ЭКСПЕРИМЕНТВ.Ф. Бурмакина, И.Н. ФалинаНачало проекта по оценке ИКТ-компетентности девятиклассниковВ рамках проекта “Информатизация системы образования” (ИСО), проводимого правительством Российской Федерации, с ноября 2005 года начало разрабатываться новое направление — “Разработка инструмента для оценки компетентности школьников в области ИКТ”. В техническом задании к новому проекту указывается, что “…одним из индикаторов успешности проекта ИСО является его влияние на формирование информационной и коммуникационной компетентности выпускников девятого класса, которые завершают обучение по программе основной школы. Этот индикатор позволяет косвенно оценить влияние изменений в содержании и методах учебной работы в основной школе, которые связаны с внедрением ИКТ в практику учебной работы, с реальным уровнем использования и востребованности новых информационных технологий в образовательном процессе”. В рамках нового проекта предусмотрена регулярная (ежегодная) оценка изменения уровня компетентности школьников в области использования ИКТ в регионах проекта ИСО (Красноярский край, Республика Карелия, Пермская область, Челябинская область, Калужская область, Ставропольский край, Хабаровский край). Давайте разберемся, что же собираются проверять в рамках этого проекта, и почему требуются какие-то новые инструменты для оценки определенных навыков и умений школьников, в данном случае — девятиклассников. 1. Детализация понятия ИКТ-компетентности В рамках разрабатываемого проекта предполагается оценивать компетентность школьников в области владения ими информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Обратите внимание, что в аббревиатуре “ИКТ” буква “К” соответствует слову коммуникация. В словаре иностранных слов указано: коммуникация — 1) путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.); 2) форма связи (напр., телеграф, радио, телефон); 3) акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц; 4) массовая к. — процесс сообщения информации с помощью технических средств… численно большим, рассредоточенным аудиториям. Таким образом, в рамках нового проекта будет проверяться способность учащихся (их компетентность в этой области) создавать и передавать информацию с использованием компьютерных технологий. Что же стоит за термином “компетентность”, который начинает активно использоваться в отечественной педагогике и в официальных документах Министерства образования и науки? На сегодняшний день выработано только лишь определение ИКТ-грамотности, и на базе этого определения вводится понятие ИКТ-компетенции. Определение. ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе. Очевидно, что в данном определении используется несколько терминов и понятий, давайте последовательно рассмотрим каждое из них. ИКТ — представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационная технология представляет собой объединение информационных и коммуникационных технологий. Грамотность — это динамичный инструмент (в самом широком смысле слова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти. Цифровые технологии относятся к компьютерному и программному обеспечению; инструменты коммуникации — к продуктам и услугам, с помощью которых передается информация, сети — это каналы передачи информации. Функционирование в современном обществе отражает многообразие контекстов применения индивидуумом ИКТ-грамотности. ИКТ-грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе. Введенное понятие ИКТ-грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле. Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения: · определение информации — способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации; · доступ к информации — умение собирать и/или извлекать информацию; · управление информацией — умение применять существующую схему организации или классификации; · интегрирование информации — умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных; · оценивание информации — умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации; · создание информации — умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее; · передача информации — способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении. Перейдем теперь от определения ИКТ-грамотности к понятию ИКТ-компетенции. Компетентность — понятие очень общее. В нем не отражены конкретные познавательно-практические качества, которые должны быть сформированы в процессе обучения. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий. Поэтому в разных предметных областях вырабатываются свои определения компетенции, например, языковая компетентность. Переход от “знаньевоцентрического” подхода в обучении (знания ради знаний) к “компетентностному” обучению предполагает воспитание такого человека и гражданина, который будет приспособлен к постоянно меняющимся условиям жизни. Пока круг компетенций, которым будут учить школьников, не определен окончательно, как и само понятие “компетентность”. Но за основу взяты способность брать на себя ответственность, участвовать в демократических процедурах, общаться и обучаться на протяжении всей жизни, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. В рамках рассматриваемого проекта сформировано следующее определение ИКТ-компетенции. Определение. Под ИКТ-компетенцией подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных познавательных, этических и технических навыков. Ниже приведена схематичная модель ИКТ-компетентности: Для пояснения введенного понятия приведем примеры заданий, проверяющих навыки и когнитивные деятельности, составляющие ИКТ-компетентность. · Доступ — найти и открыть соответствующее сообщение электронной почты в ящике входящих писем; · Управление — найти и организовать соответствующую информацию из писем электронной почты; · Интеграция — проанализировать преимущества и недостатки различных рекомендуемых чистящих средств для выведения пятен; · Оценка — принять решение, какое средство для выведения пятен целесообразно заказать через интернет-магазин, основываясь на информации сайтов продавцов соответствующих товаров; · Создание — представить свои рекомендации по решению некоторого вопроса в формате письма электронной почты. 2. Почему необходима разработка
нового инструмента для оценки Анализ существующих методов оценки компетентности школьников в области использования ИКТ, в том числе используемых в Российской Федерации в рамках эксперимента по единому государственному экзамену (ЕГЭ), а также рассмотрение подготовленных Министерством образования и науки РФ проектов стандартов по информатике (2004 года), показывают, что существующие методы оценки информационно-коммуникационной компетенции ориентируются почти исключительно на формирование технологических навыков и алгоритмического мышления школьников. Оценка умственных навыков высокого уровня, которые обеспечивают полноценную информационно-коммуникационную компетентность школьников, сегодня практически не обсуждается. Поэтому использовать существующие сегодня в РФ измерители компетентности школьников в области использования ИКТ (итоговая оценка по курсу информатики, или результаты ЕГЭ) не представляется возможным. Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или компетенция) должна обеспечить школьникам возможность: · успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета); · подготовиться к выбранной профессиональной деятельности; · жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях. В связи с вышеизложенным было принято решение разработать новый инструментарий оценки ИКТ-компетенции, который позволит, грубо говоря, проверить, как школьник мыслит и работает в “цифровом” мире. В рамках нового проекта оценка ИКТ-компетенции будет проводиться по результатам теста, выполняемого учащимся на компьютере, при этом общая ИКТ-компетентность учащихся будет оцениваться по конечному результату. Составляющие навыки не будут выделяться и оцениваться индивидуально. Для оценки каждого из составляющих навыков в тесте будут представлены несколько заданий, но в целом за тест будет выставляться качественная (диагностическая) оценка, отражающая уровень ИКТ-компетенции: уровень выше базового, базовый, ниже базового. Диагностическая оценка позволит исследовать познавательные и технические навыки, стоящие за конкретными составляющими ИКТ-компетентности. Результат такого типа тестирования будет полезен по нескольким причинам. Он может дать: · общую оценку познавательной и технической компетентности ученика; · более детализированную систему отчета о набранных баллах, выделяющую конкретные сильные и слабые стороны ученика; · связь с существующими или специально разработанными методическими материалами; · основываясь на результатах тестирования, можно выделять конкретные цели обучения. Но, как известно, цель любой проверки, любой формы контроля достигается только на адекватно составленных (целям) вопросах и задачах. Одной из задач рабочей группы проекта является разработка заданий для теста. Без сомнения, тексты заданий публиковаться до тестирования не будут, но описать будущие задания можно и скорее всего необходимо. 1) Тест будет содержать 14 вопросов, выполнение каждого вопроса будет ограничено по времени. В тексте будет 1 вопрос на 30 минут, 2 вопроса на 15 минут и 11 вопросов на 5 минут. 2) Сценарий каждого задания будет приближен к реальной жизни. Например: Используя программу поиска, найти сайты со статьями о болезнях сердца (задание на оценивание умения “доступ”) или В каждой из найденных статей найти информацию по вариантам лечения (задание на оценивание умения “интеграция”). Если задание связано с каким-либо школьным предметом, то его содержание не выходит за рамки стандарта обучения по данному предмету. Попутно отметим, что в группу по разработке заданий входят учителя информатики, русского языка, химии и других предметов. 3) Для выполнения заданий теста разрабатывается специальная тестирующая среда, включающая имитацию программы поиска в Интернете, почтовой программы, текстового и графического редакторов и т.д. Это делается для того, чтобы уравнять условия выполнения теста учащимися (ранее полученные навыки работы с каким-либо программным средством не дадут большого преимущества перед теми ребятами, которые по объективным причинам таких навыков в школе приобрести не смогли). Ниже приведен пример вопроса на 30 минут (автор — учитель словесности средней общеобразовательной школы № 542 Т.Н. Козлова). 3. Надо ли специально готовить школьников к будущему тестированию по ИКТ-компетентности? Одной из косвенных целей данного проекта является акцентирование внимания учителей всех профилей (не только информатики) на развитие у учащихся навыков, составляющих ИКТ-компетентность. Именно поэтому важным было выработать определение ИКТ-грамотности и ИКТ-компетентности. В дальнейшем необходима разработка методик выработки навыков, составляющих ИКТ-компетентность, и учебных заданий, на основе которых эти навыки можно будет вырабатывать. На сегодняшний момент для каждого учителя важно понять, что входит в ИКТ-компетентность, проанализировать, какие учебные задачи можно модифицировать так, чтобы косвенно они работали на выработку навыков, составляющих ИКТ-компетентность. По мере работы рабочей группы проекта “Оценка ИКТ-компетентности девятиклассников” на страницах газеты “Информатика” будут публиковаться новые материалы, которые, как мы надеемся, будут интересны и полезны учителям информатики. Кроме того, в 2006 году в рамках дистанционных курсов повышения квалификации для учителей информатики будет прочитан курс с условным названием “Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетенции школьников”. 4. Пример задания. “Выдающиеся русские лингвисты” Пояснения для учителей. В курсе русского языка 9-го класса перед итоговым повторением учащимся предлагается тема “Общие сведения о языке”. В рамках этой темы учащимся рассказывается о выдающихся русских лингвистах (в соответствии с образовательным стандартом по русскому языку за курс основной школы). Эти сведения позволят учащимся:
Данное задание с точки зрения ИКТ-компетентности нацелено на выявление навыков по поиску и оценке информации. Компетентность выявляется с помощью задания оценить информацию из базы данных с использованием предоставленного механизма поиска, выбрать те ресурсы, которые можно использовать для справки, или те, которые отвечают определенным требованиям. Время на выполнение: 30 минут. Выявляемые навыки:
Данное задание является характерным примером проверки сочетания технологических и когнитивных навыков. Начисление баллов |