Вы - -й посетитель этой странички 

Компьютеризация-2001


А.Ю. Уваров,
Москва; auvarov@online.ru

 

    Читателей еженедельника "Информатика" (“Зачем сельской школе Интернет?”//“Информатика” № 43/2000) , которых воодушевила весть о скором подключении всех сельских школ России к Интернету , вероятно, разочарует сообщение о том, что Министерство образования временно притормозило претворение в жизнь этой амбициозной программы и вплотную приступило к реализации другой своей затеи под названием "Компьютеризация сельских школ-2001". Цель проекта формулируется просто: "поставка компьютеров в сельские школы". В каждую из примерно 30 000 сельских школ страны до конца текущего года планируется централизованно установить… от 1 до 3 компьютеров (в зависимости от количества учащихся в школе). Решение на уровне министерства уже принято, бюджетные деньги на проект выделены, а все аргументы педагогов, которые не понаслышке знакомы с проблемами информатизации образования и приложили немало усилий, чтобы сделать этот проект более осмысленным, оставлены чиновниками без внимания (ведь "дедушка лучше знает…"). Поэтому автор обращается прежде всего к практическим работникам образования, которым не безразличны судьба школы и выделяемых на ее развитие средств. Давайте попытаемся проанализировать просчеты администраторов, оценить размеры бедствия и поискать пути, позволяющие если и не исключить, то хотя бы свести к минимуму ущерб, наносимый школе этими просчетами.

Нужды политиков и нужды школы

 

    Поставка компьютеров в школу - козырная карта политиков. Действительно, все видят, что жизнь стремительно изменяется, информационное общество все шире вступает в свои права, а школа все больше утрачивает свою роль как место, где дети готовятся к будущей жизни. Морально и физически устаревшие компьютеры конца 80-х сегодня составляют основу крайне недостаточного парка школьных компьютеров в нашей стране ( например, в Ульяновской области из 105 компьютерных классов, подготовленных к работе в текущем учебном году (и которые есть лишь в немногих школах), более 80% укомплектованы морально и физически устаревшими компьютерами десятилетней давности, а общее количество компьютерных классов в области сократилось за прошедший год на 18%). Неудивительно, что предложение "поставить компьютеры в сельскую школу" вызывает всеобщую поддержку и у депутатов Думы, и в правительстве, и в аппарате Президента. 

Норма поставки компьютеров
Количество учащихся в каждой школе менее 50 50 - 200 более 200
Количество поставляемых компьютеров 1 шт. 2 шт. 3 шт.

И это характерно не только для России. С обещанием "дать компьютер в каждую школу" победил на выборах десятилетие назад президент Коста-Рики. Под лозунгом "Компьютер - в каждый класс!" получил шесть лет назад поддержку большинства избирателей губернатор Западной Виргинии. Сегодня народные избранники Нью-Йорка обещают оплатить из городского бюджета приобретение портативных компьютеров для каждого школьника города. Модернизация школы - беспроигрышный ход, и исключать его из арсенала средств политической борьбы было бы чистым безумием. Практика показывает, что этот ход работает безотказно, а проблемы возникают уже после того, как политические решения приняты и настает пора претворять их в жизнь.

    Читателей "Информатики" не надо убеждать в том, что компьютер - полезный инструмент, крайне необходимый для модернизации образования. Они также хорошо знают, что сам по себе он в школе бесполезен, что педагогическая эффективность этого инструмента зависит от способов его использования, от того, в какой степени эти способы соотносятся с организацией учебного процесса, жизнью школы. Ясно и то, что в школе, где учится сотня учащихся, отдельно стоящий компьютер трудно вписать в учебный процесс. С точки зрения организации обучения он бесполезен. Недаром пятнадцать лет назад, когда компьютеризация школ только начиналась, Министерство просвещения настаивало на том, чтобы в школу поставлялись не отдельные компьютеры, а компьютерные классы, где все компьютеры объединены в общую сеть. Конечно, компьютерной сети из двенадцати компьютеров хватает только на то, чтобы проводить занятия по информатике, разделив учебные группы школьников пополам. Конечно, в этом случае трудно говорить об использовании компьютеров "для изучения других предметов", о том, что вычислительная техника поможет существенно изменить содержание, методы и организационные формы обучения школьников (для этого компьютерного класса недостаточно, да здесь нужны и не только компьютеры). Однако в этом случае систематическую работу школьников со средствами вычислительной техники можно по крайней мере вписать в существующий учебный процесс, а компьютерный класс становится зародышем будущей школьной сети, местом, где и школьники и учителя осваивают современные информационные технологии, учатся работать по-новому.
    Рассказывать о достоинстве компьютерного класса по сравнению с одиночным компьютером в школе читателям еженедельника "Информатика", которые уже более 15 лет занимаются компьютеризацией школы, банально. Почему же Министерству образования не удалось убедить политиков в столь очевидном для каждого педагога решении? Неужели в министерстве нет ни одного человека, который был бы знаком с практикой использования компьютеров в школе? Какие аргументы политиков победили здравый смысл?
    Таких аргументов два:
    - денег для установки компьютерных классов во все сельские школы недостаточно, а политики уже пообещали установить компьютеры в каждой сельской школе и не могут нарушить своего слова;
    - установка компьютеров только в "избранных" школах нарушает принцип социальной справедливости.
    Недостаток средств - главный аргумент политиков, когда речь заходит о школе: не важно, касается ли это ремонта школьных зданий, зарплаты учителей или компьютеров. И не важно, что средства на зарплату депутатам, ремонт и строительство помещений для органов исполнительной и законодательной власти, а также оснащение их средствами вычислительной техники, как правило, находятся. За недолгую и бурную историю отечественной демократии политики столько раз нарушали свое слово, что простой перечень этих нарушений занял бы слишком много места ( достаточно напомнить про шляпу, которую обещал публично съесть премьер В.С. Черномырдин) . Дело не в слове, а в аргументах, требующихся для того, чтобы это слово нарушить. И такие аргументы есть. Например: "выделить каждой сельской школе по одному компьютеру - лучший способ продемонстрировать бесполезность компьютеров для решения задач образования". И это действительно так. Поставка в школу единичных компьютеров сама по себе не оказывает никакого влияния ни на содержание учебного процесса, ни на способы работы учителей, ни на уровень общеобразовательной подготовки школьников. Это хорошо известно профессионалам, и нет необходимости тратить из бюджета миллиард рублей, чтобы подтвердить сей бесспорный факт еще раз.
    Разговоры о социальной справедливости возникают каждый раз, когда речь заходит о выделении средств для нужд образования. Нередко они лицемерны. Это особенно хорошо видно, когда обсуждается информатизация школы. Непонятно, почему предоставить по одному компьютеру в школу более справедливо, чем по одному компьютеру в область, город, район или класс. Ведь компьютер-то персональный. Он разрабатывался и изготовлен как инструмент для индивидуальной работы с информацией. Поэтому и в школе им в лучшем случае будет пользоваться лишь небольшая (5-10 человек) группа учащихся под руководством одного учителя. Любой преподаватель информатики согласится, что социальная справедливость будет действительно соблюдена лишь в том случае, если компьютер получит
каждый школьник (например, первоклассник). Во всех других случаях идеалы социальной справедливости будут нарушены.
    Десять лет назад Сеймуру Пейперту (Американский ученый Сеймур Пейперт (Seymour Papert) — один из пионеров компьютеризации образования. Его книга “Дети, компьютеры и плодотворные идеи” до сих пор служит настольной книгой для педагогов всего мира, а созданная им учебная компьютерная среда ЛОГО широко используется в школах России.) , который консультировал программу компьютеризации школ в Коста-Рике, удалось убедить вновь избранного президента нарушить свое обещание и начать установку компьютеров в школах с создания сети опорных школ, разработки новых методов учебной работы, переподготовки учителей и т.п. При этом он, в частности, ссылался на опыт СССР. В результате программа компьютеризации школ в Коста-Рике не провалилась (Высокий уровень компьютерной грамотности молодежи в этой стране стал одной из причин, побудивших компанию Intel (ведущий производитель микропроцессоров в мире) построить в Коста-Рике один из своих заводов. Сегодня высокотехнологичная продукция составляет основную долю экспорта этой традиционно отсталой сельскохозяйственной страны.) Сеймур Пейперт хорошо знаком российским педагогам. Он часто навещает нашу страну, выступает на семинарах и конференциях, которые организует в том числе и Министерство образования (Текст беседы Сеймура Пейперта с профессором А.Л. Семеновым и министром образования Якутии о проблемах информатизации российской школы опубликован в журнале “Мир школы”, № 1, февраль, 2001.). Тем более странно, что сегодня Министерство образования России настойчиво стремится совершить ошибку, которой удалось избежать президенту Коста-Рики 10 лет назад, используя опыт советской школы.


Что делать с компьютером в школе


    Выступая недавно на конференции доноров в Санкт-Петербурге, российский министр образования твердо заявил, что решение о поставке 1-3 компьютеров в каждую сельскую школу принято и будет выполнено до конца текущего года. "Главная проблема, которая в связи с этим возникает, - это решить, какие обучающие программы поставить в школы вместе с этими компьютерами", - заявил министр ( Министерство запросило международный кредит в размере $25 000 на изучение этого вопроса.). При этом он был абсолютно уверен, что единственно правильный способ использовать компьютер в сельской школе - установить на нем обучающие программы по всем общеобразовательным предметам, которые компенсируют нехватку квалифицированных учителей. Подобное представление о месте компьютеров в современной школе настолько наивно, что на страницах профессионального издания, каким является "Информатика", его просто неудобно обсуждать.

Когда в середине 60-х годов ушедшего века выдающийся ученый и организатор науки, основоположник отечественной кибернетики академик А.И. Берг отстаивал идеи программированного обучения, экстремизм энтузиастов кибернетического подхода к обучению можно было понять: соответствующие исследования еще только разворачивались. Все новое держится на энтузиастах. Их усилиями в последующие годы были заложены основы современного "педагогического дизайна" (Подробнее см.: Уваров А.Ю. “Электронный учебник: теория и практика”, М.: изд-во УРАО, 1999.). Другое дело - полное отсутствие представления о реалиях компьютеризации школы у лиц, которым положено принимать решения по вопросам информатизации образования. Автор не собирается дебатировать с министром. Наша цель - обсудить возможные сценарии использования компьютера в школе в ситуации, которая складывается сегодня. Такое обсуждение возможно только в кругу профессионалов, которыми, бесспорно, являются авторы и читатели еженедельника "Информатика". Если "Проект компьютеризации сельских школ-2001" действительно претворится в жизнь в том виде, как его представляют в министерстве, перечень возможных сценариев использования отдельно стоящих компьютеров в сельской школе начнет представлять собой не только теоретический интерес.
    Итак, мы исходим из того, что комплект средств вычислительной техники в школе включает в себя стандартный компьютер (возможно, 2 или 3) и принтер. Предположим, что учителя и руководители школы не пытаются спрятать эту дорогостоящую технику друг от друга и от детей, чтобы обеспечить ее сохранность (В 1988 году в рамках проекта “Школьная электронная почта” в нескольких школах Москвы было установлено по одному компьютеру IBM PC c принтером, модемом и видеотелефоном. Первое время одной из главных задач организаторов проекта было убедить директоров и учителей школы, что эту технику нельзя запирать на ключ (например, в кабинете директора), что она должна быть постоянно доступна всем желающим этого школьникам и учителям.). Будем считать, что компьютеры установлены в общедоступном месте и каждый учитель или ученик может воспользоваться ими в соответствии с текущим расписанием. Рассмотрим наиболее характерные сценарии педагогически осмысленного использования этой техники в рамках кружковой работы (очевидно, что проводить занятия с классом на одном компьютере невозможно).


Сценарий 1. Клуб "Компьютер"


    Очевидно, что вокруг компьютера легко собрать группу детей, которые интересуются техникой, кому важно понять его работу. Как показывает практика, учащиеся основной школы (5-7-х классов) с успехом осваивают (самостоятельно или с помощью учителя) работу с компьютером, готовы выступать в качестве экспертов по его эксплуатации (наладке, простому ремонту и т.п.). Члены такого кружка могут взять на себя все заботы по текущему обслуживанию вычислительной техники, следить за расписанием работы на компьютере, помогать товарищам в его освоении.


Сценарий 2. Уроки по информатике

    Вокруг клуба "Компьютер" естественно организовать факультативные занятия школьников (как и всех местных жителей) по информатике. Эти занятия может проводить не только учитель. Весьма вероятно, что преподавателями станут школьники, которым уже удалось познакомиться с компьютером. Содержание и методика таких занятий могут опираться на материалы, регулярно публикуемые на страницах "Информатики".
Среди возможных форм таких занятий можно выделить работу с обучающими программами, которые позволяют осваивать компьютер с помощью самого компьютера. Среди наиболее современных отечественных "обучалок" этого типа можно назвать продукты УНИАР (12 компьютерных курсов по MS Windows 2000, программным средствам MS Office 2000, графическим редакторам, средствам работы с Интернетом и т.п.) (Подробности см. в Интернете (www.aha.ru/~uniar).).


Сценарий 3. Игротека

    Компьютерные игры - одно из главных направлений "бытового" использования компьютеров. Забыть о них, обсуждая работу компьютерного кружка в школе, невозможно. Здесь два взаимосвязанных вопроса:
    - как обеспечить соблюдение "золотого правила" - делу время, потехе час;
    - какие игры выбрать и как организовать их использование, чтобы эти занятия давали максимальный педагогический эффект?
    Компьютерные игры поднимают немало нерешенных методических проблем. Например: что делать со "стрелялками"? Как сделать так, чтобы игры на авиатренажере (fly simulator) позволили детям лучше изучить политическую географию планеты, чтобы игры с "Сим-Сити" связывались с изучением проблем города, а игра в "Цивилизацию" давала пищу для изучения физики, биологии и истории? Как эффективно использовать в кружковой работе компьютерные среды (КуМир, ЛОГО, "Живая физика", "Живая геометрия" и т.п.). Можно ли и до какой степени использовать компьютерные игры в качестве поощрения за выполнение других видов работы?

Сценарий 4. Библиотека


    В годы советской власти библиотеки были настоящими очагами культуры на селе. Сегодня они в большинстве своем не действуют. В условиях избытка действительно хорошей литературы на рынке доступ к ней для жителей села часто затруднен. Несколько гигабайт текстовой информации, записанной на школьный компьютер (классика отечественной и мировой литературы, детективы, техническая литература, учебники), могли бы существенно восполнить этот пробел. Большая часть этой информации сегодня свободно доступна через Интернет. Если сюда добавить несколько компьютерных энциклопедий (в том числе мультимедийных) (Например, семейство отечественных энциклопедий “Кирилл и Мефодий”.), каждый сельский школьник получит такую библиотеку, о которой еще недавно не могли мечтать и жители крупных городов. Достойным элементом такой коллекции могут стать и электронные версии методических материалов. Например, сегодня огромное количество материалов изданий "Первого сентября" свободно доступны через Интернет. Достаточно разместить их на школьных компьютерах, чтобы существенно помочь учителям сельских школ. Организация доступа школьников, преподавателей и других местных жителей к информационным ресурсам полнотекстовой компьютерной библиотеки - хорошая задача для участников школьного компьютерного кружка.


Сценарий 5. Школьное издательство

    Подготовка печатных изданий - традиционный способ применения современного компьютера. Выпуск школьной стенной газеты, литературного журнала, других периодических и непериодических изданий школы (или компьютерного клуба) - полезное направление деятельности, выполняемой на школьном компьютере. Тем более что для этого достаточно стандартных программных средств, входящих в состав пакета MS Office 2000. Эту работу может взять на себя издательский кружок школьников.

Сценарий 6. Управление школой

    Каждая школа - это организация, где надо периодически готовить соответствующую организационную документацию. Компьютер в кабинете директора городской школы - это сегодня не роскошь, а инструмент управления. И в сельской школе единственный компьютер может периодически использоваться для подготовки форм статистической отчетности (ОШ), оформления расписания занятий, списков учащихся и т.п. Все это - реальная помощь членов компьютерного кружка учителям и администрации школы.


Сценарий 7. Группы по интересам

    В зависимости от конкретных условий школьный компьютер можно использовать для работы учащихся с различными тренажерами (правописание, иностранный язык и т.п.). Этот вид работы с компьютером
особенно полезен для детей, страдающих дефектами умственного и физического развития. К сожалению, их немало в сельских школах.


Сценарий 8. Клуб предпринимателей

    Можно представить себе ситуацию, когда имеет смысл рассматривать возможность организации на базе школьного компьютера информационного обслуживания населения (пишем, считаем, рисуем и печатаем "на заказ").


Сценарий 9. Учебные проекты

    Более 10 лет назад в нашей стране были проведены первые учебные проекты, основанные на сборе и обмене информацией, подготовленной в различных школах с помощью компьютера (См., например, Уваров А.Ю. “Учебные телекоммуникационные проекты в классе” (Библиотечка методиста региональной образовательной компьютерной сети, выпуск 3-й), Барнаул, изд. БГПУ,1996.). Установка компьютеров в большом количестве школ создает уникальную возможность для проведения крупномасштабных краеведческих проектов на территории всей страны. Школьники могут описывать особенности жизни своего села (наш быт, наши традиции, наши песни, предания старожилов, наша природа, наши угодья, наш народный костюм, традиционные блюда нашей местности, наши люди, наша гордость, наши проблемы и т.п.). Результатом могла бы стать энциклопедия жизни современной российской глубинки. Такой проект с большим успехом провели школьники Великобритании. Собрать всю необходимую информацию для выпуска аналогичной отечественной энциклопедии, как дополнительного тома к энциклопедии "Кирилл и Мефодий", - вполне посильная задача для наших школьников.
    Конечно, приведенный выше перечень сценариев далеко не полон. Здесь многое требует обсуждения и изучения. Например, пристального внимания требует тема "Компьютер как инструмент специального образования в сельской школе". Сегодня в некоторых регионах до четверти школьников страдают различными заболеваниями. Им трудно учиться по обычным программам. Возможно, здесь могли бы помочь компьютеры. Другой пример: компьютеры и местная политика. Многие сельские школы систематически используются в качестве избирательных участков. Информационный центр на базе школы помог бы лучше решать
вопросы демократизации местной жизни. Здесь компьютер помог бы появлению в школе курса "Современные социальные проблемы". Все это требует специальных педагогических исследований, пилотных проектов, позволяющих нащупать эффективные способы включения компьютеров в процессы модернизации сельской школы. Один из таких проектов (при поддержке голландских грантодателей) уже начал коллектив исследователей под руководством читателя "Информатики", заведующего кафедрой Санкт-Петербургского педагогического университета профессора С.В. Гроховацкого. Экспериментальные площадки этого проекта разбросаны по селам Центральной России. Среди участников этого проекта и постоянный автор "Информатики", учитель сельской школы Переславльского района Ярославской области, доктор педагогических наук Ю.А. Первин. Можно ожидать, что первые итоги начавшейся недавно работы будут известны уже к концу текущего года. Было бы хорошо, если бы Министерство образования нашло возможность практически поддержать этот и другие подобные проекты. Тогда миллиардные затраты из федерального бюджета можно было бы делать не наобум, а на основе достоверной научно-педагогической информации.


Кто поможет сельскому учителю

    Какие бы красивые сценарии использования компьютеров в школе мы не изобретали, все они имеют смысл лишь постольку, поскольку ими готов воспользоваться учитель. Более того, опытный учитель на месте может найти такие решения, которые даже не придут в голову работнику педагогического вуза. Вопрос в том, кто поможет этому учителю включиться в соответствующий поиск, освоить компьютер, начать качественно новую работу с детьми.
    Для решения этой задачи Министерство образования предполагает развернуть в стране сеть сервисных центров. Довод простой: компьютер, как и всякое техническое устройство, может сломаться. Его надо чинить. Сервисные центры, финансируемые за счет средств местных бюджетов, будут решать эту задачу. Среди всех необычных мероприятий министерства, проводимых под флагом "информатизации образования", создание сети сервисных центров - самый непродуманный (Впрочем, некоторые уверяют, что это глубоко продуманный ход ловких казнокрадов: оплата услуг сервисных центров — это еще один вид коммунальных платежей, постоянная дыра в бюджете школы. Через нее в руки ловких администраторов будут утекать деньги, которые налогоплательщик платит на содержание школы.). Достаточно вспомнить, что современный компьютер - весьма надежное техническое устройство. Закупленные 15 лет назад для школ компьютеры Yamaha давно морально устарели, но до сих пор исправно работают в некоторых учебных заведениях (Пятнадцатилетний ресурс работоспособности — прерогатива не только космической станции “Мир”. Вся разница в том, что станцию “Мир” топят в океане, а давно устаревшие компьютеры продолжают работать в российских школах.). Всякий, кто пользуется высококачественным фирменным компьютером, укомплектованным добротной клавиатурой и хорошей мышью, знает, что он практически гарантирован от технических поломок в течение 3-5 лет (а это и есть срок морального износа компьютера сегодня). Более того, любая починка компьютера (как и его модернизация) - это всегда замена блоков. Во всяком случае, талантливые дети это делают без труда и без особого вреда для самих компьютеров. Для этого достаточно познакомиться с блочным устройством самих компьютеров и иметь под рукой соответствующие инструкции. И это не такая трудная наука. Наиболее часто встречающиеся "тонкие неисправности" компьютера сегодня связаны не с "железом", а с программным обеспечением. Причины этих поломок связаны, как правило, с неудачными действиями пользователей. В результате компьютер действительно требует наладки у специалиста. Но и здесь есть проверенное жизнью решение. Многие производители современных компьютеров поставляют вместе с компьютером образ жесткого диска, записанного на CD-ROM ( Так, например, делают производители портативных компьютеров Toshiba, которые славятся своей надежностью. Первый портативный компьютер этой фирмы (Toshiba 101) автор статьи приобрел в 1989 году. И сегодня этот компьютер с процессором 8086 технически исправен. Более современную модель этой фирмы (Satellite 315) автор использует более 3 лет и ни разу не сталкивался с техническими поломками. Он не слышал о подобных проблемах и от других владельцев этих компьютеров. Заметим, что есть немало фирм, которые производят компьютеры не менее надежные, чем Toshiba.). Если пользователь компьютера не может справиться с неисправностью своей программной системы, он просто вставляет этот диск в устройство, и компьютер автоматически возвращается в начальное работоспособное состояние. Члены клуба "Компьютер в школе" могут выполнить эту простую операцию ничуть не хуже, чем работники сервисного центра.
    Сегодня во многих школах дети и учителя успешно поддерживают свои компьютеры в рабочем состоянии.
Нет никаких оснований считать, что это не по силам сельским школьникам. Создание специализированных сервисных центров в рамках образовательного ведомства - это ошибочное дорогостоящее решение, которое не сможет заметно повлиять на работоспособность поставляемых в школу компьютеров. Главным и практически единственным гарантом того, что компьютер в сельской школе будет работать и использоваться по назначению, является сельский учитель. Ему надо оказать и материальную, и информационную поддержку.
    Когда в 1985 году ЦК КПСС принял решение о поставке компьютеров в школы, одним из пунктов постановления, на котором настаивало Министерство просвещения, было решение о доплате учителю информатики за каждый работающий компьютер. И эта доплата была достаточно существенной по размеру. Таким образом компенсировались усилия учителя, связанные с освоением и эксплуатацией новой техники. Почему бы и сегодня вместо создания сервисных центров не ввести доплату сельским учителям, которые взялись работать с компьютером. Тогда компьютеры в школе действительно будут работать и использоваться по прямому назначению.
    Другая проблема связана с информационной поддержкой учителя, который может оказаться в сельской школе один на один с "враждебным" ему компьютером. Необходимо заранее продумать и рассказать ему о возможных сценариях использования компьютера в школе, показать основные приемы работы со школьниками в этих условиях. Это можно сделать только в ходе его переподготовки. И такую переподготовку надо действительно тщательно готовить.
    Министерство образования предполагает, что эту работу будут вести специально подготовленные в Москве "тренеры" из регионов на базе региональных центров Федерации Интернет-образования. Конечно, такие тренеры могут научить, как устанавливать и включать компьютер (И, возможно, этому надо учить не столько учителей, сколько приезжающих вместе с ними на переподготовку школьников. Те и схватят все быстрее, да и времени для этого у них больше, чем у учителя, занятого организационными проблемами.). Однако откуда у них возьмется опыт использования отдельно стоящего компьютера в сельской школе? Соответствующего опыта, как правило, нет ни у работников педагогических вузов, ни в институтах повышения квалификации учителей. Чтобы такой опыт появился, его надо иметь, а иметь его могут только люди из самой сельской школы. Только взаимодействие с коллегами, информация об их удачах и просчетах позволяют найти образцы практического решения конкретных проблем, которые ежедневно возникают в школе. Единственный способ сделать это в масштабах проекта (а значит, в масштабах всей страны) - объединить всех учителей, которые получили компьютеры, в единое информационное поле. И далеко не у всех есть доступ к Интернету. Поэтому наилучшее решение - обратиться к "коллективному организатору", которым может выступить издательство "Первое сентября". "Информатика" уже сегодня помещает немало материалов, которые крайне полезны школьному учителю, получившему в свое распоряжение компьютер. Еще больше можно сделать, если начать целенаправленную работу на соответствующую группу подписчиков. Возможность через газету получить ответ на реальные текущие вопросы, поделиться своим опытом преодоления тех или иных трудностей поможет каждому учителю и каждой сельской школе решать свои уникальные проблемы. Этому может поспособствовать и Министерство образования, предоставив возможность каждой сельской школе подписаться на эту газету.
    В России уже накоплен значительный опыт успешного использования компьютеров в школе. Один из уроков, который твердо усвоили успешно работающие учителя, состоит в том, что введение компьютеров в школу должно опираться не только на учителей, но и на учеников. Дети легче осваивают новое, они более
подвижны, чем их учителя, замученные многочисленными жизненными проблемами. Сами дети - главные помощники учителя. И если организаторы проекта "Компьютеризация сельских школ-2001" действительно хотят, чтобы проект был хоть сколько-нибудь успешен, каждого учителя, приезжающего в город за компьютером для своей школы, должны сопровождать ученики.
Эти ученики должны наравне с учителем пройти подготовку по технике работы с компьютером (В этом им могут помочь городские школьники и студенты, которые уже имеют достаточный опыт работы с компьютером.). Они же помогут довезти новую технику до школы. Таким образом, организаторы программы не только решат проблему "последней мили", возникающую при рассылке техники с централизованных складов, но и сэкономят значительные средства на ее доставку. Эти средства более продуктивно использовать для подготовки школьников и учителей, для предоставления им подписки на информационные материалы или для решения других содержательных задач.


Сам себе не поможешь…

    Итак, проект "Компьютеризация сельских школ-2001" уже фактически начался. Автор не уверен, что руководство Министерства образования удастся убедить отказаться от распыления средств вычислительной техники по стране, оснастив пусть меньшее количество школ, но достаточным числом компьютеров, проведя адекватный пилотный проект и содержательную переподготовку учителей. Но, даже оставаясь в рамках уже принятых решений, еще не поздно предусмотреть, чтобы
    - учителям ввели специальную дополнительную оплату за каждый работающий в сельской школе компьютер;
    - каждый поставляемый в сельскую школу компьютер включал в себя библиотеку полнотекстовых материалов на жестком диске (литература для школьника, методические материалы для преподавателя и т.п.);
    - сельские учителя приезжали на переподготовку вместе со своими учениками, которые не только помогут довезти компьютер до школы, но и установить его;
    - каждый поставляемый в сельскую школу компьютер комплектовался и средствами аварийного самовосстановления, и годовым пакетом расходных материалов (картриджи, дискеты, бумага, компакт-диски);
    - сельские школы, получающие компьютер, получали годовую подписку на газету "Информатика";
    - вся работа по проекту проводилась гласно, а на WWW-сервере Министерства образования (www.informika.ru) можно было найти почтовые адреса и телефоны всех сельских школ, куда поставляются компьютеры, вместе с именами ответственных за эту работу учителей.
    Последнее не только облегчит участникам проекта поиск "товарищей по несчастью". В конце концов страна должна знать героев, которым придется на своих плечах выносить груз проблем, порожденных непродуманными решениями руководителей образования.