|
Какие аргументы сильнее - теория или практика?В прошлом году на страницах альманаха “Стоик” (гл. редактор Е.В. Алексеева) был опубликован интересный сборник статей ведущих отечественных специалистов по дистанционному обучению школьников ([1]). Один из основных выводов, напрашивавшихся после прочтения этого сборника, состоял в том, что дистанционное обучение — это важное и серьезное занятие, недоступное младшим школьникам. В числе аргументов в пользу столь категорического решения было требование такого уровня самоорганизации школьника, который недостижим для учащихся начальной школы. С вытекающими отсюда заключениями. Решив поспорить с авторитетами, я подготовил почти теоретическую статью, в которой попытался сформулировать аргументы в пользу противоположного решения: дистанционному обучению — дорога в начальную школу. Пришлось искать эти аргументы во всех дидактических гранях пятимерного учебно-воспитательного процесса — и цели (единство установок дистанционного и “классического” учебного процесса), и содержание (проекты по актуальным направлениям информатики и школьных межпредметных связей), и методика (например, перекрестные проверки), и средства (современный универсальный дидактический инструмент — компьютер), и форма (“коллективный ученик” и командные учебные занятия с соревновательными турнирами и конкурсами) ([2]). И все же поддержка, как это часто бывает, пришла с другой, практической стороны. В начале текущего 2007–2008 учебного года я попросил руководителей команд — школьных учителей из разных регионов, больших городов и небольших сел — представить коллегам свои команды — ученические коллективы, которые они ведут на курсе 11 “Зимние вечера. Информатика для начинающих” в известном центре дистанционного обучения, о котором регулярно пишет “Информатика”, — Роботландском сетевом университете ([3], [4], [5]). На этом курсе занимаются школьники третьих и четвертых классов (иногда учителя приводят на занятия и второклассников, но учеников пятых классов здесь нет принципиально). Без специального отбора, почти наугад, выбрал несколько учительских писем, написанных в тот период обучения, когда команды еще не приступили к самому эмоциональному этапу работы — турнирам и конкурсам (об этом, на мой взгляд, надо будет рассказать отдельно, попозже). Здесь говорят и учителя-новички, впервые пришедшие в Роботландский университет вместе со своими питомцами, и “ветераны”, уже несколько лет подряд увлекающие Роботландским университетом своих ребят и даже их родителей. Итак, учителя-“дистанционщики” — “о времени и о себе”. Команда 1103, г. Сатка Челябинской области, средняя школа № 13Руководитель — Кузнецова Татьяна Николаевна, учитель информатики, замдиректора по информатизации, kuznetsova.satka@mail.ru В команде 11 человек — ученики третьего и четвертого классов. Расписание занятий: среда — 12.00–12.40 и четверг — 12.20–13.05. Занятия курса проходят регулярно, дети из разных классов, но уже сдружились. В команде присутствует дух единства, дети четвертого класса берут “шефство” над третьеклашками при решении трудных заданий. Наметились лидеры (дети — не отличники в классе), два мальчика (4-й и 3-й классы). В качестве домашних заданий детям я задаю чтение учебника и даже выполнение некоторых письменных заданий (например, написать алгоритм). Теоретический материал ребята еще раз прочитывают дома, что способствует лучшему пониманию и развитию ответственности. Огорчают некоторые технические неудобства (открываем программу только через эмулятор, сейчас мне помогают дети, чтобы перейти на следующее задание: через диспетчер задач, потом открываем заново). Если кто решил эту проблему — подскажите. Я по профессии — учитель начальных классов. Учителя информатики со специальным образованием в школе нет, поэтому приходится “доходить” своим умом, что не всегда получается. Думаю, что многие задания можно включать в программу предмета в начальных классах. Письма — представления команд мы читаем вместе с детьми: им очень интересно узнать географию всех команд и представить себя участниками такого глобального проекта. Думаю, что будет интересно принимать участие в конкурсах.
Команда 1104, г. Дубна Московской областиРуководитель — учитель информатики
дошкольного образовательного учреждения На фотографии — мои четвероклассники, группа кружковцев в кабинете информатики. Пока мне приходится проводить по два занятия в неделю, чтобы догнать календарный план Роботландского университета. Дети еще просят и просто поиграть в развлекательные игры, а я пока не нахожу сил им полностью отказать в этом. Но заинтересованность в решении поставленных в “Зимних вечерах” задач большая. Порой за ними уже приходит их учительница, а их просто не оторвать. Команда 1114, г. МагнитогорскРуководитель — учитель информатики школы-интерната № 3 Тажмухаметова Сауле Кувандыковна, internat3@mail.ru Учителем информатики (единственным в школе) работаю второй год, до этого работала учителем начальных классов. Опыта преподавания информатики практически нет, поэтому сразу стала искать программы, методики, кроме используемых учебных. Поскольку с учебными более или менее понятно, то чем заниматься на кружках и факультативах, не знала. В газете “Информатика” № 5 от 01.03.2007 г. прочитала статью Л.Н. Скорняковой “Урок информатики + урок Роботландии = ?”. Так я узнала о Роботландском университете, который предлагает хорошее методическое руководство для учителя, различные курсы. В этом году решила позаниматься с учащимися из четырех 4-х классов на занятиях кружка. Классы у нас небольшие — 8–10 человек. Два класса с нарушением зрения, один класс с нарушением опорно-двигательного аппарата и один — с нарушением речи. Занимаемся 1 раз в неделю: по пятницам, во вторую половину дня по 40 минут. Ученикам очень нравятся занятия “Зимних вечеров”, ждут целую неделю, прибегают, показывают свое домашнее задание, тем более, что в двух классах уроков информатики нет. Выполнить задание одного вечера на уроках успеваем. Помощников у нас нет, но руководство, коллеги и родители к моей идее — учиться в Роботландии — отнеслись с пониманием. Деньги на первый семестр дали родители, на второй обещала дать школа. Проблем с запуском и установкой пакета не было. В методическом руководстве для учителя пропечатан каждый шаг, за что отдельное спасибо, мне приходится прикладывать минимум усилий. Программами “Зимних вечеров” заинтересовались все: и коллеги, и администрация, и родители (из тех, кто случайно попадает на наши занятия). Спасибо за отличные программы! На следующий год обязательно продолжим обучение на других курсах. Ждем конкурсов, надеюсь, справимся.
Команда 1117, г. ИркутскРуководитель — учитель средней школы № 57 Скорнякова Людмила Николаевна, sh57@cbtnet.ru Вот уже пятый год подряд учащиеся из четвертых классов с начала учебного года атакуют кабинет информатики с надеждой записаться на уроки Роботландского университета. Эти дополнительные уроки по информатике очень популярны в школе. Ученики с охотой вливаются в непростой рабочий настрой, который царит на этих занятиях. Несмотря на игровую атмосферу, дети успевают узнать много нового и применить это на практике. Директор нашей школы В.П. Павлов всегда поддерживает новые проекты учителей информатики, поэтому наши школьники постоянно участвуют в сетевых конкурсах (не только российских) и занимают призовые места. Роботландцы, которые вышли из начального звена, всегда предлагают свою помощь, но пока мы обходились без нее. В этом году они уже напросились на работу: после решений всех заданий первого конкурса будут набирать ответы конкурсантов. Занимаются дети после уроков 2 раза в неделю. Занятия, как рекомендовано в пособии, проводятся в виде игры. Дети охотно принимают такую форму общения. На конкурсах учащиеся прорешивают все задания, но отправляются лучшие объяснения задач. Если задания для кого-то оказываются трудными, эти дети отправляются в подгруппы к сильным ученикам. Самое трудное — научить детей уже решенную задачу четко записать с пояснениями (что от них требуется на конкурсах), а это в первом семестре еще только прививается: объяснения у всех правильные, но скупые в изложении. А уж видеть радость детской непосредственности очень приятно: ведь они сами получили конечный, верный результат, да еще их похвалили при всех, а за это они готовы работать и работать. Все учащиеся из разных четвертых классов, поэтому им нравится общение друг с другом, они начинают понимать, что такое команда, где “один за всех и все за одного”, учатся работать группами. Здесь не задаются домашние задания и не ставятся отметки. Сидя за “круглым столом”, дети каждый урок решают хитрые головоломки, а во время конкурсных заданий можно блеснуть своими знаниями, оценив при этом уровень ровесников, живущих в других городах России. Здесь учатся не только логически мыслить, но и, рассуждая, убеждать других в правильности своего ответа, применяя свои обозначения для визуального представления решений. Школьникам необходимо учиться в таких университетах. На этих занятиях учащиеся чувствуют себя студентами. Эта уверенность передается им и на учебный процесс: на уроках информатики они становятся помощниками учителя. Сейчас, чтобы показать этот рассказ учителей, приходится оторваться ненадолго от рутинной работы — проверки решений, присланных командами курса 11 на свой первый в этом учебном году конкурс логических задач. А сразу же после зимних каникул детей ждут конкурсы — литературный, художественный, почтовый и многие другие. О них, турнирах Роботландского сетевого университета для младших школьников, будет отдельный, совсем другой разговор. Используемая литература1. “Дистанционное обучение”, сборник статей. М.: Некоммерческое партнерство “Современные технологии в образовании и культуре”, 2006. 2. Первин Ю.А. Опыт дистанционного обучения младших школьников. В сб. “Подготовка учителя начальных классов с высшим образованием: опыт и проблемы”. // Герценовские чтения, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб.: Сага, 2007. 3. Керусенко Н.М. Конструирование в графическом редакторе “Раскрашка”. М.: Информатика и образование № 1, 2002. 4. Скорнякова Л.Н. “Урок информатики + урок Роботландии = ?”. М.: Информатика № 5, март 2007. 5. Роботландский университет открывает набор студентов на 2008/2008 учебный год. М.: Информатика № 17, сентябрь 2007. 6. Первин Ю.А. Зимние вечера. Информатика для начинающих. М.: Информатика № 1, 5–8, 2001. 7. Первин Ю.А. Информатика в школе и дома. Книга для ученика. Книга для учителя. СПб.: БХВ 2003. 8. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике. М.: Бином, 2005. Юр. Аб. Первин |