|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дизайн по правиламЧитателям газеты предлагается серия заметок по дизайну, которые автор подготовил для студентов курса “Web-конструирование” в 2008/2009 учебном году (дистанционный курс 42 “Роботландского университета”): · Заметка 1 “У хорошего дизайна 4 ноги”. · Заметка 2 “Приближение”. · Заметка 3 “Выравнивание”. · Заметка 4 “Повтор”. · Заметка 5 “Контраст”. Заметки предваряются заданиями для студентов курса и завершаются разбором полученных решений. Заметка 1. У хорошего дизайна 4 ногиПервое задание по дизайну Уважаемые студенты курса 42 Роботландского университета! Начинаем потихоньку разбираться с дизайном! Пока еще не усвоены технические навыки построения гипертекстовых страниц, в частности, вы еще плохо владеете языком HTML, не говоря уже про CSS, и вряд ли еще понимаете, чем клиентский скрипт отличается от серверного. А может, не знаете даже, как вывести на гипертекстовую страницу заголовок и пару абзацев. Ну и ладно! Это не помешает нам торить дизайнерскую дорожку, которая со временем пересечется с нашим возросшим потенциалом web-мастера. А пока в наших дизайнерских исследованиях мы почти не будем говорить ни о HTML, ни о CSS (и даже, упаси Бог, о Word). Примечание. Кстати! Тем, кто хочет понять, чем клиентский скрипт отличается от серверного, а также научиться программировать свой сайт на стороне сервера, нужно взять газету “Информатика” и прочитать курс Сергея Львовича Островского “Основы web-программирования для школьного «сайтостроительства»” (№ 17–24/2008). Хороший язык, доступная основательность, основательная доступность и практические пошаговые инструкции. Очень рекомендую. Скорее всего у школьников может не хватить времени для изучения этого материала (только у самых “упертых” в тему), а вот учителю совершенно необходимо не просто читать этот материал, но и выполнять практические задания, описанные в этих публикациях. Посылаю вам объявление, примерно которое увидел на своей почте, вынужденно простаивая, чтобы отправить вам диски с учебником “Web-конструирование”. Что ж терять время зря! В дизайне можно упражняться и в очереди на почте. Объявление на почте Посмотрите на это объявление. Оно вам нравится? Нет? Ну, тогда у вас душа дизайнера. Поздравляю! Вам не нравится — это отличный результат. Первый тест дизайнера вы успешно прошли. А теперь задание посложнее: почему вам не нравится это объявление? Что в нем не так? Попробуйте поговорить об этом с ребятами в классе и напишите нам (на курсовой список рассылки), какие причины были названы. У дизайнера есть особый “третий” глаз. Давайте его тренировать. На наших занятиях, на почте, на улице, в магазине, в газетном киоске... Где угодно, ибо дизайнерские труды окружают нас всюду. Давайте научимся их замечать и отличать хорошее от плохого. Наконец, задание, более сложное с технической точки зрения. Покажите свой вариант этого объявления. Сделайте его так, как считаете правильным. Чтобы все ахнули — вот! Вот что может сделать настоящий дизайнер с таким пустяком, как банальное объявление об аренде почтового ящика! За дело, друзья! Какими средствами выполнять верстку? Может, Word? Да перестаньте, ребята! Ну что вы, право, со своим вордом. Мы же хотим освоить сайтостроение. Здесь нет места этому монстру. Сделайте так. В одну руку возьмите векторный редактор, а другой проверьте, все ли правильно расположено на вашем затылке: 1. Рисуем объявление в векторном редакторе. 2. Сохраняем в виде растра в формате gif или png. 3. Показываем работу на нашем списке рассылки. Для тех, кто: · не умеет еще работать в векторном редакторе; · принципиально работать в нем не хочет (не верю!). Ну, сделайте верстку в том, в чем сможете: · нарисуйте картинку в растре; · ну, хорошо, сделайте в Word’е, но превратите результат в картинку; · нарисуйте просто на бумаге и отсканируйте (или сфотографируйте, если нет сканера). С интересом буду ждать ваших сообщений и графических вариантов. Ту-ту! Поезд отправляется. Примечание. Векторный редактор очень удобен для подготовки графики в силу следующих его свойств: · преобразования рисунка выполняются без искажений; · получаются маленькие графические файлы; · рисовать быстро и просто; · независимое редактирование частей рисунка; · высокая точность прорисовки (до 1 000 000 точек на дюйм); · легко редактировать уже созданные рисунки, в том числе менять их в размерах (целиком или отдельные части) без искажений; · векторный рисунок легко преобразовать в растровые форматы. Вот простой, но типичный пример того, как на сайте получаются некачественные рисунки (подобными примерами богаты наши сборники конкурсных сайтов прошлых лет). Вы нарисовали заголовок сайта в растровом редакторе. Потом поняли, что он мал, его надо увеличить. Вы можете пойти двумя путями: 1. Нарисовать заголовок заново в новых размерах. 2. Увеличить старый вариант средствами редактора. 99% идут по второму пути. И получают искаженную графику с заметными пиксельными ступеньками. Такой проблемы не возникает в векторном редакторе! Нужно увеличить рисунок (или его часть)? Да нет проблем, все преобразования делаются в векторе без потери качества. А конечный вариант экспортируем в gif, jpg или png. Очень хорош векторный редактор — Xara X (и новый вариант Xara Xtreme). Адрес сайта производителя: www.xara.com. Программа имеет бесплатную версию, работающую в операционной системе Linux (www.xaraxtreme.org), для Windows продукт придется покупать. В качестве бесплатного варианта можно назвать продукт Inkscape (анонс этого редактора можно прочитать в статье “Inkscape: векторная мышеловка”, опубликованной в номере 9 газеты “Информатика” за 2008 год). Адрес сайта производителя: www.inkscape.org. Зайдите на этот русскоязычный сайт. На полоске вверху после слов “Свежая стабильная версия” расположена ссылка Download. Щелкайте и качайте. В разделе “Справка” самого Inkscape есть готовый учебник (на русском языке). Его можно взять за основу для знакомства с этим векторным редактором. Учебник написан на страницах самого редактора Inkscape и в этом смысле является интерактивным. По мере чтения можно сразу пробовать делать то, про что прочитал. Функционально Inkscape очень неплохой редактор. Единственное, что в нем напрягает, так это “тормоза” при любых графических преобразованиях. В этом смысле Xara — сверхзвуковой истребитель, в котором работать очень комфортно. У хорошего дизайна 4 ногиРазвлечения в очереди на почтеС появлением компьютеров очереди в почтовых отделениях, увы, не уменьшились! Казалось бы, оформление бандеролей можно полностью автоматизировать: поместил стандартный конверт в приемное устройство, нажал кнопку и готово! Автомат взвесил посылку, считал адрес, наклеил марки, поставил печати, принял деньги, выдал сдачу, квитанцию — все! От силы пара минут на все операции.
Очередь на моей почте. Но нет. Приходится простаивать в очереди. Чтобы как-то развлечь себя, клиенты изучают график работы отделения, рассматривают плакаты, любуются обложками газет и журналов, образцами поздравительных открыток. Когда все изучено и перечитано, впадают в задумчивый ступор. Вы тоже так проводите время? Могу подсказать еще одно развлечение. Посмотрите на окружающие вас графики, плакаты, газеты, журналы, открытки с точки зрения их оформления. Такая игра в дизайн не просто поможет провести время, она будет крайне полезна, если вам приходится самим составлять бумажные или электронные страницы, а также принимать дизайнерскую работу, сделанную на заказ. Обычно люди оценивают дизайн по двухбалльной шкале: “хорошо/плохо”, что означает: нравится или нет. Попытки проанализировать “почему” терпят неудачу, ведь “на вкус и цвет товарищей нет”. Но это объяснение никуда не годится!Хорошие вещи нравятся большинству людей. У хорошего дизайна много товарищей. Но почему эта обложка безусловно хороша, а эта страница очевидно ужасна? Мы не можем ответить на эти вопросы, ибо дизайн — дело творческое, а творчество не управляется законами, существует вне правил, по вдохновению. Но это неправда!Первая цель этих заметок — раскрыть обманы, доказав, что хороший дизайн подчиняется правилам (даже когда их умышленно нарушает). Вторая — назвать правила по именам и третья — заставить правила работать на нас. Начнем с главного — назовем правила дизайна. Далее все просто — если вещь имеет название, ее можно выделять среди других и использовать по назначению. Вот перед нами груда камней. Это просто камни. Но вот нам сообщили их названия. Теперь мы видим не просто камни, мы видим: кварц, гранит, алмаз, изумруд, сапфир, рубин, опал, александрит, малахит и топаз. Правил в дизайне много! Но четыре правила определяют успех на 90%. Запомним их по именам: 1. Приближение 2. Выравнивание 3. Повтор 4. Контраст Дизайн по Робин ВильямсПричиной, подтолкнувшей меня написать эти заметки, явилась замечательная книга: Робин Вильямс “Дизайн для недизайнеров”. Изд-во “Символ”, 2008. Непременно прочитайте эту книгу! В первой главе “Прозрение под деревом Иисуса” автор рассказывает:
Юкка (лат. Yucca L.) — род растений из семейства агавовых, подсемейства Dracaenoide? Время от времени на юкке появляются цветоносные побеги. После того как кремовые цветки-колокольчики отцветут, вырастают новые побеги под прямым углом к старым. Это повторяется многократно, и в конце концов ветвящееся “дерево” становится похожим на жестикулирующего гиганта. Существует поверье, что первые пришедшие в пустыню Мохаве мормоны, увидев воздетые к небу “руки” этого необычного дерева пустыни, вспомнили Иисуса Навина. (По материалам журнала “Ридерз Дайджест”) «Много лет назад мне подарили на Рождество книгу с описанием пород деревьев. В тот вечер, открыв все подарки, я решила прогуляться и посмотреть, какие деревья растут в окрестностях родительского дома. Прежде чем выйти, немного полистала книгу. Первым в ней было дерево Иисуса, потому что узнать его проще простого. Надо сказать, что дерево Иисуса имеет весьма причудливый вид, и, посмотрев на картинку, я подумала: “В Северной Калифорнии такие деревья не растут. Оно очень странное. Я бы узнала его сразу, хоть никогда раньше и не видела”. Итак, я вышла на улицу. И во дворах четырех соседних домов росли деревья Иисуса. Я прожила здесь 30 лет, но ни разу не обратила на них внимания. И не только в нашем тупике, но и по всему кварталу у процентов восьмидесяти домов были посажены деревья Иисуса, — не иначе как в питомнике была распродажа, когда местные жители украшали свои дворы зелеными насаждениями. А я их до этого вообще не замечала! Но когда я узнала о существовании этого дерева, то стала замечать его всюду. Это и есть моя главная мысль: мы осознаем, что нечто существует, если знаем, как оно называется. У нас появляется власть над этим нечто. Оно наше и подчиняется нам. Сейчас вы узнаете, как формулируются некоторые принципы дизайна, и получите власть над страницами своих публикаций». “Мы осознаём, что нечто существует, если знаем, как оно называется” — эта мысль настолько важна, что только ради знакомства с ней, только ради этой короткой строчки стоило бы купить книгу Робин Вильямс. Этот тезис универсален, он относится не только к деревьям или правилам дизайна, он показывает путь к познанию мира. Назови нечто, и это нечто станет твоим! Посмотрите, какие красивые птички сидят на дереве! Ну да, сидят. Это просто птицы. До тех пор, пока нам их не назвали. А вот теперь мы видим, что на дереве сидят пять воробьев, три синицы и один скворец. Посмотрите, какой замечательный дизайн у этого сайта! Ну да, красота — неописуемая. Неописуемая до тех пор, пока нам не назвали ее составляющие (по Робин Вильямс): 1. Приближение 2. Выравнивание 3. Повтор 4. Контраст Теперь красота становится нашей. Мы начинаем понимать, откуда она взялась на чужом сайте, и можем создать ее на своем. Книга Робин Вильямс многообразно иллюстрирует отмеченные выше четыре правила, и мы пойдем следом, на собственных примерах, с уклоном на дизайн электронных страниц. Но прежде давайте добавим к названиям краткие описания, иначе правила останутся только словами без всякого смысла. Четыре правила дизайнаОбъявление, похожее на рис. 1, я увидел на почте. И переделал его (для собственного удовольствия) так, как показано на рис. 2.
Рис. 1
Рис. 2 Приближение
Робин Вильямс “Дизайн для недизайнеров” Рисунок 1 На рис. 1 все строки расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. Читателю приходится напрягаться, чтобы уловить структуру документа, понять, что и где ему надо делать во-первых, во-вторых и в-третьих. Рисунок 2 На рис. 2 заголовок отделен от основного текста, содержания каждого из трех пунктов сгруппированы и отделены друг от друга. Читателю не приходится напрягаться, чтобы понять, что и где ему надо делать во-первых, во-вторых и в-третьих. Выравнивание
Робин Вильямс “Дизайн для недизайнеров” Рисунок 1 На рис. 1 все строки центрированы. То есть вроде бы выравнивание есть (по центру). Но видит ли читатель центральную ось симметрии? Радует ли она его? Похоже, что нет. Читатель видит рваные края слева и справа, то есть беспорядок и сумбур на странице. Рисунок 2 Ниже явно показаны линии, по которым выровнены строчки текста на рис. 2 (выравнивание по левому краю). Кроме того, порядковые номера написаны таким кеглем, чтобы точно попасть на горизонтали, ограничивающие элементы списка. Отступ от номера дополнительно выровнен по началу слова “аренды”.
Повтор
Робин Вильямс “Дизайн для недизайнеров” Рисунок 1 Повторы в документе определяются выбранным стилем оформления. Например, заголовок выравнивается слева, значит, все заголовки должны выравниваться слева, маркер списка выглядит кружочком, значит, все маркеры должны быть кружочками. Стиль документа на рис. 1 можно описать так: · заголовок выделяется жирным начертанием; · все строчки выравниваются по центру. Мы видим, что принцип повтора реализуется в документе на стиле записи строк. Если бы этого повтора не было, документ выглядел бы еще хуже: Рисунок 2 На рис. 2 повторяется стиль оформления элементов списка: · крупный номер серого цвета, точно занимающий всю высоту элемента списка; · ширина отступа от номера; · повышенная плотность первой строки; · уменьшенный кегль второй строки; · высота отступа одного элемента от другого. Контраст
Робин Вильямс “Дизайн для недизайнеров” Рисунок 1 В документе на рис. 1 заголовок выделен жирностью, но этого недостаточно. Он слишком близок по оформлению к основному тексту, более похож на выделенный фрагмент текста, чем на заголовок. Стиль элементов списка ничем не отличается от стиля первой строки под заголовком. А ведь в каждом элементе списка две разные по важности строки: первая описывает “что нужно делать”, вторая сообщает дополнительную информацию. В документе на рис. 1 эти строки записаны одинаковым стилем, что рассеивает внимание читателя, не позволяя ему сконцентрироваться на главном. Рисунок 2 Стиль заголовка в документе на рис. 2 существенно отличается от стилей основного текста: другой тип шрифта (рубленый), значительно увеличен кегль, запись вывороткой. Контраст можно еще усилить за счет увеличения кегля, если сократить текст заголовка (см. рисунок ниже). На принципе контраста построены и элементы списка: крупный номер серого цвета, жирность важной строки, уменьшенный кегль вспомогательной. Вторая строка едва заметна, но она, безусловно, будет прочитана, если читатель проникся смыслом первой. Как читается такое объявление? Сначала мы видим броский заголовок, потом пошаговую инструкцию: 1. Написать заявление. 2. Составить договор. 3. Оплатить аренду за год. И только затем (если нужно) вникаем в детали. Анализ полученных работКоманда 4214 Руководитель: Чмелева Елена Николаевна
Вариант команды 4214
Команда 4205 Руководители: Пономарева Маргарита Михайловна, Леус Елена Владимировна
Команда 4211 Руководитель: Струкова Наталья Николаевна
Команда 4216 Руководитель: Федека Лилия Михайловна
Команда 4207 Руководитель: Струкова Наталья Николаевна
Команда 4212 Руководитель: Зарубина Людмила Леонидовна
Команды 4225 и 4255 Руководитель: Попович Александр Борисович
Апелляции Александр Борисович Попович (руководитель команд 4225 и 4255, “Объединение ЛиК”, Оленегорск) прислал апелляцию на мои комментарии к работе команды 4225. Апелляция затрагивает актуальный вопрос о правилах в дизайне и их нарушениях. Опытные дизайнеры хорошо знают правила. И часто умышленно их нарушают, но так, чтобы нарушение чем-то компенсировать, возможно, другим нарушением, и в итоге гармония сохраняется, работа приобретает особую оригинальность. Новички не знают правил. И часто не хотят знать. Они уверяют себя, что творчество не может подчиняться законам. И предлагают публике какофонию вместо гармонии. Бывают, конечно, люди, которые от природы наделены гармоническим восприятием. Но это, как лотерейный билет с главным призом — большая редкость. Апелляция Александра Борисовича > Если бы номера окошек не совпадали с номерами действий > (как это случайно получилось), вариант 4225 вводил > бы читателя в сильное заблуждение. Это утверждение неоправданно. Все получилось совершенно не случайно! Слияние номеров шагов и окошек — дизайнерский прием, который, естественно, является решением только для конкретного, именно этого документа. “Если бы номера окошек не совпадали с…”, мы бы искали (и нашли бы!) другое решение :) Верните честно заработанные 0,5 балла ;) Ответ куратора Возвращаю! :) Как я уже отмечал, в работе команды 4225 крупные цифры 1, 2, и 3 воспринимаются как номера действий, оригинально поставленные в конец пункта. Это тот самый пример, когда гармонично нарушаются правила! По правилам номера надо ставить в начало, а они поставлены в конец. Увеличенный кегль номера и его серый цвет компенсировали это нарушение, сохранив гармонию. И создав оригинальность.
А.. А.. Дуванов,
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||