Вы - -й посетитель этой странички

Примерные ответы на примерные билеты

Е.А. Еремин, А.П. Шестаков,
г. Пермь

Примерные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений были подготовлены Министерством образования и опубликованы в ряде изданий (см., например, ИНФО № 1/2002). Мы сочли, что нашим читателям будет интересно познакомиться не только с вопросами билетов, но и (прежде всего!) с примерными ответами на них. При этом следует учитывать, что в отличие от вопросов ответы являются авторскими, т.е. отражают точку зрения авторов. Поэтому их ни в коем случае не следует воспринимать ни как непререкаемую истину, ни как официальный документ.
    В каждом номере, начиная с № 9, мы будем публиковать материалы двух билетов. Файлы, которые могут потребоваться для вторых вопросов билетов, параллельно с публикациями размещаются на сайте http://info-bilet.narod.ru.

Билет № 1

    1. Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники.
    2. Создание, редактирование, сохранение, распечатка текста в среде текстового редактора.

* * *

1. Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники.

    Под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий.
    В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству.
    Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
    Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
    Некоторые характерные черты информационного общества:
   
решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
   
обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
   
главной формой развития станет информационная экономика;
   
в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
   
информационные технологии охватывают все сферы социальной деятельности человека;
   
с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации.
    Один из этапов перехода к информационному обществу — компьютеризация общества, где основное внимание уделяется развитию и внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.
    Основной инструмент компьютеризации — ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.
    Основными этапами развития вычислительной техники являются:
    I. Ручной — с 50-го тысячелетия до н. э.;
    II. Механический — с середины XVII века;
    III. Электромеханический — с девяностых годов XIX века;
    IV. Электронный — с сороковых годов XX века.

    I. Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации. Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов явился предшественником счета на абаке — наиболее развитом счетном приборе древности. Аналогом абака на Руси являются дошедшие до наших дней счеты. Использование абака предполагает выполнение вычислений по разрядам, т.е. наличие некоторой позиционной системы счисления.
    В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка успешно использовалась еще пятнадцать лет назад, более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.

    II. Развитие механики в XVII веке стало предпосылкой создания вычислительных устройств и приборов, использующих механический способ вычислений. Вот наиболее значимые результаты, достигнутые на этом пути.
    1623 г. — немецкий ученый В.Шиккард описывает и реализует в единственном экземпляре механическую счетную машину, предназначенную для выполнения четырех арифметических операций над шестиразрядными числами.
    1642 г. — Б.Паскаль построил восьмиразрядную действующую модель счетной суммирующей машины. Впоследствии была создана серия из 50 таких машин, одна из которых являлась десятиразрядной. Так формировалось мнение о возможности автоматизации умственного труда.
    1673 г. — немецкий математик Лейбниц создает первый арифмометр, позволяющий выполнять все четыре арифметических операции.
    1881 г. — организация серийного производства арифмометров.
    Арифмометры использовались для практических вычислений вплоть до шестидесятых годов XX века.
    Английский математик Чарльз Бэббидж (Charles Babbage, 1792—1871) выдвинул идею создания программно-управляемой счетной машины, имеющей арифметическое устройство, устройство управления, ввода и печати. Первая спроектированная Бэббиджем машина, разностная машина, работала на паровом двигателе. Она заполняла таблицы логарифмов методом постоянной дифференциации и заносила результаты на металлическую пластину. Работающая модель, которую он создал в 1822 году, была шестиразрядным калькулятором, способным производить вычисления и печатать цифровые таблицы. Второй проект Бэббиджа — аналитическая машина, использующая принцип программного управления и предназначавшаяся для вычисления любого алгоритма. Проект не был реализован, но получил широкую известность и высокую оценку ученых.
    Аналитическая машина состояла из следующих четырех основных частей: блок хранения исходных, промежуточных и результирующих данных (склад — память); блок обработки данных (мельница — арифметическое устройство); блок управления последовательностью вычислений (устройство управления); блок ввода исходных данных и печати результатов (устройства ввода/вывода).
    Одновременно с английским ученым работала леди Ада Лавлейс (Ada Byron, Countess of Lovelace, 1815— 1852). Она разработала первые программы для машины, заложила многие идеи и ввела ряд понятий и терминов, сохранившихся до настоящего времени.

    III. Электромеханический этап развития ВТ явился наименее продолжительным и охватывает около 60 лет — от первого табулятора Г.Холлерита до первой ЭВМ “ENIAC”.
    1887 г. — создание Г.Холлеритом в США первого счетно-аналитического комплекса, состоящего из ручного перфоратора, сортировочной машины и табулятора. Одно из наиболее известных его применений — обработка результатов переписи населения в нескольких странах, в том числе и в России. В дальнейшем фирма Холлерита стала одной из четырех фирм, положивших начало известной корпорации IBM.
    Начало — 30-е годы XX века — разработка счетноаналитических комплексов. Состоят из четырех основных устройств: перфоратор, контрольник, сортировщик и табулятор. На базе таких комплексов создаются вычислительные центры.
    В это же время развиваются аналоговые машины.
    1930 г. — В.Буш разрабатывает дифференциальный анализатор, использованный в дальнейшем в военных целях.
    1937 г. — Дж. Атанасов, К.Берри создают электронную машину ABC.
    1944 г. — Г.Айкен разрабатывает и создает управляемую вычислительную машину MARK-1. В дальнейшем было реализовано еще несколько моделей.
    1957 г. — последний крупнейший проект релейной вычислительной техники — в СССР создана РВМ-I, которая эксплуатировалась до 1965 г.

    IV. Электронный этап, начало которого связывают с созданием в США в конце 1945 г. электронной вычислительной машины ENIAC.
    В истории развития ЭВМ принято выделять несколько поколений, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и уникальные характеристики. Главное отличие машин разных поколений состоит в элементной базе, логической архитектуре и программном обеспечении, кроме того, они различаются по быстродействию, оперативной памяти, способам ввода и вывода информации и т.д. Эти сведения обобщены ниже в таблице на c. 10.
    ЭВМ пятого поколения должны удовлетворять следующим качественно новым функциональным требованиям:
    1) обеспечивать простоту применения ЭВМ путем эффективных систем ввода/вывода информации, диалоговой обработки информации с использованием естественных языков, возможности обучаемости, ассоциативных построений и логических выводов (интеллектуализация ЭВМ);
    2) упростить процесс создания программных средств путем автоматизации синтеза программ по спецификациям исходных требований на естественных языках; усовершенствовать инструментальные средства разработчиков;
    3) улучшить основные характеристики и эксплуатационные качества ЭВМ, обеспечить их разнообразие и высокую адаптируемость к приложениям.

Основная литература

    1. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.Ф. Информатика. 7—9-е классы: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 1998.
    2. Каймин В.А., Щеголев А.Г., Ерохина Е.А., Федюшин Д.П. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10—11-х классов средней школы. М.: Просвещение, 1989.
    3. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В., Сворень Р.А. Основы информатики и вычислительной техники: Учебник для средних учебных заведений. М.: Просвещение, 1993 (§ 2 — Электронные вычислительные машины).
    4. Основы информатики и вычислительной техники. Пробное учебное пособие для средних учебных заведений / Под ред. Ершова А.П., Монахова В.М. М.: Просвещение, 1985. Ч. I, II.
    5. Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика: учебник по базовому курсу. М.: Лаборатория базовых знаний, 1998 (§ 5 — Предыстория информатики).

Поколения ЭВМ

Характеристики

I I II IV
Годы применения 1946—1958 1959—1963 1964—1976 1977—…
Элементарная база Эл. лампа, реле Транзистор, параметрон ИС, БИС СБИС
Kоличество ЭВМ в мире (шт.) Десятки Тысячи Десятки тысяч Более 107
Быстродействие (операций в секунду) До 105

 

До 106

 

До 107

 

Более 107

 

Объем оперативной памяти До 64 Kб

 

До 512 Kб

 

До 16 Мб

 

Более 16 Мб

 

Характерные типы ЭВМ поколения

Малые, средние, большие, специальные Большие, средние, мини- и микроЭВМ СуперЭВМ, ПK, специальные, общие, сети ЭВМ
Типичные модели поколения EDSAC, ENIAC, UNIVAC, БЭСМ RCA-501, IBM 7090, БЭСМ-6 IBM/360, PDP, VAX, ЕС ЭВМ, СМ ЭВМ IBM/360, SX-2, IBM PC/XT/AT, PS/2, Cray
Носитель информации Перфокарта, перфолента Магнитная лента Диск Гибкий, жесткий, лазерный диск, др.
Характерное программное обеспечение Kоды, автокоды, ассемблеры Языки программирования, АСУ, АСУТП ППП, СУБД, САПР, ЯПВУ БЗ, ЭС, системы параллельного программирования, др.

Дополнительная литература

    1. Апокин И.А., Майстров Л.Е. История вычислительной техники. М.: Наука, 1990.
    2. Громко Н.И. Введение в страну ЭВМ. Минск: Вышэйшая школа, 1989.
    3. Знакомьтесь: компьютер. М.: Мир, 1989.
    4. Аладьев В.З., Хунт Ю.Я., Шишаков М.Л. Основы информатики. М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1999.
    5. Малиновский Б.Н. История вычислительной техники в лицах. Киев, 1995.
    6. http://www.computer-museum_r.html — Виртуальный компьютерный музей.
    7. http://www.icfcst.kiev.ua/MUSEUM/museum_r.html — Виртуальный европейский музей истории компьютерной науки и техники.
    8. http://historyvt.narod.ru/ — История вычислительной техники.
    9. Вершинин О.Е. За страницами учебника информатики. М.: Просвещение, 1992.
    10. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. / Сост. — Поспелов Д.А. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

* * *

2. Создание, редактирование, сохранение, распечатка текста в среде текстового редактора.

    I. Набрать и оформить заданный ниже текст как можно ближе к оригиналу. Размер шрифта — 12 пт, межстрочный интервал — одинарный, отступы сверху, снизу, справа, слева — 2 см. Создать на диске папку, название которой соответствует вашей фамилии, и сохранить в этой папке набранный и оформленный текст под именем “Экзаменационное задание”.

Общие сведения о компьютерных вирусах

    Компьютерным вирусом называется программа, способная внедряться в другие программы. Это, конечно, невозможно без способности к самовоспроизводству, т.е. размножению. Но не всякая могущая размножаться программа является компьютерным вирусом.
    Очевидна аналогия понятий компьютерного и биологического вирусов.
    Возможными каналами проникновения вирусов в компьютер являются накопители на сменных носителях информации и средства сетевой коммуникации.
    Воспользовавшись накопленными научными и практическими результатами, некоторые лица (часто именуемые “технокрысами”) стали разрабатывать самовоспроизводящиеся программы с целью нанесения ущерба пользователям ЭВМ. Авторы вирусов сосредоточили свои усилия именно в области ПЭВМ вследствие их массовости и почти полного отсутствия средств защиты как на аппаратном уровне, так и на уровне ОС. Среди побудительных мотивов, движущих авторами вирусов, можно назвать следующие:
    — озорство и одновременно недопонимание всех последствий распространения вируса;
    — стремление “насолить” кому-либо;
    — неестественная потребность в совершении преступлений;
    — желание самоутвердиться;
    — невозможность использовать свои знания и умения в конструктивном русле (это в большей степени экономическая проблема);
    — уверенность в полной безнаказанности (в ряде стран, в том числе и в нашей, пока отсутствуют соответствующие правовые нормы).

    Вывести полученный файл на печатающее устройство.

    II. В текстовом редакторе выполнить следующие задания:
    установить следующие параметры страниц: альбомная ориентация, верхнее, нижнее поля — 2 см, левое и правое — 2,5 см;
    начертить и заполнить таблицу Пифагора (таблицу умножения) для чисел от 2 до 9;
    озаглавить документ;
    скопировать содержимое первого окна в другое окно;
    изменить шрифт в заголовке;
    поместить вторую таблицу после первой, с учетом того, что левый край и абзац составляют 1,5 см, а правый край — 1 см;
    сохранить оба документа в файлах PIF1.DOC, PIF2.DOC;
    вывести содержимое файла PIF1.DOC на печатающее устройство.

    III. В текстовом редакторе выполнить задания:
    создать макет кроссворда и набрать текст вопросов;
    сохранить документ в файле KROSS.DOC;
    проверить орфографию;
    отформатировать текст в соответствии с печатным образцом (см. ниже);
    создать новый документ, в который скопировать кроссворд, заполнить кроссворд;
    сохранить документ с ответами в файле KROSS1.DOC.

Кроссворд “Компоненты компьютера”

Ключевое слово: части компьютера.


 

    По горизонтали:
    1. Устройство ввода буквенной и числовой информации.
    2. “Волшебная палочка” для игры на компьютере.
    3. То, во что мы смотрим, работая на компьютере, чтобы получить от него информацию.
    4. Устройство печати.
    5. Хранилище информации.
    6. Устройство ввода графической информации.
    7. “Сердце” компьютера.
    8. Устройство вывода звуковой информации.
    Вывести на печать документ, сохраненный в файле KROSS1.DOC.

Билет № 2

    1. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера и их функции.
    2. Решение расчетной задачи с использованием математических функций (среднее арифметическое, минимум, максимум и др.) в среде электронных таблиц.

* * *

    1. Функциональная схема компьютера. Основные устройства компьютера и их функции.
   
Несмотря на огромное разнообразие вычислительной техники и ее необычайно быстрое совершенствование, фундаментальные принципы устройства машин во многом остаются неизменными. В частности, начиная с самых первых поколений, любая ЭВМ состоит из следующих основных устройств: процессор, память (внутренняя и внешняя) и устройства ввода и вывода информации. Рассмотрим более подробно назначение каждого из них.
    Процессор является главным устройством компьютера, в котором собственно и происходит обработка всех видов информации. Другой важной функцией процессора является обеспечение согласованного действия всех узлов, входящих в состав компьютера. Соответственно наиболее важными частями процессора являются арифметико-логическое устройство (АЛУ) и устройство управления (УУ).
    Каждый процессор способен выполнять вполне определенный набор универсальных инструкций, называемых чаще всего машинными командами. Каков именно этот набор, определяется устройством конкретного процессора, но он не очень велик и в основном аналогичен для различных процессоров. Работа ЭВМ состоит в выполнении последовательности таких команд, подготовленных в виде программы. Процессор способен организовать считывание очередной команды, ее анализ и выполнение, а также при необходимости принять данные или отправить результаты их обработки на требуемое устройство. Выбрать, какую инструкцию программы исполнять следующей, также должен сам процессор, причем результат этого выбора часто может зависеть от обрабатываемой в данный момент информации.
    Хотя внутри процессора всегда имеются специальные ячейки (регистры) для оперативного хранения обрабатываемых данных и некоторой служебной информации, в нем сознательно не предусмотрено место для хранения программы. Для этой важной цели в компьютере служит другое устройство — память. Мы рассмотрим лишь наиболее важные виды компьютерной памяти, поскольку ее ассортимент непрерывно расширяется и пополняется все новыми и новыми типами.
    Память в целом предназначена для хранения как данных, так и программ их обработки: согласно фундаментальному принципу фон Неймана, для обоих типов информации используется единое устройство.
    Начиная с самых первых ЭВМ, память сразу стали делить на внутреннюю и внешнюю. Исторически это действительно было связано с размещением внутри или вне процессорного шкафа. Однако с уменьшением размеров машин внутрь основного процессорного корпуса удавалось поместить все большее количество устройств, и первоначальный непосредственный смысл данного деления постепенно утратился. Тем не менее терминология сохранилась.
    Под внутренней памятью современного компьютера принято понимать быстродействующую электронную память, расположенную на его системной плате.
    Сейчас такая память изготавливается на базе самых современных полупроводниковых технологий (раньше использовались магнитные устройства на основе ферритовых сердечников — лишнее свидетельство тому, что конкретные физические принципы значения не имеют). Наиболее существенная часть внутренней памяти называется оперативное запоминающее устройство (ОЗУ). Его главное назначение состоит в том, чтобы хранить данные и программы для решаемых в текущий момент задач. Наверное, каждому пользователю известно, что при выключении питания содержимое ОЗУ полностью теряется. В состав внутренней памяти современного компьютера, помимо ОЗУ, также входят и некоторые другие разновидности памяти, которые при первом знакомстве можно пропустить. Здесь упомянем только о постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ), в котором, в частности, хранится информация, необходимая для первоначальной загрузки компьютера в момент включения питания. Как очевидно из названия, информация в ПЗУ не зависит от состояния компьютера (для лучшего понимания можно указать на некоторую аналогию между информацией в ПЗУ и “врожденными” безусловными рефлексами у живых существ). Раньше содержимое ПЗУ раз и навсегда формировалось на заводе, теперь же современные технологии позволяют в случае необходимости обновлять его даже не извлекая из компьютерной платы.
    Внешняя память реализуется в виде довольно разнообразных устройств хранения информации и обычно конструктивно оформляется в виде самостоятельных блоков. Сюда прежде всего следует отнести накопители на гибких и жестких магнитных дисках (последние пользователи жаргонно именуют винчестерами), а также оптические дисководы (устройства для работы с CD-ROM). В конструкции устройств внешней памяти имеются механически движущиеся части, поэтому скорость их работы существенно ниже, чем у полностью электронной внутренней памяти. Тем не менее внешняя память позволяет сохранить огромные объемы информации с целью последующего использования. Подчеркнем, что информация во внешней памяти прежде всего предназначена для самого компьютера и поэтому хранится в удобной ему форме; человек без использования машины не в состоянии, например, даже отдаленно представить содержимое немаркированной дискеты или диска CD-ROM.
    Современные программные системы способны объединять внутреннюю и внешнюю память в единое целое, причем так, чтобы наиболее редко используемая информация попадала в более медленно работающую внешнюю память. Такой метод дает возможность очень существенно расширить объем обрабатываемой с помощью компьютера информации.
    Если процессор дополнить памятью, то такая система уже может быть работоспособной. Ее существенным недостатком является невозможность узнать что-либо о происходящем внутри такой системы. Для получения информации о результатах необходимо дополнить компьютер устройствами вывода, которые позволяют представить их в доступной человеческому восприятию форме. Наиболее распространенным устройством вывода является дисплей, способный быстро и оперативно отображать на своем экране как текстовую, так и графическую информацию. Для того чтобы получить копию результатов на бумаге, используют печатающее устройство, или принтер.
    Наконец, поскольку пользователю часто требуется вводить в компьютерную систему новую информацию, необходимы еще и устройства ввода. Простейшим устройством ввода является клавиатура. Широкое распространение программ с графическим интерфейсом способствовало популярности другого устройства ввода — манипулятора мышь. Наконец, очень эффективным современным устройством для автоматического ввода информации в компьютер является сканер, позволяющий не просто преобразовать картинку с листа бумаги в графический компьютерный файл, но и с помощью специального программного обеспечения распознать в прочитанном изображении текст и сохранить его в виде, пригодном для редактирования в обычном текстовом редакторе.

    Теперь, когда мы знаем основные устройства компьютера и их функции, осталось выяснить, как они взаимодействуют между собой. Для этого обратимся к функциональной схеме современного компьютера, приведенной на рисунке.
    Для связи основных устройств компьютера между собой используется специальная информационная магистраль, обычно называемая инженерами шиной. Шина состоит из трех частей:
    • шина адреса, на которой устанавливается адрес требуемой ячейки памяти или устройства, с которым будет происходить обмен информацией;
    • шина данных, по которой собственно и будет передана необходимая информация; и, наконец,
    • шина управления, регулирующая этот процесс (например, один из сигналов на этой шине позволяет компьютеру различать между собой адреса памяти и устройств ввода/вывода).
    Рассмотрим в качестве примера, как процессор читает содержимое ячейки памяти. Убедившись, что шина в данный момент свободна, процессор помещает на шину адреса требуемый адрес и устанавливает необходимую служебную информацию (операция — чтение, устройство — ОЗУ и т.п.) на шину управления. Теперь ему остается только ожидать ответа от ОЗУ. Последнее, “увидев” на шине обращенный к нему запрос на чтение информации, извлекает содержимое необходимой ячейки и помещает его на шину данных. Разумеется, реальный процесс значительно подробнее, но нас сейчас не интересуют технические детали. Особо отметим, что обмен по шине при определенных условиях и при наличии определенного вспомогательного оборудования может происходить и без непосредственного участия процессора, например, между устройством ввода и внутренней памятью.
    Подчеркнем также, что описанная нами функциональная схема на практике может быть значительно сложнее. Современный компьютер может содержать несколько согласованно работающих процессоров, прямые информационные каналы между отдельными устройствами, несколько взаимодействующих магистралей и т.д. Тем не менее если понимать наиболее общую схему, то разобраться в конкретной компьютерной системе будет уже легче.
    Магистральная структура позволяет легко подсоединять к компьютеру именно те внешние устройства, которые нужны для данного пользователя. Благодаря ей удается скомпоновать из стандартных блоков любую индивидуальную конфигурацию компьютера.


Литература
   
1. Информатика в понятиях и терминах: Книга для учащихся старших классов средней школы / Г.А. Бордовский, В.А. Извозчиков, Ю.В. Исаев, В.В. Морозов; Под ред. В.А. Извозчикова. М.: Просвещение, 1991, 208 с.
    2. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учебное пособие для средних учебных заведений. В 2 ч. Ч. 1/ А.П. Ершов, В.М. Монахов, С.А. Бешенков и др.; Под ред. А.П. Ершова, В.М. Монахова.  М.: Просвещение, 1985, 96 с.
    3. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учебное пособие для средних учебных заведений. В 2 ч. Ч. 2/ А.П. Ершов, В.М. Монахов, А.А. Кузнецов и др.; Под ред. А.П. Ершова, В.М. Монахова. М.: Просвещение, 1986, 143 с.
    4. Гук М. Аппаратные средства IBM PC. Энциклопедия. СПб.: Издательство “Питер”, 2000, 816 c.

* * *

    2. Решение расчетной задачи с использованием математических функций (среднее арифметическое, минимум, максимум и др.) в среде электронных таблиц.

    В качестве примера подобной задачи можно привести следующую.

    Условие задачи. Из файла TEMPER прочитать в электронную таблицу данные о температуре, фиксируемой ежедневно в течение года. Организовать вычисление максимального, минимального и среднего значения температуры по каждому месяцу и за год в целом. В качестве усложнения задачи можно добавить к ней еще один вопрос: проделать аналогичные вычисления по каждому из времен года. Для облегчения подготовки задания файл TEMPER.XLS может быть взят готовым с рабочего сайта http://info-bilet.narod.ru.
    Рекомендации по решению. Используя соответствующие статистические функции (например, в Excel они называются МАКС, МИН и СРЗНАЧ), сформируйте формулы вычисления требуемых значений для января. Затем скопируйте эти формулы для остальных месяцев.

    Примечания
   
1. Техника копирования формул в разных электронных таблицах различна. В Excel это делается наиболее  просто путем выделения ячеек с формулами и расширения рамки выделения на ячейки остальных месяцев (более строго это называется “перетаскиванием маркера заполнения”).
    2. При копировании формул необходимо обязательно учитывать, как конкретные электронные таблицы обрабатывают “пустые” ячейки. Например, если формулу для суммирования температуры 31 дня за январь механически скопировать в столбец февраля, где, как известно, в обычном году 28 дней, то три нижних суммируемых клетки будут незаполненными. Excel их просто проигнорирует и результат будет правильным: среднее по действительно заполненным 28 ячейкам. При использовании других электронных таблиц среднее значение может быть все же найдено по 31 ячейке, что приведет к ошибке.

    При вычислении среднего значения температуры за весь год ни в коем случае не пытайтесь использовать “рациональный” способ усреднения двенадцати ежемесячных средних — это математически неверно! Правильный способ состоит в обработке всех 365 значений в ячейках таблицы.
    Наконец, при нахождении средней температуры за весну, лето и осень достаточно обработать по три соседних столбца. Для зимы результирующая формула будет наиболее сложной, поскольку надо обработать результаты двух первых столбцов (январь, февраль) и одновременно последнего (декабрь). Эту часть задачи вполне можно не включать в билет.
    Ниже показан фрагмент таблицы с решением задачи.

Продолжение следует