офисные АТС (Private
Branch eXchange, PBX). При этом появляется возможность звонить
на любой из внутренних номеров данного офиса.
Легко представить себе, что у какой-либо транснациональной
корпорации имеются офисы по всему миру. В каждом из этих офисов имеются PBX.
Тогда звонок, скажем, из офиса в Бостоне в офис в Москве будет мало чем
отличаться от звонка просто внутри офиса в Бостоне. Разве что в первом случае
звонок пойдет по Интернету, а во втором он не выйдет за пределы офиса. Таким
образом, VTG может являться хорошим корпоративным решением для фирм, имеющих
достаточно большой международный трафик либо много филиалов, разбросанных по
стране.
Еще одно возможное применение VTG — это использование
способности VTG поддерживать телефонные вызовы с web-страницы. В результате
фирма может оказывать, например, техническую поддержку своих разработок,
практически не неся никаких дополнительных расходов. Предположим, что фирма
имеет свой web-сервер в Интернете, а клиенты у фирмы по всему миру. В разделе
технической поддержки web-сервера вставляется управляющая кнопка “Телефонный
вызов”, и клиент, имеющий компьютер, оборудованный средствами мультимедиа,
получит возможность запросить поддержку прямо из WEB. При этом в службе
технической поддержки зазвонит телефон, а стоимость ответа на вопрос
пользователя для фирмы (впрочем, как и для пользователя, получившего ответ на
свой вопрос) будет равна сумме, которая выплачивается Интернет-провайдеру.
Что есть уже сейчас?
Несмотря на то что программа VocalTec Telephony Gateway
появилась совсем недавно — в конце 1996 года, уже сейчас существует довольно
много реально работающих телефонных серверов. Так, например, израильская фирма
Delta Three уже развернула сеть серверов в США, Израиле, Боливии. Имеются
телефонные сервера также в Австралии, ЮАР, Корее, Испании (Мадрид), Португалии
(Лиссабон). Причем сервер, установленный в Нью-Йорке, позволяет звонить по всей
территории США и Канады, а сервер, установленный в Иерусалиме, дает возможность
звонить везде в Израиле. Несомненно, эта сеть будет расширяться, и в итоге
телефонные сервера появятся во всех крупных городах планеты.
Не стоит думать, что телефония через
Интернет вытеснит обычную. Дело тут даже не в том, что
традиционные телефонные компании пытаются бороться
с Интернет-телефонией, просто никогда Интернет-телефония
не будет давать такое же качество передаваемого звука,
как при использовании обычного телефона.
В любом случае неизбежно будут
задержки с ответом, а если качество канала станет ниже
допустимого, то возможны и просто потери голосовых
пакетов. Скорее, Интернет-телефония — это способ сократить затраты
на удаленные телефонные переговоры в случае, когда
не очень важно качество звука.
В любом случае развитие Интернет-телефонии
— это очень мощный стимул для развития Интернета вообще.