Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №6/2008


Экзамены и тесты

Поготовка к ЕГЭ по информатике

Начиная с 2006–2007 учебного года выпускники 11-х классов нашего города в качестве одного из экзаменов по выбору могут сдавать экзамен по предмету “Информатика и ИКТ” в формате Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Можно и, несомненно, необходимо говорить о том, насколько обоснованным и эффективным является внедрение аттестации выпускников в формате ЕГЭ, подлежит ли формализации, достаточной для составления корректных заданий для тестирования, материал программы по информатике и дает ли отметка за ЕГЭ по информатике объективную оценку знаний учащихся по предмету хотя бы в пределах базового курса.

Предоставим обсуждение этих проблем ученым, различным дискуссионным клубам и телевизионным ток-шоу, а в данной статье выскажем некоторые рекомендации по подготовке школьников к сдаче ЕГЭ по информатике, который, как планируется, с 2009 года выйдет за рамки эксперимента.

Но прежде всего заметим, что проблемы, связанные с подготовкой большой группы учащихся к сдаче экзамена по информатике, не возникают в школах и специализированных классах информационного профиля с достаточным количеством учебных часов, отводимых на информатику. Не касаются они и общеобразовательных учреждений, гуманитарных школ и гимназий, поскольку вряд ли “Информатика” в качестве экзамена по выбору в этих учебных заведениях заинтересует “широкие массы” учеников. Как правило, в таких образовательных учреждениях предмет “Информатика и ИКТ” выбирают для сдачи уже профессионально ориентированные дети, определившиеся в будущей профессии, и процесс подготовки к экзамену будет носить для них индивидуальный характер.

Вопросы, связанные с подготовкой учащихся к ЕГЭ, по нашему мнению, актуальны в первую очередь для учащихся специализированных физико-математических школ и лицеев, преподавание информатики в которых ведется на базовом уровне и располагающих объемом учебных часов, необходимым для изучения программирования в рамках школьной программы, но явно недостаточным для отработки устойчивых навыков программирования всем контингентом учащихся, в т.ч. не занимающихся программированием дополнительно.

Здесь же следует заметить, что отметка “отлично” за экзамен еще не гарантирует того, что полученное количество баллов удовлетворит приемные комиссии вузов, принимающих у абитуриентов результаты сдачи ЕГЭ. Для получения же количества баллов, удовлетворяющих вузы, обязательным условием является наличие правильных ответов на задания блока С из вариантов ЕГЭ. Напомню, что одна из основных тем, по которой составляются задания из блока С, это “Алгоритмизация и программирование”. В то же время, именно решение заданий по этой теме вызывает у выпускников наибольшие трудности. Это вполне естественно, поскольку времени, отводимого на изучение информатики в школе (как правило, 1–2 часа в неделю в случае преподавания базового курса), явно недостаточно для формирования устойчивых навыков программирования. Вузы же интересует в основном способность учащихся алгоритмизировать и составлять компьютерные программы на языках программирования.

Поэтому в ходе подготовки должна ставиться задача не только успешной сдачи учащимися экзамена, но и набор ими при этом максимально возможного количества баллов: каждым из учеников в зависимости от уровня его подготовки.

Работу по подготовке к экзамену в формате ЕГЭ можно разбить на две части. Первая состоит в том, что начиная с 8-го класса в планы уроков вносятся изменения, ориентированные на подготовку к ЕГЭ практически на каждом уроке. Вторая часть предполагает разработку программы дополнительных занятий по подготовке выпускников непосредственно к сдаче экзамена.

Расскажем подробнее о первой части.

В плане практически каждого урока должно быть предусмотрено время (от 5 до 15 минут) на тестирование, объем таких мини-тестов — 5–10 вопросов. Желательно при закреплении материала на уроке давать контрольные вопросы и задания в стандартном формате, соответствующем ЕГЭ. Планы уроков начиная с 8-го класса должны заканчиваться пунктом “Примеры заданий из ЕГЭ”. Широкое использование систем тестового контроля не только позволит исподволь подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но и явится несомненным подспорьем на уроках информатики. Такие тесты, умело составленные, могут выполнять не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.

Тестирование может проводиться в бумажном или электронном виде, тексты тестов и задания составляются учителем, используется многочисленная литература с готовыми текстами тестов по основным разделам базового курса. Но представляется более разумным выбирать задания из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения ЕГЭ по информатике, из демонстрационных КИМ за прошедшие годы. Широкий доступ учителям к этой базе невозможен, однако в открытом доступе существуют демоверсии, примеры заданий из КИМов, приводимые в печатных изданиях, допущенных для подготовки к ЕГЭ Министерством образования и науки. Задача учителя при подготовке к урокам — выбрать из имеющегося материала задания, соответствующие теме урока.

К началу занятий в кабинете информатики полезно оформить тематический стенд “Готовимся к сдаче ЕГЭ”. На нем можно предусмотреть четыре раздела: “Демонстрационные варианты заданий ЕГЭ”, “Повторяем курс”, “Пробное тестирование”, “Это должен знать каждый”. Раздел “Демонстрационные варианты заданий ЕГЭ” предназначен в основном для учащихся, которые по каким-то причинам вынуждены готовиться к сдаче экзамена самостоятельно. Он включает материалы с полными текстами заданий ЕГЭ, которые подлежат замене 2–3 раза в течение курса, а также тексты домашних заданий по программированию к очередному занятию. Каждое занятие по подготовке к ЕГЭ предваряется обновлением материалов раздела “Повторяем курс”, куда вывешиваются ксерокопии таблиц по теме очередного занятия из книги “Структурированный конспект курса информатики” под редакцией И.Г.?Семакина. В разделе “Пробное тестирование” должна быть представлена информация по проведению различных мероприятий по подготовке к ЕГЭ школьного, районного и городского уровня.
К ним относятся интернет-олимпиады по программированию в формате ЕГЭ, проводимые вузами, тренировочное тестирование, организуемое региональными центрами оценки качества образования, и т.п. Под рубрикой “Это должен знать каждый” распечатывается информация, включающая правила поведения на экзамене, правила заполнения бланков, примеры бланков ЕГЭ по информатике, а также адреса официальных сайтов в сети Интернет, посвященных проблемам сдачи ЕГЭ (www.edu.ru, www.ege.edu.ru, www.ege.spb.ru).

Автор имеет опыт двух лет подготовки к сдаче ЕГЭ учащихся 11-х классов физико-математического лицея. К моменту начала подготовки в 2005–2006 учебном году учебная программа лицея по информатике была ориентирована в основном на обучение программированию и алгоритмизации, подготовку профессиональных программистов и опытных пользователей персонального компьютера. Причем блоки информационных технологий давались в самом сокращенном объеме, допускаемом Обязательным минимумом содержания стандарта среднего (полного) общего образования по информатике по учебно-методическим комплектам, имеющим гриф Министерства образования и науки Российской Федерации. Часть тем давалась на самостоятельную отработку с последующим контролем. Хотя информации, полученной школьниками, было достаточно для успешной сдачи выпускниками итоговой аттестации в формате Единого государственного экзамена, перед учениками ставилась цель набрать при сдаче максимальное количество баллов, гарантирующее им поступление в вуз.

Поскольку предмет сдается в качестве экзамена по выбору, а выбор учащихся может быть обусловлен разнообразными причинами, в начале курса подготовки класс условно делился на две группы: первая — средние и слабоуспевающие, вторая — сильные и профессионально ориентированные. Конечно, в дальнейшем состав групп менялся.

В обеих группах занятия проводились по единому сценарию. Каждое занятие (2 учебных часа) делилось на теоретическую и практическую части. Теория давалась обеим группам в течение первого часа занятия в одинаковом объеме, разница же в уровне подготовки детей учитывалась при составлении практических заданий — ученики первой группы больше времени уделяли решению заданий из блоков А и В, из блока С подробно отрабатывали задания с 1-го по 3-е. Как показал опыт, ученики второй группы, как правило, быстро справляются с предлагаемыми тестами и освободившееся время занятия посвящают разбору заданий по программированию под номером 4 из блока С.

Теоретическая часть темы давалась в форме лекции, сопровождаемой демонстрацией презентации PowerPoint с помощью проектора. Презентации подготавливались по каждой теме, подлежащей контролю в заданиях ЕГЭ. Для демонстрации выбирались вопросы, необходимые для раскрытия темы, которые давались в наглядной, конспективной форме.

Тематические презентации включали в себя теоретическую и практическую части. На теоретическую часть отводилось 15–20 минут, включая ответы на вопросы учащихся. Далее шла демонстрация практической части презентации, в которой разбирались примеры из материалов по подготовке к ЕГЭ по рассматриваемой теме, продолжавшаяся 25–30 минут.

Кроме того, при проведении заключительных уроков по теме также демонстрировались презентации продолжительностью 5–8 минут, обобщающие пройденный по той или иной теме материал. Эти же презентации использовались при проведении дополнительных занятий по подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ непосредственно перед экзаменом.

При подготовке презентаций использовалась следующая литература:

1. Информатика. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Под ред. В.Р. Лещинера. М.: Интеллект-Центр, 2007.

2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10–11-е классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. М., 2006.

3. Угринович Н.Д. Информатика. Задачник-практикум. БИНОМ. Лаборатория знаний. М., 2006.

Второй учебный час занятия посвящался практической работе учащихся (как уже отмечалось — по индивидуальным маршрутам), на которую отводится до 30 минут. Форма практической работы зависела от повторяемой темы. Это может быть специально подготовленный компьютерный тест, либо работа с интерактивными тестами по подготовке к ЕГЭ в сети Интернет, либо ответы на задания на бланках. В любом варианте предполагается самостоятельная отработка темы учащимися.

Занятие заканчивалось разбором домашних заданий, предложенных на прошлом занятии (на экран с помощью проектора выводится решение, предлагаемое преподавателем или приводимое в демонстрационной версии ЕГЭ).

О домашних заданиях хотелось бы рассказать подробнее.

Работа с домашними заданиями в факультативном курсе по подготовке к экзамену решает две различные задачи. С одной стороны, это своеобразная форма контроля преподавателем степени усвоения рассмотренного материала (для этого учащиеся предъявляют решения на бумаге), с другой — способ закрепления материала, причем закрепление отдается на домашнюю отработку. В связи с этими соображениями нам показалось целесообразным организовать проверку домашних заданий не совсем традиционным способом — проверяется только наличие выполненных заданий, результат выполнения определяется путем самопроверки после обсуждения правильного решения на экране, учащиеся диктуют учителю итоговое соотношение правильных и неправильных решений в своих работах по изучаемой теме. При этом все учащиеся имеют возможность осуществить самоконтроль и исправить допущенные ошибки. В результате в тетрадях или в электронных документах они имеют правильные варианты для дальнейшего самостоятельного повторения темы и соответствующих примеров. Учитель ведет учет примерно в такой форме: фамилия, тема, номер задания, число правильных ответов из числа заданных.

В этом учебном году форма работы немного изменилась — выполненные домашние задания представляются как в бумажном виде, так и в электронном, с использованием электронной почты. Дети имеют возможность присылать решения досрочно, и зачастую до урока учитель мог получить результат. Конечно, такая форма требует больших затрат времени и возможна только с небольшой группой наиболее активных учащихся.

В поурочном планировании были предусмотрены два занятия, полностью посвященные тестированию в формате ЕГЭ по материалам демонстрационных версий прошлых лет. Одно занятие давалось в середине курса, другим курс подготовки завершался.

Итоги работы по подготовке выпускников по описанной методике таковы. В 2005–2006 учебном году подготовка проводилась в течение второго полугодия и не предполагала разделения учащихся по уровню знаний. Из 13 сдававших экзамен трое получили оценку “отлично”, причем один из учеников набрал максимально возможный балл (100 баллов), один — “удовлетворительно”, остальные сдали на “хорошо”. Оценку “удовлетворительно” также получил учащийся, отказавшийся от дополнительных занятий. Анализ результатов экзамена показал, что основная проблема сдававших заключалась в невнимательности, продемонстрированной при чтении условий и выполнении заданий. При подготовке к экзамену в 2006–2007 учебном году были учтены недоработки предыдущего года, в результате чего из 14 сдававших экзамен выпускников пятеро получили оценки “отлично”, а остальные — “хорошо”. Причем количество баллов у каждой группы приближалось к верхней границе соответствующих интервалов, даваемых при пересчете баллов в оценку. Предметом особой гордости за детей может послужить то, что все учащиеся, сдавшие экзамен на “хорошо”, при подготовке входили в группу c недостаточным для успешной сдачи уровнем знаний.

Поскольку у выпускников основной школы также появилась перспектива сдачи экзамена по информатике в формате ЕГЭ, в текущем учебном году предполагается разработать курс подготовки выпускников 9-х классов, составленный по аналогичному сценарию. Курс планируется в объеме 34 учебных часов и будет проводиться в форме дополнительных занятий, начиная со второго полугодия учебного года, что позволит подготовить учащихся к сдаче экзамена в июне.

Е.. В.. Осипова,
учитедь информатики физико-математического лицея № 366, г. Санкт-Петербург

TopList