Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №4/2008


Предлагаю коллегам

Чемпионаты знатоков Microsoft Word

“Чудеса MS Word” — под таким названием в нашей школе проходят традиционные чемпионаты среди знатоков текстового процессора.

MS Word, одно из самых широко используемых в практике школы офисных приложений, таит в себе чрезвычайно много скрытых от непрофессионального взгляда возможностей. Недаром бытует поговорка: “Word неисчерпаем, так же, как и атом”.

В чемпионате принимают участие учащиеся 3–11-х классов, так как, кроме уроков информатики в
8–11-х классах, в нашем интернате, в соответствии с расписанием школы полного дня, проводятся развивающие занятия дополнительного образования по авторской программе “Мой друг — компьютер” для школьников младшего и среднего звена.

В каждом из двух туров чемпионата — теоретическом и практическом, задания для всех участников обычно одинаковы.

Викторина

Теоретическая часть состоит из викторины и самостоятельной подготовки к практическому туру, задания которого публикуются заранее.

Для викторины подбираются вопросы различной сложности, касающиеся технологии работы в текстовом редакторе, для ответа на которые необходимо хорошенько подумать, поискать в специальной литературе или в справочной системе MS Word. Вот некоторые из них:

— Какие знаки препинания обрамляются пробелами с обеих сторон?

— Как выполнить откатку с помощью клавиатуры?

— Приведите примеры других текстовых редакторов, отличных от Microsoft Word.

— Как переместить абзац, используя только клавиатуру и не применяя вырезание?

Организация турнира

Для участия в чемпионате необходимо подать заявку с указанием фамилии, имени, класса и ответами на викторину. Учащимся 3–6-х классов необходимо ответить не менее чем на 3 вопроса, от учеников 7–9-х классов требуется не менее 6 правильных ответов, а от старшеклассников — от 9 до 12.

Практическая часть турнира проводится в течение трех дней отдельно по каждой возрастной группе.

Задание для учащихся с набором необходимых для выполнения файлов рассылается по локальной сети на компьютеры учащихся в папки общего доступа, ярлыки которых собраны на рабочем столе учителя в одну папку Сеть.

Образцы текстов и рисунков, необходимые для работы, вставлены в само задание в виде фрагментов скриншотов, чтобы участники турнира не могли воспользоваться копированием. Работа выполняется в том же файле, что и задание, а для четкости текстов на вставках рекомендуется работать в масштабе отображения 100%.

В начале работы задание сразу же сохраняется под своей фамилией на сетевом диске, расположенном на учительском компьютере, где заведены папки для каждого класса, участвующего в чемпионате. По завершении турнира файл с выполненной работой отсылается еще раз через кнопку сохранения.

Выполнение каждого из заданий основного тура оценивается в заранее известное количество баллов, указанное здесь же. Участники чемпионата за один час работы, не используя других приложений, кроме MS Word, должны набрать максимальную сумму баллов. Порядок выполнения при этом не учитывается.

Задания

В практическом туре предлагаются самые разнообразные разноуровневые задания: от таких, в которых необходимо склеить слова, чтобы получилось предложение, удалить фрагменты из текста; переставить концы фраз; набрать текст, используя копирование, до заданий, выполнение которых требует серьезной подготовки, самостоятельной творческой и поисковой работы.

Вот примеры таких заданий.

1. Переставьте концы фраз, чтобы получились пословицы.

Несчастья бояться — добрым и слыть.

Поехал прямо — говори раз.

Думай дважды — через кочки да в яму.

Добрым быть — счастья не видать.

Здесь можно использовать вырезание и вставку, но более эффективно перемещение выделенных фрагментов.

2. Восстановите первые три куплета песенки на слова поэтессы Р.А. Кудашевой “В лесу родилась елочка”.

Зимой и летом стройная,

В лесу она росла,

В лесу родилась елочка,

Зеленая была.

Порою волк, сердитый волк

Под елочкой скакал.

Трусишка зайка серенький

Рысцою пробегал.

Мороз снежком укутывал:

“Спи, елка, баю-бай!”

Метель ей пела песенку:

“Смотри, не замерзай!”

Для старшеклассников это задание можно усложнить, ограничив действия только клавиатурой.

Пояснение:

— выделение строки — Home, + End;

— нескольких строк — + End, Стрелка вверх или Стрелка вниз;

– перемещение одного или нескольких выделенных абзацев — + + Стрелка вверх или Стрелка вниз.

Антошка, Антошка,

Пойдем копать картошку!

Антошка, Антошка,

Пойдем копать картошку!

Тили-тили, трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тили-тили, трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам-пампам,

Тарам-пампам.

3. С помощью копирования восстановите первый куплет и припев песенки на стихи Юрия Энтина “Антошка” в соответствии с образцом.

Антошка,

Пойдем копать картошку!

Тили-тили, трали-вали,

Это мы не проходили,

Это нам не задавали!

Тарам-пампам,

Здесь тоже можно ввести дополнительные ограничения: пользуясь только одной кнопкой клавиатуры, только левой кнопкой мыши и не применяя стандартную панель.

Пояснение: выделить фрагмент и перетащить при нажатой клавише .

4. По прилагаемому образцу создайте заголовок в свободном стиле шрифтом “Arial”, не используя средства WordArt, так, чтобы буквы были не только разного цвета, но и размера (ширины и высоты), располагались на разном уровне и с разным интервалом.

При выполнении этого задания придется поработать с диалоговым окном ФорматШрифт и прежде всего с вкладкой Интервал.

5. Составьте коллаж в виде фантастического животного, используя для этого прилагаемые фотографии.

В этой работе используются обрезка, масштабирование, отражение, повороты, группировка.

HeWord'овские задачки для MS Word

А в заключение предлагаются такие задачи, которые, как кажется на первый взгляд, никакого отношения к текстовому редактору не имеют:

— не используя копирование, вставьте данный звуковой файл в текст так, чтобы его можно было прослушать;

— найти сумму чисел, не применяя клавиатуру и используя только возможности Word:

3,23 + 5,7 + 8,2 + 9 + 12,45 + 56,04 + 34,19 = ;

— дан список учащихся школы с указанием фамилии, имени и отчества. За две минуты получить нумерованный список девочек, в котором отчества удалены, имена и фамилии поменялись местами, а список отсортирован в порядке расположения имен обратном алфавитному. Сколько девочек в списке? Сколько девочек с именем Юлия?

...и их решения

Кажется невероятным, но MS Word в своем формате может не только хранить, но и воспроизводить звук и с успехом решать некоторые проблемы, с которыми справляются только специализированные приложения, такие, как Excel или Access.

Так как решение отдельных заданий может вызвать затруднения даже у преподавателей информатики, то, видимо, следует привести способы решения некоторых из них.

Вставка звука в MS Word может быть осуществлена следующим приемом: ВставкаОбъект… — на вкладке “Создание” с помощью полосы прокрутки находим “Звукозапись” и в появившемся окне этой утилиты выбираем ПравкаВставить файл

Для нахождения суммы чисел поступим таким образом:

— выделим строку суммирования, включая знак равенства;

— выберем: Таблица — Преобразовать — Текст в таблицу…;

— в появившемся диалоговом окне в группе Разделитель отметим “другой” и оставим показавшийся в окошке знак “+”;

— в созданной таблице выделим последнюю ячейку и выполним: Таблица — Вставить — Столбцы справа;

— в новой ячейке осуществим: Таблица — Формула… Появится диалоговое окно, в котором оставляем предлагаемую формулу =SUM(LEFT);

— теперь выделяем всю таблицу вместе с появившимся результатом и выполняем обратное преобразование: Таблица — Преобразовать — Таблицу в текст…, где в диалоговом окне выбираем Разделитель “другой”.

Для решения задачи о списке учащихся:

— выделим весь список, кроме заголовка и выберем: Таблица — Преобразовать — Текст в таблицу…;

— установим Число столбцов 3, а Разделитель “другой” и введем в окошко знак пробела;

— выделим столбец с отчествами и выберем: Правка — Заменить…;

— в диалоговом окне Найти и заменить отметим галочкой Подстановочные знаки, а в строке Найти введем окончание мужских отчеств “*ч”. Строку Заменить оставляем пустой, нажимаем на кнопку Заменить все;

— оставляя выделенным третий столбец с удаленными отчествами мальчиков, производим сортировку по возрастанию: Таблица — Сортировка…;

— выделяем и удаляем все сгруппированные строки с фамилиями и именами мальчиков, а затем столбец с отчествами девочек;

— выделяем столбец с фамилиями девочек и перетаскиваем его вправо;

— выделяем столбец с именами и производим сортировку по убыванию;

— выделяем всю таблицу и преобразуем ее в текст, выбирая в качестве разделителя знак пробела;

— превращаем наш список в нумерованный и получаем ответы на задание.

Итоги и награды

В качестве независимого и беспристрастного жюри приглашаются выпускники нашей школы, продолжающие получать профессиональное образование в области информационных технологий, или студенты педагогического колледжа.

Итоги чемпионата подводятся отдельно по возрастным группам, в каждой из которых определено три призовых места.

Победители награждаются дипломами и ценными подарками. Главная награда, за которую разворачивается острейшая борьба, — пропуск на беспрепятственный доступ в кабинет информатики в любое рабочее время сроком на один год. Печать кабинета информатики в пропуске и его оформление также выполнены в MS Word. Практика показывает, что победители своим правом дорожат и не злоупотребляют.

Учитывая сложность последних заданий, кажется маловероятным, что кто-то из участников сможет выполнить всю работу за один час, однако в действительности, при серьезной подготовке, абсолютные победители чемпионата умудряются набрать максимально возможную сумму баллов.

Продолжение чемпионата

Свое дальнейшее продолжение чемпионат школы получил в районном фестивале информационных технологий, где наряду с интегрированными и специализированными заданиями по пакету MS Office используются задачи и опыт нашего школьного чемпионата с добавлением новых заданий, примеры которых приводятся ниже.

1. Создать сетку для кроссворда по образцу и заполнить, разгадав кроссворд.

По горизонтали:

3. Учетное имя для доступа в сеть. (Логин)

4. Программа, заражающая файлы и загрузочные секторы дисков. (Вирус)

7. Устройство ввода алфавитно-цифровой информации. (Клавиатура)

8. Программа, задающая вопросы и использующая ответы для создания объектов или формул. (Мастер)

9. Устройство ввода графической информации в растровом представлении. (Сканер)

10. Компьютер или программа, представляющие услуги клиентам. (Сервер)

По вертикали:

1. “Карманный” магнитный носитель информации. (Дискета)

2. Единица измерения емкости современных жестких дисков. (Гигабайт)

5. Программа автоматизации обработки документа, создаваемая пользователем и хранимая в документе. (Макрос)

6. Мигающий указатель на экране, определяющий позицию вводимого символа. (Курсор)

2. Построить сечение тетраэдра АВСD плоскостью, проходящей через точки М, N и К.

Для проведения подобных чемпионатов можно предложить и другие, менее трудоемкие, задачи на геометрические построения.

3. С учетом допущений:

— точка это или конец отрезка, или вершина ломаной, или пересечение двух линий;

— две точки можно соединить отрезком или провести через них прямую или луч;

— вращением и параллельным переносом можно совмещать равные фигуры и перемещать линию так, чтобы она проходила через одну или две заданные точки, не пользуясь сеткой и отключив привязку к сетке и другим объектам (Рисование — Сетка… — Привязка к сетке), выполните следующие задания:

· найти середину данного отрезка;

· построить диаметр данной окружности;

· построить биссектрису данного угла;

· построить окружность по ее данному радиусу.

Эти задачи решаются с использованием возможностей панели рисования MS Word и геометрических преобразований: симметрии, параллельного переноса, поворотов и гомотетии.

Опыт

Опыт проведения подобных чемпионатов показывает, что дети принимают в них участие с большим удовольствием. Желающих попробовать свои силы порой насчитывается до 65% от общего числа учащихся. Благо, у нас школа небольшая, и за три дня попытку реализовать свои способности успевают реализовать все. Подготовка проходит по-разному. Одни пытаются докопаться до решений опытным путем, другие прочесывают справочную систему, что, признайтесь, обычно бывает редко, третьи вспоминают, что в кабинете есть Интернет и достаточно технической литературы, а есть и такие, кто пытается просто выведать секрет у товарища или у преподавателя. В случае всеобщего затруднения приходится направлять пути поиска или допускать утечку информации. Такой прием тоже довольно эффективен и приносит положительные плоды.

В дальнейшем знания, приобретенные в ходе чемпионата, с успехом используются в ходе работы над рефератами, творческими проектами и другими текстовыми документами, на уроках информатики и во внеклассной работе. Повышается интерес к информационным технологиям, что позволяет детям школы-интерната участвовать не только в школьных, но и в межрегиональных конкурсах.

Материалы

Материалы чемпионата с приведенными в статье и другими заданиями вы можете загрузить по адресу: http://inf.1september.ru/download/chempionat.rar.

1. Дуванов А.А. Азы информатики. Пишем на компьютере. Книга для ученика. 6-й класс. СПб.: BHV, 2004, 352 с.

2. Залогова Л.А., Русаков С.В., Семакин И.Г., Шестакова Л.В. Пермская олимпиада по базовому курсу информатики. Информатика, 2001, № 33, с. 2–6.

А.. Н.. Комаровский,
Россошанская школа-интернат

TopList