ЭНЦИКЛОПЕДИЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

I. Дидактика и информатика

8. Принципы и законы обучения

О принципах обучения

Дидактическими принципами называют фиксированное множество педагогических деклараций:

— рожденных практикой педагогики;

— апробированных долгими десятилетиями школьного учебного процесса;

— проанализированных ведущими теоретиками педагогики;

— вынесенными на уровень ведущих методических установок;

— признанных педагогической общественностью.

И хотя в разных учебниках дидактики формулировки принципов могут несколько отличаться друг от друга, все же список таких деклараций, отражающих сущность достаточно устоявшихся принципов, может быть приведен здесь:

· принцип развивающего и воспитывающего обучения;

· принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности;

· принцип социокультурного соответствия;

· принцип научности и связи теории с практикой;

· принцип систематичности и системности;

· принцип сознательности и активности учащихся в обучении;

· принцип наглядности;

· принцип доступности;

· принцип прочности;

· принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения;

· принцип сочетания индивидуальных коллективных форм обучения.

Учебники дидактики, рассказывающие о системе принципов обучения, отмечают их взаимосвязь, раскрывают содержание конкретных принципов. (Хотя названия принципов выразительны настолько, что каждое из них говорит за себя, раскрытие их содержания представляет несомненный интерес для учителя.) Одной из форм взаимозависимости в такой системе является сопряженность принципов, которая позволяет рассматривать принципы в определенных парных сочетаниях, например, сопряженными могут рассматриваться принципы научности и доступности, систематичности и связи теории с практикой и т.п.

Система принципов скрепляется обусловленностью и взаимопроникновением принципов. Каждый из них активен только во взаимодействии со всеми остальными. В.И. Загвязинскому принадлежат образные слова о взаимодействии дидактических принципов: “Относительно системы принципов справедлив девиз: “Все или ничего”. Что толку, если обучение научно, наглядно, связано с практикой и т.д., если не обеспечена доступность? И зачем доступность, систематичность, наглядность, если содержание ненаучно?”[9].

Во всей совокупности принципов выделяют основной, системообразующий принцип, в качестве которого дидакты называют принцип развивающего и воспитывающего обучения. Он выражает основную цель педагогики, связывая воедино основные педагогические категории — воспитание, обучение, образование. Все остальные принципы выступают по отношению к ведущему как соподчиненные, обеспечивающие рекомендации по достижению главной цели — формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

О законах обучения

Законболее общая и более строгая категория, чем принцип. Он отражает внутреннюю необходимую связь явлений и процессов, существующих независимо от субъекта, познающего эти законы.

Но, прежде чем приводить формулировки законов обучения, следует признать, что обучение, как и любой социальный процесс, складывается из целенаправленной деятельности и сотрудничества его субъектов — людей, живущих по своим планам и с использованием своих средств. В связи с этим представляется, что для такого социального процесса, как обучение, формулировка понятия закона будет чрезвычайно затруднена.

Но деятельность людей связана со средой, она определяется историческим опытом человечества, его технологической вооруженностью и закономерностями развития коллективного сознания. Отсюда следует, что обучение, будучи субъективным по социальным корням, тем не менее является объективным феноменом и подчиняется объективным законам.

И.Я. Лернер определяет [14]: “Законом в дидактике можно считать внутреннюю существенную связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление и развитие”. В научных трудах отечественных дидактов Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина даны формулировки и трактовки законов, признанных педагогической общественностью:

· Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения;

· Закон развивающего и воспитывающего влияния обучения на учащихся;

· Закон обусловленности результатов обучения характером деятельности и общения учащихся;

· Закон целостности и единства педагогического процесса;

· Закон взаимосвязи и единства теории и практики в обучении;

· Закон взаимосвязи и взаимообусловленности, групповой и коллективной учебной деятельности.

Все эти законы имеют объективные источники и действуют в любых формах обучения. Законы действуют в области педагогической практики, регулируя ее через систему принципов обучения.

Продолжение