|
ПерфоносителиОкончание. Начало см. “В мир
информатики” № 103 Большой интерес представляет использование перфолент и металлических дисков, так называемых “программоносителей”, в музыкальных автоматах. В середине XIX века начались интенсивные попытки применить перфорированные носители программ для автоматической игры на струнных, клавишных и других видах музыкальных инструментов. К 70-м годам XIX века для струнных и пневматических инструментов стали применять картонные программы француза Тесте, считывание с которых выполнялось с помощью подпружиненных щупов, открывающих соответствующие клапаны голосов в инструментах с прорезными язычками или освобождающих молоточки, бьющие по струнам. Период наибольшего распространения таких машин — 1880–1890 годы. В коллекции музыкальных автоматов Политехнического музея два пневматических органчика — “герофон” и “манопан” — имеют систему управления с механическим считыванием. Эти машины были запатентованы уже в конце XIX века. “Герофон” кажется совершенно нелепой конструкцией: перфокарта — квадратный лист картона с концентрическими дорожками перфораций различной длины — крепится на ящике и остается неподвижной, а весь музыкальный блок (кроме мехов) с рядами голосов и считывающим механизмом вращается. Громкость, большой звукоряд, удобство пользования кольцевой перфолентой в “манопане” делали его весьма привлекательным для непритязательных танцевальных заведений. В музыкальном автомате “Миньон” была применена изобретенная в Америке в конце 80-х годов XIX века пневматическая система управления с программой на бумажной перфоленте для автоматизации фортепиано и приставок к ним. В Германии в середине 80-х годов XIX века в лейпцигской мастерской Пауля Лохмана стали работать над перфорированными дисками для гребневых инструментов. Сначала их делали из картона и металлических листов, но удовлетворительной работы механизма получить, очевидно, не удалось. Нужный эффект дали перфорированные диски (в прейскурантах XIX века — “металлические ноты”). На нижней стороне дисков при вырубке образовывались выступы, играющие роль колков на программном валике (отверстие не вырубалось полностью, а прорубалось П-образно, так, чтобы оставался язычок металла). Дисковые автоматы П.Лохмана под названием “симфонионы” стали широко выпускаться начиная с 1886 года. В середине XIX века начались попытки автоматизации пианино и роялей. Первым в новом направлении обычно называют Шарля Феликса Сейтра, французского механика. В 1842 году он предложил пневматическую систему с перфорированными картонами, через отверстия которых накачиваемый мехами воздух под давлением поступал в маленькие цилиндры, приводящие в движение молоточки (пальцы) пианино. Наиболее значительное событие начала ХХ века в области “механической музыки” произошло в Германии. Фирма “М.Вельте и сыновья” разработала пиано-репродуктор — систему записи и воспроизведения программы исполнения музыкального произведения пианистом. В коллекции Политехнического музея есть пианола “Вельте” с комплектом перфолент с автографами знаменитых европейских и русских пианистов первой четверти XX века, а также так называемый “роялофон” (рис. 4). В последнем “музыкальная программа” была нанесена на картонные листы, которые складывались в книжку. Эти листы продвигались на барабане с иголочками человеком, который вращал ручку барабана.
Рис. 4 Полностью автоматизированной машиной с электроприводом и полным набором управляющих команд, зафиксированных на перфоленте, является “пианола-С” фирмы “Филипс и сыновья” (в настоящее время находится в г. Франкфурт-на-Майне, Германия). С появлением магнитных способов записи и разработкой магнитных носителей информации перфокарты, перфоленты, картонные и металлические диски постепенно стали использоваться все меньше, а затем и полностью были вытеснены новыми носителями. М.. Э.. Смолевицкая |