Первый транс-атлантический
В XIX веке до прокладки транс-атлантического телеграфного
кабеля сообщение, переданное из Европы в Америку, получали примерно через месяц.
Идущие из Европы суда, пересекая океан, заходили обычно на остров Ньюфаундленд
для дозаправки углем и пресной водой, а также текущего ремонта, проводили там
какое-то время и затем продолжали свой путь до Нью-Йорка.
Инициатором прокладки телеграфной линии между Старым и Новым
Светом стал предприниматель Сайрус Филд. Он не был ни ученым, ни инженером, но
умел видеть перспективу и являлся хорошим организатором. Благодаря Филду в 1854
году появилась “Нью-Йоркско-Ньюфаундлендская и Лондонская телеграфная компания”,
быстро приступившая к делу. Задача была необычной и чрезвычайно трудной [1, 2].
Предстояло проложить кабель длиной почти 4000 км на океанских глубинах до 4500
км.
Кабель стараниями нескольких фирм удалось изготовить лишь к
июлю 1857 года. Он имел диаметр 16 мм, а его токопроводящая жила была скручена
из семи проволок и покрыта тремя тонкими слоями гуттаперчевой (гуттаперча —
родственное каучуку вещество) изоляции.
Первая прокладка трансатлантического телеграфного кабеля
началась 6 августа 1857 года из бухты в юго-западной части Ирландии. Для этого
специально приспособили два военных судна: американский паровой фрегат “Ниагара”
и английский парусник “Агамемнон” (Агамемнон — в греческой мифологии царь,
возглавлявший греческое войско в Троянской войне). Большую часть кабеля, чья
общаямасса составляла 2000 т, погрузили на “Ниагару”, а остальное — на
“Агамемнон”. На кораблях установили машины наподобие лебедок, с чьей помощью
кабель должен был постепенно опускаться в океан. Имелись также желоба, по
которым кабель мог скользить, а также различные натяжные и тормозные механизмы.
Прокладку кабеля начала “Ниагара” со средней скоростью около
5,5 км/час. Судно поддерживало связь с берегом по прокладываемому кабелю, и
несколько дней все шло нормально. Но случилось непредвиденное. Слишком резко
притормозили кабелеукладочную машину, и произошел обрыв — 620 км кабеля остались
лежать на глубине около 3500 м. Первая попытка оказалась неудачной.
Следующие две попытки предпринимались летом 1858 года. За год
удалось восполнить запас кабеля и реконструировать кабелеукладочную машину
(например, теперь в ней использовался саморегулирующийся тормоз). На этот раз
решили начать прокладку кабеля в океане от средней точки трассы. “Ниагара” и
“Агамемнон” должны были расходиться в противоположные стороны. (Причем
предварительно удалось провести небольшую “репетицию” в Бискайском заливе.)
Вторая прокладка кабеля длилась всего три или четыре дня, за
которые кабель обрывался трижды. А перед этим корабли испытали жесточайший
шторм. Люди устали, и потому было принято решение вернуться в Англию. Через
месяц “Ниагара” и “Агамемнон” возвратились в Атлантику, опустили на дно сросток
двух половин кабеля со свинцовым грузилом и вновь начали расходиться.
Прокладка велась непрерывно целую неделю. В начале августа
1858 года “Агамемнон” подошел к Ирландии, а “Ниагара” бросила якорь у восточного
побережья Ньюфаундленда. Подводная кабельная линия электросвязи длиной 3800 км
была проложена, и вскоре по ней стали передавать первые телеграммы.
Праздновать успех начали и в Англии, и в США, однако уже 1
сентября связь прекратилась. Линия, и так действовавшая не очень хорошо,
полностью потеряла работоспособность. Континенты, как и прежде, оказались
оторванными один от другого.
Специальная комиссия почти год выясняла причины неудач,
связанных с трансатлантической линией и другой подводной кабельной линией длиной
2250 км, являвшейся последним звеном телеграфной цепи из Англии в Индию. Неудачи
объяснялись главным образом плохой конструкцией кабелей, низким качеством
материалов, а также отсутствием навыков подводной прокладки и удовлетворительных
средств для нее. [А непосредственной причиной выхода трансатлантической линии из
строя послужил, по всей видимости, пробой изоляции из-за слишком высокого для
нее напряжения береговой питающей батареи (2000 В). Напряжение увеличивали,
чтобы усилить передаваемые сигналы (при более слабом напряжении недостаточно
чувствительные аппараты на таком большом расстоянии их не улавливали).]
Тем не менее был накоплен опыт, позволивший улучшить
конструкцию кабелей, повысить уровень их производства и испытаний, усилить
требования к материалам. За восемь лет, прошедших до следующей экспедиции, было
изготовлено более 30 000 км кабелей для 75 подводных линий. Удалось успешно
проложить кабель через Средиземное море длиной 1500 км.
К работе, связанной с созданием нового кабеля, были
привлечены научные организации, видные ученые и инженеры. Выделялся здесь
знаменитый Уильям Томсон (позже получивший за свои научные заслуги титул пэра и
ставший лордом Кельвином), который внес весьма существенный вклад в развитие
телеграфии по подводным кабелям. Например, чтобы избежать чрезмерного повышения
напряжения питающей батареи для усиления передаваемых сигналов, Томсон предложил
использовать в качестве чувствительного приемника изобретенный им зеркальный
гальванометр, способный улавливать слабые телеграфные сигналы. А главное, он
показал, что скорость телеграфной передачи (определяемая промежутком времени
между двумя посылками тока, при котором оба сигнала принимаются вполне
отчетливо) обратно пропорциональна сопротивлению и электрической емкости кабеля
[1, 3].
Новый кабель заметно отличался от своего предшественника,
причем даже по своему размеру: площадь его сечения увеличилась более чем в три
раза [1]. Береговые концы кабеля имели усиленную броню для защиты от повреждений
при трении о камни во время приливов и отливов, а также при случайных ударах
корабельных якорей.
Четвертая прокладка трансатлантического кабеля началась 23
июля 1865 года из Ирландии. Ее производил самый большой тогда корабль в мире,
имевший название “Грейт Истерн” (переводившееся как “Великий Восток”) [1, 3]. На
борту судна было 7000 км кабеля, размещенного в специально переоборудованных
трюмах.
Однако и данная попытка не принесла успеха: сначала на
второй, а затем на седьмой день плавания приборы сигнализировали о повреждении
изоляции. Приходилось поднимать несколько километров кабеля из воды на борт и
заниматься ремонтом. Оба раза изоляция оказывалась проткнутой насквозь стальной
проволокой. Происходило так потому, что твердая сталь, из которой была сделана
проволока брони, оказалась хрупкой, и под действием тяжести уложенных в трюме
один на другой многочисленных витков кабеля эта проволока ломалась на куски. Они
и прорезали изоляцию. При изготовлении кабеля основное внимание уделялось его
электрическим свойствам, и почти никто не занимался проверкой других параметров.
А 2 августа, когда судно прошло уже две трети пути, произошла
авария. При ликвидации третьего повреждения изоляции кабель оборвался и ушел на
дно. Девять дней пытался “Грейт Истерн” поднять затонувший кабель. Для его
подъема использовался специальный крюк с пятью лапами (похожий на
приспособление, которым достают из колодца упавшее ведро). Несколько раз
удавалось зацепить кабель и начать поднимать его конец, но каждый раз
недостаточно прочный стальной трос обрывался. Экспедиция 1865 года тоже
закончилась неудачей.
Спустя какое-то время изготовили новый кабель. Теперь он имел
броню не из твердых, а из мягких металлических проволок. На “Грейт Истерне”
усовершенствовали приборы и механизмы; кроме того, на борт взяли 35 км
сверхпрочного стального троса.
Пятая экспедиция, начавшаяся 13 июля 1866 года, оказалась
успешной [1, 2]. Прокладка кабеля шла без осложнений. Через две недели, 27 июля,
“Грейт Истерн” подошел к Ньюфаундленду и бросил якорь. Этот день и считают днем
начала постоянной электрической связи между Европой и Америкой.
9 августа “Грейт Истерн” в сопровождении трех вспомогательных
судов вновь вышел в море, чтобы поднять конец кабеля, затонувшего годом раньше.
Поиски, а затем попытки его подъема длились три недели — больше, чем экспедиция,
связанная с прокладкой нового кабеля. Наконец, кабель удалось поднять. Он
оказался полностью работоспособным. На судне срастили поднятый конец с запасным
кабелем, и “Грейт Истерн” снова пошел по направлению к Ньюфаундленду,
прокладывая оставшиеся 1200 км линии. 8 сентября 1866 года континенты оказались
соединенными и вторым кабелем.
Литература
1. Шарле Д.Л. По всему земному шару: Прошлое,
настоящее и будущее кабелей связи. М.: Радио и связь, 1985.
2. Первов П.Д. Проложение первого телеграфа через
океан. М.: Новая Москва, 1923.
3. Самарин М.С. Вольт, ампер, ом и другие. Единицы
физических величин в технике связи. М.: Радио и связь, 1988.