|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изучаю компьютерПродолжение. См. № 15, 17- 23/2008 Напоминание. Уважаемые коллеги! Демоверсию электронной книги можно скачать по адресу ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/reclam/comp.zip. Тема 8. Может ли компьютер думать?Состав темы: · Занятие 25. Программа Привет · Занятие 26. Перевозчик · Занятие 27. Конюх Занятие 25. Программа ПриветВопросы на повторение 1. Назовите тип меню, представленного ниже. 2. Назовите тип меню, представленного ниже. 3. Назовите тип меню, представленного ниже. 4. Назовите тип меню, представленного ниже. 5. Назовите тип меню, представленного ниже. 6. Назовите тип меню, представленного ниже.
7. Назовите тип меню, представленного ниже. 8. Чем сложное меню отличается от обычного? Ответы 1. Текстовый список. 2. Набор пиктограмм. 3. Обычные кнопки. 4. Радиокнопки. 5. Флажки. 6. Разворачивающийся список. 7. Сложное меню. 8. В сложном меню некоторые пункты сами являются меню.
Привет — это программа, которая “сочиняет” сказки. Кавычки у слова “сочиняет” означают, что “сочинения” Привета не настоящие, не такие, как у человека. Познакомившись с Приветом, вы сделаете вывод, может ли компьютер сочинять по-настоящему, может ли компьютер думать. Как я научил компьютер “сочинять” сказки Вы любите сказки? Я — очень. Даже пробовал их сочинять, но получалось плохо. Что-то вроде этого:
— Такие сказки и компьютер может сочинять! — решил я и стал придумывать план работы программы-сказочника. Вот что я сделал: выделил в своей сказке слова, которые можно заменить другими*:
Если теперь заменить главного героя Змея-Горыныча[1] на Зеленый Горошек[1], слово пошел[2] на помчался[2], лес[3] на баню[3], а Мальчика-с-пальчика[4] на Чебурашку[4], то получится “другая” сказка!
Заготовим для замещаемых мест сказки наборы слов:
Теперь сказки можно получать, выбирая из столбиков слова и вставляя их на свои места в пустые клетки истории:
Но работу по выбору слов вполне можно поручить компьютеру! И я написал план, по которому должна работать программа-сказочник:
План работы программы-сказочника 1. Выбери элемент из столбца Герой[1] и вставь его на места 1[1] и 5[1] в текст сказки. 2. Выбери элемент из столбца Пошел[2] и вставь его на место 2[2] в текст сказки. 3. Выбери элемент из столбца Куда[3] и вставь его на место 3[3] в текст сказки. 4. Выбери элемент из столбца Что там было[4] и вставь его на место 4[4] в текст сказки. 5. Покажи получившуюся историю на экране. По такому плану и работает программа Привет. Правда, она дополнительно запрашивает имя пользователя, имена героев и черты их характера. С Приветом можно поработать на странице практикума в электронной книге. Может ли компьютер думать? Вероятно, после знакомства с планом, по которому Привет “сочиняет” сказки, ответ вам понятен — нет! Думает человек. Человек составляет планы и переписывает их в виде программ для компьютера. А компьютер, не раздумывая, следует заданным инструкциям. И ничего кроме этого. · Человек пишет программы. · Компьютер работает по программам. · Думает человек, а компьютер, не раздумывая, следует заданным в программе инструкциям.
Задание Тема 8/Привет/Практикум Программа Привет “сочиняет” сказки! Попробуйте с ней поработать.
Рис. 1. Окно программы Привет Тема 8/Привет/Зачет Задания 1. Выполни план: 1) Выбери число 1 из списка: (1, 2, 3, 4, 5). 2) Выбери число 2 из списка: (1, 2, 3, 4, 5). 3) Сложи число 1 и число 2. 4) Запиши полученный ответ. 2. Выполни план: 1) Выбери слово 1 из списка: (як, кот, лиса, жираф, верблюд). 2) Выбери слово 2 из списка: (стол, рыбак, принтер, веснушка, монитор). 3) Подсчитай общее число букв в выбранных словах. 4) Запиши полученный ответ. 3. Выполни план: 1) Выбери число 1 из списка: (38, 323, 872, 3723, 23 791). 2) Выбери число 2 из списка: (1234, 4321, 4837, 683, 360). 3) От первого числа отбрось последнюю цифру. 4) От второго числа отбрось первую цифру. 5) Справа от первого результата помести второй. 6) Запиши полученное число. 4. Выполни план: 1) Выбери слово 1 из списка: (он, слон, лес, монитор, слива). 2) Выбери слово 2 из списка: (липа, я, процессор, кот, колесо). 3) Вычисли ччисло 1, как количество букв в первом слове. 4) Вычисли число 2, как количество букв во втором слове. 5) Если первое слово длиннее второго, запиши сумму первого и второго числа, иначе — разницу. 5. Выполни план: 1) Выбери слово 1 из списка: (колосок, слон, молоко, монитор, слива). 2) Выбери слово 2 из списка: (липа, розовое, процесс, кот, колесо). 3) Проверь справедливость утверждения: В первом слове больше букв “о”. 4) В качестве ответа запиши слово “да” или слово “нет” (без кавычек). Занятие 26. ПеревозчикНа левом берегу реки — капуста, коза, волк, перевозчик и лодка:
Рис. 2. Как перевезти животных и
капусту Задача Перевезти животных и капусту на правый берег. Правила перевоза: · Козу нельзя оставлять с капустой. · Волка нельзя оставлять с козой. · В лодке, кроме перевозчика, помещается только одно животное или капуста. Решите задачу при помощи программы Перевозчик на странице практикума в электронной книге.
Задание Тема 8/Перевозчик/Практикум Решите задачу о перевозе при помощи программы Перевозчик. Перевоз выполняется мышиным щелчком на персонаже.
Рис. 3. Перевозчик на странице электронной книги
Тема 8/Перевозчик/Зачет Как известно, числа состоят из цифр, как слова из букв. Цифр ровно десять. Вот они все: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Число может состоять из одной цифры, например, число 8, а может из нескольких, например, число 24 или число 820542054. Чисел бесконечно много. Это означает, что не существует самого большого числа. Почему? Очень просто: если кто-то назовет “самое большое число”, то всегда можно построить еще большее число, приписав справа одну цифру. Решите несколько задач про числа и цифры. Задания 1. Подсчитайте количество цифр в числе 11511. 2. Запишите наименьшую цифру числа 99199. 3. Запишите наибольшую цифру числа 1026. 4. Подсчитайте количество разных цифр, из которых построено число 282743. 5. Запишите в порядке возрастания цифры, которых нет в числе 282743. Занятие 27. КонюхПрограмма “Конюх” предлагает решить две задачи на маленькой шахматной доске из 9 клеток:
Рис. 4. Шахматная доска Конюха В начальный момент черные кони расположены на верхней горизонтали, а белые — на нижней. Требуется переставить фигуры местами так, чтобы белые кони заняли верхний ряд, а черные — нижний. Кони перемещаются по доске обычным шахматным прыжком по букве “Г”:
Рис. 5. Ход a1–c2 В первой задаче 6 коней (она проще), а во второй — 4 (она сложнее). Задача 1
Рис. 6. Начальное и конечное положение коней в задаче 1 Задача 2
Рис. 7. Начальное и конечное положение коней в задаче 2 Решите задачи при помощи программы Конюх на странице практикума в электронной книге. Как ходит конь Вы пришли в кино. Как узнать, куда нужно сесть? Эта информация хранится в билете, где указаны ряд и место. Таким образом, каждое место в кинотеатре обозначено двумя числами. Похожим способом пользуются шахматисты. Посмотрите на шахматную доску. Видите ряд букв вдоль нижнего края доски и ряд цифр на левом краю? Они нужны для того, чтобы можно было назвать каждую клеточку доски. Поле, на котором нарисован черный конь, находится в вертикальном ряду, помеченном латинской буквой d, и в горизонтальном ряду, который помечен цифрой 5. Это поле шахматисты называют d5. Левое нижнее угловое поле на шахматной доске — это a1, а правый верхний угол — это поле h8. Конь перемещается за один ход либо на два поля по вертикали и одно по горизонтали, либо на два поля по горизонтали и одно по вертикали. Как говорят шахматисты, конь ходит буквой “Г”. На рисунке крестиком показаны все поля, на которые может ходить черный конь, стоящий на поле d5. Звездочкой помечены поля, доступные белому коню, стоящему в углу на поле a1. Ход коня обозначают так: · сначала обозначают поле, с которого отправляется конь, · потом ставят черточку, · наконец, обозначают поле, на которое конь прыгает. Ход, показанный на рисунке, записывается так: a1–c2.
Задание Тема 8/Конюх /Практикум Решите две задачи при помощи программы Конюх.
Рис. 8. Окно программы Конюх Тема 8/Конюх/Зачет Посмотрите, как решаются задачи, затем выполните задания зачета. Задача 1 Даны два числа: 4354 и 528. Сложите наибольшую цифру первого числа с наибольшей цифрой второго. Решение Ответ: 13 Задача 2 Даны два числа: 8364 и 649. Найдите разницу между наименьшей цифрой второго числа и наименьшей цифрой первого. Решение Ответ: 1 Задача 3 Даны два числа: 2044 и 567. Сложите наименьшую цифру первого числа с последней цифрой второго. Решение Ответ: 7 Задача 4 Даны два числа: 3426 и 256. Сложите цифры первого числа и допишите к ответу справа первую цифру второго числа. Решение Ответ: 152 Задача 5 Даны два числа: 4834 и 8910. Сложите цифры, которые не присутствуют ни в первом, ни во втором числе. Решение Ответ: 20 Задания 1. Даны два числа: 31457 и 64443. Сложите наибольшую цифру первого числа с наибольшей цифрой второго. 2. Даны два числа: 43047 и 245. Найдите разницу между наименьшей цифрой второго числа и наименьшей цифрой первого. 3. Даны два числа: 919299 и 1111. Сложите наименьшую цифру первого числа с последней цифрой второго. 4. Даны два числа: 32452 и 362353. Сложите цифры первого числа и допишите к ответу справа первую цифру второго числа. 5. Даны два числа: 43047 и 64443. Сложите цифры, которые не присутствуют ни в первом, ни во втором числе. Знакомство с демоверсией и заказ электронной книгиКнига “Изучаю компьютер”, с газетным вариантом которой вы познакомились, ориентирована прежде всего на индивидуальную работу наставника с ребенком младшего школьного или старшего дошкольного возраста. Можно, конечно, использовать учебник в режиме коллективного обучения, но в этой книге нет методических рекомендаций для проведения таких занятий. Для работы в школьном классе лучше подойдет аналогичный электронный учебник “Азы информатики. Часть I. Знакомство с компьютером” (автор А.Дуванов, второе издание). Демоверсии электронных книг Скопировать демоверсии электронных книг можно по адресам, указанным ниже. “Изучаю компьютер” ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/reclam/comp.zip (1.6 Мб) “Азы информатики. Знакомство с компьютером” ftp://ftp.botik.ru/rented/robot/univer/azinfd.zip (5.8 Мб) Заказ электронных книг Заказать электронные книги можно при помощи формы на странице www.botik.ru/~robot/sale или обратившись к автору по адресу kurs@robotland.pereslavl.ru. * В оригинале для разметки сказок используются четыре цвета. Но черно-белый газетный вариант не позволяет воспроизвести их адекватно. Поэтому цвета здесь заменены номерами в квадратных скобках. Если кого-то интересует, как было в оригинале, то так: [1] — желтый, [2] — охра, [3] — пастельный голубой, [4] — пастельный зеленый. Новогодняя загадка для ваших детей. Что это?
А.. А.. Дуванов,
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||