Е.А. Еремин. Основы вычислительной техники.
ЛЕКЦИЯ № 4. "ПАМЯТЬ ЭВМ: ОЗУ"
В процессе подготовки к печати очередной лекции Евгения Александровича Еремина один из редакторов "Информатики" вспомнил, как много лет назад, еще в школьные годы, он проходил "практику" в Вычислительном центре Академии наук в Москве. Школьников несколько раз пустили в машинный зал и даже дали им отладить по небольшой программе на тогда еще "живой" замечательной машине БЭСМ, а все остальное время использовали по прямому назначению - на мелких подсобных работах. Основной задачей той летней практики (за решение которой, собственно, и был обещан зачет) стала очистка внутреннего двора Вычислительного центра от тяжеленных магнитных барабанов, которые лишь тогда уступали свое место более современным по тем временам накопителям. Различие же между внутренней и внешней памятью в те времена было очень наглядным: тяжеленный барабан "внешней" памяти еще можно было поднять вчетвером, а о том, чтобы подступиться к шкафу "внутренней" памяти, можно было и не думать. Прошло меньше двадцати лет, и мы легко можем купить в магазине и принести в небольшом пакетике домой десятки таких шкафов...
Максим Отставнов. Свободное программное обеспечение в школе.
ЛЕКЦИЯ № 1. "OPENWRITER - СВОБОДНЫЙ WORD-ПРОЦЕССОР"
Изначально первая предметная лекция задумывалась как простая презентация ряда свободных word-процессоров и программ, которые могут использоваться в качестве таковых. Однако она получилась совсем другой. Почему? В начале лекции Максим Отставнов дает этому авторское объяснение, которое, на наш взгляд, можно сформулировать короче: потому что такой подход не отражает сути. У программистов есть эмпирический принцип: когда начинаешь путаться в программах, отложи их в сторону и попытайся разобраться со структурами данных - сам удивишься, насколько очевидными и простыми покажутся после этого решения, касающиеся программ. Возможно, этот принцип разумно применять и пользователям.
НА СТЕНД В КАБИНЕТЕ ИНФОРМАТИКИ |
МОДЕМЫ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
Как известно, при рассмотрении любой темы проблемы прежде всего следует ответить на два ключевых вопроса: "кто виноват?" и "что делать?" J. Очередной материал рубрики "На стенд в кабинете информатики" тоже посвящен ответам на эти вопросы. Кто виноват в том, что "качать" информацию из Интернета по телефонным линиям приходится часами? Клод Шеннон. А вот что делать? Оказывается, не все так плохо...
Е.В. Андреева, Ю.Е. Егоров. ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ НА ПЛОСКОСТИ
В № 14/2002 была опубликована статья одного из авторов, посвященная задачам вычислительной геометрии в олимпиадах по информатике. В ней, в частности, сформулирован ряд элементарных подзадач, на которые опирается решение большинства задач вычислительной геометрии. Однако занятия даже с математически хорошо подготовленными учащимися старших классов показали, что решение таких подзадач вызывает у них большое затруднение. Задача либо ставит их в тупик, либо выбранный "лобовой" способ решения настолько сложен, что довести его до конца без ошибок учащиеся не могут. Анализ результатов решения "геометрических" задач на всероссийских олимпиадах по информатике приводит к тем же выводам. Такую ситуацию авторы статьи считают поправимой. Цель настоящей статьи - показать подходы к решению геометрических задач на плоскости, которые позволяют достаточно быстро и максимально просто получать решения большинства элементарных подзадач.