НА ОБЛОЖКЕ: “Олимпиады"
В данном номере вашему вниманию представляется разбор 18 олимпиадных задач, предлагавшихся в 2002/2003 учебном году на двух различных соревнованиях по информатике: Всероссийской командной олимпиаде по программированию и Московской заочной олимпиаде по информатике. При подготовке олимпиадного номера выбор редакции пал на задачи именно с этих соревнований потому, что в целом данный набор задач достаточно разнообразен как по сложности, так и по методам решения. То есть учитель информатики сможет использовать их полностью или частично при подготовке школьников к олимпиадам любого уровня.
Так, задача B командной олимпиады и задачи A, C, D заочной могут быть использованы при проведении школьных олимпиад.
Подобные же задачи должны присутствовать и на районных олимпиадах (при наличии вместе с тем и более сложных заданий).
Задачи A и I командной олимпиады позволят школьникам продемонстрировать искусство программирования при решении на первый взгляд не сложных задач.
Задачи B, G заочной олимпиады и задача G командной олимпиады познакомят читателей с различными аспектами применения динамического программирования, начиная с самой простой его формы (задача B).
При решении ряда задач требуется некоторая математическая подготовка. В частности, на обоих соревнованиях от участников требовалось знание формулы Пика (см. задачу D командной олимпиады и E — заочной). Кроме того, вы сможете познакомиться с некоторыми нетривиальными алгоритмами теории графов, способами записи и обработки формул в языке TEX и рядом других интересных вещей. Поэтому мы надеемся, что каждый из наших читателей сможет найти в предлагаемом наборе задач что-то интересное для себя.
Другим достоинством предлагаемых заданий является то, что полные наборы тестов к ним доступны в сети Интернет (см. комментарии к каждой из статей). Таким образом, как педагоги, так и их ученики могут на практике проверить, насколько они поняли решение данных задач.
|