Речной, а затем морской
В середине XIX века началось сооружение воздушных
“столбовых” телеграфных линий [1—5], и вскоре их строители столкнулись с
препятствиями в виде рек, озер и каналов. Сперва подобные преграды пытались
преодолевать, устанавливая высокие мачты, однако почти сразу стало ясно, что
такой способ слишком сложен, а сами сооружения ненадежны. В конце 1840-х годов
были сделаны попытки проложить изолированные гуттаперчей (гуттаперча —
родственное каучуку вещество) провода (как отдельные, так и скрученные
вместе) по дну нескольких рек и озер. Такие кабели хорошо работали, а вот для их
защиты от механических повреждений приходилось принимать меры: с каждой стороны
лежащего на дне кабеля параллельно прокладывали металлический трос (или цепь)
или же располагали вдоль кабеля толстые стальные проволоки и скрепляли всю
конструкцию, обматывая ее по всей длине стальной проволокой.
Важный шаг был сделан, и настало время преодолевать морские
просторы.
В 1849 году появился проект прокладки подводного кабеля через
пролив Па-де-Кале (между Францией и Англией). Проект представили англичане,
братья Бретт: Джекоб — инженер, занимавшийся телеграфией, и Джон. Деньги для
реализации проекта выделило французское правительство. Кабель для прокладки,
сделанный английской фирмой, которая обладала уже небольшим опытом изготовления
подземных кабелей, был весьма простым. Он представлял собой медную проволоку
диаметром 2 мм, покрытую слоем гуттаперчи толщиной чуть более 5 мм. Кабель имел
длину 45 км и был намотан на барабан диаметром около 4 м и длиной 5 м.
Барабан установили на корме небольшого парохода “Голиаф”. Там
барабан с кабелем мог свободно вращаться на металлической оси, закрепленной в
стойках. Трассу прокладки заранее наметил другой пароход, использовавший для
этого буи с флажками. Утром 28 августа 1850 года “Голиаф” начал прокладку кабеля
от мыса Саут-Форленд, расположенного в 5 км от английского города Дувр. Работа
шла медленно, поскольку через каждые 100 м приходилось останавливаться, чтобы
привязывать к кабелю десятикилограммовые свинцовые грузила, без которых он не
опускался на дно. Скорость прокладки составляла примерно 6—7 км/час.
К вечеру конец кабеля вывели на французский берег у мыса
Гри-Не, в 20 км от города Кале. Казалось, дело сделано. Однако очень скоро
выяснилось, что принять связные сигналы, передаваемые с английского берега,
почти невозможно. Лишь один раз с большим трудом удалось получить несколько
доступных расшифровке сочетаний точек и тире. Данное сообщение и принято считать
первой телеграммой, переданной по первому морскому кабелю.
А причина неудачи заключалась в том, что электрическое
сопротивление и электрическая емкость кабеля оказались слишком большими (тогда
еще не умели выполнять соответствующие инженерные расчеты). Тем не менее
принципиальная возможность передачи сообщений по длинному подводному кабелю была
доказана.
Представления того времени о кабелях электросвязи
иллюстрирует следующий случай (а скорее всего, анекдот). Некий джентльмен,
увидев подготовленный к прокладке кабель, очень удивился и заявил [1]: “Люди,
которые это организовывают, должно быть, не в своем уме — как можно подергивать
такой длинный и тяжелый провод, да еще если он лежит на неровном дне моря”.
Джентльмен был убежден, что сигналы с английского берега на французский будут
передаваться путем подергивания кабеля.
Примерно через год изготовили новый кабель, не похожий на
предыдущий. Он состоял из четырех медных жил, каждая из которых имела диаметр
1,5 мм и была покрыта слоем гуттаперчи толщиной 2,5 мм. При этом изолированные
жилы скрутили как канат (с помощью специальной крутильной машины) и скрученный
сердечник обмотали просмоленной пенькой. Главной же особенностью кабеля являлась
металлическая броня. Он имел наружный диаметр 33 мм, был в тридцать с лишним раз
тяжелее предыдущего и уже не нуждался в свинцовых грузилах.
Это был уже настоящий кабель, который содержал три составные
части: токопроводящую, изолирующую и защитную (а вообще кабель может не иметь
защитной оболочки).
Второй морской кабель проложили в сентябре 1851 года. Он
соединил Дувр с предместьем города Кале и после испытаний, длившихся несколько
недель, был сдан в эксплуатацию.
Первое время передача сообщений между Парижем и Лондоном
длилась от получаса до часа. Целый год не решались соединить подводную кабельную
линию с наземной воздушной. На пути из Лондона в Париж дважды — в Дувре и в Кале
— производился “переприем” телеграмм. Только в ноябре 1852 года было установлено
прямое сообщение между английской и французской столицами без промежуточных
станций.
Вскоре подводные линии соединили Англию с Ирландией,
Бельгией, а затем с Германией и Голландией. В 1854 году проложили подводный
кабель в Средиземном море между Сардинией и Корсикой, а после этого — между
Корсикой и Италией. Пора было задумываться о том, как преодолеть просторы
океана...
Литература
1. Шарле Д.Л. По всему земному шару: Прошлое,
настоящее и будущее кабелей связи. М.: Радио и связь, 1985.
2. Детская энциклопедия. М.: Изд-во Академии педагогических
наук РСФСР, 1960. Т. 5.
3. Ильинский М.М. Телефон и телеграф. М.—Л.: Молодая
гвардия, 1972.
4. Поляков В.Т. Посвящение в радиоэлектронику. М.:
Радио и связь, 1988.
5. Яроцкий А.В. Основные этапы развития телеграфии.
М.—Л.: Госэнергоиздат, 1963.