Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №2/2008


Предлагаю коллегам

Практические решения некоторых проблем компьютерного класса

Спецификой нашего интернатного учреждения является то, что здесь воспитанники находятся круглосуточно, поэтому кабинет информатики, являясь центром обучения, внеклассной работы и досуга, работает с утра до позднего вечера. Сюда приходят дети подготовить доклад, реферат или дидактические материалы по заданиям педагогов, подобрать иллюстрации, оформить стенгазету или классный уголок, освоить новый программный продукт, просто отдохнуть: порисовать, поиграть, послушать музыку.

По этой причине здесь размещены коллекции клипартов, музыки, видеофильмов, мультфильмов, виртуальные компакт-диски по искусству, энциклопедии, электронные учебники и обучающие программы как по разделам информатики и различным компьютерным приложениям, так и по предметам школьного курса, сайты и материалы из Интернета, а кроме того, множество прикладных программ и компьютерных игр различных жанров.

В связи с тем, что одним компьютером пользуются в среднем около 20 человек, возникает целый ряд проблем.

Регистрация пользователей

Все компьютеры в классе имеют свой порядковый номер. Дети сами выбирают, кто за каким будет сидеть, но в дальнейшем каждый из учащихся закрепляется за одной из машин. На системном блоке прикрепляется табличка с номером машины и списком закрепленных за ней учащихся. На рабочем столе учителя размещается папка свободного доступа, в которой находятся журналы учета работы на каждом компьютере в виде файлов электронных таблиц. Ярлыки соответствующих журналов находятся на рабочих столах ученических компьютеров и, кроме того, помещены в папку автозагрузки. В начале работы открывается журнал, и на листе соответствующего месяца на пересечении столбца со своей фамилией и строки с датой проставляется время начала (рис. 1). Если по какой-либо причине ученик начинает работу за незакрепленным за ним компьютером, то в этом случае ему необходимо внести свою фамилию в дополнительную часть списка. Такой порядок приучает к ответственности и, в случае проблем, позволяет быстро решить вопрос, кто “последний герой”.

Рис. 1

Перенастройки рабочего стола и "заначки"

Так как у детей ярко проявляется потребность в самовыражении, то это порождает еще несколько проблем. Одна из них — перенастройки рабочего стола. Когда меняют фоновые рисунки, с этим еще можно мириться, но если через 2 минуты простоя появляется заставка, да еще защищенная неизвестным паролем, или оформление перенастраивается так, что неактивное окно выглядит как активное, или цвет текста сливается с цветом фона, или изменяется разрешение экрана и качество цветопередачи, то такое самовыражение не назовешь безобидным, так как вынуждает тратить драгоценное время урока на восстановление начальных установок.

Приходится ограничивать творческий процесс в этом направлении, для чего в реестре в разделе HKEY_CURRENT_USER \SOFTWARE \Microsoft \Windows \CurrentVersion \Policies \System создан строковый параметр NoDispCPL со значением 0 (рис. 2). Если раздела System в вашем реестре нет, то его можно создать, используя контекстное меню. Некоторые “умельцы”, возможно, и смогут заменить фоновый рисунок на рабочем столе, например, с помощью утилиты ACDSee, но за остальные настройки рабочего стола можно быть спокойным.

Рис. 2

А чтобы дать выход неуемной энергии подростков, постоянным клиентам рекомендуется завести в папке Пользователи собственную папку, назвав ее своей фамилией (рис. 3). Здесь можно проявить фантазию по оформлению и настройке, разместить свои документы, рисунки, музыку, ярлыки программ, игр, локальных и сетевых ресурсов. Размер папки ограничивается 50 Мб, в противном случае применяются профилактические мероприятия. Если детям сразу в начале учебного года предоставить такую возможность, то это, надеюсь, избавит вас от “радостной” встречи где-нибудь в папке Windows с “заначкой” объемом около 2 Гб из копий самых завлекательных ресурсов сети в то время, когда на жестком диске нет свободного места.

Рис. 3

Обеспечение порядка на рабочем столе и доступа к сетевым ресурсам

Со временем рабочий стол переполняется ярлыками, в которых уже трудно ориентироваться, особенно если каждый из пользователей считает своим долгом расположить их по своему вкусу. Не выручает и меню Пуск, так как при большом количестве установленных приложений приходится долго “ползать” по нему в поисках нужной программы. И хотя перетаскиванием можно перегруппировать и навести здесь удобный порядок, обязательно найдется “специалист”, который решит, что нет ничего лучше порядка алфавитного. Это не доставит ему хлопот, а ваши старания пропадут даром. Помучившись с этой проблемой, я пришел к выводу о необходимости структуризации ярлыков на рабочем столе, для чего в папке дистрибутивов создал скрытую папку РабСтол, а в ней папки по основным разделам: Офис, Графика, Звук, Учебники, Клавиатура, Интернет, Языки, Игры и Видео и, кроме того, папки Значки и Ярлыки (рис. 4).

Рис. 4

В первых папках размещаются ярлыки соответствующих приложений, утилит и сетевых информационных ресурсов. В папке Значки — коллекция иконок для самих папок и программ MS-DOS, а в папке Ярлыки — ярлыки вышеуказанных папок. Копии ярлыков из этой папки размещены на рабочем столе. В случае, если с рабочего стола будут удалены какие-либо ярлыки, их легко можно восстановить. Таким образом, на рабочем столе остается около десятка ярлыков, их расположение остается постоянным, а через них доступ к нужным приложениям и сетевым ресурсам отнимает меньше времени. Папку РабСтол достаточно создать на одной машине, настроить, а затем скопировать на другие (рис. 5). Получается связанный системой ссылок единый комплекс программного и информационного обеспечения.

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Обмен файлами между компьютерами

Кроме этого, на рабочем столе каждого компьютера заведена папка свободного доступа Temp с разрешением изменения файлов по сети. В учительской папке дополнительно созданы папки с названием каждого класса, предназначенные для записи по сети текущих и зачетных работ учащихся, поэтому для проверки нет необходимости блуждать в поисках нужных файлов, да и ученики могут продолжить свою работу на любом из компьютеров.

Здесь можно размещать и тексты заданий, но обычно они рассылаются на каждое рабочее место. Для этого в папке учителя Сеть собраны ярлыки папок Temp ученических машин (рис. 6). Процесс рассылки осуществляется “легким движением руки”: достаточно нужный файл натянуть на ярлык соответствующей ученической папки (рис. 7). Рассылку можно производить и с помощью таких приложений, как Net Meeting или NetSupport School, но, на мой взгляд, там это занятие более хлопотное, да и рассылать можно только отдельные файлы, а таким способом и папки пересылаются без проблем. Ученику достаточно на своем рабочем столе открыть папку Temp и начать работать с заданием. Необходимые рабочие файлы и заготовки распределяются тем же способом.

Используется такая конфигурация и для демонстрации принципа организации электронной почты.

Обычно учительская папка Temp объявляется сетевым диском, но когда мы работали над сайтом школы, то сетевым диском стала папка с web-узлом, что позволило вести параллельную работу над сайтом на всех компьютерах сразу и тем самым сэкономить время.

"Звонки" по расписанию

В кабинете информатики нередки случаи, когда дети “не слышат” звонок, особенно если надо освобождать помещение. В начале учебного года, используя Назначенные задания в ОС Windows, я настраиваю учительский компьютер таким образом, что он подает “звонки” (рис. 8). Для этого я подобрал разные звуки: призывный и торжественный — для начала урока, радостный и веселый — для конца урока, которые и запускаются каждый по своему расписанию.

 

Рис.8

А.. Н.. Комаровский,
Россошанская школа-интернат

TopList