|
Изучение информатики или подготовка к ЕГЭ?От редакции Из всех слов важнейшим для нас является… “подписка”. Но в данном случае речь идет вовсе не о подписном тираже. Наши читатели подписываются на газету, а редакция и авторы “Информатики” — на работу. Главный редактор и сотрудники обязуются выпускать газету — в этом они подписываются перед руководителем Издательского дома, авторы — точно в срок “выдавать на-гора” заказанные материалы — в этом они подписываются перед главным редактором. Самый распространенный срок подписки на “Информатику” — шесть месяцев (хотя у нас есть и индексы для годовой подписки). Авторы же, даже если речь идет о большом цикле статей, редко когда подписываются сразу на длительный срок. Пример длительной авторской подписки — лекции нашего Педагогического университета. Работа по их созданию занимает больше года. Но так чтобы целых два года! Такого у нас еще не было. Будет! Этот материал начинает двухлетний (!) цикл публикаций, в которых учитель тверской гимназии Нина Дмитриевна Шумилина будет практически в режиме “живого журнала” описывать свой опыт работы с 10-м (в этом учебном году) и 11-м (в следующем) классами “с прицелом на ЕГЭ”. Мы такого никогда раньше не делали. Подписаться на два года — даже подумать страшно! Вместе с тем, на наш взгляд, в подобном жанре скрыто столько потенциальных плюсов, что грех не рискнуть! Важно также отметить, что, как вы все знаете, самое ценное в живых журналах — не монолог, а диалог. Именно комментариями, живым общением живые журналы и живут. Ух, какая фраза получилась! И, конечно, Нине Дмитриевне будет очень трудно одной осилить такой проект в отсутствие обратной связи. Поэтому мы завели специальный адрес NDShumilina@1september.ru, по которому вы можете отправлять Нине Дмитриевне свои комментарии, мысли, согласия/несогласия. Если захочется что-то сказать, пожалуйста, не поленитесь! Параллель 10-х классов в этом году — “моя”. Привычка вести ежегодные личные журналы, а также сохранять их в своем архиве оказала неожиданную услугу — нахожу записи 2000/2001 учебного года, когда нынешние десятиклассники были первоклашками. Мы начинали вместе: я — работу в нашей гимназии, дети — учебу в школе, в том числе и изучение информатики. Передо мной три “Ежегодника учителя и воспитателя”. С интересом вглядываюсь в знакомые фамилии, узнаю в отметках успехи и проблемы сегодняшних дней. 4-го класса в начальной школе тогда не было, в 5–7-х классах информатика в учебном плане школы отсутствовала, поэтому изучение предмета прервалось после третьего класса. Следующей ступенью был базовый курс 8–9. Получается, что эти дети в полной мере ощутили на себе и новации курса раннего обучения информатике, и отсутствие предмета на федеральном уровне в базисном учебном плане в средних классах. В 8-м и 9-м классах они учились по базовому курсу, обеспеченному учебниками (учитель — методикой), а теперь попадают в ряды тех, для кого единый государственный экзамен уже не будет экспериментальным. Более того, уже сейчас, завершив 9-й класс, они сдали отдельные экзамены в форме ЕГЭ и знакомы с этой технологией не понаслышке. Это одно из тех поколений детей, которых мы с 1-го класса учим в период перестройки нашего образования в целом и становления курса информатики, в частности. Думаю, что в таких экспериментальных условиях, как, впрочем, и в другое время, процесс обучения в большой степени зависит от здравого подхода учителя. Невозможно все учесть, отразить и документально утвердить. Можно по этому поводу сокрушаться и справедливо замечать недостатки, но приходится и самим принимать определенные решения (что, впрочем, делает подавляющее большинство учителей). Впереди заключительный этап — 10–11-х класс. Как его построить? По каким авторским программам и учебникам осваивать и заканчивать школьный курс? Как подготовиться к итоговым экзаменационным процедурам? Конечно, важен статус школы, ее направленность и специализация. Исторически в нашей гимназии углубленно изучались иностранные языки (основной — английский и второй — французский). Соответственно, иностранным языкам выделяется большее количество часов учебного плана, информатика изучается на базовом уровне. На 2008/2009 учебный год наши временные
ресурсы таковы: школьникам 10-х классов
предоставляется Какой выбрать учебник для 10–11-х классов? Может быть, появились такие, которые лучше учитывают подготовку к возможной сдаче экзамена в форме ЕГЭ? До сих пор устоявшегося варианта, по которому мы работали, не было. Более того, был даже период отсутствия курса в 10–11-х классах. И именно сейчас, в процессе реально ощутимой информатизации школы (т.е. получения достаточно большого количества техники и лицензионных программных продуктов), произошло “восстановление” курса информатики. Для освоения базового курса 8–9 был выбран учебник И.Г. Семакина, и с ребятами мы впервые “обкатали” его. Совершенно не подстраиваясь к написанию этого материала, скажу, что в процессе обучения брала материалы ЕГЭ и демонстрировала наши возможности, так как знаний уже хватало для ответа на те или иные вопросы. Это был и мотивирующий ход — разве девятикласснику не захочется проверить свои возможности на уровне 11-го класса? А потом в одном из номеров* газеты “Информатика” встретилась статья об использовании материалов единого экзамена в процессе обучения. Все верно! Если появилась определенная форма контроля, то почему же ее не использовать в процессе обучения? Изучили тему — используем материалы “единого” для проверки усвоения пройденного на уровне экзамена (в ряду других форм). Таким образом, статья позволила, так сказать, “сверить стрелки часов”. Теперь к началу учебного года надо обновить и систематизировать материалы, касающиеся ЕГЭ. Что-то есть на руках и уже использовалось в работе. Надо наведаться в книжные магазины на предмет новинок в виде книг и дисков, посмотреть, что есть в Интернете. Стопка имеющихся материалов оказалась не слишком внушительной. Начиналось все с брошюры Рабочие материалы Дня учителя информатики (третий московский педагогический марафон учебных предметов) 2004 г., в которой был опубликован демонстрационный материал 2004 г. До сих пор использую эту брошюру по причине удобного формата (А5). За прошедшие годы добавились демонстрационные материалы пяти последующих лет (с 2004-го по 2007-й, теперь и 2008-й). Распечатанные в нескольких экземплярах, они используются для разбора примеров на уроках и многовариантной работы при тематическом контроле. Кроме этого, привлекла внимание (и вот она, под руками) критическая статья В.П. Беспалько “Педагогический анализ Единого государственного экзамена (ЕГЭ)” в журнале “Педагогические технологии” № 4, 2006. В текущем году приобрела Учебно-тренировочные материалы подготовки учащихся по информатике к экзамену-2008 издательства ФИПИ (Федерального института педагогических измерений), в котором, кроме самих заданий, уже содержатся некоторые рекомендации и анализ результатов сдачи экзамена. План поиска “исходников” (официальных документов, подготовительных и материалов экзаменов) представился следующим (по различию носителей информации): 1. Информация в Интернете. 2. Печатные материалы: книжные магазины, просмотр материалов “Информатики”. 3. Диски. Работа пошла параллельно по всем “фронтам” — перелистывались странички Интернета и страницы “Информатики”, обходились магазины в поисках книг и дисков. Первыми и, пожалуй, весьма представительными оказались результаты поиска в Интернете. Теперь Интернет доступен всем школам, и разговор не получится “в одни ворота”. Поиск начала, пользуясь ссылками школьного портала (http://portalschool.ru/). В рубрике Экзамены и тесты есть раздел, посвященный ЕГЭ, и три подраздела: советы и рекомендации, демоверсии и архивы заданий официальных вариантов. Рассмотрим два часто цитируемых интернет-ресурса: портал ЕГЭ и сайт информационной поддержки ЕГЭ. Начнем со ссылки Портал информационной поддержки единого государственного экзамена, все о ЕГЭ (http://ege.edu.ru). Остановлюсь на особенностях его устройства и наполнении, так как это основной интернет-источник о ЕГЭ. EGE.EDU.RU Попытка просмотреть первые статьи раздела О ЕГЭ (“Что такое ЕГЭ”, “Процедура и правила проведения”, “Типы заданий”, “ЕГЭ и школа”, “ЕГЭ и вуз”) вызвала некоторое недоумение, поскольку текст неоднократно апеллировал к 2002/2004 гг., а фраза “пока планируется введение ЕГЭ в обязательном порядке к 2005 году” внесла определенные сомнения в актуальности представляемой информации. Однако следующие статьи первого раздела дали полезные ссылки на Федеральный институт педагогических измерений (http://www.fipi.ru/view), а также помощь в получении информации о результатах экзамена, о вузах, телефонной связи с региональными структурами. Причем ссылки на получение информации о предварительных результатах ЕГЭ размещены на всех страницах портала, что, конечно, удобно. Раздел Нормативные документы состоит из пяти подразделов и содержит большое количество ссылок. Думаю, что здесь можно найти всю требующуюся информацию нормативного характера. Варианты ЕГЭ — это, пожалуй, самый “рабочий” раздел, поскольку он содержит: - спецификации, - демонстрационные материалы, - экзаменационные материалы, - контрольные измерительные материалы. Спецификации На портале расположены спецификации по информатике всех лет, начиная с 2004 года. Суть документа “Спецификация экзаменационной работы по информатике единого государственного экзамена” состоит в том, что он фиксирует специфичные, особые для предметного экзамена моменты. Рассмотрим их подробнее для варианта 2008 года, поскольку без знания особенностей и деталей этого документа невозможно построить адекватную подготовку к экзамену. Назначение экзаменационной работы: оценка подготовки выпускников школ с целью их государственной аттестации и конкурсного отбора в средние и высшие учебные заведения. Содержание: очень важный фрагмент текста, в котором фиксируется, что же будет проверяться с помощью материалов ЕГЭ. Процитирую дословно: “Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов: 1) Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по информатике: приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.; 2) Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования: приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.”. Обратившись к тексту кодификатора элементов по информатике содержания ЕГЭ 2008 г., читаем: “Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего (полного) и основного общего образования (приложения к приказам Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г. и № 56 от 30.06.1999 г.). В связи с принятием федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (утвержден приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.), данный кодификатор носит временный характер и в 2008 г. будет заменен на новый, основанный на федеральном компоненте стандарта”. Становится понятной фраза Н.В. Макаровой: “…сложилась парадоксальная ситуация, когда содержание ЕГЭ совершенно не соответствует принятому Государственному образовательному стандарту по дисциплине “Информатика и ИКТ” ни по базовому, ни по профильному уровням, в соответствии с которыми ведется обучение в школе”**. А если учесть тот факт, что грядет
обновление стандартов (см., например, http://portalschool.ru/news/body/2511/),
вернее, введение стандартов второго поколения,
то очевидно, что будет производиться обновление
содержательных элементов, выносимых на итоговую
аттестацию. Становится чрезвычайно важным
знание о принятии документов, приказов,
положений Структура экзаменационной работы: всего 32 задания, из них 20 с выбором ответа (А), 8 с кратким ответом (B), 4 с развернутым ответом (C); максимальная общая сумма первичных баллов 40; за первую часть можно получить 50%, за вторую — 20%, за третью — 30% от максимальной суммы баллов. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам деятельности: здесь приводятся проценты баллов от максимальной первичной суммы, которые можно получить при верном выполнении заданий различных разделов курса информатики: - алгоритмизация и программирование — 32,5%, - информация и ее кодирование — 17,5%, - технология программирования — 15%, - основы логики — 12,5%, - телекоммуникационные технологии — 7,5%, - остальные разделы — по 2–5 %. Проверяемые виды деятельности и процент баллов, которые можно набрать, составляют: - воспроизведение представлений или знаний (15%), - применение знаний и умений в стандартной ситуации (45%), - применение знаний и умений в новой ситуации (40%). Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности: предполагается 3 уровня сложности, выполнение которых дает возможность получить соответствующее количество баллов от максимального (базовый — 40%, повышенный — 35%, высокий — 25%). При этом следует обратить внимание на тот факт, что задания части А не являются заданиями только базового уровня сложности. Часть А содержит задания базового и повышенного уровней сложности; часть B содержит задания в основном повышенного уровня, но также по одному заданию базового и высокого уровней, а задания части С относятся к повышенному и высокому уровням сложности. Время выполнения работы составляет 4 часа, даются рекомендации о распределении его на выполнение разных частей работы. План экзаменационной работы — очень важный раздел, который фактически поясняет “устройство” работы. Продемонстрирую его, например, на задании А3: - обозначение задания в работе (A3 — часть А, номер задания 3), - название проверяемого элемента содержания (умение подсчитывать информационный объем сообщения), - код проверяемого элемента по кодификатору (1.1.4), - код вида деятельности (3, т.е. применение знаний и умений в новой ситуации), - уровень сложности задания (П — повышенный), - максимальный балл за выполнение задания (1), - примерное время на выполнение задания (3 мин.). Таким образом описаны все предполагаемые задания. Согласитесь, что подобная раскладка, соответственно, ориентировка детей весьма конкретна и полезна, но, безусловно, это должно напрямую соотноситься со стандартом образования по предмету. Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом: ответы на задания частей А и В оцениваются максимум в 1 балл, части С — до четырех баллов. Ответы на задания первых двух частей сканируются и обрабатываются автоматически, ответы на задания части С проверяются экспертами. Баллы, которые можно получить за выполнение заданий частей А, В, С, составляют: 20, 8 и 12, соответственно. Для свидетельства, представляемого в вуз, итоговый балл переводится в оценку по 100-балльной шкале. Дополнительные материалы и оборудование: фиксируется важный момент — работа выполняется без компьютера, калькуляторы использовать не разрешается. Условия проведения экзамена (требования к специалистам): в экзаменационной аудитории не разрешается присутствие преподавателей информатики, эксперты должны пройти специальную подготовку по рекомендациям ФИПИ. Рекомендации по подготовке к экзамену. Ввиду важности этого пункта для нашего дальнейшего рассмотрения приведу его текст полностью: “К экзамену можно готовиться по учебникам, включенным в “Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях”. Перечень учебников размещен на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе “Документы министерства”. ФИПИ рекомендует также использовать пособия, имеющие гриф ФИПИ, и пособия, подготовленные авторскими коллективами ФИПИ в рамках совместных проектов с издательствами. Информация об этих изданиях оперативно размещается на сайте www.fipi.ru в разделе “Экспертный совет ФИПИ”. Изменения в КИМ 2008 г. по сравнению с 2007 г. По сравнению с 2007 г. существенных изменений в КИМ нет. Демонстрационные материалы Здесь расположены материалы за 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 годы. Экзаменационные материалы В этом разделе материалов по информатике нет: представлены экзаменационные материалы 2002, 2003 гг. Контрольные измерительные материалы Для каждого года приводятся: спецификация, демонстрационный вариант, а также кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ). Раздел ОСОКО Содержит информацию о построении общероссийской и региональных систем оценки качества образования в виде проекта концепции (версия 02.02.2008, вторая редакция), а также о создании и апробации организационных систем оценки качества общего и профессионального образования на региональном уровне (Красноярский и Краснодарский края, Челябинская и Московская обл., Республика Чувашия и Республика Саха (Якутия)). Материал, с которым весьма полезно ознакомиться для общего представления о текущих процессах в сфере оценки качества образования. Из “стандартных” ссылок портала конечно же в работу обязательно пойдут Новости, Публикации, Статистика, можно обратиться к Форуму. Стоит обратить внимание на пункты Вопрос-Ответ и Ссылки. В первом дается разъяснение о различных видах тестирования, проводимых под эгидой Рособразования, их назначении и отличиях: - ЕГЭ, - Централизованное тестирование, - Компьютерное тестирование знаний “Телетестинг”, - Централизованное компьютерное тестирование, - Дистанционное образовательное тестирование “1С:Телетестинг”. Во втором — адреса федеральных порталов и сайтов, информационные ресурсы по ЕГЭ, полезные ссылки и “черный” список. Далее перейдем к рассмотрению второго интернет-ресурса Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме (http://www.ege.ru). WWW.EGE.RU Статус этого сайта ниже, чем рассмотренного выше. Согласитесь, названия “официальный сайт” или “сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме” дают разные представления о назначении ресурсов. С сайта информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме есть ссылка на ege.edu.ru, как на “официальный портал информационной поддержки ЕГЭ”. Поэтому справедливости ради надо зафиксировать, что портал ЕГЭ — главный и самый что ни на есть официальный представитель информации о ЕГЭ. Назначение сайта www.ege.ru — подготовка к сдаче единого экзамена в компьютерной форме. Однако информатика, как предмет, не указана в перечне. Это и понятно. Компьютер при выполнении экзаменационных заданий, в соответствии со спецификацией экзаменационных материалов (http://www1.ege.edu.ru/content/view/20/42/), мог использоваться только в 2004 году. Формулировка в документе была следующей: “Выполнение заданий частей А и В осуществляется на компьютере с использованием только тестирующего программного обеспечения. При выполнении заданий части С учащийся может (по желанию) использовать компьютер, предоставленный Центром тестирования и оснащенный соответствующим программным обеспечением”. С 2005 по 2008 год экзамен принимается по-другому: “Работа выполняется учащимися без использования компьютеров и других технических средств”. Таким образом, сайт http://www.ege.ru для информатиков пока представляет лишь косвенный интерес. Отметим для полноты картины, что на этом сайте есть интерактивная демоверсия-2004 по информатике. Также можно пройти тест “Уровень ЕГЭизма”, с помощью которого вы можете оценить уровень своей осведомленности в процедуре проведения и содержании ЕГЭ. Насколько я поняла, материал теста не откорректирован в связи с изменениями, внесенными после 2004 года, его просто любопытно пройти и уточнить для себя те или иные моменты процедуры с учетом этого обстоятельства. Одним из итогов можно зафиксировать, что по срокам подписания документов ЕГЭ прошлых лет осенью текущего года, примерно в ноябре, должна появиться спецификация проведения экзамена по информатике в 2009 году и кодификатор элементов содержания, проверяемых ЕГЭ. В них будет зафиксирована процедура сдачи экзамена — бланковая или с использованием компьютера, и прояснится вопрос с кодификатором. Кроме того, например, в Публикациях портала можно познакомиться с материалами по проведению ЕГЭ по информатике в компьютерном виде (СПбГУ, 2007 г.). Не исключено, что этот опыт впоследствии может оказаться полезным. Просмотрела в Интернете отзывы о ЕГЭ: запустила поиск в Googl’е и в Yandex’е, а также “пролистала” научно-практический электронный альманах “Вопросы информатизации образования”. При отборе материалов отдавала предпочтение публикациям двух последних месяцев, т.е. примерно с конца мая до середины июля. Соответственно, окунулась в отзывы и живую реакцию на экзаменационный процесс 2008 года. Отзывы: больше замечаний, описаний проблем и все-таки негатива. Стойкость в утверждении разумности и безальтернативности во мнениях официальных лиц, занятых в сфере самого экзамена. Индивидуальных позиций не слишком много. Например, В.А. Садовничий, ректор МГУ, из года в год отстаивает особую позицию МГУ относительно приема результатов ЕГЭ: “Я считаю, что качество КИМов должно быть существенно улучшено”. По его мнению, “ЕГЭ должен быть все-таки важной, но одной из форм контроля знаний”. Появилась информация об осеннем обсуждении Думой вариативности итоговой аттестации и выбора формы экзамена. Пока — обязательная итоговая аттестация в форме ЕГЭ в 2009 году. И все-таки, читая критические заметки относительно самой идеи ЕГЭ, думаю о том, что вероятность сдавать “единый” в качестве экзамена по выбору для моих ребят велика. И даже если будет выбор формы экзамена, то почему при подготовке экзаменационных материалов на уровне школы не воспользоваться имеющимся опытом работы с тестовыми заданиями для теоретической части? В совокупности с практическим заданием получится хороший экзаменационный материал. В любом случае подготовка к ЕГЭ не должна обернуться дополнительной обузой. Поэтому формирую минимальный “джентльменский” набор учителя, необходимый в этой подготовке: папки и файлы с информацией об экзамене 2008 г. (и других лет), взятые с портала Единого экзамена: o Спецификация. o Демо. o Кодификатор. Продолжение следует ** Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. СПб.: Питер, 2008, с. 3. Н.. Д.. Шумилина |