Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Информатика»Содержание №1/2009


В мир информатики
Задачник

Ответы, решения, разъяснения

к заданиям, опубликованным в газете
“В мир информатики” № 111 (“Информатика” № 17/2008)

1. Задача “Чему равно ABCDE?”

Решение

1. Видно, что A 2 (иначе произведение было бы 6-значным) и А — четное (как последняя цифра результата умножения на 4). Следовательно, А = 2, а Е = 8 (трем Е быть равно не может). Запишем найденные цифры в пример:

2. Можно сделать вывод, что B 2 (иначе будет перенос 1 в самый старший разряд). С другой стороны, B — нечетное число (как последняя цифра результата умножения на 4 с учетом единицы от переноса из последнего разряда). Значит, B = 1:

3. Анализ разряда десятков показывает, что D может быть равно 7 либо 2. Но А = 2, значит, D = 7:

4. Для разряда сотен можем записать: С * 4 + 3 = 30 + С, откуда С = 9.

Ответ

Ответы прислали:

— Алюков Сергей, Ерош Татьяна, Кузьмин Евгений, Мельник Кристина и Митягин Александр,
г. Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка, школа № 8 им. Константина Филиппова, учитель Лопатин М.А.;

— Амонжалова Анастасия и Титов Кирилл, г. Рубцовск Алтайского края, школа № 1, учитель Толмачева Н.П.;

— Багиров Вячеслав, Игнашов Евгений, Логвиненко Александра, Матюшин Михаил, Мегеря Марина и Михайленя Татьяна, Тюменская обл., г. Новый Уренгой, поселок Лимбяяха, школа № 9, учитель Исакова И.С.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Белашова Инна, Белашова Марина, Измайлова Дарья, Искандерова Виктория и Касимова Рузина, Республика Татарстан, г. Казань, школа № 22, учитель Осипова А.А.;

— Богомолов Алексей, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;

Борисова Ольга, Калинина Мария и Ленская Евгения, Смоленская обл., г. Демидов, школа № 1, учитель Кордина Н.Е.;

— Боровик Владимир и Боровик Татьяна, село Агинское Красноярского края, школа № 2, учитель Леонтьева О.П.;

— Габдрахманова Эльвира, Кустов Олег и Яркова Марина, Куминская средняя школа, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Кондинский р-н, учитель Шишигина О.В.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Галушкова Карина, средняя школа поселка На­двоицы, Республика Карелия, учитель Богданова Л.М.;

— Далишнева Анастасия и Доманюк Анна, село Спасское Спасского р-на Приморского края, школа № 8, учитель Мирошник Л.В.;

— Дзюба Мария, г. Ржев Тверской обл., школа № 1 им. А.С. Пушкина, учитель Пигуль Т.Е.;

— Дженишаева Валерия, г. Ярославль, школа № 33, учитель Ярцева О.В.;

— Дударчук Сергей, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, гимназия № 5, учитель Пучкина С.А.

— Емеличев Николай и Сибрина Оксана, г. Ярославль, школа № 33, учитель Цикина Е.Н.;

— Землянская Марина и Нестругина Анастасия, Воронежская обл., поселок городского типа Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Захарченко, учитель Старикова М.Е.;

— Григорьев Игорь и Наумова Александра, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, школа № 12, учитель Дмитриева О.В.;

— Неркагы Валентина, Неркагы Дмитрий, Ного Кристина и Спасенников Андрей, школа-интернат села Кутопьюган, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-н, учитель Куликов Э.А.;

— Новицкая Эллина и Сапронов Никита, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Ошуев Андрей, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Павленко Павел, г. Красноярск, школа № 11, учитель Латынцева Е.В.;

— Пантюхина Анна, Цай Ирина, Чердакова Дарья и Шмуляев Андрей, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;

Праведник Анастасия, г. Ржев Тверской обл., школа № 1 им. А.С. Пушкина, учитель Пигуль Т.Е.;

— Рашкин Артем, Пензенская обл., поселок Тамала, школа № 1, учитель Пашина Н.Д.;

— Слимов Никита и Коломейцев Глеб, Москва, школа № 1399, учитель Шнейдер Е.В.;

— Фуфыгин Алексей, средняя школа села Кипцы, Саратовская обл., Екатериновский р-н, учитель Омельченко С.Ю.;

— Школьная Наталия, Республика Бурятия, Мухоршибирский р-н, село Мухоршибирь, школа № 1, учитель Алексеева Н.Ф.

 2. Задание “Шестибуквенные термины”

Ответ

В таблице записаны следующие термины: версия, гнездо, диалог, замена, запись, запрос, защита, истина, корпус, курсив, курсор, ластик, логика, макрос, массив, мастер, модель, ошибка, память, пароль, портал, пробел, разряд, расчет, сборка, сектор, сигнал, символ, сканер, список, ссылка, таймер, утилит (правильное название — утилита — служебная программа), фильтр, флажок, червяк (имеется в виду почтовый червь — разновидность вредоносных программ), щелчок, ячейка.

Правильные ответы представили:

— Алюков Сергей, Ерош Татьяна, Кузьмин Евгений, Мельник Кристина и Митягин Александр, г. Лесосибирск Красноярского края, поселок Стрелка, школа № 8
им. Константина Филиппова, учитель Лопатин М.А.;

— Амонжалова Анастасия, Андриенко Артем и Швайка Павел, г. Рубцовск Алтайского края, школа № 1, учитель Толмачева Н.П.;

— Арахова Алена, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, школа № 32, учитель Пышная Е.А.;

— Артемьев Павел, Белослудцева Юлия, Боговаров Артем, Гаврилов Денис, Главатских Мария, Главатских Светлана, Данилов Дмитрий, Дерендяева Вера, Ехлаков Дмитрий, Жигалов Денис, Жигалова Ксения, Жигалов Руслан, Иванова Анна, Каракулова Дарья, Касаткина Мария, Леконцев Александр, Пинаева Дарья, Пинаева Мария, Пулькина Анастасия, Трефилов Владимир и Шулепова Алена, Кезская средняя школа № 1, Удмуртская Республика, учитель Ветошкина Н.В.;

— Батурина Мария, Габдрахманова Эльвира, Кокшарова Евгения, Саноцкая Марина, Федоров Сергей и Яркова Марина, Куминская средняя школа, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Кондинский р-н, учитель Шишигина О.В.;

— Белашова Инна, Белашова Марина, Искандерова Виктория и Касимова Рузина, Республика Татарстан, г. Казань, школа № 22, учитель Осипова А.А.;

— Белкин Сергей, Выползов Олег, Кашицын Степан, Кель Макар, Левин Максим, Парахин Олег, Чудиновский Виталий и Чудиновский Евгений, средняя школа села Средний Васюган, Томская обл., Каргасокский р-н, учитель Вторушина Н.А.;

Борисова Ольга, Калинина Мария и Ленская Евгения, Смоленская обл., г. Демидов, школа № 1, учитель Кордина Н.Е.;

— Боровик Владимир и Боровик Татьяна, село Агинское Красноярского края, школа № 2, учитель Леонтьева О.П.;

— Бредихин Виктор и Честков Никита, Москва, школа № 1399, учитель Юрасик Е.В.;

— Гайсина Галия, г. Уфа, Республика Башкортостан, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Галушкова Карина, средняя школа поселка На­двоицы, Республика Карелия, учитель Богданова Л.М.;

— Григорьев Игорь, Наумова Александра и Нигматуллина Диана, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, школа № 12, учитель Дмитриева О.В.;

— Далишнева Анастасия и Доманюк Анна, село Спасское Спасского р-на Приморского края, школа № 8, учитель Мирошник Л.В.;

— Дзюба Мария, г. Ржев Тверской обл., школа № 1 им. А.С. Пушкина, учитель Пигуль Т.Е.;

— Ежиков Никита и Сапронов Никита, г. Челябинск, школа № 124, учитель Юртаева Г.Ю.;

— Землянская Марина и Нестругина Анастасия, Воронежская обл., поселок городского типа Каменка, средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза В.П. За­-
хар­ченко, учитель Старикова М.Е.;

— Зуйкин Виталий и Хуснулин Зиннур, Республика Татарстан, г. Альметьевск, школа № 17, учитель Аристова Н.А.;

— Ильюхина Диана и Уварова Екатерина, г. Заозерный Красноярского края, гимназия № 2, учитель Владимирова Н.А.;

— Ковалев Александр, Павлова Мария и Шебалов Владимир, средняя школа поселка Татищево, Саратовская обл., Татищевский р-н, учитель Копылова С.В.;

— Колесов Николай и Колесов Сергей, Пензенская обл., поселок Тамала, школа № 1, учитель Пашина Н.Д.;

— Кузьминых Сергей, средняя школа села Дуван, Республика Башкортостан, Дуванский р-н, учитель Муратшина Ж.В.;

— Кукуня Дарья, г. Борисоглебск Воронежской обл., гимназия № 1, учитель Степаненко О.В.;

— Курносова Кристина, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Лапина Каролина, Медведева Татьяна, Панин Антон и Салихов Мирзабек, Московская обл., Клинский р-н, поселок Нарынка, средняя школа имени 50-летия ВЛКСМ, учитель Метлевская Е.В.;

— Ложкина Ксения, Наумова Светлана, Палкина Ксения, Русских Наталия и Тронин Антон, Кезская средняя школа № 1, Удмуртская Республика, учитель Ветошкина Н.В.;

— Мешков Олег, Республика Башкортостан, г. Уфа, гимназия № 3, учитель Болдырева С.В.;

— Никаноров Вячеслав, Украина, г. Кременчуг Полтавской обл., школа № 19, учитель Борисенко С.А.;

— Неркагы Валентина, Неркагы Дмитрий, Ного Кристина и Спасенников Андрей, школа-интернат села Кутопьюган, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский р-н, учитель Куликов Э.А.;

— Павленко Павел, г. Красноярск, школа № 11, учитель Латынцева Е.В.;

— Пантюхина Анна, Цай Ирина, Шмуляев Андрей и Шульга Елена, г. Струнино Владимирской обл., школа № 11, учитель Волков Ю.П.;

Праведник Анастасия, г. Ржев Тверской обл., школа № 1 им. А.С. Пушкина, учитель Пигуль Т.Е.;

— Скоблин Константин, средняя школа села Тегульдет Томской обл., учитель Калмыкова Л.А.;

— Тренина Анна, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, школа № 2, учитель Бабаева Н.А.;

— Фуфыгин Алексей, средняя школа села Кипцы, Саратовская обл., Екатериновский р-н, учитель Омельченко С.Ю.;

— Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В.;

— Школьная Наталия, Республика Бурятия, Мухоршибирский р-н, село Мухоршибирь, школа № 1, учитель Алексеева Н.Ф.;

— Якшибаев Ильдар, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, школа № 12, учитель Горшкова Н.А.

Отметим ответы Виталия Зуйкина и Зиннура Хуснулина из школы № 17 г. Альметьевска, а также Галии Гайсиной из школы № 18 г. Уфы, приведших комментарии к найденным терминам.

3. Задача “Прогноз погоды”

Решение

Определим сначала, какие предсказания метеостанций являются достоверными с учетом того, что, как сказано в условии, каждая из них может достоверно предсказать не более двух природных явлений, которые или не противоречат предсказаниям других станций, или подтверждаются хотя бы еще одной:

— у первой метеостанции: дождь, скользко (предсказания “слабый ветер” и “to = 0” не подтверждаются ни одной другой метеостанцией);

— у второй метеостанции: нет достоверных предсказаний;

— у третьей метеостанции: скользко, to = 1 (последнее предсказание не противоречит предсказанию четвертой метеостанции);

— у четвертой метеостанции: дождь, to ? 1.

Значит, достоверным является прогноз: “скользко, дождь, to = 1” (т.е. вариант номер 3 из приведенных в условии).

Ответы прислали:

— Амонжалова Анастасия, Андриенко Артем и Швайка Павел, г. Рубцовск Алтайского края, школа № 1, учитель Толмачева Н.П.;

— Аствацатурян Эдуард, средняя школа поселка Новопетровский Московской обл., учитель Артамонова В.В.;

— Баджадзе Вахтанг, Ермаков Дмитрий и Мартиросян Карен, г. Ярославль, школа № 33, учитель Цикина Е.Н.;

— Баженов Василий и Баженов Михаил, средняя школа села Горелово Тамбовской обл., учитель Шитова Л.А.;

— Валиев Наим и Кулахметов Рашид, средняя школа села Восточное Нижегородской обл., учитель Долгова Г.А.;

— Виноградова Анастасия, Ошуев Андрей и Царева Анастасия, г. Сегежа, Республика Карелия, школа № 5, учитель Меньшиков В.В.;

— Газаров Давид, г. Ярославль, школа № 33, учитель Ярцева О.В.;

— Гайсина Галия, Республика Башкортостан, г. Уфа, школа № 18, учитель Искандарова А.Р.;

— Григоренко Василий, Григоренко Дмитрий, Есипова Мария, Круглякова Мария и Яснова Дарья, средняя школа поселка Осиновка, Алтайский край, учитель Евдокимова А.И.;

— Деминцев Борис, средняя школа села Сердар, Республика Марий Эл, учитель Чернова Л.И.;

— Никаноров Вячеслав, Украина, г. Кременчуг Полтавской обл., школа № 19, учитель Борисенко С.А.;

— Хотеев Сергей, Москва, гимназия № 1530, учитель Шамшев М.В.;

— Школьная Наталия, Республика Бурятия, Мухоршибирский р-н, село Мухоршибирь, школа № 1, учитель Алексеева Н.Ф.

Второй прогноз погоды

Четыре различных метеостанции дали прогноз погоды на завтра:

1-я — дождь, гололед, слабый ветер, t °= 5;

2-я — гололед, сильный ветер, отрицательная температура;

3-я — дождь, безветренно, t °= 0, магнитная буря;

4-я — без осадков, гололед, безветренно, t °= 8.

Известно, что каждая метеостанция может достоверно предсказать не более двух природных явлений (наличие осадков, температуру воздуха и др.), которые или не противоречат предсказаниям других станций, или подтверждаются хотя бы еще одной. Это означает, что завтра будет:

1) безветренно, дождь, гололед;

2) слабый ветер, дождь;

3) сильный ветер, гололед, t ° = 5;

4) безветренно, без осадков, t ° < 0.

Какой вариант из четырех приведенных является достоверным?

У кого какая профессия?

Корнилов, Джаганян, Марченко и Семеновский — жители одного города. Их профессии: парикмахер, врач, инженер и милиционер.

Известно, что:

1) Корнилов и Джаганян — соседи и всегда на работу ездят вместе;

2) Джаганян старше Марченко;

3) Корнилов регулярно обыгрывает Семеновского в шахматы;

4) парикмахер на работу всегда ходит пешком;

5) милиционер живет рядом с врачом;

6) инженер и милиционер встречались только один раз — когда второй оштрафовал первого за нарушение правил дорожного движения;

7) милиционер старше врача и инженера.

Определите профессию каждого.

Соревнования по бегу2

На соревнованиях по бегу первые четыре места заняли Борис, Вахтанг, Константин и Юлий. На вопрос, какие места они заняли, ребята честно ответили:

— Константин не занял ни первое, ни последнее место;

— Борис занял второе место;

— Вахтанг не был последним.

Какие места занял каждый мальчик?


2 Задача предназначена для учащихся начальной школы и учеников 5–7-х классов.

TopList