Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №2/2008


Началка

Какие аргументы сильнее - теория или практика?

В прошлом году на страницах альманаха “Стоик” (гл. редактор Е.В. Алексеева) был опубликован интересный сборник статей ведущих отечественных специалистов по дистанционному обучению школьников ([1]). Один из основных выводов, напрашивавшихся после прочтения этого сборника, состоял в том, что дистанционное обучение — это важное и серьезное занятие, недоступное младшим школьникам. В числе аргументов в пользу столь категорического решения было требование такого уровня самоорганизации школьника, который недостижим для учащихся начальной школы. С вытекающими отсюда заключениями.

Решив поспорить с авторитетами, я подготовил почти теоретическую статью, в которой попытался сформулировать аргументы в пользу противоположного решения: дистанционному обучению — дорога в начальную школу. Пришлось искать эти аргументы во всех дидактических гранях пятимерного учебно-воспитательного процесса — и цели (единство установок дистанционного и “классического” учебного процесса), и содержание (проекты по актуальным направлениям информатики и школьных межпредметных связей), и методика (например, перекрестные проверки), и средства (современный универсальный дидактический инструмент — компьютер), и форма (“коллективный ученик” и командные учебные занятия с соревновательными турнирами и конкурсами) ([2]).

И все же поддержка, как это часто бывает, пришла с другой, практической стороны. В начале текущего 2007–2008 учебного года я попросил руководителей команд — школьных учителей из разных регионов, больших городов и небольших сел — представить коллегам свои команды — ученические коллективы, которые они ведут на курсе 11 “Зимние вечера. Информатика для начинающих” в известном центре дистанционного обучения, о котором регулярно пишет “Информатика”, — Роботландском сетевом университете ([3], [4], [5]). На этом курсе занимаются школьники третьих и четвертых классов (иногда учителя приводят на занятия и второклассников, но учеников пятых классов здесь нет принципиально).

Без специального отбора, почти наугад, выбрал несколько учительских писем, написанных в тот период обучения, когда команды еще не приступили к самому эмоциональному этапу работы — турнирам и конкурсам (об этом, на мой взгляд, надо будет рассказать отдельно, попозже). Здесь говорят и учителя-новички, впервые пришедшие в Роботландский университет вместе со своими питомцами, и “ветераны”, уже несколько лет подряд увлекающие Роботландским университетом своих ребят и даже их родителей.

Итак, учителя-“дистанционщики” — “о времени и о себе”.

Команда 1103, г. Сатка Челябинской области, средняя школа № 13

Руководитель — Кузнецова Татьяна Николаевна, учитель информатики, замдиректора по информатизации, kuznetsova.satka@mail.ru

В команде 11 человек — ученики третьего и четвертого классов.

Расписание занятий: среда — 12.00–12.40 и четверг — 12.20–13.05.

Занятия курса проходят регулярно, дети из разных классов, но уже сдружились. В команде присутствует дух единства, дети четвертого класса берут “шефство” над третьеклашками при решении трудных заданий. Наметились лидеры (дети — не отличники в классе), два мальчика (4-й и 3-й классы). В качестве домашних заданий детям я задаю чтение учебника и даже выполнение некоторых письменных заданий (например, написать алгоритм). Теоретический материал ребята еще раз прочитывают дома, что способствует лучшему пониманию и развитию ответственности. Огорчают некоторые технические неудобства (открываем программу только через эмулятор, сейчас мне помогают дети, чтобы перейти на следующее задание: через диспетчер задач, потом открываем заново). Если кто решил эту проблему — подскажите. Я по профессии — учитель начальных классов. Учителя информатики со специальным образованием в школе нет, поэтому приходится “доходить” своим умом, что не всегда получается. Думаю, что многие задания можно включать в программу предмета в начальных классах.

Письма — представления команд мы читаем вместе с детьми: им очень интересно узнать географию всех команд и представить себя участниками такого глобального проекта. Думаю, что будет интересно принимать участие в конкурсах.

Команда 1104, г. Дубна Московской области

Руководитель — учитель информатики дошкольного образовательного учреждения
№ 3 “Лучик” и Начальной школы – детского сада № 7 “Гвоздика”, time@dubna.ru

На фотографии — мои четвероклассники, группа кружковцев в кабинете информатики. Пока мне приходится проводить по два занятия в неделю, чтобы догнать календарный план Роботландского университета. Дети еще просят и просто поиграть в развлекательные игры, а я пока не нахожу сил им полностью отказать в этом. Но заинтересованность в решении поставленных в “Зимних вечерах” задач большая. Порой за ними уже приходит их учительница, а их просто не оторвать.

Команда 1114, г. Магнитогорск

Руководитель — учитель информатики школы-интерната № 3

Тажмухаметова Сауле Кувандыковна, internat3@mail.ru

Учителем информатики (единственным в школе) работаю второй год, до этого работала учителем начальных классов. Опыта преподавания информатики практически нет, поэтому сразу стала искать программы, методики, кроме используемых учебных. Поскольку с учебными более или менее понятно, то чем заниматься на кружках и факультативах, не знала. В газете “Информатика” № 5 от 01.03.2007 г. прочитала статью Л.Н. Скорняковой “Урок информатики + урок Роботландии = ?”. Так я узнала о Роботландском университете, который предлагает хорошее методическое руководство для учителя, различные курсы.

В этом году решила позаниматься с учащимися из четырех 4-х классов на занятиях кружка. Классы у нас небольшие — 8–10 человек. Два класса с нарушением зрения, один класс с нарушением опорно-двигательного аппарата и один — с нарушением речи.

Занимаемся 1 раз в неделю: по пятницам, во вторую половину дня по 40 минут. Ученикам очень нравятся занятия “Зимних вечеров”, ждут целую неделю, прибегают, показывают свое домашнее задание, тем более, что в двух классах уроков информатики нет.

Выполнить задание одного вечера на уроках успеваем. Помощников у нас нет, но руководство, коллеги и родители к моей идее — учиться в Роботландии — отнеслись с пониманием. Деньги на первый семестр дали родители, на второй обещала дать школа.

Проблем с запуском и установкой пакета не было. В методическом руководстве для учителя пропечатан каждый шаг, за что отдельное спасибо, мне приходится прикладывать минимум усилий.

Программами “Зимних вечеров” заинтересовались все: и коллеги, и администрация, и родители (из тех, кто случайно попадает на наши занятия). Спасибо за отличные программы! На следующий год обязательно продолжим обучение на других курсах.

Ждем конкурсов, надеюсь, справимся.

Команда 1117, г. Иркутск

Руководитель — учитель средней школы № 57

Скорнякова Людмила Николаевна, sh57@cbtnet.ru

Вот уже пятый год подряд учащиеся из четвертых классов с начала учебного года атакуют кабинет информатики с надеждой записаться на уроки Роботландского университета. Эти дополнительные уроки по информатике очень популярны в школе. Ученики с охотой вливаются в непростой рабочий настрой, который царит на этих занятиях. Несмотря на игровую атмосферу, дети успевают узнать много нового и применить это на практике.

Директор нашей школы В.П. Павлов всегда поддерживает новые проекты учителей информатики, поэтому наши школьники постоянно участвуют в сетевых конкурсах (не только российских) и занимают призовые места.

Роботландцы, которые вышли из начального звена, всегда предлагают свою помощь, но пока мы обходились без нее. В этом году они уже напросились на работу: после решений всех заданий первого конкурса будут набирать ответы конкурсантов.

Занимаются дети после уроков 2 раза в неделю. Занятия, как рекомендовано в пособии, проводятся в виде игры. Дети охотно принимают такую форму общения.

На конкурсах учащиеся прорешивают все задания, но отправляются лучшие объяснения задач. Если задания для кого-то оказываются трудными, эти дети отправляются в подгруппы к сильным ученикам.

Самое трудное — научить детей уже решенную задачу четко записать с пояснениями (что от них требуется на конкурсах), а это в первом семестре еще только прививается: объяснения у всех правильные, но скупые в изложении. А уж видеть радость детской непосредственности очень приятно: ведь они сами получили конечный, верный результат, да еще их похвалили при всех, а за это они готовы работать и работать.

Все учащиеся из разных четвертых классов, поэтому им нравится общение друг с другом, они начинают понимать, что такое команда, где “один за всех и все за одного”, учатся работать группами. Здесь не задаются домашние задания и не ставятся отметки. Сидя за “круглым столом”, дети каждый урок решают хитрые головоломки, а во время конкурсных заданий можно блеснуть своими знаниями, оценив при этом уровень ровесников, живущих в других городах России. Здесь учатся не только логически мыслить, но и, рассуждая, убеждать других в правильности своего ответа, применяя свои обозначения для визуального представления решений.

Школьникам необходимо учиться в таких университетах. На этих занятиях учащиеся чувствуют себя студентами. Эта уверенность передается им и на учебный процесс: на уроках информатики они становятся помощниками учителя.

Сейчас, чтобы показать этот рассказ учителей, приходится оторваться ненадолго от рутинной работы — проверки решений, присланных командами курса 11 на свой первый в этом учебном году конкурс логических задач. А сразу же после зимних каникул детей ждут конкурсы — литературный, художественный, почтовый и многие другие. О них, турнирах Роботландского сетевого университета для младших школьников, будет отдельный, совсем другой разговор.

Используемая литература

1. “Дистанционное обучение”, сборник статей. М.: Некоммерческое партнерство “Современные технологии в образовании и культуре”, 2006.

2. Первин Ю.А. Опыт дистанционного обучения младших школьников. В сб. “Подготовка учителя начальных классов с высшим образованием: опыт и проблемы”. // Герценовские чтения, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. СПб.: Сага, 2007.

3. Керусенко Н.М. Конструирование в графическом редакторе “Раскрашка”. М.: Информатика и образование № 1, 2002.

4. Скорнякова Л.Н. “Урок информатики + урок Роботландии = ?”. М.: Информатика № 5, март 2007.

5. Роботландский университет открывает набор студентов на 2008/2008 учебный год. М.: Информатика № 17, сентябрь 2007.

6. Первин Ю.А. Зимние вечера. Информатика для начинающих. М.: Информатика № 1, 5–8, 2001.

7. Первин Ю.А. Информатика в школе и дома. Книга для ученика. Книга для учителя. СПб.: БХВ 2003.

8. Первин Ю.А. Методика раннего обучения информатике. М.: Бином, 2005.

Юр. Аб. Первин

TopList