Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №23/2008


Началка

Изучаю компьютер

Продолжение. См. № 15, 17- 22/2008

Напоминание. Уважаемые коллеги! Демоверсию электронной книги можно скачать по адресу ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/reclam/comp.zip.

Тема 7. Меню

Состав темы:

· Занятие 22. Что такое меню

· Занятие 23. Компьютерное меню

· Занятие 24. Компьютерное меню (продолжение)

Занятие 22. Что такое меню

Вопросы на повторение

Основную часть окна занимает рабочая область с полосами прокрутки.

В самом низу окна находится строка состояния.

Вопросы

1. Для чего нужны полосы прокрутки?

2. Как работать с полосами прокрутки?

3. Для чего предназначена строка состояния?

Ответы

1. Полосы прокрутки позволяют увидеть те части документа, которые не помещаются в рабочей области.

2. Для протяжки окна по документу нужно либо нажимать экранные кнопки со стрелочками, либо “тянуть” мышкой за движок на линейке.

3. В строку состояния выводятся сообщения программы.

Меню — это набор вариантов, из которых выбирают нужные.

В школьной столовой

Рис. 1. Меню в школьной столовой

На перемене ребята побежали перекусить в школьную столовую. На стене висел листочек бумаги. Вася стал читать вслух:

— Сегодня хорошее меню! — заметила Катя. — Я выбираю рисовую кашу.

Вова сказал:

— По-моему, лучше биточков ничего не бывает!

Каждый выбрал блюдо по вкусу.

На автовокзале

Рис. 2. Расписание автобусов

Катя и Вася пошли за билетами. На вокзале висело расписание автобусов.

Катя сразу обратила внимание на те строчки, где была указана Москва.

— Вася, — сказала она, — на Москву три автобуса!

— Давай посмотрим. Первый автобус отправляется слишком рано — в семь часов утра. А в шесть часов вечера выезжать слишком поздно.

— Значит, надо выбрать автобус, который отправляется в 13.00, — сделала вывод Катя. И добавила, вспомнив родную школу:

— Расписание похоже на меню в столовой! Только здесь выбирают не еду, а автобусы!

В кафе

Рис. 3. Семейный поход в кафе

Завтракая в школьной столовой, Вася выбрал скромный омлет. Но вспомнил при этом, как довелось ему побывать с родителями в кафе.

В начале обеда официант принес лист с названиями блюд. Это тоже было меню. Правда, в кафе выбор блюд больше, чем в школьной столовой. Поэтому меню в кафе разделено на несколько частей:

· Холодные закуски

· Первые блюда

· Вторые блюда

· Напитки

· Десерт

Рис. 4. Меню в кафе

В таком меню тоже нетрудно сделать выбор: сначала надо выбрать раздел, а в этом разделе назвать официанту нужную строчку.

Например:

“Первые блюда”, “Борщ по-флотски”.

Разнообразие меню

Меню — это не только список блюд в столовой, кафе, ресторане. Так называют прием, с помощью которого из нескольких вариантов можно выбирать нужные.

Меню — это набор вариантов, из которых выбирают нужные.

Рис. 5. Расписание поездов

Самый привычный вид меню — текстовый.

Это меню блюд в столовой, кафе. Расписание автобусов, поездов. Экранное меню настройки телевизора.

Рис. 6. Меню выбора платформы

Широко распространены графические меню, когда вместо текста варианты выбора представлены пиктограммами.

Например, пиктографическое меню на вокзале, указывающее расположение платформ, зала ожидания, касс, туалета, медпункта.

Рис. 7. Пульт управления телевизором

Клавиатура компьютера, пульт управления телевизором, сотовый телефон содержат кнопочное меню.

Пользователь выбирает нужные кнопки из предложенного набора для выполнения своей задачи (набора номера, например).

А вот расписание Васиных уроков меню не назовешь! Ведь меню — всегда выбор. А Васе приходится посещать все уроки без исключения! Расписание уроков — это не для выбора, а для памяти.

· Меню — это набор вариантов, из которых выбирают нужные.

· Меню всегда предполагает выбор.

Задание

Тема 7/Что такое меню/Практикум

Наберите в редакторе строки указанные слова и фразы.

1. Меню

2. Набор вариантов

3. Средство для выбора

4. Текстовое меню

5. Графическое меню

6. Меню нужно для выбора

Тема 7/Что такое меню/Зачет

Задания

1. Меню:

a) план решения задачи

b) описание прибора

c) набор вариантов, из которых выбирают нужные

d) список записей для памяти

2. Меню:

a) книга

b) содержание (оглавление) книги

c) столовая

d) список блюд в столовой

3. Меню:

a) автобус

b) расписание автобусов

c) поезд

d) расписание движения поездов

4. Меню:

a) мультфильм по телевизору

b) программа телепередач

c) песня по радио

d) программа радиопередач

Ответы

1. c

2. b, d

3. b, d

4. b, d

Занятие 23. Компьютерное меню

Вопросы на повторение

1. Что такое “меню”?

2. Чем меню отличается от обычного списка?

Ответы

1. Меню — это набор вариантов, из которых выбирают нужные.

2. Меню всегда предполагает выбор.

Меню — удобное средство для взаимодействия пользователя с компьютером.

Пользователем устройства называют человека, который использует это устройство.

Если человек использует компьютер, его называют пользователем компьютера, или компьютерным пользователем.

Средства для управления устройством называются интерфейсом.

Компьютерный интерфейс — это средства для управления компьютером.

Рис. 8. Мышь и клавиатура —
средства компьютерного интерфейса

Мы управляем компьютером при помощи мыши и клавиатуры — эти устройства являются элементами компьютерного интерфейса.

Рис. 9. Значки на Рабочем столе и Панели задач — средства компьютерного интерфейса

Значки на Рабочем столе и Панели задач образуют меню, из которого мы выбираем нужную программу или документ.

Рис. 10. Меню программы (текстовое и пиктографическое) позволяет управлять работой программы

Каждая программа имеет собственные меню, которые позволяют управлять работой этой программы.

Меню — это элемент компьютерного интерфейса.

Рассмотрим меню, популярные в компьютерных системах.

Простой список

Рис. 11. Горизонтальное и вертикальное меню в виде простого списка

Меню часто записывают в текстовом виде, укладывая список слов в строчку (горизонтальное меню) или столбец (вертикальное меню).

Выбор позиции выполняется мышиным щелчком на нужном слове.

Рис. 12. Позиция меню меняет свой вид под курсором

Чтобы пользователю была понятна особая сущность текста, элементы меню меняют внешний вид, когда над ними находится курсор: меняется цвет, плотность, появляется или как-то привлекается внимание пользователя.

Меню на пиктограммах

Текстовые пункты в меню могут быть заменены пиктограммами.

Рис. 13. Меню на пиктограммах

Меню на кнопках

Часто пункты меню оформляют в виде кнопок. Курсор наводят на нужную кнопку и выполняют мышиный щелчок.

Рис. 14. Меню на кнопках

Пользователь устройства — человек, который использует это устройство.

Пользователь компьютера — человек, который использует компьютер.

Интерфейс — средства для управления устройством.

Компьютерный интерфейс — средства для управления компьютером.

Интерфейс с компьютером пользователь осуществляет при помощи мыши, клавиатуры и экранных объектов.

Меню — элемент компьютерного интерфейса.

Разнообразие компьютерных меню:

Текстовый список

Набор пиктограмм

Обычные кнопки

Задание 1. Простой список

Тема 7/Компьютерное меню/Практикум

Поработайте с меню и ответьте на вопросы.

Рис. 15. Испытательный стенд в электронной книге

Вопрос Стихотворение, содержащее ответ

1. Что делали сюды у развел?

a) волчились

b) дрожжали

c) свиревели

d) собачились

Стихи из зазеркальной книги

Сверкалось... Скойкие сюды

Волчились у развел.

Дрожжали в лужасе грозды,

И крюх засвиревел.

2. Кто годится летать, хотя не птица?

a) малышка

b) крышка

c) коротышка

d) покрышка

Стихи Цветика

Огромный шар, надутый паром,

Поднялся в воздух он недаром,

Наш коротышка хоть не птица,

Летать он все-таки годится.

И все доступно уж, эхма,

Теперь для нашего ума!

3. Он не медведь, а кто?

a) пчелка

b) елка

c) тучка

d) зайчик

Стихи Винни-Пуха

Я Тучка, Тучка, Тучка,

А вовсе не медведь,

Ах, как приятно Тучке

По небу лететь!

4. Кто имел позолоченное брюхо?

a) Незнайка

b) Винни-Пух

c) Муха-Цокотуха

d) Сюды

Муха-Цокотуха

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Ответы

1. a

2. c

3. c

4. c

Задание 2. Простой список

Тема 7/Компьютерное меню/Практикум

Поработайте с меню и ответьте на вопросы.

Рис. 16. Испытательный стенд в электронной книге

Вопрос

1. Что говорит Мурка?

a) Добрый день!

b) Мое почтение!

c) Привет!

d) Рада познакомиться!

2. Что говорит Шарик?

a) Добрый день!

b) Мое почтение!

c) Привет!

d) Рада познакомиться!

3. Что говорит Чичи?

a) Добрый день!

b) Мое почтение!

c) Привет!

d) Рада познакомиться!

4. Что говорит Пупсик?

a) Добрый день!

b) Мое почтение!

c) Привет!

d) Рада познакомиться!

Ответы

1. c

2. a

3. d

4. b

Задание 3. Меню на пиктограммах

Тема 7/Компьютерное меню/Практикум

Поработайте с меню и ответьте на вопросы.

Рис. 17. Испытательный стенд в электронной книге

Вопрос

1. Как зовут козу?

a) Бася

b) Ерофей

c) Игнат

d) Марта

e) Фекла

2. Как зовут кота?

a) Бася

b) Ерофей

c) Игнат

d) Марта

e) Фекла

3. Как зовут собаку?

a) Бася

b) Ерофей

c) Игнат

d) Марта

e) Фекла

4. Как зовут пчелу?

a) Бася

b) Ерофей

c) Игнат

d) Марта

e) Фекла

5. Как зовут обезьяну?

a) Бася

b) Ерофей

c) Игнат

d) Марта

e) Фекла

Ответы

1. d

2. b

3. c

4. e

5. a

Задание 4. Меню на кнопках

Тема 7/Компьютерное меню/Практикум

Поработайте с меню и ответьте на вопросы.

Рис. 18. Испытательный стенд в электронной книге

Вопрос Стихотворение, содержащее ответ

1. Для кого нужен шоколад?

a) для Гиппопо

b) для Мойдодыра

c) для сына моего

d) для моей мамы

Телефон

У меня зазвонил телефон.

— Кто говорит?

— Слон.

— Откуда?

— От верблюда.

— Что вам надо?

— Шоколада.

— Для кого?

— Для сына моего.

— А много ли прислать?

— Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня еще маленький

2. Что хотят делать котята?

a) лаять

b) мяукать

c) хрюкать

d) чирикать

Путаница

Замяукали котята:

“Надоело нам мяукать,

Мы хотим как поросята —

Хрюкать!”

3. Кто плачет в Африке?

a) Айболит

b) Гиппопо

c) Мойдодыр

d) Тараканище

Айболит

А в Африке,

А в Африке,

На черной

Лимпопо,

Сидит и плачет

В Африке

Печальный Гиппопо

4. Почему рассердился крокодил?

a) не выспался

b) не любит грязнуль

c) не любит чистюль

d) не поел с утра

Мойдодыр

А потом как зарычит

На меня,

Как ногами застучит

На меня,

“Уходи-ка ты домой, —

Говорит, —

Да лицо свое умой, —

Говорит, —

А не то как налечу, —

Говорит, —

Растопчу и проглочу, —

Говорит”.

5. Кого хотели побить копытами?

a) Айболита

b) Крокодила

c) Мойдодыра

d) Таракана

Тараканище

“Не боимся мы его,

Великана твоего:

Мы зубами,

Мы клыками,

Мы копытами его!”

Ответы

1. c

2. c

3. b

4. b

5. d

Тема 7/Что такое меню/Зачет

Задания

1. Пользователь компьютера:

a) человек, который делает компьютеры

b) человек, который продает компьютеры

c) человек, который работает на компьютере

d) человек, который ремонтирует компьютеры

2. Интерфейс:

a) внешний вид устройства

b) описание устройства

c) средства для управления устройством

d) средства для чистки устройства

3. Что входит в компьютерный пользовательский интерфейс?

a) кабели, соединяющие отдельные части компьютера

b) клавиатура и мышь

c) процессор и память компьютера

d) стол, на котором стоит компьютер

e) экранные меню

4. Компьютерные меню:

a) кнопки на Рабочем столе

b) кнопки на Панели задач

c)

d)

e)

Ответы

1. c

2. c

3. b, e

4. a, b, с, e

Занятие 24. Компьютерное меню (продолжение)

Вопросы на повторение

1. Кто такой “пользователь”?

2. Кого называют “пользователем компьютера”?

3. Что означает термин “интерфейс”?

4. Какие средства входят в компьютерный интерфейс?

5. Назовите тип меню, представленного ниже.

6. Назовите тип меню, представленного ниже.

Ответы

1. Пользователь устройства — это человек, который использует это устройство.

2. Пользователь компьютера — это человек, который использует компьютер.

3. Интерфейс — это средства управления устройством.

4. Интерфейс с компьютером пользователь осуществляет при помощи мыши, клавиатуры и экранных объектов.

5. Текстовый список.

6. Набор пиктограмм.

Меню на радиокнопках

Радиокнопки (селекторные кнопки, переключатель) предназначены для выбора одного варианта из нескольких.

Подобно кнопочному переключателю диапазона волн в радиоприемнике, выбор одной кнопки автоматически снимает отметку с другой. Радиокнопки встречались в зачетных классах электронной книги.

В группе радиокнопок выбрать можно только одну. Отметка на новой кнопке автоматически снимает отметку на старой.

Рис. 19. Меню на радиокнопках

Меню на флажках

Флажки, или, как говорят, кнопки с независимой фиксацией, знакомы по зачетным классам электронной книги.

При помощи флажков можно отметить не только один (как с радиокнопками), а несколько вариантов.

Флажки не зависят один от другого. Их можно устанавливать и сбрасывать в любой комбинации.

Рис. 20. Меню на флажках

Меню — разворачивающийся список

Для просмотра такого меню нужно нажать кнопку со стрелкой. Открывается список, в котором нужный вариант выбирается мышиным щелчком.

Рис. 21. Меню — разворачивающийся список

Через разворачивающийся список обычно выбирают один вариант.

Сложные меню

Часто бывает так, что пункт меню сам является меню. В этом случае меню называют сложным.

Сложное меню — меню, в котором некоторые пункты сами являются меню.

На рис. 22 показано сложное меню выбора пиктограмм. Сначала в нем был выбран пункт Вокзал, затем в открывшемся подменю пункт Выход.

Рис. 22. Сложное меню выбора пиктограмм

Для работы с папками компьютера тоже используют сложное меню.

Рис. 23. Меню папок

Папка в этом меню обозначается пиктограммой с рисунком папки: .

Щелчок на знаке “+” открывает меню папки. Пиктограмма меняется на знак открытой папки: .

Щелчок на знаке “–” скрывает меню папки, папка закрывается: .

Программа Проводник

Рис. 24. Значок программы
Проводник на Рабочем столе

В компьютере есть специальная программа с названием Проводник. С ее помощью можно просматривать папки, запускать программы и открывать документы.

Найдите на Рабочем столе значок программы Проводник и запустите эту программу.

Окно программы имеет две панели. В левой панели отображается меню папок, в правой — содержимое выбранной папки:

Рис. 25. Окно программы Проводник

Сначала работаем в левой панели.

В меню папок откроем папку Мои документы, в ней папку — Документы, затем щелкнем на папке Фотографии.

Выбор документа выполняем на правой панели.

Выведем на экран документ-картинку “Танец с веточкой” щелчком на его значке справа.

Рис. 26. Окно программы Проводник

Рис. 27. Просмотр фотографии

Путь, который пройден в меню папок до нужного нам документа, обозначают так:

Мои документы / Документы / Фотографии / Танец с веточкой.JPG

Рекомендации наставнику

Для проверки описанных с Проводником действий необходимо скопировать папку Документы из каталога электронной книги в папку Мои документы компьютера.

Разнообразие компьютерных меню:

Текстовый список

Набор пиктограмм

Обычные кнопки

Радиокнопки

Флажки

Разворачивающийся список

Сложное меню — меню, в котором некоторые пункты сами являются меню.

Задание 1. Меню на радиокнопках

Тема 7/Компьютерное меню/Практикум

Поработайте с меню и ответьте на вопросы.

Рис. 28. Испытательный стенд в электронной книге

Ответы

1. b

2. a

3. a

4. b

5. c

Задание 2. Меню на флажках

Тема 7/Компьютерное меню (продолжение)/Практикум

Создайте окна, содержащие:

· только собаку;

· собаку и верблюда;

· курицу, корову и львенка;

· все персонажи;

· ни одного персонажа.

Рис. 29. Испытательный стенд в электронной книге

Задание 3. Меню — разворачивающийся список

Тема 7/Компьютерное меню/Практикум

Поработайте с меню и ответьте на вопросы.

Рис. 30. Испытательный стенд в электронной книге

Ответы

1. b

2. c

3. b

4. d

Задание 4. Сложное меню для выбора пиктограмм

Тема 7/Компьютерное меню/Практикум

Поработайте с меню и ответьте на вопросы.

Рис. 31. Испытательный стенд в электронной книге

Вопрос

1. Сколько детей перебегают дорогу?

a) один ребенок

b) двое

c) трое

2. Сколько зубцов у вилки?

a) два

b) три

c) четыре

3. Какую ногу сломал бедняжка?

a) левую

b) правую

c) обе

4. В какую сторону бежит спортсмен?

a) влево

b) вправо

c) стоит на месте

Ответы

1. b

2. b

3. a

4. b

Задание 5. Сложное меню папок

Тема 7/Компьютерное меню/Практикум

Поработайте с меню и ответьте на вопросы.

Рис. 32. Испытательный стенд в электронной книге

Задание 5. Сложное меню папок

Тема 7/Компьютерное меню/Практикум

Рис. 33. Значок программы
Проводник на Рабочем столе

Запустите программу Проводник и откройте папку Тексты: Мои документы / Документы / Тексты /

Рекомендации наставнику

Для выполнения задания необходимо скопировать папку Документы из каталога электронной книги в папку Мои документы компьютера.

В папку Документы можно при желании добавить собственные папки и другие документы.

Прочитайте документы в этой папке и ответьте на вопросы.

Ответы

1. c

2. a

3. d

4. e

Тема 7/Что такое меню (продолжение)/Зачет

Задания

1. Какой вид может иметь меню?

a) обычные кнопки

b) радиокнопки

c) флажки

d) разворачивающийся список

e) список слов

f) набор пиктограмм

2. Какое меню можно использовать для выбора нескольких пунктов?

a) обычные кнопки

b) радиокнопки

c) флажки

d) список слов

e) набор пиктограмм

3. Какое меню можно использовать для выбора одного пункта?

a) обычные кнопки

b) радиокнопки

c) флажки

d) разворачивающийся список

e) список слов

f) набор пиктограмм

4. Сложное меню — это меню, в котором:

a) много кнопок

b) много слов

c) много сложных слов

d) некоторые пункты сами содержат меню

Ответы

1. a, b, c, d, e, f

2. c

3. a, b, c, d, e, f

4. d

kurs@robotland.pereslavl.ru

А.. А.. Дуванов,
г. Переславль-Залесский

TopList