Обязательный минимум по максимуму Вот уже два года, как информатика, подобно другим добропорядочным школьным дисциплинам, обладает обязатель-ным минимумом содержания образования. Это хороший признак. Будем надеяться, что дорогой нам школьный предметв своем содержании действительно обрел некую устойчивость.Впрочем, эта устойчивость обеспечена еще и тем, что формулировки входящих в обязательный минимум вопросов, всвою очередь, весьма общи и могут иметь довольно различное толкование своего содержания. Посмотрим, например,первый раздел обязательного минимума (уровень А):Информация и информационные процессыПонятие информации. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача,преобразование, хранение и использование информации. Информационная деятельность человека. Информационныеосновы процессов управления.По каждому из перечисленных в этом разделе пунктов можно обойтись двумя-тремя фразами, а можно написатьмонографию (такие монографии существуют, и даже не по одной для каждого из пунктов; разумеется, они не обязатель-но имеют названия, в точности совпадающие с формулировками этих пунктов). Какова в школьном курсе приемлемаяглубина изложения того или иного вопроса — проблема, которую приходится решать каждому учителю, пытающемусяпринять данный минимум как руководство к действию.На первый взгляд эту проблему можно решить так: берем какой-либо учебник информатики (лучше, конечно, сгрифом Министерства образования, так как подразумевается, что в таковом обязательный минимум отражен) и из негоэтот минимум высматриваем. Но если взять разные учебники, то содержательное наполнение минимума окажетсявесьма различным. Если изобразить глубину изложения каждого раздела в учебнике подходящим столбиком, то дляодного учебника получится диаграмма, как на рис. 1а, а для другого — как на рис. 1б.Рис. 1а,б. Диаграмма выполнения требований обязательного минимумасодержания по информатике в разных учебниках Мы предприняли попытку дать расшифровку каждого пункта обязательного минимума (уровень А) с той максималь-ной глубиной, которая представляется нам оправданной целями обучения информатике в общеобразовательной школе.Во многих случаях граница, на которой мы остановимся, будет проходить по наибольшей глубине, какая встречается виспользуемых ныне учебниках информатики для общеобразовательной школы. Правда, иногда мы будем “копать”несколько глубже 1 (и потому захватывая частично уровень Б) — по нашему убеждению, учителю важно представлятьсами основы изучаемого материала, а не только то, местами поверхностное, изложение, которое встречается в учебни-ках. Это замечание — вовсе не критика существующих учебников, поскольку они, как и положено, рассчитываются насреднего ученика. Сразу оговоримся, что в статье представлена личная точка зрения автора по этим вопросам и другиепозиции вовсе не исключаются. Напротив, на наш взгляд, весьма полезным для дела преподавания школьной информа-тики было бы открытое обсуждение этих вопросов.Следует сказать и еще об одной цели, которую хотелось бы достичь данной публикацией. Распределение материала поразным разделам психологически всегда создает в нем обособление его различных частей. И хотя, наверно, нет нуждыубеждать читателя, что информатика едина, представляется весьма важным специально остановиться на связях междуразличными разделами: и у учителя, и у его учеников должна быть целостная картина в восприятии информатики какнаучной и технологической дисциплины.Все сказанное делает очевидным принцип структурирования данной работы: главы соответствуют разделам обязатель-ного минимума, а параграфы — отдельным вопросам в этих разделах.Начнем, пожалуй.1 Это связано еще и с тем, что попытка построить общую нижнюю границу для разных учебников заставляет идти глубже, чем длякаждого учебника в отдельности. |