Вы - -й посетитель этой странички
Интернет для учителя информатики
С.Г. Никитенко, г. РязаньПроектная работа со школьниками все шире исполь зуется в наших школах. Она не заменяет традиционную классно-урочную систему образования, а является хорошим дополнением к ней. С появлением Интернета в школах значительно расширились возможности проектной работы. Желание работать с компьютером, пользоваться чатом, электронной почтой, WWW и другими ресурсами Интернета, участвовать в практической полезной работе повышает мотивацию к обучению.
По целям телекоммуникационные школьные проекты можно разделить на следующие группы. Первую группу образуют проекты, в которых общение через Интернет является самоцелью. В качестве примера можно привести известный проект 1994—1995 гг. “Следуй за нами”. Поводом к общению был совместный лыжный переход М.Малахова и Вебера из России через Северный полюс в Канаду. В проекте участвовали многие школы из разных регионов России, стран Европы и Америки. Дети, живущие в разных частях света, учились общаться. Появилась мотивация у школьников разных возрастов изучать компьютер, электронную почту, иностранные языки. Школьники обменивались со своими сверстниками из других стран сообщениями о своих школах, условиях жизни, о погодных и экологических условиях в различных регионах мира. Интерактивность, возможность живого диалога и обратной связи в таких проектах является достаточно мощным стимулом. Немаловажную роль играет и коллективная работа над подготовкой сообщений. Вырабатывается умение выделять важную информацию, кратко формулировать излагаемые сведения, интегрировать различные точки зрения.
Вторую группу образуют проекты, ориентированные на изучение отдельных дисциплин, с обменом информацией со своими сверстниками из других стран или регионов. Большая часть таких проектов посвящена изучению истории, экологии и соответствующему тематическому обмену. Это уже проекты более высокого уровня сложности, требующие и от учащихся, и от руководителя проекта значительной подготовительной работы. Информацию следует сначала “добыть” — работой в архивах, библиотеках, измерениями. Затем самое интересное подготовить и передать своим респондентам.
Третья группа — проекты, ориентированные на создание школьных сайтов. На них размещается информация об истории школы, изучаемых дисциплинах, списки выпускников, рассказы об известных выпускниках, сведения об интересных экскурсиях, поездках, походах учащихся. Это проекты того же примерно уровня сложности, что и предыдущей группы, но не требующие обязательного общения со сверстниками из других стран и регионов, хотя и не исключающие его полностью.
Четвертая группа — “взрослые” проекты, выполняемые с участием школьников профильных школ или классов. Это могут быть тематические сайты или страницы на городских или региональных серверах. На них могут от ражаться, например, результаты археологических экспедиций, экологических исследований, выполняемых с участием школьников.
Пятая группа — школьные проекты, ориентированные на участие в дистанционных олимпиадах, викторинах, конференциях. Под такой проект обычно формируется специальная команда. Российские дистанционные олимпиады в настоящее время проводятся по многим предметам, включая информатику, журналистику, экономику и многие другие предметные области. В ряде регионов проводятся свои региональные предметные олимпиады. Проекты последних двух групп — это своего рода “высший пилотаж” школьных телекоммуникационных проектов. В них участвуют школьники, обладающие достаточно высокой подготовкой по соответствующей предметной области и в области телекоммуникаций. Нижеприведены сведения о наиболее известных российских и международных телекоммуникационных проектах.
Сервер “Школьный мир” . Зарегистрировавшись на сервере SchoolWorld ( www.schoolworld.asn.au ), можно принять участие в большом числе проектов. Сервер существует с 1996 г. Один из новых проектов — “Международный детский город Мира”. Ежегодно в рамках этого проекта выбирается Город Мира. На 2001 г. в качестве Города Мира выбран Цинциннати (США). На сервере представлены ссылки на сайты, с помощью которых можно посетить зоопарк и ботанический сад Цинциннати, ознакомиться с программой дистанционного образования, поддерживаемой этим зоопарком, посетить балет, симфонический оркестр, ознакомиться со школами.
Другие интересные проекты: “Исчезающие виды животных и растений”, “География в открытках”, “Путешествие в Антарктику”, “Зоопарк SchoolWorld”, “Наблюдение за погодой в мире”, “Книги без границ” (сбор учащимися книг для слаборазвитых стран типа Бразилии, Уганды, Марокко, для тюрем и лепрозориев), “Географические тайны”. Есть даже такой экзотический проект, как обмен монстрами.
В Центре ресурсов собрана коллекция полезной информации по использованию Интернета в учебном процессе. Список проектов — www.schoolworld.asn.au/projects.html . “Виртуальный класс” ( www.kids-commons.net/vc ) . Проект “Virtual classroom” японского отделения известной фирмы AT&T. Школьники, объединившись в группы по 2—3 класса из разных стран, вместе работают над созданием web-страниц по выбранной теме. Результаты работы размещаются в Интернете, а школьники из победившей группы награждаются бесплатной поездкой в Японию.
Проект “GREEN” ( www.igc.apc.org/green/green.html ) . GREEN — это сокращение от G lobal R ivers E nvironmental E ducation N etwork . Школы со всего земного шара через компьютерную сеть участвуют в обмене методическими и образовательными материалами, новостями. Школьники не только исследуют загрязнение воды и другие проблемы, но также учатся понимать глобальные изменения и тенденции развития окружающей среды, свою роль в этом процессе, обсуждать эти вопросы в телекоммуникационном общении со сверстниками.
“ThinkQuest”
. ThinkQuest Inc — некоммерческая организация, разрабатывающая проекты внедрения новых технологий в образование. Одно из направлений — ежегодный конкурс образовательных web-страниц для учащихся от 12 до 19 лет. Проект финансируется компанией Advanced Network and Services, которая ежегодно выделяет на призы $1 млн (первый приз $5000 — для руководителя группы и $20 000 — для школьника — оплата обучения в американском колледже). Участники, объединившись в группы из школьников и руководителей, создают учебное пособие по какой-либо теме в виде web-страниц. Имеется раздел “Лучшие работы прошлых лет” — www.advanced.org/thinkquest .Другие направления: ThinkQuest Junior — аналогичный конкурс для детей от 4 до 6 лет (США); ThinkQuest для будущих учителей; библиотека ThinkQuest; конференция ThinkQuest. Лучший образовательный сайт недели ( www.worldvillage.com/wv/school/html/schoolpk.htm ) . Информация действительно обновляется еженедельно, итоги подводятся в воскресенье. Кроме подробного рассказа о последнем победителе, приводится длинный список предыдущих сайтов-победителей, среди которых можно найти информацию на любой вкус и на любую аудиторию: для школьников, студентов, учителей или родителей.
Школьные проекты Санкт-Петербурга ( www.nit.spb.su/win/schools.html ) . На сервере школьного образования Санкт-Петербурга представлена информация о школьных проектах, как городских, так и общероссийских и международных, в которых участвуют петербургские школы. Здесь вы сможете познакомиться с проектами: “Школьная сеть Петербурга SchoolNet”, “Конкурс школьных компьютерных работ по Библии”, “Курсы по обучению учителей Интернету” — и другими. Материалы ряда проектов петербургских школ по экологии Петербурга, Ленинградской области и Северо-Запада России размещены в школьном разделе сервера “Дукс” — base.dux.ru/eco/univ/schools/ .
Проект “Выпускная работа по двум предметам” реализуется в петербургской школе-лицее № 265 ( www.sch265.spb.su/ekz0.htm ). В качестве альтернативы традиционным выпускным экзаменам учащимся 11-х классов предоставлена возможность подготовки и защиты выпускной экзаменационной работы по двум предметам: информационным технологиям и английскому языку. Рефераты школьников оформлены в виде web-страниц и представлены на школьном сервере. Планируется проведение интегрированного экзамена по курсам “История математики” и “Информационные технологии”.
Проекты на сервере школьного образования . Сервер “Школьное образование” ( www.schooledu.ru ) создан в 1997 г. и поддерживается Институтом новых технологий образования (ИНТ). На нем есть ряд страниц школьных проектов. В частности, представлены проекты “Москвоведение” и “Учительские находки”. Проект “Москвоведение” посвящен разработке учебных материалов по одноименному предмету, введенному в школах Москвы. Лучшие работы представлены на web-сервере.
“Учительские находки” (“Success Stories”) — международный проект, в котором принимают участие представители нескольких десятков стран. Проект включает: базу данных, содержащую несколько сотен сообщений учителей об использовании новых технологий в образовании; бюллетень новых идей; сайт на web-сервере российского школьного образования; российский и международный конкурсы на лучшую учительскую находку. Эти два проекта курируются ИНТ.
Конференция-конкурс “Юниор” — международный проект для учащихся России, СНГ и стран Балтии, курируется МИФИ. Проект ДООГ (“Дистанционная обучающая олимпиада по географии”) ориентирован на обучение учителей и школьников применению новых технологий в обучении географии.
Проект “Большая семья” — для школьников и педагогов интернатов и детских домов — ориентирован глав- ным образом на общение. Список и аннотации проектов приведены на странице www.school.edu.ru/project .
Программа “Школьный Интернет ISLP” ( www.friends-partners.org/partners/harmony/exp/islp ) . Программа ISLP ( The I nternet S chool L inkage P rogram ) проводится в рамках “Проекта Гармония” (Project Harmony) и финансируется Институтом Открытого Общества Дж. Сороса (Soros Open Society Institute). Цель программы — освоение технологий Интернета школами — партнерами стран СНГ и США. Школьники участвуют в проектах: “WebChat” — комната для переговоров; “Культурное наследие” — творческие работы детей, исследующих историю семьи своего зарубежного партнера; “Межшкольный web-журнал” — электронный журнал, который создают школьники из США и СНГ.
Историко-археологический проект “Форт Росс” . Проект “Форт Росс” — совместный российско-американский школьный проект, ориентированный на изучение детьми истории и археологии, обмен мнениями и информацией. Главный сайт проекта — www.mcn.org/ed/ross/gv.htm . В России в рамках этого проекта есть несколько клубов “Форт Росс”: в Иркутске — www.irk.ru/ifrc , в Санкт-Петербурге — www.nit.spb.su/win/ftross/ftross.html .
Телекоммуникационные викторины для школьников ( www.vspu.ac.ru/d ) . Кафедра новых информационных технологий Воронежского педагогического университета проводит телекоммуникационные викторины и турниры для школьников по разным предметам: информатике, математике, биологии, истории, географии, литературе. Организаторы викторин осуществляют только координирующую функцию, а все остальное делают сами дети. Они не только составляют свои вопросы и отвечают на вопросы других команд, но и оценивают свои и чужие вопросы и ответы. Требования к участникам: коллективное творчество, оперативность реагирования и максимальная беспристрастность в оценке своей и чужой работы.
Автор не ставил своей целью дать полный обзор школьных телекоммуникационных проектов — их на сегодня насчитывается несколько сотен только международных и российских, не говоря о проектах регионального и школьного уровней. Приведены наиболее интересные, по мнению автора, примеры проектов, которые учителя информатики смогут использовать как примерные образцы для собственных разработок.